Научная статья на тему 'К вопросу развития Я-концепции в юношеском возрасте в условиях детского оздоровительного лагеря'

К вопросу развития Я-концепции в юношеском возрасте в условиях детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
866
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / Я-концепция / Я-образ / самосознание / самоуважение / самооценка / юношеский возраст. / personality / self-concept / self-image / self-awareness / self-esteem / self-esteem / youthful age.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А. А. Жданов

В статье раскрывается актуальность изучения Я-концепции в юношеском возрасте в условиях детского оздоровительного лагеря, рассматриваются основные подходы к определению Я-концепции личности в зарубежной и отечественной психологопедагогической литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF DEVELOPMENT OF THE SELF-CONCEPT IN YOUTHFUL AGE AT A CHILDREN'S HEALTH CAMP

The article reveals the relevance of studying the self-concept in youthful age at a children's health camp, examines the main approaches to the definition of the self-concept of the individual in foreign and domestic psycho-pedagogical literature.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития Я-концепции в юношеском возрасте в условиях детского оздоровительного лагеря»

УДК 159.9

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

© 2018 А. А. Жданов

старший преподаватель кафедры специальных методик и русского языка

е-та11:тпуск_@Ък. ги

Курский государственный университет

В статье раскрывается актуальность изучения Я-концепции в юношеском возрасте в условиях детского оздоровительного лагеря, рассматриваются основные подходы к определению Я-концепции личности в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе.

Ключевые слова: личность, Я-концепция, Я-образ, самосознание, самоуважение, самооценка, юношеский возраст.

В последние годы появляется все больше исследований, посвященных изучению Я-концепции личности. При этом особое внимание уделяется старшеклассникам, так как ранняя юность - сензитивный период развития самосознания. Описание особенностей самовосприятия, самооценки, самоуважения юношей позволяет по-новому взглянуть на организацию их школьной и внешкольной деятельности.

Сегодня молодой человек поставлен требованиями общества в такие условия, когда от его активности, основанной на понимании себя в контексте жизни, зависит его успешность. С одной стороны, для полноценного существования юноша нуждается в понимании и принятии новой для него окружающей действительности, а с другой стороны, он стоит перед непростой задачей понять самого себя. В результате юноши и девушки нередко испытывают психологический дискомфорт, что ведет к возникновению и нарастанию таких негативных психических состояний, как беспокойство, эмоциональная напряженность, неуверенность в себе, тревожность, оказывающих существенное влияние на их психическое и физическое здоровье. Поведение человека в различных обстоятельствах, интерпретация им значимых событий, оценка результатов собственной и чужой деятельности, стиль межличностного взаимодействия всегда соотносятся с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Поэтому изучение особенностей Я-концепции и ее становления в юношеском возрасте сейчас приобретает особую значимость в условиях социально-экономического и духовного кризиса в нашей стране, ломки привычных стереотипов жизнедеятельности и потоков агрессивно насыщенной информации, снижающей устойчивость личности к деструктивным влияниям [Самосознание и защитные механизмы личности 2008: 179-211].

Оздоровительный лагерь - это особый элемент в системе воспитания. Здесь ребенок включается во временный коллектив, который характеризуется интенсивной динамикой процесса своего развития. Различные виды деятельности, более насыщенное общением времяпрепровождение, необычные условия - все это приводит к тому, что впечатления, полученные в лагере, остаются на всю жизнь. Но, попадая в новую обстановку, особенно впервые, ребенок сталкивается с рядом типичных трудностей - вхождение в новый коллектив, обустройство на новом месте, ориентировка в новом жизненном пространстве и режиме времени, конфликты со

сверстниками. Все эти факторы способствуют развитию Я-концепции юношей. Молодой человек получает новые знания о себе, «взгляд со стороны», «обратную связь». Эта информация не всегда бывает приятной, но в то же время заставляет задуматься о своих поступках, ценностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

Современная система детских оздоровительных лагерей оказывает благоприятное влияние на развитие и формирование различных сторон личности ребенка и порой оставляет без внимания его самосознание. Чаще всего программа педагогических отрядов, помимо оздоровления, направлена на развитие лидерских способностей, гражданской, патриотической позиции, привитие определенных практических навыков и умений. Необходимо отметить, что занятия, направленные на познание себя, проводятся психологами в ходе специализированных смен в «Комсорге», «Монолите», «Магистре», «Спасателе» и ряде других лагерей г. Курска и Курской области. Учитывая все вышесказанное, мы считаем, что работа по развитию Я-концепции юношей в условиях детского оздоровительного лагеря будет наиболее эффективной.

