Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование видов физкультурно-спортивной деятельности в работе с подростками 14-15 лет группы социального риска в спортивных клубах по месту жительства при подготовке к тестированию по программе ВФСК ГТО IV ступени'

Экспериментальное обоснование видов физкультурно-спортивной деятельности в работе с подростками 14-15 лет группы социального риска в спортивных клубах по месту жительства при подготовке к тестированию по программе ВФСК ГТО IV ступени Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА / КОМПЛЕКС ГТО / ТЕСТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIAL RISK GROUPS / GTO COMPLEX / TESTING / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Куренцов Вадим Алексеевич, Зюрин Эдуард Адольфович, Петрук Елена Николаевна, Козлов Александр Анатольевич

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности занятий с подростками, относящимися к группе социального риска, занимающихся в физкультурно-спортивных клубах. В рамках педагогического эксперимента выявлены виды двигательной активности и подтверждена их эффективность в работе физкультурно-спортивного клуба с подростками, относящимися к группе социального риска. Сформирован интерес занимающихся к физкультурноспортивной деятельности через механизм приоритетных для подростков видов спорта, что позволило в свою очередь улучшить уровень физической подготовленности испытуемых и успешно подготовить занимающихся к тестированию по программе комплекса ГТО, положительно скорректировать психоэмоциональное состояния подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Куренцов Вадим Алексеевич, Зюрин Эдуард Адольфович, Петрук Елена Николаевна, Козлов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF TYPES OF SPORTS ACTIVITY IN WORK WITH TEENAGERS OF 14-15 YEARS OF SOCIAL RISK GROUP IN SPORTS CLUBS AT THE PLACE OF RESIDENCE IN PREPARATION FOR TESTING UNDER THE PROGRAM OF VFSK GTO IV STAGE

The article deals with the issue of improving the effectiveness of classes with adolescents belonging to the group of social risk involved in physical culture and sports club. As part of the pedagogical experiment, the types of motor activity were identified and their effectiveness in the work of a sports club with adolescents belonging to the group of social risk was confirmed. The interest of those engaged in physical culture and sports activities through the mechanism of priority sports for adolescents, which in turn allowed to improve the level of physical fitness of the subjects and successfully prepare those involved in the testing program of the GTO complex, to positively adjust the psycho-emotional state of adolescents.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование видов физкультурно-спортивной деятельности в работе с подростками 14-15 лет группы социального риска в спортивных клубах по месту жительства при подготовке к тестированию по программе ВФСК ГТО IV ступени»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВИДОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ 14-15 ЛЕТ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА В СПОРТИВНЫХ КЛУБАХ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ТЕСТИРОВАНИЮ ПО ПРОГРАММЕ ВФСК ГТО IV СТУПЕНИ

В.А. КУРЕНЦОВ, Э.А. ЗЮРИН, Е.Н. ПЕТРУК,

ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; А.А. КОЗЛОВ,

Дирекция спортмероприятий, Московская область

Аннотация

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности занятий с подростками, относящимися к группе социального риска, занимающихся в физкультурно-спортивных клубах. В рамках педагогического эксперимента выявлены виды двигательной активности и подтверждена их эффективность в работе физкультурно-спортивного клуба с подростками, относящимися к группе социального риска. Сформирован интерес занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности через механизм приоритетных для подростков видов спорта, что позволило в свою очередь улучшить уровень физической подготовленности испытуемых и успешно подготовить занимающихся к тестированию по программе комплекса ГТО, положительно скорректировать психоэмоциональное состояния подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, группы социального риска, комплекс ГТО, тестирование, физическая

активность.

EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF TYPES OF SPORTS ACTIVITY IN WORK WITH TEENAGERS OF 14-15 YEARS OF SOCIAL RISK GROUP IN SPORTS CLUBS AT THE PLACE OF RESIDENCE IN PREPARATION FOR TESTING UNDER THE PROGRAM OF VFSK GTO IV STAGE

V.A. KURENTSOV, E.A. ZYURIN, E.N. PETRUK,

FSBIFSC VNIIFK; A.A. KOZLOV,

Directorate of Sports Activities, Moscow region

Abstract

The article deals with the issue of improving the effectiveness of classes with adolescents belonging to the group of social risk involved in physical culture and sports club. As part of the pedagogical experiment, the types of motor activity were identified and their effectiveness in the work of a sports club with adolescents belonging to the group of social risk was confirmed. The interest of those engaged in physical culture and sports activities through the mechanism of priority sports for adolescents, which in turn allowed to improve the level of physical fitness of the subjects and successfully prepare those involved in the testing program of the GTO complex, to positively adjust the psycho-emotional state of adolescents.

Keywords: deviant behavior, social risk groups, GTO complex, testing, physical activity.

Актуальность

Анализ физической активности различных групп и категорий населения, поиск механизмов по включению в двигательную активность большего числа жителей страны выявил категорию подростков, относящихся к группе социального риска, которые ввиду социальной дезадаптации исключены из социально-значимой деятельности [2]. При этом одной из эффективных и наиболее привлекательных форм организации занятости подростков различных возрастов и средством профилактики асоциального поведения среди несовершеннолетних является физическая культура, обладающая универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня

здоровья, воспитания и формирования гармонично развитой личности [1, 3, 4]. Основой педагогического процесса по включению в социально значимую деятельность федерального проекта «Спорт - норма жизни» для детей и подростков, относящихся к группе социального риска, может являться Всероссийский физкультурно-спортив-ный комплекс «Готов к труду и обороне», который определен нормативно-программной основой системы физического воспитания учащейся молодежи [5].

Цель исследования: повышение эффективности использования возможностей физической культуры в социальной адаптации и целенаправленной подготовке подростков группы социального риска к выполнению

нормативных требований ВФСК ГТО в условиях деятельности физкультурно-спортивного клуба по месту жительства.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных, педагогические наблюдения, социологические методы. Тестирование физической подготовленности и психодиагностика проводились в начале и конце педагогического эксперимента. Результаты исследований обработаны методами математической статистики

Организация исследования

Исследование проводилось на базе физкультурно-спортивного клуба Московской области в два этапа.

Первый этап направлен на определение социального статуса и изучение физической подготовленности подростков, склонных или имеющих различные степени социальной дезадаптации. С этой целью на начальном этапе, спустя месяц после начала занятий в физкультурно-спортивном клубе по месту жительства, были проведены: анкетирование подростков (п = 100); опрос преподавателей школы и тренеров клуба; тестирование физической подготовленности и психоэмоционального состояния подростков, в ходе которого также выявлено отношение учащихся к физической культуре и спорту в целом, в том числе и к комплексу ГТО.

Результаты социологического исследования позволили составить обобщенную социально-педагогическую характеристику личности подростка и выявить из общего числа занимающихся различные степени социальной дезадаптации (76 учащихся с признаками девиантного поведения).

На основе опроса подростков выявлен интерес к определенным видам двигательной активности и сформированы 3 экспериментальные группы (ЭГ): 1-я состояла из подростков, предпочитающих занятия единоборствами (п = 25); 2-я - спортивными играми (п = 26) и 3-я - атлетической гимнастикой (п = 25). Была еще одна группа, которая состояла из подростков, не участвующих в эксперименте (п = 24), с которыми предполагалась работа по существующей программе физкультурно-спортивного клуба. Возраст испытуемых: 14-15 лет (IV ступень ГТО). Тестирование физической подготовленности учащихся на всех этапах работы осуществлялось по программе ВФСК ГТО IV ступени в соответствии с возрастом подростков [6].

Учебно-тренировочные занятия в ЭГ проводились в удобное для испытуемых время (с 19 до 21 часа) три раза в неделю, по два часа каждое занятие. В выходные дни проводились спортивно-массовые мероприятия и соревнования в соответствии с планом физкультурно-спор-тивного клуба.

