Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка по профилю Спортивно-массовая работа в школьном и студенческом спортивном клубе'

Профессиональная переподготовка по профилю Спортивно-массовая работа в школьном и студенческом спортивном клубе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / МЕНЕДЖЕР СПОРТИВНОГО КЛУБА / SPORTS CLUB IN EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROFESSIONAL RETRAINING / MANAGER OF SPORTS CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Далгат Муратович

Профессиональная переподготовка предназначена для будущих инструкторов спортивного клуба в образовательной организации, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность по профессиональному стандарту «Инструктор-методист» (2014 г.). Вместе с тем до настоящего не были разработаны профессиональные компетенции, которые представлены в данном исследовании. Для решения этой проблемы были изучены трудовые функции «Инструктор-методист» и требования к знаниям, умениям и опыту. В статье отражены основные знания, инновации обучения инструкторов (менеджеров) спортивного клуба, продемонстрирован опыт деятельности спортивного клуба российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Далгат Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional retraining on the profile sports and mass work at school and student sports club

Professional retraining is intended for the future instructors of the sports club in the educational organization engaged in physical culture and sports activities according to the professional standard "Instructor-Methodist" (2014). However, the professional competencies presented in this study have not yet been developed. To solve this problem, the labor functions of the "Instructor-Methodist" and the requirements for knowledge, skills and experience were studied. The article reflects the basic knowledge, innovations of training instructors (managers) of the sports club, it demonstrates the experience of the sports club of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка по профилю Спортивно-массовая работа в школьном и студенческом спортивном клубе»

3. Винер, М. С набивными мячами : упражнения, улучшающие физическую подготовку и мастерство волейболистов / М. Винер // Спортивные игры. - 1962. - № 5. - С. 23-24.

4. Железняк, Ю.Д. Возрастные аспекты подготовленности волейболистов : учебное пособие для студентов ин-тов физ. культуры, специализирующихся по волейболу / Ю.Д. Железняк, К.А. Швец ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б. и.], 1973. - 52 с.

REFERENCES

1. Belyaev, A.V. (2004), "Jumping training of volleyball players in the preparatory period based on an analysis of their competitive activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 37-38.

2. Belyaev, A.V. (1990), Methods of educating the physical qualities of volleyball players, Moscow.

3. Wiener, M. (1962), "With stuffed balls: exercises that improve the physical fitness and skill of volleyball players", Sport games, No. 5, pp. 23-24.

4. Zheleznyak, Yu.D. and Shvets, K.A. (1973), Age aspects of volleyball preparedness: textbook, Smolensk.

Контактная информация [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2019

УДК 796.071.4

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПО ПРОФИЛЮ СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА В ШКОЛЬНОМ И СТУДЕНЧЕСКОМ СПОРТИВНОМ

КЛУБЕ

Далгат Муратович Гаджиев, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Профессиональная переподготовка предназначена для будущих инструкторов спортивного клуба в образовательной организации, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность по профессиональному стандарту «Инструктор-методист» (2014 г.). Вместе с тем до настоящего не были разработаны профессиональные компетенции, которые представлены в данном исследовании. Для решения этой проблемы были изучены трудовые функции «Инструктор-методист» и требования к знаниям, умениям и опыту. В статье отражены основные знания, инновации обучения инструкторов (менеджеров) спортивного клуба, продемонстрирован опыт деятельности спортивного клуба российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Москва.

Ключевые слова: спортивный клуб в образовательной организации, профессиональная переподготовка, менеджер спортивного клуба.

PROFESSIONAL RETRAINING ON THE PROFILE SPORTS AND MASS WORK AT SCHOOL AND STUDENT SPORTS CLUB

Dalgat Muratovich Hajiyev, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Annotation

Professional retraining is intended for the future instructors of the sports club in the educational organization engaged in physical culture and sports activities according to the professional standard "Instructor-Methodist" (2014). However, the professional competencies presented in this study have not yet been developed. To solve this problem, the labor functions of the "Instructor-Methodist" and the requirements for knowledge, skills and experience were studied. The article reflects the basic knowledge, innovations of training instructors (managers) of the sports club, it demonstrates the experience of the sports club of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow.

Keywords: sports club in educational organization, professional retraining, manager of sports club.

Исследование направлено на решение проблемы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в области физической культуры и спорта.

