Психология человека в образовании, 2020, т. 2, № 3 Psychology in Education, 2020, vol. 2, no. 3 _www.psychinedu. ru
Личность как субъект образования на различных этапах жизненного пути
УДК 159.9 DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-3-230-235
Особенности Я-концепции обучающихся подросткового возраста
А. А. Жданов01
1 Курский государственный университет, 305000, Россия, г. Курск, ул. Радищева, д. 33
Аннотация. Статья посвящена особенностям Я-концепции подростков. Актуальность проблемы обусловлена повышением требований общества к личности. В настоящее время успешность человека во многом зависит от его активности, основанной на понимании своих возможностей, способностей, самого себя. В то же время происходят изменения в содержании образования. Оно все больше ориентировано на создание условий для самоопределения личности и достижения максимально возможной самореализации. Несмотря на обилие работ по проблемам развития и формирования Я-концепции в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском возрастах, можно отметить недостаточное количество исследований данной тематики на современной популяции детей. Большая часть исследований относится к началу 2000-х годов. Теоретико-методологической основой данной работы выступило учение Р. Бернса. С точки зрения Р. Бернса, Я-концепция включает в себя три компонента (составляющих): когнитивный (самовосприятие, самоописание, самопознание, образ Я), оценочный (самоотношение, самооценка, самоуважение) и поведенческий (потенциальная поведенческая реакция, самоконтроль). Эти идеи согласуются с представлениями современных исследователей о Я-концепции и ее структуре. В статье автор приводит данные собственного эмпирического исследования, цель которого — выявление особенностей Я-концепции современных подростков. Предоставлен перечень диагностических методик по каждому из компонентов. Результаты диагностики когнитивного компонента Я-концепции подростков показали трудность респондентов в описании своих качеств, характеристик, бедность представлений о себе. Наряду с этим при анализе результатов измерения оценочного компонента наблюдается высокий уровень самооценки и притязаний, высокая степень дифференцированности самооценки, большой разрыв между самооценкой и уровнем притязаний, высокий уровень самоуважения. При изучении уровня субъективного контроля выяснилось, что подростки в целом контролируют свое поведение. Однако наблюдается тенденция перекладывать ответственность за основные успехи и неудачи на внешние факторы. Наличие выявленных особенностей в Я-концепции детей подросткового возраста говорит о необходимости дополнительных исследований данной проблематики.
Ключевые слова: личность, Я-концепция, Я-образ, самосознание, самоуважение, самооценка, подростковый возраст.
Сведения об авторе
Александр Александрович Жданов,
SPIN-код: 5044-2550, e-mail: Sanych @bk.ru Для цитирования: Жданов, А. А.
(2020) Особенности Я-концепции обучающихся подросткового возраста. Психология человека в образовании, т. 2, № 3, с. 230-235. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-23-230-235
Получена 9 июня 2020; прошла рецензирование 15 июля 2020; принята 17 августа 2020.
Права: © Автор (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Features of the self-concept of adolescent students
A. A. Zhdanov™
1 Kursk State University, 3 Radishcheva Str., Kursk 305000, Russia
Author
Alexander A. Zhdanov, SPIN: 5044-2550, e-mail: Sanych @bk.ru For citation: Zhdanov, A. A.
(2020) Features of the self-concept of adolescent students. Psychology in Education, vol. 2, no. 3, pp. 230-235.
