Научная статья на тему 'Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития'

Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
388
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / САМООЦЕНКА / ЭГОЦЕНТРИЗМ / ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ / ADOLESCENCE / MENTAL RETARDATION / SELF-ESTEEM / EGOCENTRISM / CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басин Максим Александрович, Фатеева Ксения Николаевна, Хаидов Сергей Курбанович

В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки подростков с задержкой психического развития. Подростковый возраст является сенситивным периодом для развития Я-концепции и её компонентов: поведенческого, когнитивного, оценочного. У учащегося подросткового возраста самооценка зависит от того, как его воспринимают окружающие, одной из главных возрастных задач становится поиск себя в мире. В это время у них происходит перестройка взаимоотношений, и на первый план ставится общение со сверстниками и одноклассниками. Дети с отклонениями в развитии, в частности с задержкой психического развития, имеют тенденцию к дисгармоничному становлению составляющих Я-концепции, в частности самооценки. Отклонения в развитии самооценки накладывают отпечаток на выраженность эгоцентризма у подростков, приводящий к неадекватной оценке окружающих, себя и к трудностям социализации и интеграции в общество. В статье рассмотрены связь и взаимозависимость уровня развития самооценки и проявления эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития. Проведённые исследования позволяют в будущем разработать программу, которая поможет предупредить формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития, создать благоприятные условия адаптации, а в дальнейшем и социализации таких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басин Максим Александрович, Фатеева Ксения Николаевна, Хаидов Сергей Курбанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF EGOCENTRISM IN ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION

The article presents the results of an empirical study of self-esteem of adolescents with mental retardation. Adolescence is a sensitive period for the development of self-concept and its components: behavioral, cognitive, evaluative. Students-adolescents’ self-esteem depends on how it is perceived by the others. One of the main age tasks becomes the search of one’s own place in the world. At this age adolescents restructure their relationships, the communication with peers and classmates getting the first importance. Children with developmental disabilities, in particular with mental retardation, tend to disharmonious development of components of the Self-concept, in particular self-esteem. Deviations in self-esteem development leave an imprint on the severity of adolescents’ self-centeredness, leading to inadequate assessment of others, themselves and the difficulties of socialization and integration into society. The article deals with the relationship and interdependence of the level of self-esteem and manifestations of self-centeredness in adolescents with mental retardation. The study makes it possible to develop a program in the future that will prevent the development of egocentrism in adolescents with mental retardation, create favorable conditions for adaptation, and further socialization of such children.

Текст научной работы на тему «Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития»

раздел ii. педагогическая психология

УДК 19 . 00 . 01

Б01: 10.18384/2310-7235-2019-2-65-73

формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития

Басин М. А.1, Фатеева К. Н.2, Хаидов С. К.3

1 Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования

117556, г. Москва, Варшавское ш, д. 79, к. 2, Российская Федерация

2 Тульская городская больница № 10

300036, г. Тула, пос. Мясново, 18-й пр., д. 104, Российская Федерация

3 Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого 300026, г. Тула, пр. Ленина, д. 125, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования самооценки подростков с задержкой психического развития. Подростковый возраст является сенситивным периодом для развития Я-концепции и её компонентов: поведенческого, когнитивного, оценочного. У учащегося подросткового возраста самооценка зависит от того, как его воспринимают окружающие, одной из главных возрастных задач становится поиск себя в мире. В это время у них происходит перестройка взаимоотношений, и на первый план ставится общение со сверстниками и одноклассниками. Дети с отклонениями в развитии, в частности с задержкой психического развития, имеют тенденцию к дисгармоничному становлению составляющих Я-концепции, в частности самооценки. Отклонения в развитии самооценки накладывают отпечаток на выраженность эгоцентризма у подростков, приводящий к неадекватной оценке окружающих, себя и к трудностям социализации и интеграции в общество. В статье рассмотрены связь и взаимозависимость уровня развития самооценки и проявления эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития. Проведённые исследования позволяют в будущем разработать программу, которая поможет предупредить формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития, создать благоприятные условия адаптации, а в дальнейшем и социализации таких детей.

Ключевые слова: подростковый возраст, задержка психического развития, самооценка, эгоцентризм, дети с отклонениями в развитии.

