Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК И ШКОЛЬНИЦ'

РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК И ШКОЛЬНИЦ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕСТИБУЛЯРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТА У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК И ШКОЛЬНИЦ»

в ПОИСКАХ Нового ПРОРЫВА

вышения уровня физической подготовленности, формирования потребности в систематических занятиях физическими

упражнениями и ведении здорового образа жизни.

Использованная литература

1. Давыдова С.А. Автоматизированная система текущего контроля и управления физической подготовленностью обучающихся на основе требований комплекса ГТО / С.А. Давыдова, Л.Г. Пащенко, Н.И. Синявский и др. // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 8. - С. 96-98.

2. Зюрин Э.А. Физическая активность населения как фактор реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в Российской Федерации в 2016-2017 гг. / Э.А. Зюрин, Е.Н. Бобкова, В.Н. Морозов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 11. - С. 41-43.

3. Наговицын Р.С. Разработка веб-портала для подготовки студентов к тестированию по нормам ГТО / Р.С. Наговицын, Е.А. Рас-солова, С.Ю. Сенатор и др. // Теория и практика физ. культуры.

- 2016. - № 1. - С. 39-42.

4. Рапопорт Л.А. Цифровизация отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне / Л.А. Рапопорт, С.В. Томилова, Ю.В. Эн-гин // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 5. - С. 9.

5. Родионов В.А. Роль корпоративного спорта в оздоровлении и повышении уровня физической активности трудящихся / В.А. Родионов, М.А. Родионова // Теория и практика физ. культуры. - 2020.

- № 1. - С. 90-91.

6. Родионова М.А. Корпоративный спорт как часть корпоративной культуры производственного предприятия / М.А. Родионова, В.А. Родионов, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры и спорта. - 2019. - № 3. - С. 92-94.

References

Davydova S.A., Pashchenko L.G., Sinyavskiy N.I. et al. Avtomatiziro-vannaya sistema tekushchego kontrolya i upravleniya fizicheskoy podgotovlennostyu obuchayushchikhsya na osnove trebovaniy kom-pleksa GTO [Computerized physical progress test and management system for GTO complex test qualifiers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 8. pp. 96-98.

Zyurin E.A., Bobkova E.N., Morozov V.N., Poliyevsky S.A. Fiziches-kaya aktivnost naseleniya kak faktor realizatsii Vserossiyskogo fizkulturno-sportivnogo kompleksa GTO v Rossiyskoy Federatsii v 2016-2017 gg. [Mass physical fitness tests in context of Russian Physical Culture and Sports GTO complex reinstatement project implementation in 2016-17]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 11. pp. 41-43.

Nagovitsyn R.S., Rassolova E.A., Senator S.Yu., Torbina I.I. Razrabot-ka portala dlya podgotovki studentov k testirovaniyu po normam GTO [Web portal design to prepare students for GTO tests]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 1, pp. 39-42.

Rapoport L.A., Tomilova S.V., Engin Yu.V. Tsifrovizatsiya otrasli fiz-icheskoy kultury i sporta na regionalnom urovne [Digitalization of physical culture and sports sector at regional level]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. no. 5. P. 9.

Rodionov V.A., Rodionova M.A. Rol korporativnogo sporta v ozdo-rovlenii i povyshenii urovnya fizicheskoy aktivnosti trudyashchikhsya [Corporate Sports to Improve and Increase Physical Activity of Employees]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 1. pp. 90-91. Rodionova M.A., Rodionov V.A., Lubysheva L.I. Korporativny sport kak chast korporativnoy kultury proizvodstvennogo predpriyatiya [Corporate sport contributions to industrial corporate cultures]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. p. 92-94.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

развитие вестибулярном устойчивости и интеллекта у юных спортсменок и школьниц

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина1 П.В. Ткачук2

1Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград

2Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал)

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), Таганрог

УДК/UDC 796.012

Ключевые слова: вестибулярная устойчивость, интеллект.

Введение. Интеллект имеет большое значение в спортивной деятельности. Его проявление связано с возможностью освоения сложнокоординационных упражнений [1].

Цель исследования - сравнение уровня вестибулярной устойчивости и интеллекта у юных спортсменок разных специализаций и школьниц, не занимающихся спортом.

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие спортсменки 10-12 лет, специализирующиеся в легкой атлетике, художественной гимнастике и баскетболе, а также школьницы, посещающие только уроки физической культуры (15 человек в каждой группе). Для оценки развития вестибулярной устойчивости были использованы контрольные задания и инструментальный метод исследования на стабилотренажере Мера А-150 (комбинированная проба: равновесие и управление балансом). Контрольные задания включали: позу Ромберга с закрытыми глазами; прохождение отрезка прямой после выполнения 5 поворотов на 360 градусов с наклоном головы назад; комплексное задание: 3 кувырка вперед, затем 3 прыжка с поворотом на 360 градусов, после этого удержание равновесия на одной, другая назад к низу, руки в стороны; повороты на гимнастической скамейке по П. Хиртцу. Наряду с этим исследуемым был предложен тест Равена, предназначенный для диагностики уровня интеллектуального развития.

Результаты исследования и их обсуждения. Контрольные двигательные задания лучше всех выполнили девушки-гимнастки. Оценка комбинированной пробы была выше в части

development of vestibular stability

and intelligence in junior female athletes and schoolgirls

Dr.Hab., Professor N.A. Fomina1 P.V. Tkachuk2

1Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd

2A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) Rostov State University of Economics, Taganrog

Поступила в редакцию 20.10.2020 г.

равновесия в группе гимнасток по сравнению с группой школьниц (р>0,05). Вместе с тем статистической разницы с группой легкоатлеток и баскетболисток не установлено. В управлении балансом лучший результат показан также группой гимнасток -он достоверно выше, чем в группах легкоатлеток и баскетболисток. Зато с группой школьниц различия не наблюдались, что может свидетельствовать о более разносторонней физической подготовке на уроках физической культуры по сравнению с тренировками в легкой атлетике и баскетболе. Преимущество девушек-гимнасток объясняется содержанием и целенаправленностью тренировочных программ.

Результаты теста Ровена показали однозначный уровень интеллектуального развития у девушек всех исследуемых групп (от 93,9 до 97,6 балла) - некоторые преимущества наблюдались в группах гимнасток и легкоатлеток. Корреляционный анализ по методу Пирсона позволил выявить высокую тесноту связи между показателями общего интеллекта и уровнем вестибулярной устойчивости (р>0,05).

Выводы. Учитывая взаимосвязь показателей вестибулярной устойчивости и интеллекта, можно утверждать, что сложнокоординационная двигательная деятельность имеет положительное влияние на развитие интеллектуальных способностей и должна широко использоваться в практике физического воспитания школьников.

Литература

1. Назаренко Л.Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физ. культуры. - 2013. -№ 10. - С. 9-12.

Информация для связи с автором: [email protected]

104

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.