Научная статья на тему 'Характеристика позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Характеристика позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1711
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ЗДОРОВЫЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / САМООЦЕНКА / САМОУВАЖЕНИЕ / АУТОСИМПАТИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Лариса Валериановна, Сюкиев Дмитрий Николаевич, Драндров Герольд Леонидович

В статье приводятся результаты экспериментального исследования показателей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов позитивной Я-концепции у двух групп подростков 14-15 лет здоровых подростков (55 человек) и подростков с ограниченными возможностями здоровья (17 человек). Выявлено, что подростки с ограниченными возможностями здоровья отличаются от здоровых детей низкой самооценкой реального Я и низкими показателями смысложизненных ориентаций. Они не уверены в себе и не склонны проявлять социальную инициативу и смелость в социальных контактах. Наряду с этим они не отличаются от здоровых детей в показателях уровня притязаний (идеального Я), самоуважения и аутосимпатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Никитина Лариса Валериановна, Сюкиев Дмитрий Николаевич, Драндров Герольд Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the positive self-concept among the adolescents with disabilities

The article presents the results of the experimental research of the indicators of the cognitive, emotional, and behavioral components of a positive self-concept in two groups of teenagers aged 14-15 healthy adolescents (55 people) and adolescents with disabilities (17 people). It has been revealed that adolescents with disabilities differ from the healthy children with the relatively low self-esteem of real I, low life orientations indicators. They are not confident and not inclined to take social initiative and courage in social contacts. In addition, they do not differ from healthy children by the indicators of the level of claims (ideal I), self-esteem and autosympathy.

Текст научной работы на тему «Характеристика позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Бичик, 1998. - 144 с.

14. Сыроватский, Я.С. Этнопедагогические основы национального спортивного единоборства Саха «Хапсагай» : дис. ... канд. пед. наук / Сыроватский Я.С. - Якутск, 1998. - 178 с.

15. Уйгуров, В.В. Дмитрий Петрович Коркин : статьи, обзор научных статей / В.В. Уйгуров, П.И. Кривошапкин. - Якутск : Триада, 2003. - 96 с.

REFERENCES

1. Afanasyev, V. F. (1979), Ethno pedagogic of the non-Russian people of Siberia and Far East, Book publishing house, Yakutsk.

2. Volkov, N. N. (2001), Self-affirmation of the identity of the fighter of freestyle in the history of development of sports of the Republic of Sakha (Yakutia), dissertation, Yakutsk.

3. Gorinevsky, V.V. (1927), The body culture, Moscow.

4. United All-Russian classification by national kinds of sport of the People of the North (2014), available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/high-sport/edinaya-vserossiyska/

5. Korkin, D.P. (1972), “Yakut national fight khapsagaj”, Sports fight (year-book), pp. 29-30.

6. Kochnev, V.P. (1980), National sports of YaSSR, Book publishing house, Yakutsk.

7. Kochnev, V.P. (1988), The rule of competitions in national sports YaSSR, Book publishing house, Yakutsk.

8. Kochnev, V.P. (1989), Physical exercises, games and competitions of the people of Yakutia,

Kyzyl.

9. National sports of the Republic of Sakha (Yakutia) (program for children of children's and youth sports schools of the Republic of Sakha (Yakutia), Min. educ. Republics of Sakha, Yakutsk.

10. Mostakhov, A.E. Popov, G.S., Chukrov, N.Z., Uygurov, V.V. and Struchkov, V.E. (2012), The khapsagaj fight. Rules of competitions, Yakutsk.

11. Experience of training of high-class fighters: Hand-written materials of the honored trainer of the USSR D.P. Korkin [Sost. : P. I. Krivoshapkin, I.I. Gotovtsev, N. N. Gulyaev, etc.] (2008), “ Media +”, Yakutsk.

12. Postnikov, A.S. (1998), His name will be never forgotten: Memory lane, Bichik, Yakutsk.

13. Syrovatsky, Ya.S. (1998), Ethnopedagogical bases of national combat sport Sakha "Hapsa-gay", dissertation, Yakutsk.

14. Uyghurs, V.V. and Krivoshapkin, P.I. (2003), Dmitry Petrovich Korkin: Articles, review scientific articles, Triada, Yakutsk.

