Научная статья на тему 'Исследование физической подготовленности как фактора, определяющего готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени'

Исследование физической подготовленности как фактора, определяющего готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКС ГТО / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / GTO COMPLEX / TRAINING PROCESS / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куренцов Вадим Алексеевич, Николенко Валерий Васильевич

Исследовали способы повышения уровня физической подготовленности студенческой молодежи в системе основного и дополнительного образования в вузе. Контингент исследования студенты 1 курса, возраст 18-20 лет, занимающиеся физической культурой. Оценка физической подготовленности проводилась по методике, представленной в программе физической культуры для студентов вузов. К окончанию первого курса количество студентов с «высоким» и «выше среднего» уровнем физической подготовленности, готовых к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени изменилось положительно, но не во всех учебно-методических группах одинаково. Так, в группе циклических видов спорта, единоборств и спортивных игр количество испытуемых, готовых к выполнению нормативов ГТО, существенно увеличилось (P < 0,05) до 91%, 89% и 77% соответственно и не существенно до 60% в группе силовой подготовки (P > 0,05). В группе общей физической подготовки количество испытуемых, готовых к выполнению нормативов ГТО, практически не изменилось (P > 0,05) и составляет 44,4%. Следовательно, решение проблемы низкого уровня физической подготовленности студенческой молодежи возможно на основе разработки личностноориентированных педагогических технологий, базирующихся на индивидуальных возможностях и способностях, с оценкой их деятельности в системе физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куренцов Вадим Алексеевич, Николенко Валерий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of physical fitness as a factor determining the readiness of student youth to meet the standards of the VFSK GTO VI level

Ways to improve the level of physical fitness of students in the system of basic and additional education in high school has been investigated. The contingent of research students of the 1st course, age 18-20 years old, engaged in physical culture. Evaluation of physical fitness was carried out according to the methodology presented in the program of physical culture for university students. By the end of the first year, the number of students with a “high” and “above average” level of physical fitness ready to fulfill the standards of the VFSK GTO of the sixth stage has changed positively, but not in all educational-methodical groups equally. Thus, in the group of cyclical sports, martial arts and sports games, the number of subjects ready to fulfill the standards of the GTO increased significantly (P < 0,05) to 91%, 89% and 77% and insignificantly to 60% in the strength training group (P > 0,05). In the group of general physical training, the number of subjects ready for compliance with the standards of the GTO remained almost unchanged (P > 0,05) and amounted to 44.4%. Consequently, the solution of the problem of low level of physical fitness of students is possible on the basis of the development of student-centered pedagogical technologies based on individual capabilities and abilities, with an assessment of their activities in the system of physical education.

Текст научной работы на тему «Исследование физической подготовленности как фактора, определяющего готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени»

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАК ФАКТОРА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ

ВФСК ГТО VI СТУПЕНИ

В.А. КУРЕНЦОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; В.В. НИКОЛЕНКО, МАИ (НИУ), Москва

Аннотация

Исследовали способы повышения уровня физической подготовленности студенческой молодежи в системе основного и дополнительного образования в вузе. Контингент исследования - студенты 1 курса, возраст 18-20 лет, занимающиеся физической культурой. Оценка физической подготовленности проводилась по методике, представленной в программе физической культуры для студентов вузов. К окончанию первого курса количество студентов с «высоким» и «выше среднего» уровнем физической подготовленности, готовых к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени изменилось положительно, но не во всех учебно-методических группах одинаково. Так, в группе циклических видов спорта, единоборств и спортивных игр количество испытуемых, готовых к выполнению нормативов ГТО, существенно увеличилось (Р < 0,05) - до 91%, 89% и 77% соответственно и не существенно - до 60% в группе силовой подготовки (Р > 0,05). В группе общей физической подготовки количество испытуемых, готовых к выполнению нормативов ГТО, практически не изменилось (Р > 0,05) и составляет 44,4%. Следовательно, решение проблемы низкого уровня физической подготовленности студенческой молодежи возможно на основе разработки личностно-ориентированных педагогических технологий, базирующихся на индивидуальных возможностях и способностях, с оценкой их деятельности в системе физкультурного образования.

Ключевые слова: физическая подготовленность, комплекс ГТО, учебно-тренировочный процесс, физкультурно-

спортивная направленность.