Результаты исследований и их обсуждение

Проведенное социологическое исследование по выявлению отношения подростков с признаками девиантного поведения к физической культуре и спорту показало следующее: 54,8% юношей считают, что занятия спортом необходимы современному человеку; 32,4% - что занятия

физическими упражнениями положительно влияют на здоровье, но при этом отметили негативное воздействие спорта на здоровье человека; 12,8% - не видят необходимости в занятиях спортом; к урокам физической культуры относятся безразлично 38% занимающихся в клубе и стараются их не посещать. При этом отмечают интерес к занятиям избранным видом спорта в спортивном клубе по месту жительства. На вопрос анкеты: «Каким видом спорта Вы хотели бы заниматься в физкультурно-спор-тивном клубе?» 25% опрошенных предпочли бы занятия атлетической гимнастикой, спортивными играми - 26%, единоборствами - 25% и 24% респондентов выбрали другие виды спорта (бег, плавание, лыжные гонки, пар-кур и пр.).

Учитывая интерес испытуемых к определенным видам спорта, для проведения основного педагогического эксперимента на базе подросткового физкультурно-спор-тивного клуба были созданы три группы, с которыми в течение 2017/2018 уч. г. проводились учебно-тренировочные занятия по специально разработанной программе с целью выявления влияния занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности на формирование социального статуса подростков-девиантов и успешной подготовки испытуемых к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Включение в экспериментальную программу элементов видов спорта и систем физических упражнений (волейбола, футбола, самбо, карате, атлетической гимнастики, воркаута) способствовало решению задач формирования мотивационных установок к занятиям физическими упражнениями, коррекции нравственного, физического и психофизического состояния, подготовке к тестированию по нормативам комплекса ГТО. Эффективность экспериментальной программы проверялась в ходе педагогического эксперимента.

Направленное использование специально подобранных упражнений из разделов единоборств, спортивных игр и атлетической гимнастики в сочетании с педагогическими приемами позволили по окончании педагогического эксперимента улучшить физическую подготовленность большинства трудновоспитуемых подростков.

Результаты тестирования по завершении педагогического эксперимента (табл. 1) свидетельствуют о существенном изменении изучаемых показателей с разной степенью достоверности. Так, в группах единоборств (самбо, карате) и спортивных игр (волейбол, футбол) наиболее достоверные положительные изменения произошли в тех видах испытаний, на которые направлены средства специальной физической подготовки, а именно: в тестах на быстроту и координацию движений, общую выносливость и гибкость (Р < 0,01), а в группе атлетической гимнастики - скоростных и скоростно-силовых тестах (Р < 0,01). Анализ межгрупповых различий свидетельствует о том, что трудновоспитуемые подростки из первой и второй группы достоверно превзошли своих сверстников из третьей группы в этих же видах испытаний, а в силовых показателях существенное преимущество имели юноши, специализирующиеся в атлетической гимнастике (Р < 0,05).

Обозначение: Н - начало эксперимента, К - конец эксперимента (в табл. 1 и 3).

Таблица 1

Изменение показателей физической подготовленности подростков 14-15 лет группы социального риска, занимающихся различными видами спорта в подростковом физкультурно-спортивном клубе (X + Бх)

Вид спорта

№ п/п Показатель Период измерения Единоборства (самбо), п = 25 Спортивные игры, п = 26 Атлетическая гимнастика, п = 25

1 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Н К Р 7,71 ± 0,81 8,45 ± 0,36 < 0,001 6,7 ± 0,69 8,83 ± 0,51 < 0,001 9,26 ± 0,54 12,36 ± 0,54 < 0,001

2 Прыжок в длину с места (см) Н К Р 176,95 ± 3,63 223,41 ± 4,05 < 0,001 186,43 ± 3,47 220,94 ± 2,06 < 0,001 211,37 ± 4,29 216,74 ± 3,22 > 0,05