© СС БУ Басин М. А. , Фатеева К. Н . , Хаидов С К. , 2019 .

the formation of egocentrism in adolescents with mental retardation

M. Basin1, K. Fateeva2, S. Khaidov3

1 Autonomous non-profit organization "National Research Institute of Continuing Professional Education"

79,2 Varshavskoye sh. Moscow,117556,Russian Federation

2 Department of medical rehabilitation GUZ GB №10

104, The village Myasnovo 18th proyezd, Tula, 300036, Russian Federation

3 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

125, Lenina prosp., Tula,300026,Russian Federation Abstract. The article presents the results of an empirical study of self-esteem of adolescents with mental retardation. Adolescence is a sensitive period for the development of self-concept and its components: behavioral, cognitive, evaluative. Students-adolescents' self-esteem depends on how it is perceived by the others. One of the main age tasks becomes the search of one's own place in the world. At this age adolescents restructure their relationships, the communication with peers and classmates getting the first importance. Children with developmental disabilities, in particular with mental retardation, tend to disharmonious development of components of the Self-concept, in particular self-esteem. Deviations in self-esteem development leave an imprint on the severity of adolescents' self-centeredness, leading to inadequate assessment of others, themselves and the difficulties of socialization and integration into society. The article deals with the relationship and interdependence of the level of self-esteem and manifestations of self-centeredness in adolescents with mental retardation. The study makes it possible to develop a program in the future that will prevent the development of egocentrism in adolescents with mental retardation, create favorable conditions for adaptation, and further socialization of such children.

Key words: adolescence, mental retardation, self-esteem, egocentrism, children with developmental disabilities.

Подходы к проблеме исследования

Современная наука в центр внимания психологических исследований ставит изучение детей подросткового возраста. Отечественные психологи, такие как Л . И . Божович, Л . С . Выготский, Д . Б . Эльконин, а также И . С . Кон, А. Е . Личко, Л . Ф . Обухова и др ., рассмотрели подростковый возраст с разных сторон

Общество заинтересовано в том, чтобы подростки вступали в социум полноправными членами, кото-

рые смогут продуктивно взаимодействовать с социальным окружением. Изменения социальной ситуации развития приводят к преобразованию всей эго-системы, в том числе и самооценки, которая, будучи относительно устойчивым образованием, изменяется не сразу. Под влиянием потребностей в эгостабилизации и механизма эгоцентрации она может оказаться и неадекватной Дети подросткового возраста сталкиваются с задачей адаптации к различным ситуациям, преодолевая ряд трудностей Подростки

стоят перед выбором принятия ряда социальных требований, таких как поиск референтной группы и нахождение своего места в группе сверстников и обществе, самореализация, перед необходимостью научиться принимать позицию другого во взаимодействии Они должны научиться осознавать своё «Я», самоутверждаться среди сверстников, научиться определять и осуществлять свои цели и потребности [2; 7; 8; 12].

Исследование уровня развития эмоционального, поведенческого, когнитивного компонентов Я-концепции, а также их взаимосвязи с эгоцентризмом у подростков с задержкой психического развития является сегодня актуальным направлением . В подростковом возрасте происходят изменения в формировании личности и её становления в целом [1; 4; 5].

Поиск социально допустимых норм поведения, отношения в школе и в семье оставляют значительный след при формировании самооценки у учащихся и проявлении эгоцентризма [5; 6; 10; 11]-

Так, у детей с задержкой психического развития возникают препятствия на пути конструирования образа Я, которые ведут к тому, что кризис самовосприятия возникает раньше, чем у детей с развитием без отклонений, что говорит о неблагополучии в их самопознании [12; 13].

Изучением особенностей становления самооценки детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как И . П . Бучки-на, Г. В . Грибанова, Е . Г. Дзугкоева, И . А. Конева и др .

Подростков с ЗПР отличают завышенная самооценка при низком уров-

не тревожности, неадекватный уровень притязаний: слабость реакции на неуспехи, преувеличение успеха, а также повышенный уровень эгоцентризма [3; 9; 14; 15].

Кроме этого, у детей с задержкой психического развития возрастает риск осложнения социально-психологической адаптации, которая характеризуется неадекватным поведением, конфликтами с окружающими, а также деформацией установок и ценностных ориентаций Все это свидетельствует о наличии у них недостаточной критичности и инфантильном характере отношения к своим возможностям

Целью исследования стало выявление уровня развития когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов Я-концепции и их влияния на развитие эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития

Задачи исследования:

1 Определить уровень развития когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции у подростков с задержкой психического развития

2 Выявить уровень самооценки и его влияние на развитие эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития

3 Выделить аспекты, ведущие к формированию эгоцентризма у детей подросткового возраста с задержкой психического развития

Организация исследования

Для определения уровня развития компонентов Я-концепции у подростков с задержкой психического развития в эмпирическом исследовании

использовались следующие психодиагностические методики:

- методика Э . Пирса, Д . Харриса «Шкала для исследования детской Я-концепции»;

- методика Р. С . Немова «Какой Я?» .

