www/rags.ru/failes/dissertation/soodoc (дата обращения: 20.10.2012).
10) Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание// Социологические исследования. 1999. №9. С.64-74.
11) Хотинец В.Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов // ^циологические исследования. 2011. №2. С.99-108.
Безгина Наталья Вячеславовна, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF CIVIC IDENTITY N.V. Bezgina
Presents the author's model reveal civic identity consisting of the four-components: cognitive,emotional,behavioral and semantic components. The features of substantive content of its elements. The author considers determines position civic identity in the structure of social identity.
Key words: civic identity,civil representation,civic activities, civil act,semantic component.
Bezgina Natalia Vyacheslavovna, graduate student, [email protected] , Russia, Tula, Tula State University.
УДК 159.922
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПОСРЕДСТВОМ САМООПИСАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
С.М. Буянова
Представлена общая структурно-содержательная модель представлений о себе личности, описана модель представлений о себе, характерная для юношеского возраста. Представлены результаты исследования когнитивного компонента представлений юношей посредством самоописаний.
Ключевые слова: самоопределение; представления о себе; самоописания; юношеский возраст.
Представления о себе занимают особую роль в системе представлений человека, так как им принадлежит центральное место в формировании механизмов самопознания и саморазвития личности. Представления о себе обеспечивают ориентацию и информационное обслуживание деятельности и поведения личности, осуществляют макрорегуляцию личностного развития. Поэтому развитая личность имеет систему представлений о себе, которую она считает соответствующей реальности. А.А. Налчаджян говорит
о том, что со временем формируется относительно устойчивая структура, имеющая «ядерные» образования и подструктуры, которые в целом, при отсутствии патологических изменений и разрушения психики, сохраняют свои характерные особенности. Благодаря этому центральные образования сохраняют свою идентичность и непрерывность в течение всей жизни индивида, и это обстоятельство переживается человеком как устойчивость своего Я: личность убеждена и непосредственно переживает себя сегодняшнюю как ту же самую, что и вчера, и уверена, что завтра тоже каких-либо кардинальных изменений с ней не произойдет [4].
Самопредставления человека являются итоговым продуктом процесса самосознания и саморефлексии на каждом этапе возрастного развития. Исследователи отмечают, что самопредставления - это когнитивная составляющая самосознания, некий конечный продукт осознания самим себя, включающий оценку и отношение к собственной личности, поведенческую и символическую составляющие. Сложившаяся система представлений о себе претерпевает качественные и количественные изменения по мере взросления человека, начиная с самого раннего возраста. Взаимодействуя с окружающими, ребенок расширяет круг представлений о себе и приобретает способность к их демонстрации, первоначально, на элементарном неосознаваемом уровне, а с возрастом - на основе социально и культурно освоенных способов поведения, а также посредством самоопи-сания - рассказа о себе.
Сложившаяся система представлений о себе определяет отношение индивида к самому себе (эмоционально-оценочный компонент), выступая основой построения взаимоотношений с другими людьми, проявляясь в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний. Эмоционально-оценочный компонент в обобщенном виде представляет собой эмоциональное (самовосприятие, удовлетворенность) и оценочное (самооценка) отношение к собственной личности.
Как элементы обобщенного образа представления человека о себе отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции его поведения, способность отвечать за свои поступки (поведенческий компонент), с другой -избирательность его восприятия, таким образом, в них отражаются основные характеристики самопонимания, самопознания личности (В.И. Слободчиков, И.С. Кон).
Осуществляя самопознание, то есть, обращая психическую деятельность на исследование самого себя, человек производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом (когнитивный компонент). В процессе самопознания отражается то, как человек получает знания о себе, как развивает это знание, как из единичных ситуативных образов оно формируется в представление, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. Таким образом, когнитивный компонент представляет собой результат самонаблюдения и самопо-
знания, это некий набор убеждений о самом себе, образ своих качеств, способностей и т.д., который включает все, что значимо для человека, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, а с другой - отличать себя от них, осознавать себя как неповторимую личность. Это такие категории, в которых субъект осознает свои особенности. А.В. Петровский определяет когнитивный компонент как образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости [3]. Таким образом, это любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его собственности, жизненных целей и т.п. Все они входят в представления о себе с различным удельным весом -одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее [2]. По А.А. Налчаджану, когнитивный компонент является единицей самосознания (Я-концепции) и представляет собой отражение отдельных свойств личности. «У меня есть такая черта, как доброта (когнитивная часть) и я считаю ее положительной (оценочная часть)» [4, с. 207].
По мнению А.Ф. Лосева, «самое само» человека - это и есть самая подлинная, самая непреодолимая, самая жуткая и могущественная реальность, какая только может существовать [5]. «Я» в индивидуальных интерпретациях допускает бесконечное количество модусов собственной данности, и «самое само» личности, будучи трансцендентным, всегда выступает в символах (символический компонент). В эти собственные символы и мифы человек всматривается с целью понять самого себя, раскрыть для себя свою сущность и раскрывает символ как смысл, адресованный именно ему и больше никому другому. «В обсуждаемом контексте человек есть символ самого себя и «приговорён» к саморасшифровке» [7].