3 Гибкость (см) Н К Р 6,64 ± 0,50 12,72 ± 1,08 < 0,001 7,29 ± 1,16 14,83 ± 1,09 < 0,001 6,39 ± 0,59 7,00 ± 0,32 > 0,05

4 Бег на 30 м (с) Н К Р 4,86 ± 0,06 4,32 ± 0,04 < 0,001 4,96 ± 0,08 4,47 ± 0,05 < 0,001 5,04 ± 0,03 4,62 ± 0,04 < 0,001

5 Челночный бег 5x10 м (с) Н К Р 15,50 ± 0,25 13,78 ± 0,16 < 0,001 15,01 ± 0,28 12,58 ± 0,16 < 0,001 15,74 ± 0,31 14,07 ± 0,29 < 0,001

6 Бег на 3000 м (с) Н К Р 933 ± 1,49 840 ± 3,81 < 0,05 914 ± 1,61 820 ± 1,23 < 0,001 947 ± 1,58 890 ± 3,40 > 0,05

Проведя анализ результатов тестирования по окончании эксперимента и сравнивая полученные данные с данными оценочных таблиц, следует отметить, что большинство испытуемых, практически до 80%, независимо от вида физкультурно-спортивной деятельности имеют «средний» и «высокий» уровень физической подготовленности. Среди юношей первой и второй группы соответственно 15 и 18% имеют «высокий» уровень

подготовленности, а среди испытуемых третьей группы -10%. «Низкий» уровень зарегистрирован соответственно у 3%, 2,6% и 6% испытуемых.

Определенный интерес представляет анализ готовности подростков к выполнению нормативов комплекса ГТО IV ступени на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия. Полученные данные представлены в табл. 2.

Вид физкультурно-спортивной деятельности Общее количество испытуемых (чел.) Количество подростков, выполнивших испытания комплекса ГТО (чел./%) Количество подростков, выполнивших испытания комплекса ГТО по знакам отличия (чел./%) Количество подростков, не выполнивших испытания комплекса ГТО (чел./%)

золотой серебряный бронзовый

Самбо, карате 25 22/88 8/32 12/48 2/8 3/12

Футбол, волейбол 26 22/84,6 8/30,7 11/42,3 3/11,5 2/7,7

Атлетическая гимнастика, воркаут 25 17/68 6/24 7/28 4/16 8/32

Таблица 2

Результативность выполнения нормативов комплекса ГТО IV ступени на знаки отличия комплекса ГТО подростками группы социального риска, занимающихся различными видами спорта в подростковом физкультурно-спортивном клубе

в конце педагогического эксперимента

Анализ результативности выполнения испытуемыми тестов комплекса ГТО свидетельствует о том, что наиболее предпочтительными видами двигательной активности, способствующими наилучшей подготовке подростков группы социального риска к тестированию по программе комплекса ГТО, следует считать занятия единоборствами (преимущественно самбо) 88% подростков; выполнивших испытания и занятия спортивными играми (преимущественно футбол) - 84,6%. Этот вывод подтверждается и качеством выполнения нормативов на знаки отличия комплекса ГТО. Так, на золотой знак отличия комплекса ГТО готовы выполнить нормы 32% юношей, занимающихся в спортивных секциях единоборств и 30,7% - спортивных игр; на серебряный знак отличия - 48% и 42,3%

соответственно; на бронзовый знак отличия - 8% и 11,5% соответственно. В группе атлетической гимнастики лишь 68% подростков выполнили испытания комплекса ГТО, что также является значимым результатом и может быть рекомендовано как эффективное средство по подготовке к тестированию по программе комплекса ГТО.

В ходе эксперимента отмечено положительное влияние занятий различными видами спортивной деятельности и на психоэмоциональную сферу трудновоспитуемых подростков. В таблице 3 представлены результаты тестирования психоэмоционального состояния подростков 14-15 лет с признаками социальной дезадаптации, занимающихся различными видами спорта в физкультурно-

спортивном клубе.

