УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
© 2017 Е. Н. Просекова
аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии
e-mail: [email protected]
Шадринский государственный педагогический университет
В статье осуществлен краткий теоретический анализ особенностей самосознания в ранней юности. Представлены результаты эмпирического исследования, выявляющие уровни самосознания современных старшеклассников.
Ключевые слова: самосознание, ранняя юность, самопознание, самооценка, рефлексия, саморегуляция, развитие личности.
В современной психологической науке проблематика самосознания личности находится на пике актуальности, что тесно взаимосвязано с гуманистическими преобразованиями и личностно ориентированными тенденциями современного социума, предполагающего углубленное изучение человеческой сущности. Интерес к исследованию самосознания человека актуален во всех возрастных периодах, но чрезвычайную значимость он обретает при анализе особенностей развития молодых людей. Это обусловлено тем, что ранняя юность является сензитивным периодом для активного формирования личности, во время которого пробуждается интерес к внутреннему миру, возникают мысли и вопросы мировоззренческого характера.
Прежде всего обратимся к теоретическим аспектам развития самосознания в раннем юношеском возрасте. Многие исследователи в качестве возрастного новообразования ранней юности указывают на новый уровень развития самосознания (Б .Г. Ананьев, 2001; А.А. Бодалев, 1988; Л И. Божович, 2008; И.С. Кон, 1989; А Н. Леонтьев, 2005 и др.). Установлено, что на данном этапе развития происходит постепенное привыкание юношей и девушек к своей внешности, своему телесному облику, что способствует стабилизации связанного с этим процессом уровня притязаний. Постепенно на передний план выступают умственные способности, моральные и волевые качества, обеспечивающие успешность взаимоотношений с окружающими людьми. Возрастает когнитивная сложность и дифференцированность, степень отчетливости компонентов образа «Я»: в юношеском возрасте человек лучше осознает свои индивидуальные особенности, придает им большее значение, чем на предыдущих возрастных этапах.
В период ранней юности отмечается увеличение используемых описательных категорий, повышение уровня избирательности, последовательности и тонкости в их применении, рост способности к анализу и интерпретации поведения окружающих, проявляется стремление к более точному и детальному изложению мысли, стремление высказываться более убедительно. Схожие тенденции проявляются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более глубокими, обобщенными, продуманными, соотносятся с растущим числом значимых лиц. Самоописание личности в период ранней юности отличается явно выраженным психологизмом по сравнению с подростковым возрастом, при этом подчеркиваются отличия от других людей [Бодалев 1988].
Представление о себе на этапе ранней юности всегда соотносится с образом типичного сверстника того же пола, но не совпадает с ним. Так, юноши склонны считать себя менее общительными, жизнерадостными, сильными, однако воспринимают себя как людей, способных лучше понять другого человека, более добрых. Девушки считают себя
менее общительными, но более искренними, верными, справедливыми [Кон 1989]. Постепенно преувеличение собственной уникальности в сравнении с другими людьми проходит, но это не мешает юношам и девушкам находить все больше отличий между собой и неким усредненным человеком. Это обусловливает явно выраженную потребность в психологической интимности, являющейся одновременно средством самораскрытия и познания мира другого человека.
Становление самосознания на этапе ранней юности предполагает отход от некоторого объективного взгляда на себя извне к субъективной, динамической позиции, предполагающей внутренний анализ. Происходит развитие нового уровня отношения к себе, переход от частной самооценки к целостной, общей, создаются условия для индивидуально-личностного отношения к себе, независимого от оценок и взглядов окружающих, а также различных ситуативных влияний [Выготский 1983]. Следует отметить, что характеристика отдельных сторон личности на этапе ранней юности приобретает подчиненную роль, а ведущим становится некое целостное самовосприятие и самопринятие. Постепенно происходит формирование собственной ценностной системы, в рамках которой осуществляется самооценка поведения, взглядов и результатов деятельности.