На данный момент времени существует множество подходов к определению Я-концепции. Вместе с тем в отечественной науке используется большое количество терминов, синонимичных Я-концепции: Я образ, образ Я, самоотношение, самооценка, миросознание, идентичность и т.д. Поэтому на практике бывает сложно соотнести различные теории и определиться с понятийным аппаратом. Наиболее часто термин «Я-концепция» отождествляется с самосознанием или выступает как его конечный продукт.

Впервые термин «Я-концепция» предложил У. Джеймс в 90-х гг. XIX в., тогда как в отечественной психологии это понятие получило широкое распространение лишь в последние десятилетия. Во многом это объясняется изолированностью советской науки, а также приоритетом изучения психологических особенностей коллектива. Однако это не означает полного отсутствия разработок личностных характеристик человека в нашей стране. Напротив, в отечественной психологии создана солидная теоретическая база изучения проблем Я (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, С.Л. Рубинштейн, И.И Чеснокова), что подразумевает наличие достаточного количества понятий, отражающих в той или иной степени внутренний мир человека. И центральное место среди них занимает самосознание [Агапов 1999: 8].

Следует отметить, что познание глубинных сущностных проблем человека и его субъективного мира издавна привлекает внимание исследователей в рамках философии, социологии и психологии. Однако именно философия дала толчок и до настоящего времени в определенном смысле определяет направления поиска для представителей эмпирической науки, «задает» координаты исследований проблемы Я.

В философии вопрос о самосознании традиционно относился к гносеологическим проблемам. Философ Э.В. Ильенков считает самосознание лишь атрибутом личности, приводящим ее к субъективности. М.А. Гарнцев определяет этот феномен как динамическое отношение личности к ее собственному миру, которое включает в себя в качестве одного из важнейших компонентов формирование и осознание комплекса отношений к пространству и времени, признаваемым формами существования внешнего, а с некоторыми оговорками и внутреннего мира, восприятие и осмысление человеком пространства и времени как взаимообусловленных реальностей и категорий. По мнению В.В. Ивановой, в общем виде философское понимание проблемы самосознания определяется как единство отношения к себе и миру. На наш взгляд, наиболее интересно рассмотреть психологические и социально-психологические теории самосознания. Их условно можно разделить на 2 большие группы: 1) теории, в которых самосознание отождествляется с Я-концепцией;

2) теории, в которых Я-концепция является результатом самопознания как процесса самосознания [Агапов 1999: 10-35].

Рассмотрением Я-концепции как результата, структурной единицы, итогового продукта процесса самосознания занимались У. Джеймс, Д.Н. Демидов, С.Т. Джанерьян, И.С. Кон, С.М. Петрова, В.В. Столин и др. Однако на практике можно увидеть, что в структуре самосознания и Я-концепции порой выделяются одинаковые компоненты и при анализе эти понятия часто выступают как синонимичные.

С.Л. Рубинштейн с проблемой самосознания в изучении личности связывает исследование личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя ответственность за них в качестве их автора и творца.

A.Н. Леонтьев считал, что самосознание - это осознание себя в системе общественных отношений, а осознание субъектом своих парциальных характеристик он не включал в элемент самосознания. Самосознание включает в себя познание, суждение о своих знаниях, то есть оно рефлексивное мышление. «Я» - целостное образование, включающее в себя осознание не только своего предметного «я» и его активного начала, но и заключенности в этом конкретном, частном «я» всеобщего «я» [Самосознание и защитные механизмы личности 2008: 5-13].

С точки зрения В. С. Мухиной, самосознание личности представляет такое в самом себе понятное единство, которое находит свое выражение в каждом из пяти следующих звеньев: 1) имя собственное и тело, объединяемые ценностным отношением к своему физическому и духовному Я; 2) притязание на признание;

3) половая идентификация; 4) психологическое время личности; 5) социальное пространство личности [Белопольская и соавт. 2007: 18].