Актуальность переподготовки в вопросах деятельности спортивного клуба вызвана выделением его в отдельное структурное подразделение образовательного учреждения, с широким кругом полномочий и задач, а также оказанием дополнительных физкультурно-оздоровительных и образовательных услуг. Инструктор спортивного клуба должен выполнять трудовые функции, обозначенные в профессиональном стандарте, однако до этого момента не были разработаны профессиональные компетенции, требования к знаниям, умениям и опыту профессиональной деятельности [1, 2, 4, 5].

Цель исследования: разработать профессиональные компетенции для профиля «Спортивно-массовая работа в школьном и студенческом спортивном клубе», согласно профессиональному стандарту, преобразовать формы обучения для будущих инструкторов спортивного клуба.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проработав профессиональный стандарт «Инструктор-методист» (приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2014 N 34135), были выявлены те трудовые действия, которые являются определяющими в данном профиле обучения: А/01.4. Планирование, организация и проведение занятий по физическому воспитанию, тренировочных занятий по утвержденным программам; ^03.4 Вовлечение населения различных возрастных групп в занятия физической культурой и спортом; ^04.4 Консультирование по вопросам улучшения физической подготовленности населения различных возрастных групп; B/01.5 Организация активного отдыха обучающихся, занимающихся; B/02.5 Организация работы кружков и спортивных секций, спортивного актива; ^03.5 Обеспечение безопасности и профилактика травматизма занимающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ трудовых функций, изучение научно-методической литературы [1-7], опрос работодателей, многолетний собственный педагогический опыт позволили нам создать профессиональные компетенции для инструкторов по спорту, осуществляющих физкуль-турно-спортивную деятельность в спортивных клубах школы/вуза. ПК-1. Способен планировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу, осуществлять методическое обеспечение, учет и контроль занятий. ПК-4. Способен проводить занятия в секциях, группах спортивной и оздоровительной направленности по утвержденным программам. ПК-5. Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую помощь. ПК-7. Способен проводить ФСМ, взаимодействовать и организовывать работу с волонтерами. ПК-11. Способен использовать оборудование, инвентарь, измерительный инструментарий при решении профессиональных задач. ПК-12. Способен применять знания по ЗОЖ в профессиональной деятельности, мотивировать к регулярным занятиям ФК, стимулировать к саморазвитию занимающихся. ПК-13. Способен оперативно контролировать самочувствие занимающихся; предотвращать переутомление, особенно старшей возрастной группы.

Всего в программе профессиональной переподготовки предусмотрено 15 компетенций, профильное обучение 96 часов, базовое обучение 168 часов в очно-заочной форме обучения, применяя дистанционные технологии.

Исследование выявило требуемые знания инструкторов по спорту:

1. Спортивные организации и объединения для школы/вуза. Спортивные лиги, межшкольные/межвузовские, региональные, федеральные проекты.

2. Основы нормативно-правового регулирования спорта в образовательной организации. Положение о спортивном клубе. Устав спортивного клуба.

3. Виды информационной работы при организации внутришкольных и межшкольных/вузовских физкультурных и спортивных мероприятий.

4. Формы и сетевая форма организации и проведения внутренних и внешних ФСМ. Деятельность event-менеджера.

5. Положение о спортивном мероприятии как основной документ ФСМ.

6. Виды ФСМ (по видам спорта, социально значимые мероприятия, спартакиады, конкурсы, акции; мастер классы, фестивали, выставки). План ресурсного обеспечения ФСМ. Смета расходов. Администрирование.

7. Правила базовых видов спорта. Спортивные секции, группы по ОФП. Правила техники безопасности занятий, правила мед допуска к занятиям.

8. Расписание занятий, годовой план ФСМ, распоряжения по организации.

9. Взаимодействие спортивного клуба и волонтерского движения, кафедры физической культуры.

10. Электронная регистрация на мероприятия, баллы творческого рейтинга, опросы в google форме, группы в социальных сетях.

Опрос работодателей (30 человек) в google форме показал, что инструктор СК должен уметь проводить электронную регистрацию на мероприятия, вести статистическую отчетность посещаемости секций в Excel, создавать группы в социальных сетях и администрировать их, работать со сметами расходов, положениями; проводить соревнования и активный отдых: мини-футбол, настольный теннис, чирлидинг, фитнес-аэробика, конкурс физминуток, акций шагометрии в день, игр-конкурсов, спортивных квестов.