Характерным для этапа ранней юности является несовпадение реального и идеального «Я», происходит рост самокритичности, обнаруживается психологическая неустойчивость, подверженность внешним влияниям, определенная ненадежность, обидчивость. По мысли И.С. Кона, данное несовпадение является нормой когнитивного развития юношей и девушек. Вместе с тем расхождение реального и идеального «Я» связано не только с возрастными изменениями, но и с уровнем интеллектуального развития: у интеллектуально развитых юношей и девушек несовпадение между реальными и желаемыми свойствами и качествами выражено сильнее, чем у тех, кто характеризуется средними интеллектуальными способностями [Кон 1989]. Важным показателем развития самосознания служит изменение уровня притязаний под влиянием удачного или неудачного выполнения заданий разной степени сложности.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что при переходе к раннему юношескому возрасту происходит изменение уровня притязаний в сторону личностной зрелости. Оно осуществляется в направлении, противоположном изменениям, происходящим на данном возрастном этапе в самопознании и самоотношении. Если образ «Я» постепенно начинает характеризоваться большей целостностью, интегративностью, то отношение к результатам деятельности приобретает черты дифференцированности: юноши и девушки приобретают способность отделять успешность или неуспешность конкретного начинания от самооценки. Таким образом, на этапе ранней юности происходит становление нового уровня самосознания, отличающегося относительно устойчивым представлением о себе как личности. Возникает личностное новообразование, которое в психологических исследованиях обозначается как самоопределение.
Цель эмпирического исследования заключалась в выявлении уровней самосознания у испытуемых юношеского возраста. Для разрешения поставленной задачи мы использовали трехкомпонентную структуру самосознания, образующими которой явились когнитивный (самопознание), эмоциональный (эмоционально-ценностное отношение к себе) и поведенческий (саморегуляция) компоненты.
Диагностическая работа проводилось на базе СОШ № 22 и лицея № 10, г. Каменска-Уральского, выборка исследования составила 152 респондента 9-х, 10-х и 11-х классов, из них 74 юноши и 78 девушек.
Для измерения у старшеклассников когнитивного компонента самосознания применялись методики «Двадцать утверждений на самоотношение» М. Куна, Т. Макпартленда и «Шкала самоуважения» М. Розенберга.
Методика «Двадцать утверждений на самоотношение» М. Куна и Т. Макпартленда предусматривала возможность выделения двух аспектов «Я-образа» старшеклассников: знания о себе и самоотношение. Критериями выделения уровней в данной методике явились наличие присоединяющих и дифференцирующих утверждений самоописания старшеклассников по следующим категориям «Я-образа»: «Я-физическое», «Я-социальное», «Я-коммуникативное», «Я-деятельное», «Я-перспективное», «Я-рефлексивное» и «Я-материальное». Результаты количественного анализа массива самоописаний юношей и девушек представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Распределение самоописаний «Я-образа» у старшеклассников (методика «Двадцать утверждений на самоотношение» М. Куна и Т. Макпартленда), %
10
15
20
25
30
Я-физич присоед диффер Я-соц присоед диффер Я-комм присоед диффер Я-деят присоед диффер Я-перс присоед диффер Я-рефл присоед диффер Я-матер присоед диффер
2 3,3
1
1,4 1,3.
4,9
10,9
6,8
0А1 0,2
■ 0,6 0,6
11,2
14,5
5
,6
20,5
26,4
Юноши Девушки
0
5
Из диаграммы видно, что превалируют высокие показатели самоописаний в категории «Я-рефлексивное», что подтверждает интерес молодых людей к постижению своего внутреннего мира и указывает на активно протекающие процессы самопознания. В целом у девушек выявлено большее количество дифференцированных самоописаний, чем у юношей, что свидетельствует о более высоком уровне развития когнитивного компонента самосознания.
Дальнейшее исследование было направленно на выявление уровней развития рефлексии у старшеклассников. Критериями выделения уровней рефлексии у молодых людей служило наличие количества описательных категорий своего «Я»: высокий уровень 15 и более самоописаний, средний уровень 5-14 самоописаний и низкий уровень 2-4 самоописания. Полученные результаты представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Проявление уровней рефлексии у испытуемых (методика «Двадцать утверждений на самоотношение» М. Куна и Т. Макпартленда), %
67,9
70 60 50 40 30 20 10 0
56,8 п
< 35,1 1_
'-
8,1
—- —-« У
I Юноши I Девушки
низкии
средним
высоким
Из диаграммы видно, что у старшеклассников рефлексивные суждения находятся на высоком уровне и занимают большую часть объема самоописаний. Это в достаточной мере сложные рассуждения, являющиеся следствием самоанализа: «Я любимый и любящий сын моих родителей», «Я верная подруга, которая никогда не предаст своих друзей», «Я патриот своей страны - России» и т.п.