Данные методики направлены на

исследование уровня развития самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста Диагностический материал был адаптирован с учётом дизонтогенеза детей . Инструкции повторялись подросткам несколько раз, было разъяснено значение незнакомых и непонятных слов . Во избежание переутомления диагностика проводи-

лась два дня по двадцать минут, во избежание пропусков вопросов методики выполнялись под наблюдением [8].

В исследовании, которое проводилось на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4», приняли участие 54 подростка с задержкой психического развития в возрасте 12-13 лет. Из них 30 девочек и 24 мальчика .

Обсуждение результатов

Результаты исследования развития самооценки подростков с задержкой психического развития с помощью методики «Шкала детской Я-концепции» представлены на рисунке 1

Рис. 1. Уровни развития поведенческого, эмоционально-оценочного, когнитивного компонентов Я-концепции подростков с ОВЗ

Результаты эмпирического исследования показали, что подростки с задержкой психического развития полностью удовлетворены своей жизнью Их уверенность в себе находится в прямой зависимости от взаимоотношений с окружающими и от окружающей обстановки . Большинство детей (83% от выборки) имеют высокую степень удовлетворённости своим положением в семье Они ощущают эмоциональную поддержку от своих

родственников . В связи с этим большинство подростков с задержкой психического развития (50% от выборки) имеют адекватное отношение к своему поведению Они реалистично оценивают своё поведение в тех или иных ситуациях, осознают свои недостатки 44% подростков имеют высокий уровень оценки своего поведения и считают его соответствующим требованиям взрослых Данные ученики считают, что ведут себя достойно и правильно

И только у 6% подростков с ЗПР проявляется негативистское отношение к требованиям взрослых, и они имеют низкий уровень самооценки своего поведения

В подростковом возрасте содержательный аспект самооценки детей переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества Именно с этим может быть связано нейтральное отношение к школе (78% от выборки) . 16% детей с задержкой психического развития испытывают неприязнь к школе Они оценивают своё обучение как неблагоприятное и понимают, что их успеваемость снижена У таких детей прослеживается тенденция к развитию эгоцентризма, они акцентируют внимание на своих внутренних переживаниях, своих мыслях, считают, что отрицательные оценки им ставят незаслуженно и не стремятся улучшать свою успеваемость У большинства подростков с задержкой психического развития (88% от выборки) уровень самооценки интеллекта и школьной успешности соответствует среднему уровню развития

Подростки с задержкой психического развития также на первое место ставят общение со сверстниками 66% имеют высокую самооценку в общении Они стремятся к общению в коллективе, считают себя популярными Во взаимодействии с друзьями подростки с ЗПР чувствуют свою наибольшую реальность Трудности проявляются во взаимоотношениях с учителями Проблемы, которые могут возникать у подростков данной категории в общении, во взаимопонимании со старшим поколением, могут порождать эгоцентризм, но проявление его

нестабильно и зависит от сложившейся ситуации В одних случаях подростки с задержкой психического развития могут быть внимательными к людям, в других они фокусируются только на себе, не замечая ничего вокруг

У 66% подростков с ЗПР неадекватно высокий уровень самооценки Кроме того, они показали высокий уровень уверенности в себе . В результате это ведёт к формированию эгоцентризма, который проявляется в неспособности критично оценивать себя и осознавать своё «Я» на достаточном уровне Отсюда возникают повышенная внушаемость этих детей, неустойчивое поведение Вместе с тем это может свидетельствовать и об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности Подростки с завышенной самооценкой любую критику в свой адрес воспринимают негативно, болезненно реагируют на замечания, что свидетельствует о проявлении эгоцентризма Только 34% подростков имеют средний уровень уверенности в себе, который соответствует реалистичной самооценке

Результаты методики «Какой Я?» представлены на рисунке 2

Как видно из таблицы и рисунка, 50% подростков с задержкой психического развития имеют неадекватно завышенную самооценку. Самооценка данных учеников может указывать на отклонения в формировании личности 6% показали очень высокий уровень развития самооценки Дети не в состоянии правильно оценивать результаты своей деятельности, нечувствительны к неудачам, оценкам окружающих и к замечаниям . Это ведёт к невозможности субъективной