DOI: 10.33910/2686-9527-2020-23-230-235
Received 9 June 2020; reviewed 15 July 2020; accepted 17 August 2020. Copyright: © The Author (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Abstract. The article discusses features of the self-concept in adolescents. The relevance of the research is substantiated by increased social demands on an individual. In the modern world, success depends on an individual's activity based on their understanding of self in the context of life. At the same time, the very content of education has been altered in order to create conditions for self-determination and ensure ultimate self-realization. Despite the abundance of research on the issues associated with the development of the self-concept in preschoolers, primary school children, adolescents, and youth, the author notes an insufficient number of studies on this topic in the modern population of children, as most studies date back to the early 2000s. The theoretical and methodological basis of the present research was formed by the teaching of R. B. Burns on the three-component structure of the self-concept, which includes the cognitive (main characteristics of our habitual self-perception, self-knowledge), evaluative (self-esteem, self-attitude) and behavioural components (potential behavioural reaction, self-control). These ideas are consistent with the ideas of modern researchers about the self-concept and its structure. In the article, the author cites the data of his own empirical research, the purpose of which is to identify the features of the self-concept in modern adolescents, and provides a list of diagnostic methods for each of the components. Diagnostic results for the cognitive component of the self-concept in adolescents showed that the respondents find it difficult to describe or characterize themselves and that their self-knowledge is poor. At the same time, when analyzing the results of measuring the evaluative component, the author found high levels of self-esteem and ambition, a high degree of differentiation in self-esteem, a large gap between self-esteem and the level of ambition, and a high level of self-regard. When studying the level of subjective control, it was established that adolescents generally control their behaviour. However, there is a tendency to shift responsibility for major successes and failures to external factors. The author concludes that the presence of the identified features in the self-concept of adolescents indicates the need for further research on this issue.
Keywords: personality, self-conception, self-image, self-awareness, self-esteem, adolescence.
Введение
Проблема Я-концепции личности в последние десятилетия остается одной из самых изучаемых и актуальных в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что Я-концепция оказывает непосредственное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. О. Б. Дутчина отмечает, что в научных исследованиях, в образовательной практике и законодательных документах стали чаще употребляться термины, начинающиеся с приставки «сам-», «само-», которые характеризуют человека как субъекта собственного развития, то есть как субъекта познания, деятельности, общения (Дутчина 2004). Обращается внимание на то, что содержание образования изменяется в сторону создания условий для самоопределения,
максимальной самореализации личности в современном обществе. Все это требует наличия у молодых людей таких характеристик, как инициативность, самостоятельность, ориентация на высокие достижения, высокая мотивация в построении жизненных планов (Шевченко 2007).
Теоретический обзор современного состояния проблемы
В отечественной психологии имеется обилие работ, посвященных изучению Я-концепции в дошкольном и младшем школьном возрасте (И. В. Егоров, О. А. Белобрыкина, А. В. Захарова, М. И. Лисина, Н. Ю. Молостова, Н. А. Мо-сина, Л. В. Москвичева, В. С. Мухина, О. С. Обухова, Л. Э. Семенова, О. В. Хухлаева и другие),
в подростковом возрасте (А. Б. Ахмедов, И. С. Бубнова, Н. В. Заболотнева, И. С. Кон, С. А. Кукенков, А. М. Мудрик, В. В. Сизикова, Е. В. Свистунова и другие), в юношеском возрасте (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Н. И. Леонтьев, Л. И. Божович, А. А. Бо-далев и другие), студенчества (Е. Б. Быканова, О. Б. Дутчина, Н. Б. Казначеева, Л. В. Рымкан и другие), однако ощущается недостаток работ, направленных на изучение Я-концепции современных подростков. Большинство подобных работ датируются началом 2000-х годов.
А. А. Реан подчеркивает, что одним из важных отличительных признаков подросткового возраста являются изменения в сфере самосознания личности. Именно в этот возрастной период начинает вырабатываться «собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения», развиваются рефлексивные способности, появляется чувство собственной неповторимости, уникальности, «происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние» (Реан 2007, 110). Мы можем говорить о формировании Я-концепции, на основании которой происходит дальнейшее построение поведения молодого человека.
Существует множество подходов к определению феномена «Я-концепция». Поэтому в отечественной науке мы можем найти ряд терминов, которые порой выступают по отношению к Я-концепции в качестве синонимов: Я-образ, образ Я, самоотношение, самооценка, миросознание, идентичность и так далее. Различные теории и подходы на практике не всегда легко соотнести между собой, в результате чего могут возникать сложности с определением понятийного аппарата.