Таблица 3

Показатели психоэмоционального состояния дезадаптированных подростков 14-15 лет, занимающихся различными видами спорта в подростковом физкультурно-спортивном клубе (X + Бх)

№ п/п Период измерения Виды спорта

Показатель Единоборства, п = 25 Спортивные игры, п = 26 Атлетическая гимнастика, п = 25

1 Тревожность Н К Р 10,15 ± 0,49 9,91 ± 0,56 > 0,05 10,09 ± 0,45 8,17 ± 0,64 < 0,05 10,84 ± 0,48 9,58 ± 0,43 < 0,05

2 Агрессивность Н К Р 11,08 ± 0,51 11,50 ± 0,54 > 0,05 11,50 ± 0,35 8,56 ± 0,46 < 0,01 10,53 ± 0,38 10,01 ± 0,27 < 0,05

3 Самооценка личности Н К Р 5,85 ± 0,21 6,62 ± 0,14 < 0,05 5,50 ± 0,20 7,30 ± 0,12 < 0,01 6,19 ± 0,28 7,68 ± 0,17 < 0,05

4 Эффективность работы Н К Р 45,85 ± 2,98 44,41 ± 2,09 > 0,05 44,51 ± 1,01 34,92 ± 1,51 < 0,01 44,05 ± 1,13 44,89 ± 1,83 > 0,05

5 Время врабатываемости Н К Р 0,94 ± 0,03 0,95 ± 0,02 > 0,05 1,12 ± 0,01 1,00 ± 0,03 < 0,01 0,95 ± 0,02 0,93 ± 0,02 > 0,05

6 Психическая устойчивость Н К Р 0,97 ± 0,03 0,99 ± 0,02 > 0,05 1,13 ± 0,03 0,95 ± 0,05 < 0,01 0,995 ± 0,02 0,93 ± 0,02 > 0,05

Преимущественное использование средств игровой и силовой направленности (2-я и 3-я ЭГ) позволяет более эффективно воздействовать на психоэмоциональное состояние и нормализовать уровень тревожности и агрессивности, повысить самооценку личности в среднем у 74,3% испытуемых. В процессе проведенного исследования выявилась отличительная особенность юношей из группы спортивных игр, в частности, при решении вопросов, касающихся поиска путей выхода из конфликтных ситуаций. К завершению педагогического эксперимента количество испытуемых с выраженными признаками проявления агрессии в этой ЭГ сократилось с 16,7 до 5,9%. Уйти от конфликта предпочитают до 70,5% испытуемых, что свидетельствует об эффективности предлагаемых средств и методов педагогического воздействия.

В группе испытуемых, занимающихся одним из видов спортивной борьбы (самбо), к завершению эксперимента отмечается снижение уровня тревожности и повышение

самооценки личности (Р < 0,05), при этом отмечается незначительное повышение уровня агрессивности. Эти изменения не существенны при 5% уровня значимости, однако, даже незначительное повышение уровня агрессивности (Р > 0,05) у некоторой части испытуемых, занимающихся единоборствами (до 25%), является неблагоприятным фактором в процессе становления личности.

Изучение функции внимания (табл. 3) свидетельствует о том, что к завершению исследований у испытуемых трех ЭГ наметилась тенденция к повышению эффективности работы и уменьшению времени врабатываемости. При этом следует отметить, что наиболее существенные положительные изменения произошли среди испытуемых ЭГ, занимающихся спортивными играми (Р < 0,01). В группах единоборств и атлетической гимнастики исследуемые показатели также улучшились, но эти изменения не существенны при 5% уровня значимости. К завершению педагогического эксперимента психическая устой-

чивость испытуемых, не зависимо от вида спортивной деятельности, оценивается меньше единицы, что согласно методике обработки результатов тестирования является положительным фактором. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что по завершении педагогического эксперимента произошли положительные изменения в психоэмоциональном состоянии дезадаптированных подростков 14-15 лет, занимающихся различными видами спорта, что свидетельствует об эффективности комплексного использования средств и методов физического воспитания в сочетании с педагогическими приемами. При этом наиболее предпочитаемыми видами двигательной активности, оказывающими существенное влияние на стабилизацию тревожного и агрессивного состояния испытуемых, способствующими достоверному повышению самооценки личности и умственной работоспособности, следует отнести средства игровой и силовой направленности.

