ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ГТО
УДК/UDC 37.037
Поступила в редакцию 17.06.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент А.Р. Галеев1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1
1 Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
EMOTIONAL REACTIONS TO AND MOTIVES OF UNIVERSITY STUDENTS FOR GTO TESTS PERFORMANCE
PhD, Associate Professor A.R. Galeev1 PhD, Associate Professor L.G. Pashchenko1
1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - определение эмоционального реагирования и мотивов участия студентов вуза в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 47 юношей и 79 девушек, обучающихся в Нижневартовском государственном университете, зарегистрировавшихся для участия в официальном мероприятии по выполнению нормативов ВФСК ГТО.
Результаты исследования и выводы. Изучение эмоционального реагирования студентов вуза на участие в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО показало неоднородность состава участников: положительные эмоции отмечены у 48% зарегистрировавшихся, отрицательные - у 52%. Мотивами участия в мероприятии по выполнению нормативов ГТО стали стремление проверить собственные силы, желание получить положительную отметку по дисциплине «Физическая культура», боязнь последствий со стороны руководства факультета. В группах студентов с различным знаком проявления эмоций мотивы отличаются. Факторами усиления мотивационной установки к участию в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО стали важность поощрения предварительно организованной подготовки, участие близких людей. Нежелание выходить из зоны комфорта, отсутствие мотивации, недостаточный уровень физической подготовленности явились, по мнению студентов, барьерами, препятствующими молодежи участвовать в подобных мероприятиях. Менее подготовленными к выполнению нормативов оказались юноши, проявившие отрицательные эмоции на участие в мероприятии. Проведенное исследование актуализировало поиск путей повышения привлекательности мероприятий для студенческой молодежи, предусматривающих индивидуальную состязательность с самим собой.
Ключевые слова: эмоции, мотивация, ВФСК ГТО, студенты, состязательность, физическая подготовленность.
Annotation
Objective of the study was to evaluate emotional reactions to and motives of university students for GTO tests performance.
Methods and structure of the study. The study involved 47 male and 79 female students of Novosibirsk State University, who had registered for participation in the Russian Physical Culture and Sport Complex "Ready for Labour and Defense" GTO.
Results and conclusions. The analysis of the university students' emotional reactions to the participation in the GTO Complex tests revealed the heterogeneity of the entry list: positive emotions were noted in 48% of those registered, negative - in 52%. Among the motives for participating in the sports event were: their desire to test own strength, to get a good mark in the physical education discipline; fear of consequences on the part of the faculty's leadership. The motives were different in the groups of students with different emotions. The importance of pre-arranged training and participation of close people increased the motivation for participation in the GTO Complex tests. The students' unwillingness to push their way out of the comfort zone, the lack of motivation, and insufficient physical fitness level were those barriers that prevented young people from participating in such activities. The male students who showed negative emotions at the event were found to be less prepared for the GTO tests. The study brought up to date the need to search for ways to increase the attractiveness of such sports events for young students, as they imply individual competition with themselves.
Keywords: emotions, motivation, Russian Physical Culture and Sport Complex "Ready for Labour and Defense" GTO, students, competition, physical fitness.
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Введение. Одной из целей федерального проекта «Спорт - норма жизни» является увеличение числа граждан нашей страны, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе путем вовлечения в подготовку и выполнение нормативов ВФСК ГТО. При наличии данного социального заказа отмечается недостаточная активность участия студенческой молодежи в мероприятиях, предусматривающих проявление максимальных собственных усилий в процессе физической активности [3-5]. Важность поиска путей формирования устойчивых мотивов и потребностей не только к физической активности, но и к участию в мероприятиях, предусматривающих
выполнение нормативов по физической подготовленности, видится актуальной [2].
Цель исследования - определение эмоционального реагирования и мотивов участия студентов вуза в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе физкультурно-оздоровительного комплекса НВГУ г Нижневартовска. В исследовании приняли участие 47 юношей и 79 девушек, обучающихся в Нижневартовском государственном университете, зарегистрировавшихся для участия в официальном мероприятии по выполнению нормативов ВФСК ГТО, организованном центром тестирования МАУ г Нижневар-
товска «Дирекция спортивных сооружений» (дата 26-28 сентября 2019 п).