Современный этап исследований Я-концепции связан с пониманием ее как результата, структурной единицы, итогового продукта процесса самосознания. Исходя из этого, мы определяем Я-концепцию как интегральное образование личности, представляющее собой совокупность представлений индивида о себе и оказывающее влияние на его поведение, а также межличностные взаимоотношения (Агапов 1999).
Большинство исследователей выделяют в структуре Я-концепции три основных компонента (составляющих): когнитивный (самовосприятие, самоописание, самопознание, образ Я), оценочный (самоотношение, самооценка, самоуважение) и поведенческий (потенциальная поведенческая реакция, самоконтроль) (Ахмедов 2009).
В качестве основы данного исследования выступили труды В. С. Агапова, А. Б. Ахмедова,
Р. Бернса, И. С. Кона, К. Роджерса, В. В. Столи-на и других исследователей (Агапов 1999; Ахмедов 2009; Бернс 1986; Кон 1989; Роджерс 2001; Столин 1983).
Данные теоретические положения, выявляющие своеобразие и специфику Я-концепции, нашли свое отражение в объекте и методах исследования.
Организация и методы исследования
Целью нашего исследования было выявление особенностей Я-концепции современных подростков.
Объект исследования — Я-концепция как структурное образование личности.
Предмет исследования — особенности Я-концепции детей подросткового возраста.
В исследовании принимали участие обучающиеся образовательных организаций г. Курска в возрасте 13-14 лет (всего 54 человека).
Учитывая отсутствие определенности в понимании феномена Я-концепции, наличие различных подходов к ее описанию, мы выстроили структуру своего исследования в соответствии с идеями Бернса о трехкомпонентной структуре Я-концепции, которая включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компоненты. Разделение Я-концепции на отдельные составляющие во многом условно, так как в психологическом плане они взаимосвязаны и тесно переплетены.
При подборе диагностических методик для каждого из компонентов Я-концепции мы опирались на исследование Т. Н. Михаленко.
Когнитивный компонент Я-концепции отражают основные характеристики нашего привычного самовосприятия, самопознания. Для его изучения мы использовали методику «Кто Я?» (модификация Ф. Патаки) и «Незаконченные предложения» Сакса-Леви (Михаленко 2005).
Оценочный компонент Я-концепции часто обозначается таким понятием, как самоотношение. Здесь можно выделить такие структурные элементы, как самоуважение, уверенность в себе, уровень притязаний, самооценка. Для изучения оценочного компонента Я-концепции мы использовали «Тест уверенности в себе» В. Г. Ромека (Ромек 2008) и методику изучения самооценки (Дембо — Рубинштейн, модификация А. М. Прихожан) (Райгородский 2001).
Поведенческий компонент Я-концепции включает в себя особенности построения межличностных отношений, реакции в конфликтных ситуациях, самовоспитание, самоконтроль,
232
DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-3-230-235
Рис. Уровень самооценки подростков по методике Дембо — Рубинштейн (в %)
55.6%
27.7%
1
11,1%
5,6%
Низкий Средний Высокий Очень высокий
д Уровень самооценки
преобладание достижения успеха, установки в отношении себя и окружающих, эмоциональную устойчивость. Для изучения этого компонента Я-концепции мы использовали методику «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд) (Реан 1999).
Результаты и их обсуждение
Результаты, полученные по методике «Кто Я?», свидетельствуют о том, что самоописания подростков скудны и редко включают различные сферы жизнедеятельности. Среди наиболее частых ответов можно выделить такие, как «Я — друг», «Я — ученик», «Я — человек», «добрый», «красивый», «общительный». При этом 61,1 % респондентов смогли написать всего 2-3 характеристики. Эти данные согласуются с результатами методики «Незаконченные предложения». Ответы подростков краткие, бедные по содержанию, оптимистичны, но направлены в недалекое будущее («Мое будущее мне кажется далеким», «Я хотел всегда отдыхать», «Мое будущее кажется нереальным»). Следует отметить, что на некоторые вопросы подростки не отвечали или отвечали односложно.