Анализ данных, полученных в результате применения методики «Шкала самоуважения» М. Розенберга,!позволил нам выявить особенности и уровни развития самоуважения «Я-образа» старшеклассников. В нашем исследовании самоуважение анализируется как одномерная шкала, что совпадает с позицией автора данной методики. Критерием выделения итогового уровня самоуважения явилась сумма баллов результатов опроса по факторам «самоуважение» и «самоунижение» в соответствии с уровнем профиля: низкий уровень самоуважения 10-18 баллов, средний уровень самоуважения 19-34 балла и высокий уровень самоуважения 35-40 баллов. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3
Распределение испытуемых по уровням проявления самоуважения («Шкала самоуважения» М. Розенберга), %
100 / 82 1
80 / 67,6
60 У ■ Юноши
40 У 29,7 ■ Девушки
20 У
0 2,7 3,8 ИЯ /
низкий средний высокий
Из диаграммы видно, что у юношей и девушек превалирует средний уровень самоуважения, что указывает на стабильную максимизацию переживаний положительных установок по отношению к себе и нивелирование - отрицательных.
Суммарный анализ полученных данных на основе вышеизложенных методик позволил нам установить средние показатели уровней развития когнитивного компонента самосознания старшеклассников (табл. 1).
Таблица 1
Распределение испытуемых по уровням развития когнитивного компонента самосознания, %
Уровни «Двадцать утверждений на самоотношение» (М. Кун и Т. Макпартленд) «Шкала самоуважения» (М. Розенберг) Средний результат
Низкий 5,9 3,3 4,6
Средний 31,6 75 53,3
Высокий 62,5 21,7 42.1
Из полученных данных видно, что развитие когнитивного компонента самосознания в раннем юношеском возрасте проявляется преимущественно на среднем и высоком уровнях, что указывает на относительно устойчивые представления юношей и девушек о себе.
Для исследования эмоционального компонента самосознания в раннем юношеском возрасте использовались методики «Шкала исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн и «Исследование самооценки» с помощью процедуры ранжирования (модифицированный вариант методики С. А. Будасси).
Модифицированная и адаптированная под цели нашего исследования методика «Шкала исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн позволила нам диагностировать такие особенности самооценки испытуемого, как высота и стабильность. Критериями выделения общей самооценки старшеклассников в данной методике явились показатели баллов в соответствии с уровнем профиля: низкий 0-44 балла, средний 45-74 балла и высокий 75-100 баллов. Полученные результаты представлены в диаграмме 4.
Диаграмма 4
Распределение испытуемых по уровням проявления самооценки
(«Шкала исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн), %
47,
3^5
П8
I Юноши | Девушки
низкии
средним
высокии
Из диаграммы видно, что самооценка старшеклассников располагается преимущественно на среднем уровне, что в целом соответствует возрастному показателю, указанному в современной научной литературе.
Дальнейший анализ полученных показателей был направлен на выявление стабильности самооценки старшеклассников. Критерием, позволяющим судить о стабильности самооценки, послужило наличие не менее 2/3 оценок в соответствующем графическом диапазоне. Полученные результаты исследования уровня самооценки старшеклассников представлены в диаграмме 5.
Диаграмма 5
Распределение испытуемых по уровням проявления нестабильной самооценки («Шкала исследования самооценки» Дембо-Рубинштейн), %
Юноши
I Девушки
низкии
средним
высоким
Полученные показатели свидетельствуют о наиболее стабильной самооценке девушек-старшеклассниц. Нестабильность самооценки у юношей чаще взаимосвязана с большей инфантильностью, противоречивостью и эгоцентричностью молодых людей.
«Исследование самооценки» с помощью процедуры ранжирования (модифицированный вариант методики С.А. Будасси) позволила определить такие особенности самооценки старшеклассников, как высота и адекватность. Критериями выделения уровня самооценки явились показатели коэффициента корреляции: низкий уровень от -1 до 0,39; средний уровень от 0,4 до 0,69 и высокий уровень от 0,7 до 1. Полученные данные представлены в диаграмме 6.
Диаграмма 6
Распределение испытуемых по уровням проявления самооценки (процедура ранжирования), %
I Юноши I Девушки
низкии
среднии
высоким
В целом можно заключить, что в раннем юношеском возрасте самооценки достаточно стабильны на фоне представления о себе как ценностной личности, отличной от других людей.
Далее были выявлены показатели адекватности самооценки у старшеклассников. Критериями выделения уровня адекватности самооценки явились показатели коэффициента корреляции: неадекватно-низкий уровень от -1 до 0,29; адекватный уровень от 0,3 до 0,79; неадекватно-высокий от 0,8 до 1. Полученные данные представлены в диаграмме 7.
Диаграмма 7
Распределение испытуемых по уровням проявления адекватности самооценки
(процедура ранжирования), %
70 60 50 40 30 20 10 0
61,5
28 А
I Юноши I Девушки
неадекватно низкий
адекватный
неадекватно высокий
Из диаграммы видно, что показатели адекватной самооценки присущи большинству респондентов, что подтверждает высокий уровень критичности представлений о себе у старшеклассников. Юноши и девушки способны констатировать свои качества, как положительные, так и отрицательные.