Выводы

Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты по обоснованию выбора средств и методов физической активности в работе с подростками 14-15 лет группы социального риска в спортивных клубах по месту жительства показали следующее. Наиболее предпочтительным видом двигательной активности, оказывающим существенное влияние на формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, стабилизацию тревожного и агрессивного состояния, достоверное повышение самооценки личности, подготов-

ку и выполнение нормативов комплекса ГТО, следует считать занятия единоборствами и спортивными играми с обязательным использованием средств силовой направленности.

Внедрение в учебно-тренировочный процесс физкуль-турно-спортивного клуба экспериментальной программы по подготовке подростков группы социального риска к выполнению нормативов Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО IV ступени с использованием психологических, педагогических и социальных методов позволило:

• положительно изменить и достоверно повысить мотивацию 14-15-летних подростков группы социального риска к учебной и физкультурно-спортивной деятельности до 76%;

• сформировать интерес к определенным видам физ-культурно-спортивной деятельности, среднее значение -54,7%. Продолжить занятия в избранных видах спорта изъявили желание более 59,4% из секции атлетической гимнастики; 48,3% - из группы спортивных игр и 56,5% -из секции единоборств;

• стабилизировать психоэмоциональное состояние и нормализовать уровень тревожности, агрессивности и повысить самооценку личности в среднем у 74,3% подростков в группах игровой и силовой направленности;

• достоверно улучшить уровень физической подготовленности испытуемых (Р < 0,05);

• успешно подготовить и выполнить нормативные требования комплекса ГТО IV ступени у 80% испытуемых.

Литература

1. Жуков, М.Н. Воспитание детей и подростков с деви-антным поведением с использованием средств физической культуры и спорта: монография. - Ярославль: 2004. - 356 с.

2. Родионов, А.В., Родионов, В.А. Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. - М., 2003. -167 с.

3. Кабачков В.А., Куренцов В.А., Зюрин Э.А. Профилактика наркомании средствами физической культуры. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 223 с.

4. Кабачков В.А., Куренцов В.А. Профилактика наркомании среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта: монография. - М.: Советский спорт, 2012. - 215 с.

5. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70675222/ (дата обращения 04.08.2019).

6. Приказ Министерства спорта РФ от 12 февраля 2019 г. № 90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72093512/ (дата обращения: 04.07.2018).

References

1. Zhukov, M.N. (2004), Raising children and adolescents with deviant behavior using the means of physical culture and sports: Monograph, Yaroslavl, 356 p.

2. Rodionov, A.V. and Rodionov, V.A. (2003), Identification of psychoactive substance dependence factors in work with minors, Moscow, 167 p.

3. Kabachkov V.A., Kurentsov, V.A. and Zyurin, E.A. (2015), Prevention of drug addiction by means of physical culture, Moscow: Academy Publishing Center, 223 p.

4. Kabachkov, V.A. and Kurentsov, V.A. (2012), Drug abuse prevention among children and adolescents by means of physical culture and sports: Monograph, Moscow: Sovetsky Sport, 215 p.

5. Government of the Russian Federation (2014), Resolution of the Government of the Russian Federation of June 11, 2014 No. 540 "On Approval of the Regulations on the All-Russian Sports and Sports Complex" Ready for Labor and Defense "(with amendments and additions) [Online], URL: http://base.garant. ru / 70675222 / (access date: 04.08.2019).

6. Ministry of Sports of the Russian Federation (2019), Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of February 12, 2019 no. 90 "On Approval of State Requirements of the All-Russian Sports and Sports Complex" Ready for Labor and Defense "(GTO)" [Electronic resource], URL: https://www.garant.ru / products / ipo / prime / doc / 72093512 / (access date: 07.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.