Анализ результатов по методике Дембо — Рубинштейн наглядно представлен на рисунке.
Большинство респондентов (55,6 %) демонстрируют очень высокую самооценку. Высокая самооценка диагностирована у 27,7 % подростков, средняя — у 11,1 %, низкая — у 5,6 %. При этом 75 % испытуемых показали сильную степень дифференцированности самооценки, а также
оторванность уровня притязаний от самооценки. Подростки имеют четкие представления о своей успешности/неуспешности в различных сферах жизнедеятельности, но при этом по ряду шкал наблюдается большая разница между самооценкой и уровнем притязаний. При анализе данных, полученных по методике В. Г. Ромека, было обнаружено, что 55,6 % подростков имеют очень высокие показатели уверенности в себе, что может негативно сказываться на взаимоотношениях с друзьями и близкими, затрудняет формирование более реального образа самого себя.
По методике УСК подростки демонстрируют достаточно высокие показатели по шкале общей интернальности. Это свидетельствует о том, что они понимают и управляют своими поступками. Однако по шкале интернальности в области достижений 59,2 % подростков обнаруживают низкие показатели, которые говорят о том, что они склонны приписывать свои успехи и достижения внешним обстоятельствам — везению, судьбе или помощи других людей. Аналогичные данные получены по шкале интернальности в области неудач, которая оценивает склонность обвинять себя самого в неприятностях и страданиях. Низкие показатели диагностированы у 35,2 % подростков. Это говорит о том, что испытуемые склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям и внешним факторам. Учитывая, что большинство подростков характеризуются высокой и очень высокой самооценкой, очень высокими показателями уверенности в себе, мы можем прийти к выводу, что складываются условия, которые затрудняют формиро-
вание адекватных представлений о себе. В связи с этим, на наш взгляд, будет интересным сравнить, как соотносятся у испытуемых данной выборки «Я-реальное» и «Я-идеальное» (методика Т. Лири). Эта задача составляет перспективу нашего исследования.
Выводы
На основе проведенного исследования можно выделить следующие особенности Я-концепции современных подростков:
1) бедность представлений о себе, ориентированность на настоящее;
2) высокий уровень самооценки, высокая степень ее дифференцированности, большой разрыв между самооценкой и уровнем притязаний, завышенный уровень
притязаний, высокий уровень самоуважения;
3) склонность перекладывать ответственность за основные успехи и неудачи на внешние факторы.
Таким образом, Я-концепция подростков характеризуется наличием ряда особенностей. Это, с одной стороны, говорит об актуальности практической работы по развитию Я-концепции, а с другой — о необходимости исследований особенностей Я-концепции подростков и юношей. Полученные результаты исследования могут быть использованы при проведении диагностики и коррекции особенностей Я-концепции подростков; для разработки специализированных смен детских оздоровительных лагерей; в работе педагогов и психологов с временными и постоянными молодежными группами.
Литература
Агапов, B. C. (1999) Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М.: ГУУ, 230 с.
Ахмедов, А. Б. (2009) Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации. Психологические исследования, № 2 (4). [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2009n2-4/31-akhmedov4. html#e3 (дата обращения 09.06.2020).
Бернс, Р. (1986) Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 422 с.
Дутчина, О. Б. (2004) Психологические условия и средства развития позитивной Я-концепции личности студента. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Иркутск, Иркутский государственный педагогический университет, 186 с.
Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности. М.: Просвещение, 256 с.
Михаленко, Т. Н. (2005) Психологические особенности формирования Я-концепции старшеклассниц женской гуманитарной гимназии. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Череповец, ЧГУ, 194 с.
Райгородский, Д. Я. (ред.). (2001) Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ-М, 672 с.
Реан, А. А. (ред.). (1999) Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 288 с.
Реан, А. А. (ред.). (2007) Психология подростка. СПб.: Прайм-Еврознак, 480 с.
Роджерс, К. (2001) Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 414 с.
Ромек, В. Г. (2008) Тест уверенности в себе. Психологическая диагностика, № 1, с. 59-82.
