Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УПРАЖНЕНИИ С МЯЧОМ'

КРИТЕРИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УПРАЖНЕНИИ С МЯЧОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ / КОМПОЗИЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ / ДВИЖЕНИЯ ТЕЛОМ / РАБОТА С ПРЕДМЕТОМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УПРАЖНЕНИИ С МЯЧОМ»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

ных мер стимулирования молодежи, принимающей участие 6. в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Выводы. Проведенное исследование позволило выявить проявление эмоций студентами вуза по отношению к участию в мероприятиях, предусматривающих выполнение нормати- 1. вов ГТО, их мотивы, результативность испытаний, а также барьеры, препятствующие молодежи, по мнению их сверстников, участвовать в подобных физкультурно-спортивных событиях. 2.

Литература

1. Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования / Н.Ю. Верхотурова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 1. - С. 94-99. 3.

2. Давыдова С.А. Автоматизированная система текущего контроля и управления физической подготовленностью обучающихся на основе требований комплекса ГТО / С.А. Давыдова, Л.Г. Пащенко, Н.И. Синявский и др. // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 8. - С. 96-98. 4.

3. Красникова О.С. Активизация физической активности студентов вуза путем совершенствования системы массового студенческого спорта / О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко, С.А. Давыдова // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 36-38. 5.

4. Пащенко Л.Г. Субъективное отношение к состязательной деятельности участников студенческих соревнований / Л.Г. Пащенко // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 66-68.

5. Пешкова Н.В. Приобщение студенческой молодежи к соревно- 6. вательной деятельности с позиции голографического подхода / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 12. - С. 84-86.

Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: пер. с англ. / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд; пер. Г. Гончаренко. -Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.

References

Verkhoturova N.Yu. Emotsionalnoe reagirovanie: funktsii, komponen-ty, kharakteristiki, problemy i perspektivy issledovaniya [Emotional response: functions, components, characteristics, problems and research perspectives]. Vestnik RUDN. Ser.: Psikhologiya i pedagogika. 2012. no. 1. pp. 94-99.

Davydova S.A., Pashchenko L.G., N.I. Sinyavskiy et al. Avtomatiziro-vannaya sistema tekuschego kontrolya i upravleniya fizicheskoy podgotovlennostyu obuchayuschihsya na osnove trebovaniy kom-pleksa GTO [Computerized physical progress test and management system for GTO complex test qualifiers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 8. pp. 96-98.

Krasnikova O.S., Pashchenko L.G., Davydova S.A. Aktivizatsiya fiz-icheskoy aktivnosti studentov vuza putem sovershenstvovaniya sistemy massovogo studencheskogo sporta [Mass academic sport system improvement model to promote physical activity among students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 8. pp. 36-38. Pashchenko L.G. Sub'ektivnoe otnoshenie k sostyazatelnoy deyatel-nosti uchastnikov studencheskikh sorevnovaniy [Students' individual attitudes to academic competitions: questionnaire survey].Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 8. pp. 66-68. Peshkova N.V., Lubysheva L.I. Priobshchenie studencheskoy molodezhi k sorevnovatelnoy deyatelnosti s pozitsii golograficheskogo podkhoda [Introducing students into competitive activity in context of holographic approach]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2015, no.12, pp. 84-86. Weinberg R.S., Gould D. Osnovy psikhologii sporta i fizicheskoy kultury [Foundations of sport and exercise psychology]. Transl. from Engl. G. Goncharenko. Kiev: Olimpiyskaya literatura publ., 2001. 335 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

критерии двигательной выразительности гимнасток высокой квалификации в упражнении с мячом

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Поздеева1 1Российский государственный аграрный университет-МСХА им. К.А.Тимирязева, Москва УДК/UDC 796.412.2

Ключевые слова: выразительность движений, композиция, упражнения с мячом, движения телом, работа с предметом.

Введение. Проблема повышения артистизма в художественной гимнастике изучалась рядом исследователей [1]. Однако артистичность, в частности двигательная выразительность гимнасток, рассматривается как качественная характеристика исполнительского мастерства. С точки зрения детального, количественного подхода компонент «выразительности» в художественной гимнастике не рассматривался.

Цель исследования - определение критериев выразительности движений у гимнасток высокой квалификации в упражнении с мячом.

Методика и организация исследования. Для изучения содержания соревновательных композиций были проанализированы видеозаписи 36 выступлений высококвалифицированных гимнасток в упражнении с мячом на чемпионате мира - София (2018 г) и чемпионате Европы - Баку (2019 г). Каждая комбинация просматривалась по 24 показателям. Эти движения, действия и элементы были объединены в группы: элементы трудности тела (прыжки, повороты, равновесия), пространство (использование площадки, уровни пространства), специфическое содержание (трудности предмета), средства оформления (волны, акцентные точки, круговые движения, танцевальные дорожки и шаги). Для определения критериев выразительности движений в программах был проведен опрос тренеров высшей категории (п=12) г Омска и г. Тюмени. По результатам анкетирования из всех показателей были выделены 7 критериев: движения частями тела -волны руками; волны телом; акцентные точки головой, рукой,

motor expressiveness criteria of elite female gymnasts in ball routine

PhD, Associate Professor E.A. Pozdeeva1 1Russian State Agrarian University-Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow

Поступила в редакцию 30.10.2020 г.

кистью, ногой; движение кистью. Отдельные респонденты предположили, что некоторые манипуляции с мячом могут относиться к выразительным средствам, в частности оригинальные движения предметом.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты однофакторного дисперсионного анализа показали достоверное влияние на оценку «Артистизм» факторов: волна телом (39 %), волна руками (39 %), перекат мяча (38 %) и захват мяча (28 %). Именно данные движения и элементы в наибольшей степени подчеркивают медленную музыкальную композицию и привлекают зрителей и судей. Влияние показателей содержания упражнения под быстрое музыкальное сопровождение на оценку следующее: акцентные точки руками (39 %), отбивы (38 %), акцентные точки ногами (38 %), захваты (33 %), движения кистью (29 %).

Выводы. Критерии двигательной выразительности в соревновательных упражнениях - это мелкие движения, детали оформления элементов и манипуляции предметом в зависимости от характера и темпа музыкального сопровождения. В медленной композиции наиболее значимыми являются перекат мяча, волна телом, волна руками. В быстрой композиции - это отбивы и захваты мяча, движения кистью, акцентные точки руками и ногами. Данные движения участвуют в создании художественного образа и являются специфичными для упражнений с мячом.

Литература

1. Карпенко Л.А. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике [Текст] / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С. 14-16.

Информация для связи с автором: lena.pozdeewa@mail.ru

40

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.