THE STUDY OF PHYSICAL FITNESS AS A FACTOR DETERMINING THE READINESS OF STUDENT YOUT TO MEET THE STANDARDS OF THE VFSK GTO VI LEVEL

V.A. KURENTSOV, FSBIFSC VNIIFK; V.V. NIKOLENKO, MAI (NRU), Moscow

Abstract

Ways to improve the level of physical fitness of students in the system of basic and additional education in high school has been investigated. The contingent of research - students of the 1st course, age 18-20 years old, engaged in physical culture. Evaluation of physical fitness was carried out according to the methodology presented in the program of physical culture for university students. By the end of the first year, the number of students with a "high" and "above average" level of physical fitness ready to fulfill the standards of the VFSK GTO of the sixth stage has changed positively, but not in all educational-methodical groups equally. Thus, in the group of cyclical sports, martial arts and sports games, the number of subjects ready to fulfill the standards of the GTO increased significantly (P < 0,05) to 91%, 89% and 77% and insignificantly to 60% in the strength training group (P > 0,05). In the group of general physical training, the number of subjects ready for compliance with the standards of the GTO remained almost unchanged (P > 0,05) and amounted to 44.4%. Consequently, the solution of the problem of low level of physical fitness of students is possible on the basis of the development of student-centered pedagogical technologies based on individual capabilities and abilities, with an assessment of their activities in the system

of physical education.

Keywords: physical fitness, GTO complex, training process, physical education and sports.

единоборств и циклических видов спорта (лыжный спорт, гребля). Отбор испытуемых в учебные группы проводился на добровольной основе с учетом интересов обучающихся к определенным видам двигательной активности, состояния здоровья и физической подготовленности. Средний возраст испытуемых 18-20 лет.

Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию проводился в соответствии с программой физической культуры для студентов высших общеобразовательных учреждений, а также с учетом особенностей и специфики занятий определенными видами физкуль-турно-спортивной активности в каждом учебно-методическом подразделении. Общий объем занятий физическими упражнениями составлял четыре часа в неделю. Тестирование физической подготовленности испытуемых и анализ их готовности к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени проводился после окончания первого курса. В качестве видов испытаний использовались тесты, представленные в программе физической культуры, определяющие уровень развития основных физических качеств - быстроты, общей выносливости и силы. Результаты тестирования сравнивались с нормативными требованиями ВФСК ГТО VI ступени, что позволяло установить готовность испытуемых к выполнению нормативов (тестов) комплекса на знаки отличия.

Оценка физической подготовленности проводилась по методике, представленной в программе физической культуры для студентов вузов. Она позволяет определить уровень физического состояния каждого испытуемого как в качественной оценке, так и в баллах и процентах от его должного возрастно-полового уровня, принимаемого за 100%. Тест считается выполненным при уровне результата от 70% и выше от должного возрастно-полового показателя. У студентов с уровнем подготовленности ниже 70%-го рубежа выявлены наибольшие трудности в освоении учебного материала, а их физическая подготовка оценивается как «ниже средней» и «низкой» [2].

В таблице 1 представлена структура оценочной шкалы с учетом требований программы физической культуры для студентов вузов.

Таблица 1

Градация оценок и интегральная оценка двигательной подготовленности студенческой молодежи по трем видам испытаний

Уровень подготовленности Выносливость Сила Быстрота Сумма баллов

Балл

Высокий: 100% и выше 5 5 5 15

Выше среднего: 85-99% 4 4 4 12

Средний: 70-84% 3 3 3 9

Ниже среднего: 51-69% 2 2 2 6

Низкий: 50% и ниже 1 1 1 3

Результаты исследований и их обсуждение

Полученные в ходе исследования результаты свиде- требования программы физической культуры к оконча-тельствуют о том, что из общего числа обследованных нию второго семестра в состоянии 66,4% испытуемых (456 студентов 1 курса 18-20 лет) выполнить зачетные (табл. 2).

Актуальность

Вопросы сохранения и укрепления физического здоровья подрастающего поколения зависят от множества факторов. Результаты мониторинга свидетельствуют о продолжающемся ухудшении состояния здоровья и снижении уровня физической подготовленности учащейся молодежи. Согласно имеющимся данным, безопасный уровень здоровья имеют лишь 7% молодых людей; 30% -средний; 27% - ниже среднего; 36% - низкий. За последние годы наблюдается тенденция на ухудшение показателя здоровья у молодежи в среднем на 6% [3, 4, 5, 6], что в свою очередь сказывается и на уровне физической подготовленности. На это указывают результаты мониторинга уровня физической подготовленности на основании статистической отчетности 2-ГТО и сведений АИС ГТО. Анализ выполнения тестовых заданий комплекса ГТО VI ступени показал, что практически во всех субъектах Российской Федерации отмечается высокий процент студенческой молодежи, не выполнивших нормативы VI ступени комплекса ГТО. Из общего числа испытуемых (36 882), приступивших к выполнению испытаний (тестов) комплекса ГТО, 90% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет не в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО. Поиск механизмов по повышению уровня физической подготовленности студенческой молодежи обуславливает актуальность данной статьи.