B.В. Столин связывает развитие самосознания, а также различные аспекты Я-образа с уровнями активности человека как организма, индивида и личности. По его мнению, принятые точки зрения другого на себя, идентификация с родителями, формирование самооценки, усвоение норм, формирование половой и профессиональной идентичности характеризуют развитие самосознания индивида. Личностный смысл является единицей самосознания и оформляется в определенных значениях (когнитивный аспект), переживаниях (эмоциональный аспект) и отношениях [Там же: 15].

Эти взгляды во многом перекликаются с идеями Р. Бернса, который попытался синтезировать взгляды различных авторов на проблему Я-концепции. В основных аспектах теория Р. Бернса разделяется многими исследователями. Он предлагает рассматривать Я-концепцию как динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму себя и выделяет в ее структуре не только когнитивную составляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую [Самосознание и защитные механизмы личности 2008: 133-143].

Когнитивная составляющая Я-концепции - это представления индивида о самом себе. Эти представления, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными. Р. Бернс полагает, что, описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т. д. Все это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида, они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить

основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Все они входят в образ Я с различным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента [Бернс 1986: 50].

Оценочная составляющая Я-концепции - это качества, которые человек приписывает собственной личности, причем не всегда объективные. Как отмечает Бернс, в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. То есть Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Например, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде [Там же: 75].

Поведенческая составляющая Я-концепции - это демонстрируемое индивидом поведение. Хорошо известно, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми [Там же: 85-90].

Из теории Бернса следует, что позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других, и, в-третьих, каковы его ожидания, то есть представления индивида о том, что должно произойти [Самосознание и защитные механизмы личности 2008: 146-148].

К. Роджерс считает, что Я-концепция складывается из представлений индивида о собственных характеристиках и способностях, возможностях его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, ценностных ориентаций, представлений о позитивных и негативных целях. Я-концепция включает восприятие себя каким есть, а также каким индивид полагает он должен быть и хотел бы быть (Я-идеальное). По мнению Роджерса, Я-идеальное отражает те характеристики, свойства, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Именно это Я он больше всего ценит, стремится к нему.

Дж. Стейн определяет Я-концепцию как систему представлений, образов и оценок, относящихся к самому субъекту и формирующуюся в сознании индивида. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, представления о том, как он выглядит в глазах других людей, на основе которых формируются представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести [Там же: 147-150].

Говоря о самосознании, Р. Лэнг подразумевает два момента: осознание себя самим собой и осознание себя как объекта наблюдения кого-то другого. Две эти формы

осознания «я» тесно связаны между собой. Личность будет развиваться только в том случае, если оба эти аспекта самосознания будут сбалансированы. В противном случае могут возникать патологии, в том числе психические заболевания [Самосознание и защитные механизмы личности 2008: 51-53].

Э. Эриксон рассматривает Я, самость и Эго как связанные между собой, но разные феномены личности. Я составляет ядро сознания, самость большей частью предсознательно, Эго - бессознательно. Я может сделать самость сознательной, но ровно настолько, насколько позволит это сделать Эго. Осознать же само Эго индивид не способен, он может лишь осознать работу Эго. Эриксон разделяет понятия «Эго-идентичность» и «Я-идентичность». Первое - результат синтезирующей функции на границе Эго и социальной реальности - в том виде, как она передается ребенку в течение кризисов детства. Второе проявляется в воззрениях индивида, идеалах, нормах, в поведении и его роли в обществе. Идентичность, по мнению Э. Эриксона, является единственной теоретической конструкцией, применимой к постепенному становлению личности (см.: [Белопольская и соавт. 2007: 19]).

А.А. Налчаджян считает, что центром личности и ее самосознания является Я, выполняющее интегрирующую и регулирующую функции психики в основном на подсознательном уровне. Я обладает самосознанием или Я-концепцией. А составляют Я-концепцию Я-образы, которые являются относительно устойчивыми представлениями индивида о себе. Познающее Я возникает раньше феноменального (Я-концепции), поскольку познающее Я создает образ самого себя для себя. А если познающее Я является центром личности и ее самосознания, то оно имеет свои ситуативные проявления в виде воспринимающих Я-образов [Там же: 17].