оценки собственных качеств . 44% подростков с ЗПР имеют средний уровень самооценки, свидетельствующий об адекватном восприятии своих способностей и возможностей и наличии стремления осуществить поставленные цели и оценить сложившуюся си-

Заключение

Таким образом, результаты проведённого эмпирического исследования показали, что у детей с задержкой психического развития в основной массе имеется тенденция к формированию эгоцентризма, который выражается в концентрации на своих чувствах, в неспособности сопереживать другим людям . В поведенческом плане у таких детей могут проявляться нескоордини-рованность действий с собеседником, неустойчивость внимания, им тяжело соблюдать нормы, принятые в школе У подростков проявляется завышенная самооценка, которая также обусловливает формирование эгоцентризма и трудности в принятии самостоятель-

туацию Таким образом, проявление завышенной самооценки у подростков с ЗПР является основанием для формирования эгоцентризма. Дети ставят своё Я впереди, у них возможно формирование внутриличностного конфликта

ных решений, возникающих в конфликтных ситуациях Подростковый эгоцентризм проявляется в трудностях ведения диалога и продуктивного контакта с окружающими

Быстрая утомляемость, низкая работоспособность ведут к трудностям в обучении, а также к негативному отношению подростков с ЗПР к школе

Дальнейшее изучение особенностей проявления эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития будет способствовать поиску путей их интеграции в общество и профилактики возникновения эгоцентризма

Статья поступила в редакцию 11.04.2019 г.

Рис. 2. Процентное соотношение уровней развития самооценки подростков с ОВЗ

VV

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапов В . С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31.

2. Емельянова Т. П . Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М. , 2016. 476 с.

3. Емельянова Т. П . , Белых Т. В . , Шабанова В . Н . Образы прошлого, настоящего и будущего у представителей поколения «бэби-бумеров» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018 . № 3 . С. 75-85.

4. Капитанец Е . Г. , Панарина Е . И . Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016 . Т. 44. URL: http:// e-koncept . ru/2016/56971. htm (дата обращения: 13. 03.2019).

5 . Максименко Ж . А. Представления людей с ОВЗ и инвалидностью о социально-психо-

логических барьерах, снижающих качество их жизни // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 4. С. 71-79.

6 . Пашукова Т. И . Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и воз-

можности коррекции: учебное пособие для студентов, школьных психологов и учителей. М. , 1998. 160 с.

7 . Рябова Т. В . Структура и возрастная динамика феномена эгоцентризма у подростков

и взрослых: дис. ... канд. психол . наук. М., 2001. 265 с.

8 Тинигина А А Современные исследования эгоцентризма в контексте социального восприятия и общения // Социальная психология и общество . 2013. № 1.

9 . Фатеева К. Н . , Хаидов С. К. Использование проективных методик для изучения эго-

центризма у подростков // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции / отв. ред . С. А. Водяха. Екатеринбург, 2018 . С 307-312.

10 . Фатеева К. Н . , Хаидов С. К. Научные подходы к понятию эгоцентризма и его выра-

женность у подростков // Живая психология. 2017. Т. 4. № 4. С. 347-352. 11. Фатеева К. Н . Теоретическая модель программы эмпирического исследования особенностей эгоцентризма подростков // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018 . № 2. С. 33-36. 12 Фокина А В Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантно-

сти: автореф . дис . ... канд . психол . наук . М . , 2008. 22 с . 13. Юрина А. А. Взаимосвязь эгоцентризма и социально-психологических характеристик личности подростка // Актуальные проблемы психологического знания 2009 № 3 С 79-89

14 . Chambers J. R . , Suis J. The role of egocentrism and focalism in the emotional intensity bias

// Journal of Experimental Social Psychology. 2007. № 43. P. 618-625.

15 . Kruger J. , Burrus J. Egocentrism and focalism in unrealistic optimism (and pessimism) //

Journal of Experimental Social Psychology.2004. № 40 (3), pp . 332-340.

1. Agapov V. S . [The concept of I and the self-realization of the subject: the problem field of

scientific research]. In: Akmeologiya [Acmeology], 2012, no. 3 (43), pp. 26-31. 2 . Emel'yanova T. P. Sotsial'nye predstavleniya: istoriya, teoriya i empiricheskie issledovaniya

[Social representations: History, theory and empirical research], Moscow, 2016. 476 p. 3. Emel'yanova T. P. , Belykh T. V. , Shabanova V. N. [Images of the past, present and future members of the generation of "baby boomers"]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo

С.29-38.