Результаты исследования и их обсуждение. Эмоциональное реагирование представляет собой реакцию индивида на окружающую действительность и заключается в когнитивном оценивании ситуации и на этой основе регуляции поведения и деятельности в социальном окружении. Об эмоциональном реагировании индивида как о причинно-обусловленном явлении - реакции на прошлый опыт можно судить как по характеру изменения вегетативных показателей, так и по самоотчету [1]. Одной из характеристик эмоционального реагирования является знак эмоции, возникающей в зависимости от оценки индивидом происходящего события. Анкетирование студентов показало наличие положительных эмоций на участие в мероприятии у 48 % зарегистрировавшихся (показатель у юношей составил 50 %, у девушек - 44 %). Отрицательное эмоциональное реагирование на событие отмечено у 52 % студентов (юноши - 50 %, девушки - 56 %). Аналогия выполнения нормативов ГТО с обязательным тестированием физической подготовленности на отметку в период обучения в школе, предусматривающим проявление собственных максимальных усилий, эффективность которых отражается в количественном результате и ранжируется по степени успешности, для части студентов стала причиной выражения отрицательных эмоций.
Участие эмоций в управлении поведением и деятельности человека обусловлено единством эмоциональных и мотива-ционных процессов. Влияние мотивации на продуктивность деятельности всегда считалось чрезвычайно существенным. Основным мотивом участия в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО для 52 % студентов стало стремление проверить собственные силы, для 31 % - желание получить положительную отметку по физической культуре, для 12 % -боязнь последствий со стороны деканата. В группе студентов с положительным знаком проявления эмоций на участие в данном событии желание проверить собственные силы отмечалось у 70 % юношей и девушек; в группе с отрицательным реагированием этот мотив характерен для 33 % участников, 42 % отметили возможное снисхождение преподавателя физической культуры при сдаче зачета и 22 % - возможность избежать отрицательных последствий для себя со стороны руководства факультета. Для первых характерны личностные мотивы, направленные на достижение успехов, для вторых в большей степени - на избегание неудач.
Полную физическую готовность к выполнению нормативов ГТО, предусмотренных программой мероприятия, отметили лишь 24 % студентов (из числа положительно отреагировавших на участие - 40 %, отрицательно - 10 %). Субъективное ощущение неготовности к проявлению максимальных усилий при выполнении тестовых заданий выразили 28 % участников (10 % из числа с положительным настроем и 43 % - с отрицательным).
В качестве факторов, содействующих усилению мотива-ционной установки к участию в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО студентами, были отмечены: важность поощрения (48 %), предварительно организованной подготовки (40 %). Участие близких людей в мероприятии (в качестве болельщиков или участников) важно для 48 % студентов с по-
ложительной реакцией на событие, в большей степени для девушек - 54 %. Такие предложения, как, например, выполнение тестовых заданий в отдельных огороженных от зрителей помещениях, участие в мероприятии малой (учебной) группой, не нашли поддержки в студенческой среде, как и присутствие близких людей у студентов, проявивших отрицательное отношение к событию.
В качестве барьеров, препятствующих молодежи участвовать в подобных мероприятиях, 54 % студентов отметили нежелание выходить из зоны комфорта, при этом студенты с положительным эмоциональным реагированием были более критичны - 67 % из них считают лень главной причиной низкой активности участия юношей и девушек в подобных акциях. По остальным позициям мнения студентов с различным отношением к участию в мероприятии совпали: 45 % отметили отсутствие мотивации к участию, 32 % - недостаточный уровень физической подготовленности.
В таблице представлена результативность выполнения тестовых упражнений, предусмотренных 6-й ступенью ГТО, юношами и девушками с положительным и отрицательным реагированием на участие в мероприятиях по выполнению нормативов. У юношей, проявивших положительные эмоции, показатели в четырех тестах из пяти достоверно превышают значения их сверстников с отрицательным реагированием на участие в мероприятии. У девушек из первой группы значения достоверно выше в тесте «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа», по результатам остальных испытаний достоверных различий не обнаружено.
Таким образом, юноши, отрицательно отреагировавшие на участие в мероприятии, оказались менее подготовленными к выполнению нормативов в отличие от девушек из этой же группы, чьи показатели достоверно не отличались от показателей сверстниц с положительными эмоциями. Анализ приказа Министерства спорта РФ «О награждении знаками отличия» показал, что из числа участников только 5 девушек выполнили нормативы на бронзовый знак (3 - с положительной реакцией на участие в мероприятии и 2 - с отрицательной).
Проведенное исследование позволило выявить существующие проблемы по привлечению молодежи к мероприятиям, предусматривающим выполнение нормативов физической подготовленности, и актуализировало поиск путей повышения привлекательности участия молодежи в мероприятиях, предусматривающих индивидуальную состязательность с самим собой.
По данным Р. С. Уэйнберг и Д. Гоулд, значительное влияние на активизацию участия студентов в физкультурно-спортивных мероприятиях, предусматривающих соревнования с самим собой, могут оказать преподаватели физической культуры, имеющие возможность создавать среду, содействующую достижению успехов и противостоящую усвоенной ранее беспомощности (при наличии отрицательного опыта) за счет акцентирования внимания на выполнение задания и снижения нацеленности на результат; обсуждения с занимающимися ситуаций, в которых целесообразно соревноваться с другими, а иногда сравнивать результаты со своими собственными [6]. Результаты проведенного исследования показали важность поощрения как метода подкрепления, требующего использования адекват-
Сравнительный анализ результатов испытаний у студентов с различным эмоциональным реагированием на участие в мероприятиях по выполнению нормативов ГТО, M±m
Тест Юноши Девушки
«+» (п=23) «-» (п=24) Р «+» (п=37) «-» (п=42) Р
Поднимание туловища (кол-во за 1 мин) 40,8±1,6 33,5±2,3 <0,05 30,0±1,2 31,4±1,6 >0,05
Прыжок в длину с места, см 229,7±5,3 216,3±5,8 >0,05 166,3±4,9 154,7±3,6 >0,05
Челночный бег 3х10 м, с 7,3±0,1 7,7±0,1 <0,05 8,6±0,1 8,7±0,1 >0,05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 20,4±1,2 17,2±0,1 <0,05 4,1±0,1 2,6±0,6 <0,05
Наклон вперед из положения стоя, см 10,4±1,6 5,7±1,0 <0,05 14,4±1,0 15,2±0,8 >0,05
№ 12 • 2020 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
ных мер стимулирования молодежи, принимающей участие 6. в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Выводы. Проведенное исследование позволило выявить проявление эмоций студентами вуза по отношению к участию в мероприятиях, предусматривающих выполнение нормати- 1. вов ГТО, их мотивы, результативность испытаний, а также барьеры, препятствующие молодежи, по мнению их сверстников, участвовать в подобных физкультурно-спортивных событиях. 2.
Литература
1. Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции, компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования / Н.Ю. Верхотурова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 1. - С. 94-99. 3.
2. Давыдова С.А. Автоматизированная система текущего контроля и управления физической подготовленностью обучающихся на основе требований комплекса ГТО / С.А. Давыдова, Л.Г. Пащенко, Н.И. Синявский и др. // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 8. - С. 96-98. 4.
3. Красникова О.С. Активизация физической активности студентов вуза путем совершенствования системы массового студенческого спорта / О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко, С.А. Давыдова // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 36-38. 5.
4. Пащенко Л.Г. Субъективное отношение к состязательной деятельности участников студенческих соревнований / Л.Г. Пащенко // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 8. - С. 66-68.
5. Пешкова Н.В. Приобщение студенческой молодежи к соревно- 6. вательной деятельности с позиции голографического подхода / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 12. - С. 84-86.
Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: пер. с англ. / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд; пер. Г. Гончаренко. -Киев: Олимпийская литература, 2001. - 335 с.
References
Verkhoturova N.Yu. Emotsionalnoe reagirovanie: funktsii, komponen-ty, kharakteristiki, problemy i perspektivy issledovaniya [Emotional response: functions, components, characteristics, problems and research perspectives]. Vestnik RUDN. Ser.: Psikhologiya i pedagogika. 2012. no. 1. pp. 94-99.
Davydova S.A., Pashchenko L.G., N.I. Sinyavskiy et al. Avtomatiziro-vannaya sistema tekuschego kontrolya i upravleniya fizicheskoy podgotovlennostyu obuchayuschihsya na osnove trebovaniy kom-pleksa GTO [Computerized physical progress test and management system for GTO complex test qualifiers]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 8. pp. 96-98.