Цель исследования: поиск механизмов по повышению уровня физической подготовленности студенческой молодежи в системе основного и дополнительного образования в вузе.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе Московского авиационного института в течение 2017-2018 гг. В исследовании приняли участие 456 студентов, обучающихся на первом курсе. Все испытуемые занимались физическими упражнениями в специально созданных учебно-методических подразделениях с различной физкультурно-спортивной направленностью - общая физическая подготовка, спортивные игры, силовая подготовка, группы

Наибольшее количество успешно выполнивших нормативы по физической подготовке, независимо от специфики и направленности физкультурно-спортивной деятельности, выявлены при выполнении тестов на быстроту (табл. 2). Так, выполнившие зачетный норматив программы физической культуры в этом виде испытаний: занимающиеся в группе единоборств составили 47,3%; циклических видов спорта - 44,7% и общей физической подготовки - 42,4%. Существенных межгрупповых различий между испытуемыми, занимающихся физической культурой и спортом в этих учебно-методических подразделениях, не выявлено (Р > 0,05). В учебно-методических подразделениях спортивных игр и силовой подготовки количество испытуемых, выполнивших тест, характеризующий физическое качество «быстрота движений», существенно меньше (Р < 0,05), чем в вышеуказанных учебно-методических подразделениях и составляет: в группе спортивных игр - 37,6%, в группе силовой подготовки - 25,8%.

Результаты тестирования, зарегистрированные в конце учебного года, как и ранее выполненные исследования [4, 5], свидетельствуют о том, что наибольшие трудности у первокурсников, независимо от специфики (форм, средств и методов) занятий физическими упражнениями в подразделениях различной физкультурно-спортивной направленности, вызывают виды испытаний, характеризующие общую выносливость и силовую подготовку. Оценка уровня физической подготовленности первокурсников по результатам исследований, выявленная в конце второго семестра, свидетельствует о том, что в целом из общего числа обследованных (456 студентов) в среднем до 70% не в состоянии выполнить нормативные требования программы физической культуры в видах испытаний, требующих проявления общей выносливости и силы, а уровень физической подготовленности молодежи в этих видах испытаний оценивается как «ниже среднего» и «низкий» (табл. 2).

Таблица 2

Результаты выполнения отдельных зачетных нормативов программы физической культуры (быстроты, общей выносливости и силы) студентами МАИ в конце первого курса

Учебно-методические группы для занятий физической культурой Общее количество студентов в группе Количество студентов, выполнивших тесты основной образовательной программы (чел./%) Количество студентов, выполнивших отдельные нормативы программы по физическим качествам

быстрота выносливость сила

абс. % абс. % абс. %

ОФП 207 92 39 42,4 22 26,8 31 33,7

Спортивные игры 87 77 29 7,6 23 29,9 25 2,5

Силовая подготовка 82 62 16 25,8 18 29,0 28 45,2

Единоборства 38 34 16 47,3 2 5,3 6 7,6

Циклические виды спорта 42 38 17 44,7 16 42,1 5 3,2

Итого 456 303/66,4 117 38,6 91 30,0 95 31,4

Уровень физической подготовленности первокурсников, независимо от направленности физкультурно-спор-тивной деятельности в учебно-методических подразделениях, оценивается у 21,5% респондентов как «высокий», у 29,4% - «выше среднего», а у 13,2% - «средний». С зачетными нормативами программы физической культуры в конце учебного года не в состоянии справиться 18,4% («ниже среднего») и 17,5% («низкий» уровень) первокурсников, т.к. уровень физической подготовленности этих испытуемых оценивается как «ниже среднего» и «низкий» (табл. 3).

Таким образом, оценка результатов тестирования, проведенная по завершении экспериментальных исследований, показала, что «высокий» и «выше среднего» уровни физической подготовленности выявлены среди испытуемых, занимающихся в учебно-методических подразделениях с направленностью на циклические виды спорта (76,4%), единоборства (68%) и спортивные игры (63%). «Средний» уровень физической подготовленности первокурсников выявлен в этих же учебно-методических груп-

пах и составляет 21,1%, 8,5% и 25,3% соответственно (табл. 3).

Полученные данные свидетельствует о том, что форма и специфика (содержание) занятий физическими упражнениями в различных учебно-методических подразделениях способствует существенному повышению эффективности учебно-тренировочного процесса в подготовке студенческой молодежи к выполнению программных нормативов по физической культуре. И наиболее эффективна в тех учебно-методических подразделениях, которые созданы с учетом интересов обучающихся к определенным видам двигательной активности, состояния здоровья и их физической подготовленности. К наиболее эффективным формам организации занятий физической культурой и спортом в условиях высшего учебного заведения, как показали результаты проведенного исследования, по своей значимости (эффективности) следует отнести: учебно-методические подразделения циклических видов спорта; единоборств и спортивных игр.