Контактная информация: nsn1956@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.05.2014.

УДК 37.03

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Лариса Валериановна Никитина, психолог, Детско-юношеская спортивная адаптивная школа г. Чебоксары (ДЮСАШ, г. Чебоксары); Дмитрий Николаевич Сюкиев, ассистент, Калмыцкий государственный университет (ФГБОУ ВПО «КалмГУ»), г. Элиста, Республика Калмыкия; Герольд Леонидович Драндров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева), г. Чебоксары

Аннотация

В статье приводятся результаты экспериментального исследования показателей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов позитивной Я-концепции у двух групп подростков 14-15 лет - здоровых подростков (55 человек) и подростков с ограниченными возможностями здоровья (17 человек). Выявлено, что подростки с ограниченными возможностями здоровья отличаются от здоровых детей низкой самооценкой реального Я и низкими показателями смысложизненных ориентаций. Они не уверены в себе и не склонны проявлять социальную инициативу и смелость в социальных контактах. Наряду с этим они не отличаются от здоровых детей в показате-

лях уровня притязаний (идеального Я), самоуважения и аутосимпатии.

Ключевые слова: позитивная Я-концепция, подростки, здоровые, ограниченные возможности здоровья, самооценка, самоуважение, аутосимпатия, смысложизненные ориентации, уверенность в себе.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p132-137

CHARACTERISTICS OF THE POSITIVE SELF-CONCEPT AMONG THE ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

Larisa Valerianovna Nikitina, the psychologist, Youth sporty adaptive school, Cheboksary; Dmitry Nikolaevich Sukeev, the assistant, Kalmyk State University, Elista, Republic of Kalmykia; Gerold Leonidovich Drandrov, the doctor of pedagogics, professor, department chairman,

I.Y. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary

Annotation

The article presents the results of the experimental research of the indicators of the cognitive, emotional, and behavioral components of a positive self-concept in two groups of teenagers aged 14-15 -healthy adolescents (55 people) and adolescents with disabilities (17 people). It has been revealed that adolescents with disabilities differ from the healthy children with the relatively low self-esteem of real I, low life orientations indicators. They are not confident and not inclined to take social initiative and courage in social contacts. In addition, they do not differ from healthy children by the indicators of the level of claims (ideal I), self-esteem and autosympathy.

Keywords: positive self-concept, adolescents, healthy, disabilities, self-esteem, self-respect, autosympathy, life orientations, self-confidence.

ВВЕДЕНИЕ

Современным обществом востребована творчески мыслящая личность, способная к принятию нестандартных решений, самостоятельному пополнению и приобретению знаний. В образовательной практике все чаще используются термины, начинающиеся с приставки «само», «сам», которые в интегративном виде характеризуют человека как субъекта собственного развития. На первый план выдвигается задача воспитания мотивированной, инициативной, самостоятельной личности, ориентированной на построение и реализацию продуктивных сценариев своего жизненного и профессионального пути. Основным приоритетом педагогической деятельности становится целенаправленное и систематическое руководство становлением творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации [1]. Реализация данного направления особо значима для подросткового периода развития личности, который является особо чувствительным к формированию позитивной Я-концепции [4] и др.

Формирование Я-концепции подростков осуществляется на основе их эмоциональных переживаний, вызванных самопознанием и самооценкой образа своего Я, включая состояние физического здоровья. Поэтому особый интерес вызывает изучение особенности развития позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [2].

Позитивная Я-концепция рассматривается нами как «совокупность относительно устойчивых установок человека по отношению к самому себе, которая создает ощущение своей постоянной определенности, самотождественности, является уникальным результатом психического развития в процессе социального взаимодействия и оказывает существенное положительное влияние на интерпретацию жизненного опыта, на жизненные цели, на соответствующую систему ожиданий и прогнозов относительно своего будущего» [4, с. 84]. С учетом места и роли в функционировании позитивной Я-концепции нами в ее содержании выделяются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей развития позитивной Я-концепции у старших подростков с ОВЗ.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень развития когнитивного компонента определялся «по показателям двух критериев: самооценка и самоуважение. Самооценка определялась с помощью методики Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан). Измерялись показатели самооценки шести личностных характеристик: способностей; характера; авторитета у товарищей; умения многое делать своими руками; внешности; уверенности в себе (показатели реального Я). Наряду с этим по каждой из шести характеристик определялся уровень, достижение которого воспринималось подростком как соответствующее его притязаниям, вызывающее у него чувство удовлетворения и переживания гордости за себя (идеальное Я)» [4, с. 84].