REFERENCES

oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology], 2018, no. 3, pp. 75-85. 4. Kapitanets E. G. , Panarina E . I. [The study of self-attitude of younger adolescents with mental retardation]. In: Kontsept: nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal [Concept: Scientific-methodical electronic journal]. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56971.htm (accessed: 13. 03.2019).

5 . Maksimenko Zh . A . [Representations of people with disabilities and disability on the socio-

psychological barriers that reduce their quality of life]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarst-vennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of the Moscow Region State University Series: Psychology], 2016, no. 4, pp. 71-79 .

6 . Pashukova T. I . Egotsentrizm v podrostkovom i yunosheskom vozraste: prichiny i vozmozh-

nosti korrektsii [Egocentrism in adolescence and young adulthood: causes and possible correction] Moscow, 1998 160 p 7. Ryabova T. V. Struktura i vozrastnaya dinamika fenomena egotsentrizma u podrostkov I vz-roslykh: dis. ... kand. psikhol. nauk [Structure and age dynamics of the phenomenon of egocentrism in adolescents and adults: PhD thesis in Psychological sciences], Moscow, 2001. 265 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 . Tinigina A . A . [Modern studies of egocentrism in the context of social perception and com-

munication], In: Sotsial'naya psikhologiya I obshchestvo [Social psychology and society], 2013, no. 1, pp. 29-38.

9 . Fateeva K. N . , Khaidov S . K. [The use of projective techniques for the study of egocentrism in

adolescents]. In: Vodyakha S . A . , ed . Psikhologicheskoe blagopoluchie sovremennogo chelove-ka: materialy Mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Psychological well-being of modern man: Materials of International correspondence scientific-practical conference]. Ekaterinburg, 2018, pp. 307-312.

10 . Fateeva K. N. , Khaidov S . K. [Scientific approaches to the concept of egocentrism and its

severity in adolescents]. In: Zhivaya psikhologiya [Living psychology], 2017, vol. 4, no. 4, pp 347-352

11. Fateeva K. N . [A theoretical model of the program of empirical studies of adolescent egocentrism], In: Vestnik Rossiiskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek v sovremennom mire [Bulletin of the Russian New University. Series: People in the modern world], 2018, no. 2, pp 33-36

12 . Fokina A. V. Rol' lichnostnogo egotsentrizma v structure podrostkovoi deviantnosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [The role of personal self-centeredness in the structure of adolescent deviance: abstract of PhD thesis in Psychological sciences] Moscow, 2008 22 p 13. Yurina A. A. [The relationship between egocentrism and socio-psychological characteristics of personality of a teenager]. In: Aktual'nye problemy psikhologicheskogo znaniya [Actual problems of psychological knowledge], 2009, no. 3, pp. 79-89.

14 . Chambers J. R. , Suls J. The role of egocentrism and focalism in the emotional intensity bias .

In: Journal of Experimental Social Psychology, 2007, no. 43, pp. 618-625.

15 . Kruger J. , Burrus J. Egocentrism and focalism in unrealistic optimism (and pessimism). In:

Journal of Experimental Social Psychology, 2004, no 40 (3), pp 332-340

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Басин Максим Александрович - кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики образования Национального исследовательского института дополнительного профессионального образования; e-mail:basin_78@mail. гц;

Фатеева Ксения Николаевна - логопед отделения медицинской реабилитации Тульской городской больницы № 10; e-mail:k. seniafateeva@mail. ru;

Хаидов Сергей Курбанович - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н . Толстого; e-mail: tgpu@tula. net

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Maksim A. Basin - candidate of psychological sciences, Head of the Department of Psychology and Pedagogy of Education, Autonomous Noncommercial Organization "National Research Institute of Advanced Vocational Education"; e-mail: basin_78@mail. ru;

Kseniia N. Fateeva - speech therapist of the Department of medical rehabilitation GUZ GB №10;

e-mail: k. seniafateeva@mail.ru;

Sergei K. Khaidov - candidate ofpsychological sciences, associate professor, associate professorat the Department of Special Psychology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University; e-mail: tgpu@tula net

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Басин М . А . , Фатеева К. Н . , Хаидов С. К. Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019 . № 2. С. 65-73. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-65-73

FOR CITATION

Basin M. A. , Fateeva K. N. , Khaidov S . K. The formation of egocentrism in adolescents with mental retardation. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2019, no 2, рр 65-73

DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-65-73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.