Столин, В. В. (1983) Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 284 с.
Шевченко, Н. Г. (2007) Духовно-нравственное воспитание как главные составляющие системы воспитательной работы Минераловодского филиала МОСУ. В кн.: И. Г. Безуглов, Л. В. Темнова (ред). Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала: материалы межвузовской научно-практической конференции (16 апреля 2007 г.). М.: МОСУ, с. 164-170.
References
Agapov, V. C. (1999) Ya-kontseptsiya v strukture upravlencheskoj deyatel'nosti rukovoditelya [Self-concept in the structure of managerial activities of the head]. Moscow: State University of Management Publ., 230 p. (In Russian)
Akhmedov, A. B. (2009) Osobennosti Ya-kontseptsii u podrostkov, nakhodivshikhsya v zone voennykh dejstvij, i u ikh sverstnikov, prozhivayushchikh v stabil'noj sotsial'noj situatsii [Self-concept of adolescents in war zone and peaceful circumstances]. Psikhologicheskie issledovaniya, no. 2 (4). [Online]. Available at: http://www. psystudy.ru/index.php/num/2009n2-4/31-akhmedov4.html#e3 (accessed 09.06.2020). (In Russian)
Burns, R. (1986) Self-concept development and education. Moscow: Progress Publ., 422 p. (In Russian)
234
DDI: 10.33910/2686-9527-2020-2-3-230-235
A. A. Wdaws
Dutchina, O. B. (2004) Psikhologicheskie usloviya i sredstva razvitiya pozitivnoj Ya-kontseptsii lichnosti studenta [Psychological conditions and means of developing a positive self-concept of the student's personality]. PhD dissertation (Psychology). Irkutsk: Irkutsk State Pedagogical University, 186 p. (In Russian) Kon, I. S. (1989) Psikhologiya rannej yunosti [The psychology of early youth]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 256 p. (In Russian)
Mikhalenko, T. N. (2005) Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya Ya-kontseptsii starsheklassnits zhenskoj gumanitarnoj gimnazii [Psychological features of the formation of the self-concept of high school students of the humanitarian school]. PhD dissertation (Psychology). Cherepovets, Cherepovets State University, 194 p. (In Russian)
Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). (2001) Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practicalpsychodiagnostics.
Techniques and tests]. Samara: Bakhrakh-M Publ., 672 p. (In Russian) Rean, A. A. (ed.). (1999) Psikhologiya izucheniya lichnosti [Psychology of the study of personality]. Saint Petersburg:
Mikhajlov V. A. Publ., 288 p. (In Russian) Rean, A. A. (ed.). (2007) Psikhologiyapodrostka [Psychology of a teenager]. Saint Petersburg: Prajm-Evroznak Publ., 480 p. (In Russian)
Rogers, C. (2001) On becoming a person: A therapist's view of psychotherapy Moscow: Eksmo-Press Publ., 414 p. (In Russian)
Romek, V. G. (2008) Test uverennosti v sebe [Self-confidence test]. Psikhologicheskaya diagnostika, no. 1, pp. 59-82. (In Russian)
Shevchenko, N. G. (2007) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak glavnye sostavlyayushchie sistemy vospitatel'noj raboty Mineralovodskogo filiala MOSU [Spiritual and moral education as the main components of the educational system of the Mineralovodsk branch of the Moscow Open Social University]. In: I. G. Bezuglov, L. V. Temnova (eds.). Formirovanie lichnosti sovremennogo spetsialista kak grazhdanina i professionala: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (16 aprelya 2007 g.) [Formation of the personality of a modern specialist as a citizen and professional: Materials of an inter-university scientific and practical conference (April 16,2007)]. Moscow: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Y. Kikot Publ., pp. 164-170. (In Russian) Stolin, V. V. (1983) Samosoznanie lichnosti [Self-conscience]. Moscow: Moscow University Press, 284 p. (In Russian)
Психо^огин neAoseKa s 06pa30sanuu, 2020, m. 2, № 3
235