Самоуважение характеризует оценку собственного Я индивида по отношению к социально-нормативным критериям. Уровень его развития определялся «с помощью методики исследования самоотношения, разработанной С. Р. Пантелеевым и В. В. Столиным [5]. Измерялись показатели: 1) саморуководства; 2) самоуверенности; 3) отраженного самоотношения; 4) открытости; 5) внутренней конфликтности. За показатель самоуважения принималось среднее значение этих показателей» [4, с. 85].

Уровень развития эмоционального компонента определялся «по критерию «аутосимпатия». Показатели аутосимпатии также измерялись с помощью методики исследования самоотношения. Измерялись показатели: 1) самопривязанности; 2) самоценности; 3) самопринятия; 4) самообвинения. За показатель самоуважения принималось среднее значение этих показателей» [4, с. 85].

Уровень развития поведенческого компонента определялся по двум критериям: «смысложизненные ориентации» и «уверенность в себе» [4]. Смысложизненные ориентации определялись с помощью методики СЖО, разработанной Д.А. Леонтьевым [3]. Измерялись «следующие показатели: 1) цели в жизни; 2) интерес - эмоциональная насыщенность жизни; 3) локус контроля Я (Я - хозяин жизни); 4) локус контроля - жизнь или управляемое жизнью. Уверенность в себе определялась с помощью методики «Тест уверенности в себе», разработанной В.Г. Ромеком [6]. Измерялись следующие показатели: 1) уверенность в себе; 2) социальная смелость; 3) инициатива в социальных контактах» [4, с. 85].

В исследовании приняли участие 72 подростка в возрасте 14-15 лет. Из них 55 человек относились по состоянию здоровья к основной медицинской группе и 17 - к группе с ОВЗ. У испытуемых обеих групп измерялись показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов Я-концепции. Сравнительный анализ показателей позитивной Я-концепции здоровых подростков и подростков с (ОВЗ) проводился с применением 1-критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Когнитивный компонент. Установлено, что показатели самооценки реального Я у подростков с ОВЗ существенно ниже аналогичных показателей у здоровых детей (таблица 1). В частности, подростки с ОВЗ ниже, чем здоровые дети, оценивают уровень развития своих способностей (на 1,37 балла), черты характера и авторитет среди своих сверстников (на 1,97 балла), умение делать что-то своими руками (на 2,24 балла) и внешнюю привлекательность (на 1,38 балла). Относительно низкие показатели самооценки отдельных сторон своего реального Я, наблюдаемые у подростков с ОВЗ, обусловливают то, что они оценивают уверенность в себе ниже, чем здоровые дети (на 0,99 балла). Общая самооценка реального Я у подростков с ОВЗ существенно ниже, чем у здоровых подростков - 4,64 против 6,29 балла.

Сравнительный анализ показателей идеального Я подростков с ОВЗ и здоровых подростков не выявил существенных различий - подростки с ОВЗ, реально оценивая состояние своего здоровья, характеризуются таким же уровнем притязаний в отношении оцениваемых показателей своего Я в будущем, что и здоровые подростки. Показатель общей самооценки идеального Я составляет у них 8,65 балла, что практически не отличается от показателей самооценки здоровых подростков - 8,79 балла. Исключение составляют показатели самооценки уровня притязаний в отношении своего авторитета в будущем - подростки с ОВЗ, оценивая свой авторитет среди сверстников относительно ниже, чем здоровые дети, в будущем также не претендуют на его высокий уровень.