И.С. Кон отмечает, что в зависимости от приписываемого понятию «Я» онтологического, гносеологического и методологического статуса психологи по-разному определяют свои исследовательские задачи. Можно выделить несколько взаимосвязанных, но в то же время автономных осей [Кон 1984].

1. Предмет исследования. В качестве предмета может выступать «Я» активное, действующее или же рефлексивное, феноменальное «Я» (образы самосознания).

2. «Я» может рассматриваться как реальная «субстанция» или как условный психический «конструкт».

3. «Я» может быть концептуализировано в структурных, а может в процессуальных терминах. В первом случае проблема формулируется в плане анализа особых психических инстанций, структурных компонентов психики (идентичность, ЭГО, моральное «Я») или компонентов самосознания (образы «Я»). Во втором случае речь идет о процессах и действиях, которые описываются такими понятиями, как саморегуляция, самосознание, самооценивание, самоактуализация и т. д.

4. Выделяемые структуры и процессы могут представляться как интраидивидуальные (сосредоточенные внутри личности) или как интерсубъективные (производные от межличностного взаимодействия).

5. Гносеологический статус категорий «Я». С одной стороны, индивид постигает себя и свои свойства непосредственно путем интроспекции, с другой - опосредованно, через какие-либо объективизации [Белопольская и соавт. 2007: 14].

Разные постановки проблемы «Я» тесно связаны с теоретико-методологическими, философскими ориентациями психологов. Однако многое зависит также от того, к какой именно отрасли психологии относится исследование. Психология личности чаще описывает «Я» в структурных терминах теории сознания, а общая психология и психофизиология - в процессуальных.

Представленный анализ направлений, концепций, научных школ и точек зрения, имеющих непосредственное отношение к изучению Я-концепции, не претендует на

полноту и целостность, но на его основании можно сделать вывод о разнообразии точек и подходов не только к изучению Я-концепции, но и содержанию понятия. Однако множественность и разноплановость теорий и интерпретаций дает возможность выявления основных закономерностей научного изучения Я-концепции, процессов ее становления.

На наш взгляд, наиболее убедителен, осуществленный В. С. Агаповым структурный и содержательный анализ моделей Я-концепции. Он отмечает, что, с одной стороны, самосознание является компонентом структуры Я-концепции, с другой - Я-концепция является итоговым продуктом сознания, самосознания и бессознательного. По его мнению, самосознание - это целостный процесс осознания человеком себя и внешнего мира, который характеризуется следующими признаками: во-первых, оно охватывает все внутреннее, проявляющееся в разнообразных и противоречивых внешних проявлениях посредством механизма обобщения и приводит их к интеграции; во-вторых, оно сознает собственное единство; в-третьих, осознает собственную идентичность; в-четвертых, осознает отличность своего Я от остального мира [Агапов 1999: 14].

Таким образом, самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет собственную сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. Самосознание позволяет человеку в процессе познания и переживания своего внутреннего мира отражать его и определенным образом относиться к самому себе. В самосознании соотносятся мотивы и поступки, желания, влечения, стремления индивида, благодаря чему его личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свою сущность, принимает или отвергает её.

Процесс самосознания осуществляется посредством функционирования различных образов Я. В результате этого процесса формируется стабильное представление о самом себе - Я-концепция, создается ощущение самоидентичности. Чаще всего, Я-концепция трактуется как стабильное, непластичное и довольно сложное по своей структуре личностное образование, обладающее механизмами самоподдержания. Я-концепция крайне избирательно интерпретирует новую информацию о себе. То, что согласуется с содержанием и структурой Я-концепции, принимается без труда, а противоречащая - модифицируется или не воспринимается благодаря защитным механизмам самоотношения [Белопольская и соавт. 2007: 148].

Дальнейшая разработка категории «Я» в психологии, кроме уточнения концептуального аппарата науки, требует перехода от изучения осознания индивидами своих отдельных свойств и черт к изучению формирования интегративных, целостных моделей «Я».

Библиографический список

Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М.: Институт молодежи, 1999. 164 с.

Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. М.: Институт психологии РАН, 2007. 332 с.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2008. 656 с.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

335 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.