Символический компонент предстает как система Я-концептов и Я-метафор, описывающих индивиду его самого. Е.Е. Сапогова определяет такие «Я-метафоры», как Я-концепты, представляющие субъекту самого себя таким, каким он не сможет быть в реальности. «В них всегда присутствуют архетипические сюжеты традиционной культуры, основные мифологемы, архетипические образы, сакральные локативы, культурный релик-варий» [8].
Теоретический анализ позволил выделить и описать в структуре представлений о себе наиболее часто встречающиеся составляющие, то есть позволил создать наиболее вероятную и полно описывающую струк-турно-содержателъную модель представлений о себе:
А. Когнитивный компонент: включает те содержательные характеристики, которые отражают знания личности о самой себе (Я-образ):
1.) телесно-психофизиологический, включающий «физическое Я» и «телесное Я» (представления о характеристиках собственного тела и особенностях его функционирования, о здоровье, о задатках; представления о поле и возрасте, о внешнем облике, физических характеристиках);
2.) социально-психологический, включающий «психологическое Я», «моральное/нравственное Я», «духовное Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «экономическое Я», «семейное Я», «этническое Я» (представления о личностных качествах, характере, темпераменте, способностях, психических состояниях, познавательных процессах, волевых качествах, эмоциональных качествах; оценка собственных проявлений в сравнении с общественными нормами, ориентация на нормы и эталоны; ценности, цели, мечты, планы, жизненные стратегии; ролевые и статусные представления, гражданское Я; представления о себе как профессионале; представления о себе как собственнике, о владении территорией, личными вещами; представления о демографическом статусе; представления о принадлежности к нации, национальности).
B. Эмоционально-оценочный компонент: включает те содержательные характеристики представлений о себе, которые обеспечивают эмоционально-оценочное отношение к самому себе:
1. самооценка всех «Я» когнитивного компонента как степень соответствия реальных представлений о себе идеальным;
2. самопринятие как ощущение ценности всех «Я» когнитивного компонента, то есть удовлетворенность собственными «Я».
C. Поведенческий компонент: включает конкретные действия личности, которые могут быть вызваны самопредставлениями:
1. самопрезентация;
2. самоописание.
Э. Символический компонент: включает смысловое наполнение содержательных характеристик когнитивного компонента, символизация, принятая личностью в отношении себя.
1. Я-концепты;
2. Я-метафоры.
Структурно-содержательная модель представлений о себе в юношеском возрасте будет обусловлена как индивидуальным социальным опытом личности, так и общевозрастными особенностями. Исследователи указывают на то, что юношеский возраст (14-15 - 18 лет) связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием значимости собственной личности. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Юношеское отношение к миру имеет большей частью личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.
Л.С. Выготский считает, что становление нового уровня самосознания в ранней юности идет в направлении интегрирования образа самого себя, «перемещения» его «извне вовнутрь» [4, с. 229-230]. В.А. Алексеев,
описывая юношу, отмечает, что юноша - «личность для себя», в то время как подросток - это еще «личность для других» [1, с. 104].
Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента определенной социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?»). Юношу интересует не столько вопрос «кем быть?», сколько вопрос «каким быть?». Для успешного решения возрастной задачи юности как задачи самоопределения у молодого человека должна появиться мотивация к занятию новой социальной позиции, сложиться дифференцированная система ценностных ориентаций и способность к творческому построению жизненных смыслов, а также возникнуть представление об индивидуальном пространстве возможностей во временной перспективе. То есть приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию самосознания. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки.
Данному возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ. В то же время юноша ощущает противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д. Становление личности включает в себя и становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о себе. Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта. У юношей формируется собственная модель личности, с помощью которой они определяют свое отношение к себе и другим. Юношеское «Я» еще нестабильно, диффузно, подвержено разным влияниям. Желаемое часто принимается за действительное, придуманное воспринимается как реальное. Психологически становление «Я» переживается как смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, чувство неопределенного ожидания. Опасностью в этот период, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. Представления о себе в юношеском возрасте обусловлены и групповым образом «Мы» - образом типичного сверстника своего пола.
У юноши присутствует повышенная чувствительность к особенностям своего тела и внешности. Но в то же время на первый план в образе «Я» постепенно выходят умственные способности, волевые и моральные качества. Юноша, опираясь на сложившееся мировоззрение, пытается соответствовать неким идеалам, поэтому формирует такую систему представлений о себе, которая помогала бы ему ориентироваться в обществе и соответствовать социальным нормам и стандартам. Центральным новообразованием юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное, предполагающее сформированность на высоком уровне психологических структур и прежде всего самосознания и Я-концепции.
Активным способом осмысления человеком себя в мире является организация жизненного опыта в повествовательные, «рассказовые» структуры, то есть создание нарративов (Дж. Комбс, Е.Г. Трубина, Дж. Фридман, J. Bruner, P.G. Davies, H.R. Harre, K.J. Gergen, H.A. Murrey, G. Prince). Нарратив предстает как определенным образом сконструированный текст, в котором сознание и язык, бытие и время, человек и мир оказываются тесно взаимосвязанными; нарратив предстает как своеобразное окно в индивидуальный человеческий опыт [9]. Д. Шифрин определяет нарратив как «форму дискурса, через которую мы реконструируем и репрезентируем прошлый опыт для себя и для других» [10, с. 321].
