Научная статья на тему 'Психологическая структура гражданской идентичности'

Психологическая структура гражданской идентичности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3417
805
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЙ ПОСТУПОК / СЕМАНТИКО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / CIVIC IDENTITY / CIVIL REPRESENTATION / CIVIC ACTIVITIES / CIVIL ACT / SEMANTIC COMPONENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безгина Н. В.

Представлена авторская модель структуры гражданской идентичности, состоящая из четырёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого, семантико символического. Рассмотрены особенности содержательного наполнения её элементов. Определено место гражданской идентичности в структуре социальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF CIVIC IDENTITY

Presents the author's model reveal civic identity consisting of the four components: cognitive, emotional, behavioral, and semantic components. The features of substantive content of its elements. The author considers determines position civic identity in the structure of social identity.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура гражданской идентичности»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Н.В. Безгина

Представлена авторская модель структуры гражданской идентичности, состоящая из четырёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого, се-мантико-символического. Рассмотрены особенности содержательного наполнения её элементов. Определено место гражданской идентичности в структуре социальной идентичности.

Ключевые слова: гражданская идентичность, гражданские представления, гражданская деятельность, гражданский поступок, семантико-символический компонент.

Изучение гражданской идентичности как психологического феномена делает актуальным существующие определенные политические предпосылки, которые находят отражение в исследовательских работах, представленных во многих научных дисциплинах. Несмотря на разнообразие работ, отсутствуют согласованные исследования с практическими наработками, выявляющими сущностную природу гражданской идентичности как психологического феномена, индивидуального переживания личности своей гражданской принадлежности, той части образа Я, которая не является сугубо политической. Феномен гражданской идентичности рассматривается чаще всего как социально-политический, общественный, государственный, гораздо реже его трактуют как индивидуальный, наделенный

личностным смыслом, занимающий определенную позицию в иерархии ценностей. Очевидным становится противоречие, связанное с необходимостью формирования гражданской идентичности у новых поколений и отсутствием глубокого изучения гражданской идентичности как психологического феномена, отсутствие изучения возрастной динамики ее становления, варианты наполняемости ее структуры.

Вопрос о феномене гражданской идентичности разрабатывается не только в психологической науке, но и в целом ряде гуманитарных дисциплин. Можно упомянуть педагогические (Е.В. Митина, Л.Р. Храпаль ), социологические (Е.М. Арутюнова, М.С. Заковоротная ), политические (А.А. Айвазян, И.В. Конода, И.С. Семененко), исторические ( Л.М. Дробижева, С.П. Перегудов) её аспекты. Многие авторы пытались также определить статус и место гражданской идентичности в общей структуре Я-идентичности (Г.М. Андреева, Е.Н. Данилова, Н.Л. Иванова, И.В. Кондакова, Е.Конева, Г.Б. Мазилова и др ).

Так, Е.М. Арутюнова отмечает, что при использовании термина «государственно-гражданская идентичность» следует подразумевать не только лояльность к государству (например, к той стране, в которой человек родился), но и прежде всего те представления, которые входят в состав «образа Мы» (представления об общей истории, языке, территории, представления о месте страны в мире, о сообществе граждан, их ценностях и ориентациях) [2]. Н.Л. Иванова и Г.Б. Мазипова [7] рассматривают два взгляда на особенности государственной и гражданской идентичностей. с одной стороны, социологические исследования, которые стремятся разорвать понятия «государственного» и «гражданского», основываясь на отсутствии единой системы ценностей и общей культуры. С другой стороны, социально-психологический подход, который объединяет эти термины, называя их «очень близкими, синонимичными» [7, с. 8]. Вслед за ними мы будем придерживаться точки зрения схожести этих понятий, поскольку при обозначении своего гражданства человек раскрывает насыщенный представлениями и образами психологический феномен.

По мнению И.В. Коноды, гражданская идентичность — это «результат соотнесения индивидом себя с обществом во всех социокультурных измерениях, результатом которого становится отождествление индивидом себя с государством, обществом, страной, формирование набора установок, критериев и параметров соотнесения себя с группами «своих» и «чужих»» [9, с. 17].

Гражданская идентичность является фактором, объединяющим индивидов принадлежностью к одному государству, происходит объединение в «мы» и «они» («другие») как группам людей, наделенных отличительной чертой — «гражданина этой страны» и не имеющих этого качества, поддерживаемого общей системой ценностей, идеалов, убеждений, представлений и смыслов, что в конечном итоге позволяет индивиду заявить о себе

как о гражданине своей страны. Кроме того, среди факторов, на которых базируется гражданская идентичность, стоит отметить: цивилизационное развитие, представления о ресурсах своей страны, достижениях культуры и исторической общности [7]. Этот вид социальной идентичности наиболее тесно связан с ценностно-смысловой сферой личности, поскольку для того, чтобы индивид определил свою принадлежность к социальной группе, он должен определить ценности, свойственные этой группе, и, главное, принять решение — готов ли он им соответствовать.

Гражданская идентичность позволяет личности найти стабильное место в социальной структуре, обрести смысл и систематизировать полученный опыт. Гражданская самоидентификация происходит на основе отождествления индивидом себя с определенной гражданской общностью, сложившейся на основе одного или нескольких этносов, но и проживающих на одной государственной территории, обладающих одними гражданскими правами и обязанностями [3]. На наш взгляд, личностная и социальная идентичность не являются составными частями «общего»; в данном случае невозможно отделение одного от другого для скрупулезного изучения их как отдельных составляющих, поскольку только вместе они дают интересующий нас феномен. Путем самокатегоризации личности происходит смещение то к одному, то к другому краю.

Под Я-идентичностью мы будем понимать субъективное ощущение тождественности личности, ее целостность, возникающие как узнавание своей сущности, модель различения «Я» от «не-Я» [3], под социальной идентичностью — формирующуюся в течение жизни в ходе социализации систему конструктов личности, которая оказывает влияние на ее ценностно-смысловую сферу [6], что позволяет личности идентифицировать (отождествлять) себя с членами определенной группы. Стоит отметить, что идентификацию мы рассматриваем в данной работе как процесс, а идентичность как результат этого процесса.

Гражданская идентификация (самоидентификация) — отождествление индивидом себя с определенной гражданской общностью, сложившейся у одного или нескольких этнико-культурных элементов, но проживающих на одной государственной территории, обладающих общими гражданскими правами и обязанностями, имеющих объективные основания для собственной идентификации [3]. Гражданская идентичность понимается нами как субъективное ощущение индивида, являющееся результатом отождествления индивида с обществом во всех социокультурных измерениях, при котором формируются его личностные качества, ценности, убеждения, служащие для становления системы представлений и смыслов, являющихся критерием для противопоставления группы «Мы» (группы, имеющей схожие гражданские представления) группе «Они» (группы, имеющей отличающиеся гражданские представления) [3].

Гражданская идентичность является динамичным образованием, она конструируется личностью в ходе сравнения с другими, пересмотра ценностей, наполняемостью смыслами, поиска нового места в социальной сре-де.В качестве структурной модели гражданской идентичности личности мы предлагаем четырехкомпонентную структуру, состоящую из когнитивного, эмоционального, поведенческого и семантико-символического компонентов.

I. Когнитивный компонент — формирование осознанного образа «Я-гражданин», построенного на дифференцирующих и консолидирующих признаках, путем сравнительного анализа.

1.1.Знания — знания об особенностях гражданской принадлежности определенного государства, о нормах и правилах гражданского поведения, об особенностях социальной роли «гражданин» в данном государстве, о предпочтениях, ориентациях граждан страны, особенностях гражданской социализации, о стереотипах, о гражданской символике, ритуалах, атрибутах, о собственных гражданских качествах, о содержаниях в историческом, политическом, этническом планах страны, правовых особенностях поведения, знания о гражданских правах, обязанностях и т.д.:

1.1.1) осознание собственной гражданской принадлежности — сфор-мированность устойчивого образа «Я-гражданин», внутренняя цельность, последовательность образа «Я-гражданин», отсутствие явных противоречий в представлениях о себе самом;

1.1.2) знания норм и правил гражданского поведения в государстве — усвоение в процессе социализации основных требований к особенностям поведения личности в общем для нее круге сограждан;

1.1.3) знания особенностей социальной роли «гражданин» и специфические ожидания — набор гражданских свойств и качеств личности, проявляющихся в модели ожидаемого поведения;

1.1.4) знания о предпочтениях и ориентациях граждан — направленность личности на более привлекательную гражданскую принадлежность, рассматриваемую при сравнительном анализе по дифференцирующим и консолидирующим признакам;

1.1.5) знания об особенностях гражданской социализации, ее механизмах, факторах, специфики — представления о ходе приобщения индивида к особенностям поведения, социальным ценностям и нормам и роли каждого социального института(семьи, круга друзей, СМИ и т. д.) для эффективного функционирования в группе соотечественников;

1.1.6) знание гражданских стереотипов — набор упрощенных представлений личности о личностных качествах и моделях поведения личности и соотечественников с позиции «Я-гражданин»;

1.1.7) знание об оценке другими группами своей — знание личностью аффективной оценки на основе признаков своей группы представителями чужой группы (группы - «Они»);

1.1.8) знание гражданских атрибутов, ритуалов, символов — знание набора предметов, действий, изображений, которые ассоциируются в индивидуальном сознании и социуме с представителями какого-либо государства.

1.2. Гражданские представления — образы предметов, сцен, события, явлений, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения. Представления об особенностях гражданских идеалов, ориентиров, представления о собственном гражданском положении по отношению к другим, представления о государственном устройстве, сложившаяся система взглядов, основанная на знаниях о прошлом, настоящем положении, перспективах будущего своей страны и том смысле, который это накладывает на собственную жизнь:

1.2.1) правовые представления — комплексы понятий (справедливость, право, долг, совесть, ответственность, обязанность, правовые свободы, норма, мораль, порядок и т. д.), утверждений, объяснений, возникающих в повседневной жизни в ходе правовой социализации;

1.2.2) осознание собственных гражданских идеалов и ориентаций — представления, основанные на перечне свойств и качеств, которыми обладает личность как образцовой гражданин;

1.2.3) представления о своем государстве — обобщенная система взглядов о прошлом, настоящем, будущем своей страны, особенностях ее внешней и внутренней политики, экономики, географических изменениях, особенных этнических характеристиках, служащая для формирования представлений о специфических гражданских характеристиках;

1.2.4) представления о гражданских свойствах личности — особенностях характера, системе ценностей, мотивационно-потребностной сфере, особенностях поведения. Формирование образа Я-гражданин на основе типичных для поля своей гражданской принадлежности гражданских свойств личности.

1.3. Вера, убеждения — строящиеся на знаниях и представлениях и выработанные в ходе гражданской деятельности идей, переживаемые как истинные и связанные с потребностью реализации их в жизни.

1.4. Моральные принципы:

1.4.1) система жизненных смыслов и установок — выражение личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Под смыслом мы будем понимать отношение между личностью и объектом или явлением гражданской действительности, которые определяются местом этого в жизни человека, выделение этих объектов и явлений в образе мира человека, воплощаются в личностных структурах, регулирующих его поведение;

1.4.2) система нравственных ценностей.

II. Эмоциональный компонент — эмоционально-оценочная составляющая, предполагающая соотнесение идеальных эталонов

гражданского с реально существующими гражданским моделями. Обладает широким спектром эмоций градацией по их интенсивности:

11.1. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний, в результате которого происходит становления и самоопределения человека в жизненных обстоятельствах, простраивается его ценностно-смысловая сфера. Выражается в особенностях самоописания, самоопределения и перспективном планировании личностного развития гражданина.

11.2. Цели.

II. 3. Переживания (чувства):

II. 3.1) чувства и эмоции гражданской принадлежности - те эмоции и чувства, которые способны стимулировать поступки людей (чувство гордости за свою страну, чувство собственного достоинства как гражданина своей страны, сопереживание «своим», любовь к родине , привязанность и т. д.);

П.3.2) субъективная ценность гражданской принадлежности — переживание субъекта принадлежности к данному гражданскому обществу и нежелание принадлежать другому;

П.3.3) степень удовлетворенности гражданской принадлежности — степень эмоционального принятия собственной гражданской принадлежности, ее субъективная значимость для личности;

П.3.4) степень удовлетворенности гражданской позицией — эмоциональное принятие или непринятие положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре государства;

П.3.5) гражданская самооценка — степень субъективного соответствия реального Я личности с идеальным образом гражданина страны, эмоциональное отношение к себе как к гражданину.

III. Поведенческий компонент — конкретная деятельность и действия, которые построены на основе представлений о своем и чужом государствах и эмоциональном отношении.

Ш.1. Выбор - избрание и осуществление одного из возможных вариантов гражданского поведения, руководствуясь субъективными концептами:

Ш.1.1) выбор схем и планов гражданского поведения — выбор способов построения и взаимоотношений с окружающими, выражающийся в гражданской деятельности, которая определяет сформированность гражданской идентичности, а также позволяет отличать граждан разных государств;

Ш.1.2) осуществление выбора формы поведения — выбор способа осуществления гражданского поведения.

Ш.2. Гражданский поступок — сознательное действие, личностная форма гражданского поведения, в которой проявляется воля и нравственное самоопределение гражданина:

Ш.2.1) мотивы гражданского поведения — побуждения к деятельности, соответствующие гражданским представлениям личности;

Ш.2.2) гражданская деятельность — активное взаимодействие личности, включенной в общественные отношения, с окружающей действительностью, в ходе которого гражданин преобразовывает и совершенствует существующую социальную действительность и самого себя;

Ш.2.3) стратегии целеполагания— построение цели (будущего результата) и планирование ее достижения, переосмысление человеком места, которое он занимает в общественной структуре.

Ш.3. Вербальные гражданские проявления — осознанное использование языковых средств и речевых приемов, служащих для предъявления информации о себе как гражданине и своей стране:

Ш.3.1) самопрезентация — осознаваемый процесс предъявления информации о себе, направленный на создание положительно окрашенного желаемого впечатления на других людей, в рамках социально и культурно принятых норм в данном обществе;

Ш.3.2) презентация государства — осознаваемый процесс предъявления информации о своем государстве, направленный на формирование положительного образа государства.

IV. Семантико-символический компонент - принятая личностью культурная символизация государственной принадлежности, наполняющая ее устойчивыми смысловыми образами.

IV.!. «Я-гражданский идеал» - идеализированные представления личности о качествах и характеристиках гражданина и особенностях его гражданского поведения, стремление к такому поведению.

^.2. «Я-гражданские ориентиры» - установки, нормы, правила, черты, характеристики, особенности гражданина, приписываемые культурой определенной страны и разделяемые личностью.

Двумя необходимыми характеристиками самоидентичности личности в современную эпоху Э. Гидденс [8] называет параметр времени: с одной стороны, вычленение «личного времени», отдаленно связанного с фиксированным временным порядком, а с другой, осмысление индивидом прошлого и прогнозирование будущего. Только при выполнении этих условий возможна самоидентификация личности. По словам Г.М. Андреевой [1], важными сферами для освещения вопроса идентичностей являются характеристики времени и среды, поскольку они дают обозначение определенности в пространственном и временном параметрах его обитания. С точки зрения гражданской идентичности также интересен фактор Вектора определяемый Г.М. Андреевой как те средовые изменения во времени, которые проходит народ определенной страны до той точки гражданского самосознания, на которой он находится в данный момент [10]. Насколько важны те изменения, случившиеся в государственных и правовых сторонах, для гражданской идентичности, как составляющей части Я-

идентичности. По мнению П.К. Гречко, идентичность основана на исторической памяти [4]. По мнению В.Ю. Хотинец [10], «этническая идентичность имеет градиент направленности в прошлое», что создает различие между ней и гражданской идентичностью, которая базируется на прошлом (историческая территория, историческая судьба народов, входящих в состав государства, исторические корни, символы культуры, религии и т. д.), но Вектор направлен на позицию настоящего состояния и перспектив будущего.

Таким образом, вопрос о необходимости изучения гражданского Я необходим для включения и дальнейшей проработки его только на экономическом, правовом, политическом уровнях государства, но прежде всего он является актуальным для психологической науки.

Список литературы

1) Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций.// Психологические исследования. 2011. №6. [Электронный ресурс]: URL: http:www.psvstudv.ru/mdex.php/num/2011-n-620/580-andreeva20.html (дата обращения: 23.03.2012).

2) Арутюнова Е.М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи (на примере московских студентов).// Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007 [Электронный ресурс] URL: ecsocman.hse.ru/text/33436985 (дата обращения 15.06.2012).

3) Безгина Н.В. К вопросу о построении структурной модели гражданской идентичности.// Психосфера: сб. науч. тр. Вып. седьмой / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 8-14.

4) Гречко П.К. Идентичность — современные перспективы //Ценности и смыслы. 2009. №2. С.38-53.

5) Данилова Е.Н. Изменения в социальных идентификациях

россиян. [Электронный ресурс] URL:

http: //sbiblio .com/biblio/archive/danilova changing/default.aspx? search=%e3% f0%e0%e6%e4%e05ed%f1%ea%e0%ff%7c%e8%e4%e5%ed%f2%e8%f7%ed %ee%f1 %f2%fc#st (дата обращения: 19.11.2012).

6) Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях// Вопросы психологии. 2004. №4. С.65-75.

7) Иванова Н.Л. , Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях// Вопросы психологии. 2008. №2. С.83-93.

8) Климов И.А. Социологическая концепция Энтони Гидденса

[Электронный ресурс] URL: www.nir.ru/si/si/si1-2-00klim.html (дата

обращения: 03.05.2012).

9) Конода И.В. Становление гражданской идентичности россиян

в процессе политической социализации. //Автореф. дис. . канд. полит.

наук. М., 2007. [Электронный ресурс] URL:

www/rags.ru/failes/dissertation/soodoc (дата обращения: 20.10.2012).

10) Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание// Социологические исследования. 1999. №9. С.64-74.

11) Хотинец В.Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов // Социологические исследования. 2011. №2. С.99-108.

Безгина Наталья Вячеславовна, аспирант, bezginanatasha@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF CIVIC IDENTITY N.V. Bezgina

Presents the author's model reveal civic identity consisting of the four-components: cognitive,emotional,behavioral and semantic components. The features of substantive content of its elements. The author considers determines position civic identity in the structure of social identity.

Key words: civic identity,civil representation,civic activities, civil act,semantic component.

Bezgina Natalia Vyacheslavovna, graduate student, bezginanatasha@mail.ru , Russia, Tula, Tula State University.

УДК 159.922

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПОСРЕДСТВОМ САМООПИСАНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

С.М. Буянова

Представлена общая структурно-содержательная модель представлений о себе личности, описана модель представлений о себе, характерная для юношеского возраста. Представлены результаты исследования когнитивного компонента представлений юношей посредством самоописаний.

Ключевые слова: самоопределение; представления о себе; самоописания; юношеский возраст.

Представления о себе занимают особую роль в системе представлений человека, так как им принадлежит центральное место в формировании механизмов самопознания и саморазвития личности. Представления о себе обеспечивают ориентацию и информационное обслуживание деятельности и поведения личности, осуществляют макрорегуляцию личностного развития. Поэтому развитая личность имеет систему представлений о себе, которую она считает соответствующей реальности. А.А. Налчаджян говорит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.