Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка инструкторов по спорту: "физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением"'

Профессиональная переподготовка инструкторов по спорту: "физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЗАНЯТИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL RETRAINING / RECREATIONAL ACTIVITIES / FEATURES OF WORK WITH THE POPULATION OF DIFFERENT AGES / SAFETY OF OCCUPATIONS / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Светлана Игоревна, Копылова Нина Евгеньевна, Ростеванов Александр Георгиевич

Программа профессиональной переподготовки кадров по физической культуре рассчитана на 300 часов, и включает в себя базовый цикл дисциплин и вариативные модули (модули по выбору), что конкретизирует, детализирует, оптимизирует профессиональную подготовку в узком профиле профессиональной деятельности, а именно работа в фитнес центре, спортивном клубе школы/вуза, открытой спортивной площадке, центре тестирования ГТО и др. Обучение 1 год в очно-заочной форме обучения, обучающимся будет присваиваться квалификация «Инструктор по спорту, специалист центров тестирования «Готов к труду и обороне». Инновации заключаются в обучении средствам контроля двигательной активности населения и их классификации, освоении деятельности менеджера, проведении занятий по подготовке комплекса ГТО, инноваций оздоровительной физической культуры для старшей возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарева Светлана Игоревна, Копылова Нина Евгеньевна, Ростеванов Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional retraining of sports instructors: "Physical-health and sports-mass work with the population"

The program of professional retraining of the personnel in physical culture is designed for 300 hours, and it includes the basic cycle of the disciplines and variable training modules (modules of choice), which concretizes, details, optimizes the training in the narrow profile of the professional activity, namely, the work in the fitness center, sports club of the school / university, the outdoor sports ground, the testing center “Ready for labor and defense”. Being trained for 1 year in full-time and part-time training, the students will be awarded with the qualification “Sports instructor and specialist of the testing centers “Ready for labor and defense”. Innovations consist in training to the means of control of the motor activity of the population and their classification, development of activity of the event manager, carrying out occupations on preparation to the complex “Ready for labor and defense”, innovations of health-improving physical culture for the senior age group.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка инструкторов по спорту: "физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением"»

scientific articles of the VIII All-Russian full-time scientific-practical conference with international participation, "Scientific Book", Voronezh, рр. 314-319.

2. Kubryak, O.V. and Grokhovsky, S.S. (2012), Practical stabilometry. Static motor-cognitive tests with biological feedback on the support reaction, LLC Mask, Moscow.

3. Hewett, T.E., Myer G.D. and Ford K.R. (2005), "Biomechanical Measures of Neuromuscular Control and Valgus Loading of the Knee Predict Anterior Cruciate Ligament Injury Risk in Female Athletes: A Prospective Study", The American Journal of Sports Medicine, No. 33 (4), рр. 492-501.

4. Nguyen, A.D., Shultz S.J. and Schmitz R.J. (2015), "Landing biomechanics in participants with different static lower extremity alignment profiles", JAthl Train, No. 50 (5), рр. 498-507.

5. Pfile, K.R., Hart J.M, Herman D., Hertel J., Kerrigan D.C. and Ingersoll C.D. (2013), "Different Exercise Training Interventions and Drop-Landing Biomechanics in High School Female Athletes", J Athl Train, No. 48 (4), рр. 450-462.

6. Pollard, C.D., Sigward S.M. and Powers C.M. (2010), "Limited hip and knee flexion during landing is associated with increased frontal plane knee motion and moments", Clinical Biomechanics, Vol. 25, Issue 2, рр. 142-146.

Контактная информация: botovaliubov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.10.2019

УДК 796.071.43

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ИНСТРУКТОРОВ ПО СПОРТУ: «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ»

Светлана Игоревна Бочкарева, старший преподаватель, Нина Евгеньевна Копылова, старший преподаватель, Александр Георгиевич Ростеванов, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

Программа профессиональной переподготовки кадров по физической культуре рассчитана на 300 часов, и включает в себя базовый цикл дисциплин и вариативные модули (модули по выбору), что конкретизирует, детализирует, оптимизирует профессиональную подготовку в узком профиле профессиональной деятельности, а именно работа в фитнес центре, спортивном клубе школы/вуза, открытой спортивной площадке, центре тестирования ГТО и др. Обучение 1 год в очно-заочной форме обучения, обучающимся будет присваиваться квалификация «Инструктор по спорту, специалист центров тестирования «Готов к труду и обороне». Инновации заключаются в обучении средствам контроля двигательной активности населения и их классификации, освоении деятельности менеджера, проведении занятий по подготовке комплекса ГТО, инноваций оздоровительной физической культуры для старшей возрастной группы.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, рекреационная деятельность, особенности работы с населением разного возраста, безопасность занятий, профессиональные компетенции.