Таблица 3

Оценка уровня физической подготовленности студентов, занимающихся в различных группах физкультурно-спортивной направленности

в конце 1 курса обучения

Учебно-методические группы для занятий физической культурой Общее количество студентов в группе Оценка уровня физической подготовленности (чел./%)

Высокий -100% Выше среднего -85-99% Средний -70-84% Ниже среднего -51-69% Низкий -< 50%

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

ОФП 207 29/14 46/22,2 17/8,2 51/24,6 64/31

Спортивные игры 87 14/16,1 41/47,1 22/25,3 6/6,9 4/4,6

Силовая подготовка 82 18/22 26/32 7/8,5 19/23 12/14,5

Единоборства 38 15/39,5 11/28,9 8/21,1 4/10,5 -

Циклические виды спорта 42 22/52,4 10/23,8 6/14,3 4/9,5 -

Итого 456 98/21,5 134/29,4 60/13,2 84/18,4 80/17,5

Определенный интерес представляет сравнительный направленности, с их готовностью к выполнению норма-анализ результатов тестирования, показанных испытуе- тивов комплекса ГТО VI ступени на золотой, серебряный мыми, занимающихся в учебно-методических подразде- и бронзовый знаки отличия. Полученные данные пред-лениях различными видами физкультурно-спортивной ставлены в табл. 4.

Таблица 4

Результативность выполнения нормативов комплекса ГТО VI ступени студентами Московского авиационного института на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия

в конце 1 курса обучения

Учебно-методические группы для занятий физической культурой Общее количество студентов в группе Количество студентов, выполнивших тесты основной образовательной программы (чел./%) Количество студентов, выполнивших нормы ГТО VI ступени на знаки отличия (чел./%)

золотой серебряный бронзовый

ОФП 207 92/44,4 29/31,5 46/50 17/18,5

Спортивные игры 87 67/77 14/21 41/62 12/17

Силовая подготовка 82 51/60 18/35 26/50 7/15

Единоборства 38 34/89 15/44 11/32,4 8/27,6

Циклические виды спорта 42 38/91 22/58 10/26,3 6/15,7

Итого 456 282/61,8 98/34,7 134/44,5 50/20,8

Сравнительный анализ результатов выполнения студентами вуза зачетных нормативов программы физической культуры и достигнутого ими уровня развития физических качеств (табл. 2 и 3) с данными табл. 4 позволяют заключить следующее. В целом из общего числа обследованных студентов (456 первокурсников) к завершению учебного года количество испытуемых, выполнивших отдельные нормативы (тесты) комплекса ГТО VI ступени, составило 282 чел. (61,8%).

С нормативными требованиями комплекса ГТО на знаки отличия в учебно-методических группах к завершению первого курса справляются:

• в группе циклических видов спорта на золотой знак -58%, серебряный - 26,3%, бронзовый - 15,7%;

• в группе единоборств на золотой знак - 44%, серебряный - 32,4%, бронзовый - 27,6%;

• в группе спортивных игр на золотой знак - 21%, серебряный - 62%, бронзовый - 17%;

• в группе силовой подготовки на золотой знак - 35%, серебряный - 50%, бронзовый - 15%;

• в группе общей физической подготовки на золотой знак - 31,5%, серебряный - 50%, бронзовый - 18,5%.

Анализируя показатели выполнения нормативных требований комплекса ГТО VI ступени, следует отметить следующее. К окончанию первого курса количество студентов с «высоким» и «выше среднего» уровнем физической подготовленности, готовых к выполнению нормативов ВФСК ГТО VI ступени, изменилось положительно, но не во всех учебно-методических группах одинаково. Так, в группе циклических видов спорта, единоборств и спортивных игр количество испытуемых, готовых к выполнению нормативов ГТО, увеличилось существенно (Р < 0,05) - до 91%, 89% и 77% соответственно и не существенно - до 60% в группе силовой подготовки (Р > 0,05). В группе общей физической подготовки количество испытуемых, готовых к выполнению нормативов ГТО, практически не изменилось (Р > 0,05) и составляет 44,4% (табл. 4).

Выводы

Таким образом, результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что решение проблемы низкого уровня физической подготовленности студенческой молодежи представляется возможным на основе разработки личностно-ориентированных педагогических технологий, базирующихся на индивидуальных возможностях и способностях, с оценкой их деятельности в системе физкультурного образования [1].