Такие истории о себе предстают как тексты самоописаний человека, то есть демонстрация индивидуального и социального опыта. Так как человек осознает себя посредством языка, существует в мире, не отделимом от языковой составляющей, мы находим возможным проследить становление системы представлений о себе посредством изучения текстов самоописаний. Самоописание - это, с одной стороны, род самопрезентации, само-предъявления в общении (хотя и опосредствованном, через текст); с другой стороны, оно отражает содержательные и формальные аспекты самосознания, самооценки и самоотношения; это некий показатель знания человека о себе, результат саморефлексии. В самоописании должны проявляться характерные стилевые и языковые особенности, различия в коммуникативных установках, экспрессивности, строении самоотношения и самооценки, а также особенности некого самопроектирования, результатом которого является предвидение возможного жизненного пути, определение целей и задач.
В нашем исследовании когнитивного компонента струтурно-содержательной модели представлений о себе были использованы следующие методики: методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой и методика свободного самоописания А.В. Визгиной. Выборка включала 40 студентов-экономистов и студентов-социологов Финансового университета при Правительстве РФ. Данное исследование является пилотажным, и его результаты требуют дальнейшей эмпирической проверки.
В результате качественного анализа полученных данных было выявлено, что когнитивный компонент системы представлений о себе сформирован полностью. В ответах испытуемых присутствуют все содержательные кластеры: «физическое Я», «телесное Я», «психологическое Я», «моральное/нравственное Я», «духовное Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «экономическое Я», «семейное Я», «этническое Я». В само-описании данные кластеры представлены такими конструкциями, как «Я уверенный в себе человек и никому не желаю зла. Я довольна своей внешностью, занимаюсь спортом для поддержания тонуса, фигуры»; «Я считаю, что уверенность и внешний вид очень важны»; «Я студентка Финансового университета»; «Я небольшого роста, волосы темные, голубые глаза, стройная. По характеру добрая, заботливая, терпеливая, общительная», «Поскольку я старший ребенок в семье, я лидер по натуре», «Я христианин» и др.
При этом в большей степени описываются кластеры «психологическое Я» (55 % испытуемых), «телесное Я» (30 % испытуемых) и «профессиональное Я» (42,5 % испытуемых), что обусловлено общевозрастными особенностями. Это представления о поле и возрасте, о внешнем облике, физических характеристиках («Я девушка», «Я молодой человек», «Я обычный представитель молодежи»); представления о личностных качествах, характере, темпераменте, способностях, психических состояниях, познавательных процессах, волевых качествах, эмоциональных качествах («Я лентяйка», «Я способная», «Я флегматик», «Я интроверт»). Также это представления о себе как будущем профессионале, что в большей степени обусловлено возрастом («Я будущий социолог», «Я будущий профессионал»).
Задачей исследования не было выявление кластеров символического компонента самопредставлений, однако, данные методики выявили представленность в юношеском возрасте Я-концептов и Я-метафор, описывающих испытуемых. Это такие метафорические конструкции, как, например, «Я вишня», «Я цифра 3», «Я космос», «Я никто и одновременно целый мир» и др.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в юношеском возрасте когнитивный компонент представлений о себе сформирован полностью. В то же время самоописания испытуемых юношеского возраста не являются развернутыми и рефлексивными. В большей степени осознаются те характеристики личности, которые обусловлены возрастной спецификой.
Список литературы
1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М., 1984. С.103-107.
2. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. С.333-393.
3. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. Т. 4. 496 с.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
5. Лосев А.Ф. Самое само // Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. С. 300-526.
6. Налчаджян A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. 263 с.
7. Сапогова Е.Е. Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности // Известия ТулГУ. Серия «Психология» / под ред. Е.Е. Сапоговой. Вып. 3. Тула: изд-воТулГУ, 2003. С. 195-214.
8. Сапогова Е.Е. Игры с самим собой: я-метафоры в содержании индивидуальных нарративов субъекта // Вторая Всероссийская научнопрактическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. С. 104-107.
9. Ochs, E., Capps, L. Narrating the Self // Annual Review of Anthropology. №. 25. 1996. Р. 19-43.
10. Schiffrin, D. In Other Words: Variation in reference and narrative. Cambridge, 2006.
Буянова Светлана Михайловна, преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
THE RESEARCH OF REPRESENTATIONS ABOUT SELF BY THE MEANS OF SELF DESCRIPTIONS AMONG ADOLESCENTS
S.M. Buyanova
The article presents the basic model of representations about self and the special model of representation about self for adolescents. Possibility to follow the development of system of representations about self by the means of self description is discussed and results of cognitive component of representations investigation are described.
Key words: self-determination, representations about self, self descriptions, adolescence.
Buyanova Svetlana Mihaylovna, assistant professor, svebuyanova@yandex. ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation.