Научная статья на тему 'Представления о себе в самоописаниях: введение в проблему'

Представления о себе в самоописаниях: введение в проблему Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4216
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ / САМООПИСАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буянова С. М.

Представлен теоретический анализ существующих подходов к пониманию проблемы представлений о себе, рассмотрена возможность выражения данных представлений в самоописаниях. В условиях изменяющегося мира и все более усложняющегося социального взаимодействия, вызывающих трансформации сложившихся представлений субъекта о себе, выражена нехватка знаний о становлении представлений о себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления о себе в самоописаниях: введение в проблему»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922

С. М. Буянова, аспирант, (4872) 26-30-88, svebuyanova@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ В САМООПИСАНИЯХ:

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Представлен теоретический анализ существующих подходов к пониманию проблемы представлений о себе, рассмотрена возможность выражения данных представлений в самоописаниях. В условиях изменяющегося мира и все более усложняющегося социального взаимодействия, вызывающих трансформации сложившихся представлений субъекта о себе, выражена нехватка знаний о становлении представлений о себе.

Ключевые слова: самосознание; самоотношение; представления о себе; само-описания.

В психологической науке проблемы осознания человеком самого себя, своего места в окружающем его мире являются традиционным исследовательским предметом. Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание ученых. На сегодняшний день сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и некоторых других гуманитарных наук. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции личности, особенно в современном, постоянно развивающемся обществе.

Вопрос о том, как человек осознает себя, как именно выделяет себя из окружающей среды, какую позицию в мире приписывает себе, давно интересовал сначала философов, а затем и психологов. Философы (Д. Локк, Д. Юм, Э.Б. Кондильяк) прежде всего обращали внимание на то, что при всех изменениях, которые могут происходить с человеком, сохраняется преемственность и единство его сознания. Затем фокус внимания пере-

местился на изучение того, как у человека возникает интерес к собственной личности, а также чем проявляется и какую ценность имеет его индивидуальность (Д. Локк, Б. Паскаль). И в этом случае «заинтересованность собой» предполагает уже не просто сознание, а самосознание.

Позднее на первый план выходит проблема личного тождества, формулирующаяся в экзистенциально-этических терминах. Например, Б. Паскаля волнует не то, как человек познает свои свойства, а то, в чем проявляется его индивидуальность, должен ли он бережно лелеять свое Я или стыдиться его. Паскаль считал, что если критерии самооценок производны от мнений окружающих, они так же текучи и ненадежны, как телесные самоощущения. Таким образом, единство и преемственность личного самосознания обнаруживается не в эмпирических свойствах Я, а в тех нравственных принципах, которым индивид следует и которые реализует в своих деяниях [5].

Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия/деятельности, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Так, И.Кант отмечал, что «то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность, и в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, то есть существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно» [3, с.140].

Психологи (Д.Г. Мид, Д.М.Болдуин, Ч.Кули) привнесли в рассмотрение данной проблемы тот аспект, что с самого рождения человек становится объектом отношений другого человека, и в конечном итоге отношение к ребенку предшествует его самоотношению, сознание его другими предшествует его самосознанию. Например, Д.Г. Мид считал, что самосознание человека — это преобразованная и перенесенная во внутрь точка зрения других по поводу субъекта [4]. Стоит отметить, что, начиная с У.Джемса, в психологии выделяется процесс - самосознание и его продукт - представление о себе, образ Я, Я-концепция.

Отечественная психология рассматривает самосознание как неразрывное единство относительно самостоятельных внутренних процессов -самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции поведения в самых различных формах взаимодействия людей в обществе. Иными словами, самосознание - это и отношение к осознанным сторонам внутреннего мира, и восприятие себя в качестве объекта, видение себя как бы посторонним взором. Представители отечественной психологии (В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, В.С. Выготский, И.С. Кон) стремились вскрыть процесс проникновения индивида в собственную сущность.

Ими разделяется точка зрения, что самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного, поэтому самосознание включает ряд взаимосвязанных компонентов: когнитивный, эмоционально-ценностный и регуляторный.

Основу когнитивного компонента составляют интеллектуальные операции: сравнение себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с внутренними эталонами или результатами деятельности других; оценка степени рассогласования этих двух величин. В результате этих интеллектуальных операций у человека формируется образ Я, который отражает рациональное отношение человека к себе. Человек пытается дать обоснование образу Я с точки зрения происхождения тех или иных качеств своей личности и их ценности для него.

Эмоционально-ценностная сторона самосознания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе (самоот-ношения) и отношения собственно оценочного (самооценки). Самоотно-шение - система эмоционально-ценностных установок в адрес собственного Я. Оно проявляется в виде глобального чувства «за» или «против» самого себя. Эти чувства выражаются в специфических внутренних оценках, таких, как самоодобрение, самопохвала, самообвинение, самопорицание. Самоотношение отражает переживаемое отношение к себе. Это отношение менее осознано и представляет своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе. Самооценка же проявляется в сознательных суждениях личности о степени наличия у нее определенных качеств, свойств в соотнесении их с эталонами. Самооценка является результатом прежде всего мыслительных операций - анализа, сравнения, синтеза. Самооценка, как правило, носит субъективный характер, потому что качества, которые мы приписываем себе, не всегда соответствуют действительности.

Третьим элементом самосознания является регуляторная сторона. Два предыдущих компонента самосознания реализуются в поведении человека. И таким образом, регуляторная сторона представляет собой те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Следовательно, этот компонент обеспечивает согласованное единство остальных структурных составляющих, и тем самым дает возможность реализовывать представления о себе в деятельности и общении, управлять своим поведением, контролировать себя, отвечать за тот или иной выбор, а также обеспечивает возможность саморазвития.

В.В. Столин характеризует самосознание с процессуальной стороны, и указывает, что именно с помощью самосознания человек познает себя и относится к самому себе. А представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его условием [9].

В современной психологической науке (В.Д. Балин, Ю.Б. Гиппен-рейтер, Ф.Т. Михайлов, В.С. Мухина) также не утерян интерес к пробле-

мам сознания, самосознания и, как следствие, к проблеме формирования образа Я или представлений о себе.

Современные психологи обращают внимание на взаимосвязь самосознания и рефлексии и в большинстве своем предлагают некую общую структуру, отражающую эту связь. Рефлексия определяется как деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Точнее рефлексивное отношение личности к самой себе определяется как авторефлексия, но она не является процессом, замкнутым в каком-то индивидуальном пространстве самосознания.

По мнению В.Д. Балина, индивидуальное сознание имеет трехчленную структуру. При этом два его компонента - «чувство Я» и «миросозна-ние» - являются рядоположенными. «Чувство Я», самость, ощущение са-мобытия, которое иногда определяется как самосознание в узком смысле слова, состоит в осознании факта своего существования. Наличие «чувства Я» означает, что субъект уже отделил свои реакции от самого себя и смог посмотреть на себя как бы со стороны [1]. Ф.Т. Михайлов, говоря о сущности человека и его самосознании, полагает, что она находится в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т.п.) с объективными обстоятельствами. Представить себя сразу во всех трех временных измерениях -это значит оценить свою роль в событиях совершенных, увидеть себя их судьей в настоящем, а это возможно лишь проецируя на свою биографию образ своего будущего и являясь при этом субъектом своего самоизмене-ния [8].

Мы можем говорить о том, что итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.

По мнению большинства психологов, представление - это сложное динамичное образование, обладающее рядом пространственных и временны характеристик, таких, как целостность, обобщенность, полнота, яркость, четкость, контролируемость образа, дифференцированность, конкретность. То же мы можем говорить и о представлениях о себе, как некой отдельной части всех представлений, складывающихся у человека на протяжении его жизни.