Krasnikova O.S., Pashchenko L.G., Davydova S.A. Aktivizatsiya fizicheskoy aktivnosti studentov vuza putem sovershenstvovaniya sistemy massovogo studencheskogo sporta [Mass academic sport system improvement model to promote physical activity among students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 8. pp. 36-38. Pashchenko L.G. Sub'ektivnoe otnoshenie k sostyazatelnoy deyatel-nosti uchastnikov studencheskikh sorevnovaniy [Students' individual attitudes to academic competitions: questionnaire survey].Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 8. pp. 66-68. Peshkova N.V., Lubysheva L.I. Priobshchenie studencheskoy molodezhi k sorevnovatelnoy deyatelnosti s pozitsii golograficheskogo podkhoda [Introducing students into competitive activity in context of holographic approach]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2015, no.12, pp. 84-86. Weinberg R.S., Gould D. Osnovy psikhologii sporta i fizicheskoy kultury [Foundations of sport and exercise psychology]. Transl. from Engl. G. Goncharenko. Kiev: Olimpiyskaya literatura publ., 2001. 335 p.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
КРИТЕРИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В УПРАЖНЕНИИ С МЯЧОМ
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Поздеева1
1Российский государственный аграрный университет-МСХА им. К.А.Тимирязева, Москва УДК/UDC 796.412.2
Ключевые слова: выразительность движений, композиция, упражнения с мячом, движения телом, работа с предметом.
Введение. Проблема повышения артистизма в художественной гимнастике изучалась рядом исследователей [1]. Однако артистичность, в частности двигательная выразительность гимнасток, рассматривается как качественная характеристика исполнительского мастерства. С точки зрения детального, количественного подхода компонент «выразительности» в художественной гимнастике не рассматривался.
Цель исследования - определение критериев выразительности движений у гимнасток высокой квалификации в упражнении с мячом.
Методика и организация исследования. Для изучения содержания соревновательных композиций были проанализированы видеозаписи 36 выступлений высококвалифицированных гимнасток в упражнении с мячом на чемпионате мира - София (2018 г) и чемпионате Европы - Баку (2019 г). Каждая комбинация просматривалась по 24 показателям. Эти движения, действия и элементы были объединены в группы: элементы трудности тела (прыжки, повороты, равновесия), пространство (использование площадки, уровни пространства), специфическое содержание (трудности предмета), средства оформления (волны, акцентные точки, круговые движения, танцевальные дорожки и шаги). Для определения критериев выразительности движений в программах был проведен опрос тренеров высшей категории (п=12) г Омска и г. Тюмени. По результатам анкетирования из всех показателей были выделены 7 критериев: движения частями тела -волны руками; волны телом; акцентные точки головой, рукой,
MOTOR EXPRESSIVENESS CRITERIA OF ELITE FEMALE GYMNASTS IN BALL ROUTINE
PhD, Associate Professor E.A. Pozdeeva1 1Russian State Agrarian University-Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow
Поступила в редакцию 30.10.2020 г.
кистью, ногой; движение кистью. Отдельные респонденты предположили, что некоторые манипуляции с мячом могут относиться к выразительным средствам, в частности оригинальные движения предметом.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты однофакторного дисперсионного анализа показали достоверное влияние на оценку «Артистизм» факторов: волна телом (39 %), волна руками (39 %), перекат мяча (38 %) и захват мяча (28 %). Именно данные движения и элементы в наибольшей степени подчеркивают медленную музыкальную композицию и привлекают зрителей и судей. Влияние показателей содержания упражнения под быстрое музыкальное сопровождение на оценку следующее: акцентные точки руками (39 %), отбивы (38 %), акцентные точки ногами (38 %), захваты (33 %), движения кистью (29 %).
Выводы. Критерии двигательной выразительности в соревновательных упражнениях - это мелкие движения, детали оформления элементов и манипуляции предметом в зависимости от характера и темпа музыкального сопровождения. В медленной композиции наиболее значимыми являются перекат мяча, волна телом, волна руками. В быстрой композиции - это отбивы и захваты мяча, движения кистью, акцентные точки руками и ногами. Данные движения участвуют в создании художественного образа и являются специфичными для упражнений с мячом.
Литература
1. Карпенко Л.А. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике [Текст] / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С. 14-16.
Информация для связи с автором: [email protected]