Сравнительный анализ экспериментальных данных, полученных в результате применения указанных методик, позволил нам определить средние показатели уровней развития эмоционального компонента самосознания у старшеклассников (табл. 2).
Таблица 2
Распределение испытуемых по уровням развития _эмоционального компонента самосознания, %_
Уровни «Шкала самооценки» (Дембо-Рубинштейн) «Исследование самооценки» (процедура ранжирования) Средний результат
Низкий 19,7 28,3 24
Средний 53,3 29,6 41,5
Высокий 27 42,1 34,5
Превалирование среднего и высокого уровней эмоционального компонента самосознания указывает на глубокие знания старшеклассников о существующих в социуме представлениях о том, как должно относиться к себе.
Для исследования поведенческого компонента самосознания старшеклассников применялась методика проблемной ситуации. Критериями
выявления уровней поведенческого компонента самосознания выступили проявление просоциальных действий по отношению к сверстнику (действия в «свою пользу» или в пользу «другого») и характер принятия решения в проблемной ситуации (наличие колебаний, сомнений). Низкий уровень - испытуемые не выражают просоциальных действий по отношению к сверстнику, проявление поведения респондентов при распределении значимого предмета только в «свою пользу». Средний уровень -испытуемые частично выражают просоциальные действия по отношению к сверстнику, при принятии решения испытывают сомнения в распределении значимого предмета; проявление поведения в «пользу другого» (сверстника), если бы не наличие объективных причин. Высокий уровень - испытуемые демонстрируют просоциальные тенденции по отношению к сверстнику, при распределении значимого предмета безоговорочное проявление поведения в «пользу другого». Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в диаграмме 8.
Диаграмма 8
Распределение испытуемых по уровням проявления просоциальных действий (методика «Проблемная ситуация»), %
Из диаграммы видно, что поведенческий компонент самосознания выявлен на низком уровне. Определяющими особенностями поведения старшеклассников выступают, с одной стороны, свойства, проявляющиеся в инертности и консервативности поведения; потребности во взаимодействии с социумом; потребности в средовой оценке; а с другой стороны, - наступательная активность при преодолении препятствий на пути к достижению цели.
Суммарный анализ результатов исследования позволил определить три уровня развития самосознания у старшеклассников, в зависимости от степени осознанности суждений о себе, общего эмоционального отношения к себе, уровня адекватности самооценки и проявления просоциальных действий.
Низкий уровень - старшеклассники имеют неадекватно заниженный уровень самооценки, низкий уровень общего эмоционального отношения к себе, средний уровень степени осознанности суждений о себе; просоциальные действия по отношению к сверстнику не выражают.
Средний уровень - испытуемые проявляют адекватный уровень самооценки, средний уровень общего эмоционального отношения к себе, высокую осознанность суждений о себе; просоциальные действия к сверстнику выражают частично, в зависимости от ситуации.
Высокий уровень - респонденты имеют низкую степень осознанности и критичности суждений о себе, проявляют неадекватно завышенный уровень самооценки и высокий уровень общего эмоционального отношения к себе; просоциальные действия к сверстнику демонстрируют достаточно часто.
При анализе структуры взаимосвязи показателей компонентов самосознания были выявлены уровневые показатели, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Распределение испытуемых по уровням компонентов самосознания, %
Уровни Компоненты самосознания Общий результат
когнитивный эмоциональный поведенческий
Низкий 4,6 24 73 33,9
Средний 53,3 41,5 19,1 38
Высокий 42,1 34,5 7,9 28,1
Сравнительный анализ полученных данных позволил установить, что в ранней юности развитие самосознания находится на среднем и низком уровнях, хотя показатели высокого уровня также являются достаточно значимыми. Данное положение указывает на противоречивость и неравномерность развития различных структур самосознания в раннем юношеском возрасте. Однако при анализе структуры самосознания в ранней юности прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что от недифференцированного знания о своих индивидуальных особенностях, ситуативных оценок молодые люди постепенно подходят к осознанию своей уникальности, открытию своего внутреннего мира, а посредством этого к формированию жизненной позиции и системы ценностей.
Анализ вышеизложенных теоретических положений и эмпирических данных позволяет сделать вывод, что ключевым новообразованием ранней юности является возникновение и развитие самосознания в его высшей форме, успешная реализация процесса развития самосознания создает основу для адекватного формирования личности в ранней юности.
Библиографический список
АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 188 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 352 с.