У каждого человека, независимо от его возраста, имеются собственные представления о себе, своих способностях и возможностях. Внутренние представления человека о себе оказывают сильное влияние и на его характер, и на его отношения с другими людьми, и на те цели, которые он перед собой ставит, и на то, каким способом он их достигает. Сложившаяся система представлений о себе, претерпевающая качественные и количественные изменения по мере взросления человека, дает ему возможность наиболее оптимально взаимодействовать в любом обществе, презентовать себя наиболее благоприятным образом. В целом представления о себе по-

нимаются как результативная сторона самосознания, предметом которой выступает сам человек.

Человек осознает себя посредством языка. Посредством языка он созерцает и оценивает себя и свои судьбы. Представления о себе и язык действуют как близнецы-братья. Однажды заговорив, человек делает множащиеся слова и символы частью себя, своего опыта, и уже не может представить, как выглядит мир, если взглянуть на него без этих очков [2].

Хотя мы никогда не сможем действительно выйти из себя, чтобы увидеть себя со стороны, язык позволяет нам жить так, как будто это возможно. Язык позволяет человеку стать «созерцателем» себя. М. Хайдеггер писал: «Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек» [10, с.1].

Человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия и самопонимания. Самопонимание — это всегда языковая ситуация, поскольку понимание себя не может не опираться на язык, на то или иное словесное определение (самоописание); стало быть, от свойств языка как средства самоопределения, от качества самоописания будет зависеть степень самопонимания и полнота осознавания человеком себя, своего психического опыта.

Как правило, описывая самого себя, человек обычно прибегает к помощи таких прилагательных, как «надежный», «общительный», «сильный», «красивый» и так далее, которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, тем самым в словах пытаясь выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Это атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и тому подобные характеристики. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, описать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

Самоописание — это, с одной стороны, род самопрезентации в общении (хотя и опосредствованном, через текст); с другой стороны, оно отражает содержательные и формальные аспекты самосознания и самоотно-шения. Таким образом, текст самоописания - это вербальная презентация сложившихся представлений о себе и самоотношения. Из этого следует, что в самоописании должны проявиться характерные стилевые и языковые особенности, различия в коммуникативных установках, экспрессивности, строении представлений о себе.

Актуальность нашего исследования представлений о себе в само-описаниях связана, прежде всего, с повышенным интересом к проблеме сохранения тождественности «Я» в условиях постоянно изменяющегося мира и все более усложняющегося социального взаимодействия, вызывающих трансформации сложившихся представлений субъекта о себе и своем месте в мире. Нам показалось интересным рассмотреть, как разви-

ваются, изменяются и дополняются представления о себе в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте, среднем звене школы и старшем школьном возрасте. Так как человек осознает себя посредством языка, существует в мире, не отделимом от языковой составляющей, мы находим возможным проследить подобное развитие представлений о себе посредством свободных самоописаний.

В настоящее время проводится много исследований представлений о себе, складывающихся у человека. Но исследования в основном касаются гендерного, ценностного и профессионального аспектов становления представлений о себе. Например, исследование коммуникативной компетентности и представлений учителя о себе И.В.Макаровской ставит своей целью изучение представления учителей о себе в педагогическом общении, в анализе ценностных представлений в индивидуальном и групповом сознании. Д.А. Леонтьева описывает виды, детерминанты и изменения во времени. В исследовании проявлений личностных особенностей в самоописа-ниях мужчин и женщин А.В. Визгиной и С.Р. Пантилеевым был выделен ряд аспектов самоописания, которые имеют совершенно различный психологический смысл для мужчин и женщин. На данный момент ощущается недостаток исследований в целом представлений личности о себе, начиная с дошкольного возраста.

Текст в нашем исследовании будет использоваться как средство извлечения информации о психологических особенностях его автора. Полученные свободные самоописания будут обладать следующими преимуществами: субъект говорит о себе, при этом свободно выбирает темы, сферы жизнедеятельности, психологические характеристики для описания своей личности, используя собственный, а не заданный экспериментатором язык и стиль речи, при этом он сам структурирует изложение представлений о себе. Таким образом, самоописание является самопрезентацией индивида, отражающей содержательные и формальные аспекты самосознания и са-моотношения. Прежде всего текст самоописания несет коммуникативную функцию: письменный текст выступает как продолжение личности в общении. Так, О. Каменская считает, что текст - это обладающий специфической структурой знаковый объект, обеспечивающий выполнение коммуникативной функции в соответствии с замыслом автора [2].