Таблица1

Самооценка реального и идеального Я здоровыми подростками и подростками с

ОВЗ, баллы (Х±5)

Группы испытуемых Показатели самооценки

Реальное Я Идеальное Я

Способности

Подростки с ОВЗ, п=17 4,93±1,92 8,79±1,61

Здоровые,п=5 5 6,30±1,09 8,92±0,93

Р 0,001 0,69

Характер

Подростки с ОВЗ, п=17 4,34±2,02 8,61±1,45

Здоровые,п=55 6,31±1,24 8,67±1,09

Р 0,001 0,84

Авторитет

Подростки с ОВЗ, п=17 4,38±2,20 8,11±1,61

Здоровые,п=55 6,35±1,56 8,83±1,02

Р 0,001 0,03

Умения

Подростки с ОВЗ, п=17 4,24±2,82 8,54±1,94

Здоровые,п=55 6,48±1,64 8,77±1,39

Р 0,001 0,60

Внешность

Подростки с ОВЗ, п=17 4,85±2,41 8,46±1,72

Здоровые,п=55 6,23±1,64 8,89±0,89

Р 0,01 0,18

Уверенность

Подростки с ОВЗ, п=17 5,12±2,62 9,39±1,18

Здоровые,п=55 6,11±2,18 8,66±1,93

Р 0,12 0,14

Общая оценка

Подростки с ОВЗ, п=17 4,64±1,90 8,65±1,10

Здоровые,п=55 6,29±1,05 8,79±0,85

Р 0,001 0,59

Уровень притязаний в отношении своего авторитета составляет 8,11 балла, что является достаточно высоким показателем, но меньшим, чем у здоровых подростков - 8,83 балла. Различия достоверны при Р<0,03.

Данные, приведенные в таблице 2, говорят о том, что показатели самоуважения у подростков с ОВЗ и у здоровых подростков существенно не различаются.

В частности, у подростков обеих сравниваемых групп наблюдаются примерно равные показатели открытости (6,59 и 6,29 балла), самоуверенности (5,71 и 5,49 балла), саморуководства (6,53 и 6,00 балла), отраженного самоотношения (6,41 и 5,71 балла) и внутренней конфликтности (6,24 и 5,82 балла). Они характеризуются относительно одинаковыми показателями самоуважения в целом (29,00 и 27,94).

Таблица 2

Показатели самоотношения у здоровых подростков и подростков с ОВЗ, баллы ___________________________________(Х±б)______________________________________

Показатели самоотношения Подростки с ОВЗ, п=17 Здоровые, п=55 Р

Показатели самоуважения

Открытость 6,59±2,37 6,29±1,42 0,53

Самоуверенность 5,71±1,36 5,49±1,18 0,53

Саморуководство 6,53±1,55 6,00±1,90 0,30

Отраженное амоотношение 6,41±1,23 5,71±1,57 0,10

Внутренняя конфликтность 6,24±1,52 5,82±1,25 0,26

Общая оценка 29,00±4,00 27,94±5,09 0,46

Показатели аутосимпатии

Самоценность 6,24±1,60 6,13±1,75 0,82

Самопринятие 6,53±2,07 6,02±1,47 0,26

Самопривязанность 6,47±1,01 6,42±1,69 0,90

Самообвинение 5,47±1,12 5,55±1,65 0,86

Общая оценка 23,76±3,44 23,47±4,61 0,82

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональный компонент. Из данных, приведенных в таблице 2, также видно, что не наблюдается существенных различий и в показателях аутосимпатии. Подростки с ОВЗ и здоровые подростки характеризуются относительно одинаковыми показателями самоценности (6,24 и 6,13 балла), самопринятия (6,53 и 6,02 балла), самопривязанности (6,47 и 6,42 балла) и самообвинения (5,47 и 5,55 балла). Общий показатель аутосимпатии составил 23,76 и 23,47 балла соответственно.

Поведенческий компонент. В таблице 3 приведены показатели поведенческого компонента позитивной Я-концепции у подростков с ОВЗ и здоровых подростков.

Таблица 3

Показатели поведенческого компонента позитивной Я-концепции у здоровых

подростков и подростков с ОВЗ, баллы (Х±5)

Показатели поведенческого компонента Подростки с ОВЗ, п=17 Здоровые, п=55 Р

Показатели смысложизненных ориентаций

Цели в жизни 25,47±6,42 28,65±6,70 0,09

Интерес к жизни 26,71±6,96 29,15±5,78 0,15

Локус контроля Я 18,06±4,70 20,04±4,41 0,12

Локус контроля Жизнь 27,18±7,04 27,91±5,48 0,65

Общий показатель 97,41±21,40 105,75±18,83 0,13

Показатели уверенности в себе

Социальная инициатива 20,88±4,06 23,11±4,12 0,05

Социальная смелость 20,76±4,10 23,98±4,27 0,01

Уверенность 26,76±3,67 27,84±4,93 0,41

Уверенность в себе 68,41±8,15 74,93±9,20 0,01

Установлено, что здоровые дети отличаются от подростков с ОВЗ более высокими показателями развития способности к определению и формулированию целей жизни (на 3,18 балла). У них наблюдаются преимущество в показателях интереса к жизни (на 2,44 балла) и локус контроля Я (на 1,98 балла).