Впервые в ДПП ПП представлен курс event менеджер в спортивном клубе: корпоративные вело прогулки; фитнес группы [3, 6, 7]; соревнования по ОФП, выездные тренинги с элементами физической рекреации; проведение тематических акций, спортивных выставок, фестивалей ГТО; администрирование деятельности спортивных секций и сборных команд.

В обучающий курс включен опыт школ и вузов в организации спортивного клуба. Так, например, студенческий СК РЭУ им. Г.В. Плеханова осуществляет деятельность в шести основных направлениях: работа со сборными командами, осуществление работы спортивных секций, проведение спортивных мероприятий, клуб КВН, оказание услуг. Сборные команды по видам спорта РЭУ: хоккей, футбол, чирлидинг, баскетбол, волейбол, плавание сборная по единоборствам, бальные танцы, настольный теннис, легкая атлетика и спортивное ориентирование, шахматы. Спортивные секции университета: йога, фитнес-аэробика, функциональные тренировки [7], настольный теннис, современные танцы, бокс, смешанные единоборства, кикбоксинг, грепплинг, борьба. Спортивные мероприятия РЭУ: плехановский кросс, плехановская лыжня, кубок ректора по футбол, осенний бал, неделя здоровья, настольный теннис, бадминтон, плавание, силовое двоеборье, армрестлинг, соревнования по общей физической подготовке, ГТО, соревнования по смешанным видам единоборств, русский жим, баскетбол, волейбол, стритбол, кроме того ежемесячные мастер-классы по фитнесу. Наряду с этим СК осуществляет коммерческую деятельность по предоставлению физкультурных услуг населению, участвует в программе активное долголетие, реализует ДОП для студентов.

ВЫВОДЫ

Апробация программы IIII по профилю «Спортивно-массовая работа в школьном и студенческом спортивном клубе» показала положительные отзывы всех обучающихся, к пожеланиям отнесено увеличение часов профильной подготовки, предоставление готовых Шаблонов документов, сценариев мероприятий, квестов, документов по рейтингованию мероприятий клуба в общий рейтинг школы/вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.

2. Вопросы оптимизации содержания элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту / Т.П. Высоцкая, С.И. Бочкарева, Т.Н. Шутова, С.П. Голубничий, А.Г. Буров // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-8.

3. Кондраков, Г.Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - М., 2016. - С. 504-511.

4. Никулин, А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза : автореф. дис. ... кандидата педагогических наук / Никулин А.В. - Москва, 2008. - 23 с.

5. Столяр, К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К. Э. Столяр, М. Н. Пуховская, Т. П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 196-199.

6. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов : учебное пособие / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, Г.С. Крылова, И.М. Бодров, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров. -Москва : [б.и.], 2016. -108 с.

7. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 6-9.

2. Vysotskaya, T.P., Bochkareva, S.I., Shutova, T.N., Golubnichy, S.P. and Burov, A.G. (2018), "Questions of optimization of the content of elective disciplines (modules) on physical culture and sport", Culture physical and health, No. 2 (66), pp. 5-8.

3. Kondrakov, G.B. and Shutova, T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Materials IV International scientific and practical conference, M., 2016, рp. 504-511.

4. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 196-199.

5. Nikulin, A.V. (2008), Sports club as a factor in the formation of a healthy lifestyle in the educational space of the University, dissertation, Moscow.

6. Shutova, T.N., Vezenitsyn, O.V., Vyprikov, D.V., Krylova, G.S., Bodrov, I.M., Kokorev, D.A. and Burov, A.G. (2016), Athletic gymnastics in physical education of students: textbook, Moscow.

7. Shutova, T.N., Bodrov, I.M., Mamonova, O.V. and Kondratyev, P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рp. 30-31.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.10.2019

УДК 796.062

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОСЕЩАЕМОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ МАТЧЕЙ

Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Олег Зуфарович Зиганшин, доцент, председатель федерации хоккея с мячом Хабаровска, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Константин Николаевич Дубровин, инженер, Вычислительный центр Дальневосточного отделения Российской академии наук, Хабаровск; Николай Егорович Ершов, старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук, Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Хабаровск; Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.