Анализ литературных источников показывает, что компоненты

представлений о себе, а именно рефлексивного Я, лингвистически распадаются на существительные (мальчик) и прилагательные (умный, красивый, общительный). Структура компонентов строится, во-первых, по степени отчетливости осознания, во-вторых, по степени важности, субъективной значимости, в-третьих, по степени последовательности, логической согласованности друг с другом. Также в ходе развития представлений о себе в самоописаниях меняется значимость осознаваемых компонентов Я.

Поэтому в разных возрастах мы увидим разные самоописания по степени наполненности, развернутости и согласованности. Чем младше ребенок, тем менее логически упорядочен и наполнен содержательными характеристиками будет текст самоописания.

Наше исследование направлено на выявление структуры самоопи-сания, выявление различий в данной структуре в разных возрастах, подчеркнуть особенности каждого возраста, а также выявить различия непосредственно в структуре представлений о себе. Представления о себе будут характеризоваться следующими категориями: дифференцированность, согласованность, индивидуализированность, устойчивость, оценочность. Под дифференцированностью мы будем понимать меру того, насколько сложным и многомерным является восприятие личности данной области опыта. Согласованность предполагает логическое изложение и некое структурирование имеющегося опыта на данный момент. Оценочность подразумевает использование фраз оценочного характера при самоописа-нии. Индивидуализированность в нашем исследовании - это учет личного опыта каждого индивида.

Таким образом, предметом нашего исследования выступят представления о себе в самоописаниях, а объектом - представления о себе в самоописаниях детей дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста.

Основная гипотеза нашего исследования такова: от дошкольного к старшему школьному возрасту представления о себе в самоописаниях становятся все более конкретными, индивидуализированными, дифференцированными, согласованными, устойчивыми, оценочными. Наше исследование также предполагает некоторые частные гипотезы:

1. Представления о себе и, как следствие, самоописания детей дошкольного возраста включают описания себя внешним образом; их описания просты, несогласованны, недифференцированны, оценки однозначны.

2. Представления о себе и, как следствие, самоописания детей младшего школьного возраста все еще включают описания себя внешним образом и через внешние обстоятельства, но становятся более согласованными и дифференцированными.

3. Представления о себе и, как следствие, самоописания детей среднего звена школы становятся все более развернутыми, дифференцирован-

ными и сложными, опираются на все возрастающий интерес к себе, то есть описываются внутренние качества личности.

4. Представления о себе и, как следствие, самоописания детей старшего школьного возраста достаточно согласованы, дифференцированы и в большей степени присутствует оценочный компонент; описания являются сложными и развернутыми.

Библиографический список

1. Балин В.Д. Психическое отражение. Элементы теоретической психологии. СПб.: Издательский Дом СПГУ, 2001. 374 с.

2. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высшая Школа, 1990.

151 с.

3. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999. 471 с.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самоосзнание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

5. Кон И. С., Шалин Д. Н. Д. Г. Мид и проблема человеческого Я // Вопросы философии, 1969. № 12. С. 56-63

6. Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности // Дис. ...канд. психол. наук. М., 1984. 141 с.

7. Макаровская И.В. Представление о себе и о будущей профессии студентов педагогического университета. // Опыт исследований учителей. -Петрозаводск: КГПУ, 2001. С. 29-34.

8. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990. 222 с.

9. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983. 284 с.

10. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. сборник переводов. М.:Прогресс,1988. С. 314-356.

S. M. Buyanova

Representations about itself in self-descriptions: introduction in the problem In article the theoretical analysis of existing approaches to understanding of a problem of representations about itself is presented, possibility of expression of the given representations in self-descriptions is considered. In the conditions of the changing world and more and more becoming complicated social interaction, the developed representations of the subject causing transformation about itself, shortage of knowledge of formation of representations about itself is expressed.

Получено 20.10.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.