Общий показатель смысложизненных ориентаций у них составляет 105,75 балла, что на 8,34 балла превышает аналогичный показатель у подростков с ОВЗ. Следует подчеркнуть, что отмеченные нами различия в показателях смысложизненных ориентаций наблюдаются только на уровне тенденции и не достигают достоверных значений. Показатели локус контроля жизнь у подростков обеих сравниваемых групп являются примерно одинаковыми - 27,91 и 27,18 балла. Подростки с ОВЗ отличаются относительно низкими показателями проявления социальной инициативы - 20,88 балла против 23,11 балла у здоровых детей. Для них характерны и низкие показатели социальной смелости - 20,76 против 23,98 балла у здоровых подростков.

Уступая здоровым подросткам в уровне развития социальной инициативы и социальной смелости, подростки с ОВЗ не в меньшей степени уверены в себе, чем здоровые дети (26,76 против 27,84 балла). Тем не менее, общий показатель уверенности у них остается низким в сравнении со здоровыми детьми (68,41 против 74,93 балла). Различия статистически достоверны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подростки с ОВЗ отличаются от здоровых детей относительной низкой самооценкой реального Я, что обусловлено осознанием и пониманием того факта, что они имеют определенные проблемы со своим здоровьем. С другой стороны, они не воспринимают сложившуюся ситуацию как фактор, ограничивающий возможности развития своего Я в будущем, и имеют такие же показатели уровня притязаний (идеального Я), что и здоровые дети. Не выявлено существенных различий между подростками с ОВЗ и здоровыми детьми в показателях самоуважения и аутосимпатии. Подростки с ОВЗ отличаются низкими показателями смысложизненных ориентаций. Они не уверены в себе и не склонны проявлять социальную инициативу и смелость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Драндров, Г. Л. Взаимосвязь развития мотивационно-волевой сферы личности спортсмена с формированием образа «Я» / Г.Л. Драндров, А.С. Тихонов // Образование и саморазвитие. - 2009. - № 4 (14). - С. 199-205.

2. Ипатова, В.В. Развитие «Я-концепции» у детей с двигательными нарушениями : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Ипатова В.В. - СПб., 2006. - 22 с.

3. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. -М. : Смысл, 2000. - 18 с.

4. Никитина, Л.В. Особенности развития позитивной Я-концепции у подростков с ограниченными возможностями здоровья / Л.В. Никитина, Т.В. Сенилова, О.Ю. Симонова // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. - 2013. - № 1 (20). - С. 8489.

5. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев, В.В. Столин // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1989. - С. 166-172.

6. Ромек, В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : автореф. дис ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ромек В.Г. - Ростов-на-Дону, 1997. - 23 с.

REFERENCES

1. Drandrov, G.L. and Tihonov, A.S. (2009), “The relationship of motivationally-volitional sphere of the individual athlete with the formation of "I" image”, Education and self-development, No. 4 (14), pp. 199-205..

2. Ipatova, V.V (2006), Development of "self-concept" in children with motor disorders, dissertation, St. Petersburg.

3. Leontiev, D.A. (2000), Test of life orientations (DLC), publishing house “Smisl”, Moscow.

4. Nikitina, L.V., Senilova, T.V. and Simonova, O.U. (2013), “Features of a positive selfconcept development in adolescents with disabilities”, Scientific-information Bulletin of doctorial students, post-graduates and students, No. 1 (20), pp. 84-89.

5. Panteleev, S.R. (1989), “The research methods of self-attitude”, Workshop on psychodiagnostics. Specific psycho-diagnostic methods, publishing house MSU, Moscow, pp. 166-172.

6. Romek, V.G. (1997), Confidence as socio-psychological characteristics of a person, dissertation, Rostov-on-Don.

Контактная информация: gerold49@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.07.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.