С учетом проведенных исследований по совершенствованию системы подготовки студенческой молодежи к выполнению нормативных требований комплекса ГТО VI ступени необходимо:

> включить виды испытаний комплекса ГТО VI ступени в программу физической культуры и в учебный процесс с обязательным выполнением нормативов;

> разработать систему мотивационных мер поддержки и поощрения для студентов и преподавателей, занимающихся подготовкой к выполнению нормативов комплекса ГТО;

> постоянно улучшать материально-техническую базу по физической культуре в образовательных организациях среднего и высшего образования;

> проводить внутривузовские и межвузовские соревнования и спартакиады по летним и зимним видам спорта комплекса ГТО среди студентов;

> в каждой образовательной организации высшего и профессионального образования необходимо создавать

физкультурно-спортивные клубы по подготовке и выполнению нормативов комплекса ГТО;

> выделение целевого финансирования для осуществления деятельности студенческих спортивных клубов на подготовку значкистов ГТО.

Реализация данных предложений позволит сформировать механизмы по вовлечению молодежи в активную физкультурно-спортивную деятельность. Они будут предусматривать не только занятия физической культурой и спортом, но и осуществлять целенаправленную подготовку к выполнению нормативов ВФСК ГТО по месту учебы, жительства, в спортивных секциях при физ-культурно-спортивных клубах, самостоятельных занятиях, участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в избранных видах спорта или массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Реализация системного подхода, интегрирующего внедрение физической культуры в повседневную жизнь, позволит выстроить единую систему подготовки и оценки качества физической подготовленности населения. При правильной организации физкультурно-оздоровительной работы всё больше людей будут ощущать пользу занятий физическими упражнениями, что способствует более активному и качественному вовлечению молодежи в занятия видами спорта, входящих в комплекс ГТО.

Литература

1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО I-VI) / Сборник материалов для образовательных организаций города Москвы. - М. - 2015. - 67 с.

2. Кабачков, В.А. Совершенствование комплекса ГТО в современных условиях учебного процесса в общеобразовательных учреждениях РФ / В.А. Кабачков, Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - М. - 2013. - № 5. - С. 56-65.

3. Куренцов, В.А. Физическое состояние и готовность студенческой молодежи к выполнению нормативов физ-культурно-спортивного комплекса ГТО 2014 года / В.А. Куренцов, Е.И. Перова, В.П. Голубев, Э.В. Егорычева // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 2. - С. 55-60.

4. Куренцов, В.А. Организационно-методические подходы в физическом воспитании студенческой молодежи при подготовке к предстоящей профессиональной деятельности / В.А. Куренцов, И.Г. Зюзько // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. - № 1. -С. 34-43.

5. Зюрин Э.А. Исследование результативности выполнения нормативов ВФСК ГТО I-VI ступени как фактора, определяющего физическую подготовленность детей, подростков и студенческой молодежи Российской Федерации / Э.А. Зюрин, Н.В. Масягина, В.А. Куренцов, Е.Н. Бобкова // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 5. С. 43-47.

6. Пузырь, Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. - М., 2006. - 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. All-Russian sports complex "Ready for work and defense" (GTO I-VI) (2015), Collection of materials for educational institutions of Moscow, Moscow, 67 p.

2. Kabachkov, V.A., Perova, E.I. and Kurentsov, V.A. (2013), Improvement of the GTO complex in the modern conditions of educational process in educational institutions of the Russian Federation, Fizicheskoye vospitaniye i detsko-yunosheskiy sport, no. 5, pp. 56-65.

3. Kurentsov, V.A., Perova, E.I., Golubev, V.P. and Egorycheva, E.V. (2014), Physical condition and readiness of the students to the implementation of standards of sports complex GTO-2014, Vestnik sportivnoy nauki, no. 2, pp. 55-60.

4. Kurentsov, V.A. and Zyuzko I.G. (2014, Organizational and methodological approaches in physical education of students in preparation for future professional activities, Fizicheskoye vospitaniye i detsko-yunosheskiy sport, no. 1, pp. 34-43.

5. Zyurin, E.A., Masyagina, N.V., Kurentsov, V.A. and Bobkova, E.N. (2017), Research of efficiency of performance of standards of VFSK GTO of I-VI stage as the factor defining physical readiness of children, teenagers and student's youth of the Russian Federation, Vestnik sportivnoy nauki, no 5, pp. 43-47.

6. Puzyr, Y.P. (2006), Management of physical education in educational institutions on the basis of monitoring of physical condition, Autoref. Dis. PhD (Pedagogics), Moscow, 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.