PROFESSIONAL RETRAINING OF SPORTS INSTRUCTORS: "PHYSICAL-HEALTH AND SPORTS-MASS WORK WITH THE POPULATION"

Svetlana Igorevna Bochkareva, the senior lecturer, Nina Evgenyevna Kopylova, the senior lecturer, Alexander Georgievich Rostevanov, the senior lecturer, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Annotation

The program of professional retraining of the personnel in physical culture is designed for 300 hours, and it includes the basic cycle of the disciplines and variable training modules (modules of choice), which concretizes, details, optimizes the training in the narrow profile of the professional activity, namely, the work

in the fitness center, sports club of the school / university, the outdoor sports ground, the testing center "Ready for labor and defense". Being trained for 1 year in full-time and part-time training, the students will be awarded with the qualification "Sports instructor and specialist of the testing centers "Ready for labor and defense". Innovations consist in training to the means of control of the motor activity of the population and their classification, development of activity of the event manager, carrying out occupations on preparation to the complex "Ready for labor and defense", innovations of health-improving physical culture for the senior age group.

Keywords: professional retraining, recreational activities, features of work with the population of different ages, safety of occupations, professional competences.

Актуальность профессии инструктор по спорту возрастает в связи с повышением доли населения разных возрастных категорий, вовлекаемых в регулярные занятия физической культурой и спортом. В перспективе ожидается стабильный спрос на профессию, поэтому, требования и уровень квалификации инструкторов по спорту также будут расти, а разнообразие форм массовой спортивной и оздоровительно-физкультурной подготовки предполагает существенные изменения и постоянное совершенствование [1, 2, 3]. Для более эффективного внедрения государственной программы развития физической культуры и спорта в России необходимо создание системы подготовки и привлечения кадров по физической культуре, включающей в себя центры и курсы подготовки инструкторов по спорту. Инструктора по спорту должны будут освоить узкий профиль профессиональной деятельности без отрыва от производства, для решения данной задачи необходимо увеличение доли дистанционных видео уроков, готовых конспектов занятий, сценариев [4,5].

Цель исследования - разработать структуру и содержание дополнительной профессиональной программы переподготовки и курсов повышения квалификации для инструкторов по спорту.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» в 2019 году, на кафедре физического воспитания, по государственному контракту с министерством спорта РФ. Методы исследования: анализ научно-методической литературы и федеральных статистических форм наблюдений в области физической культуры и спорта № 1-ФК, № 5-ФК; опрос, моделирование, критический анализ, метод мозгового штурма.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура обучения представлена на рисунке 1. Процесс освоения компетенций подчинен требуемым трудовым действиям: безопасность и материально-техническое обеспечение; проведение спортивно-массовой работы; организационная работа; планирование процесса подготовка и др. При этом правила техники безопасности занятий и соревнований; профилактика травматизма; методики занятий для занимающихся с низким уровнем физической подготовленности [5]; методики занятий для старшей возрастной группы в последние годы имеют первостепенное значение в подготовке кадров в области физической культуры (рисунок 1).

Вариативные модули послужили основой для курсов ПК: 1) инструктор по спорту на предприятиях, в учреждениях, 2) инструктор в клубах по месту жительства, в парковой зоне, 3) инструктор в физкультурных клубах, фитнес центрах [4, 5], 4) специалист центров тестирования ГТО, 5) инструктор спортивного клуба. Создан курс ПК: организация спортивно-массовой работы в школьном и студенческом спортивном клубе 72 часа: основы нормативно-правового регулирования спорта в образовательной организации; положение о спортивном клубе; школьные/студенческие спортивные лиги; межшкольные, региональные, федеральные проекты, спортивные программы; формы работы по организации внут-ришкольных и межшкольных/студенческих физкультурных и спортивных мероприятий; примеры деятельности спортивных клубов образовательных организациях.

Трудовые действия (основные виды работы)

Безопасность н материально-техническое обеспечение

Медико-биологические

аспекты инструкторской деятельности

Организационная работа

Проведение спортивно-оздоровительно й работы

Планирование процесса подготовки

Практическая деятельность по проведению

занятий и обеспечение

этой деятельности

Вовлечение населения различных возрастных груш в занятия физической куль турой и спортом

Прочие аспекты деятельности

Профессиональные компетенции

ПК - 1. Способен планировать физкультурно-оздоровительную И СПОрТИВНО-МаССОВУЮ работу, осуществлятьметодическое обеспечение. учет и контроль занятий ПК - 2. Способен разработатьсодержание --.шяггш на основе псшолого-педагогических. медико-биологических. гигиенических. организационно-управленческих. нормативно-правовых шштш для занимающихся разного попа и возраста

ПК - 3. Способен осуществлять консультирование. по вопросам по вышешся физической подготовленности населения различных возрастных групп

ПК - 4. Способен проводить -заняшя в секциях. группах спортивной н оздоровительной направленности по утвержденным программы

ПК - 3. Способен обеспечивать соблюдение техники безопасности. профилактику травматизма, оказывать первую помощь.

ПК - 6. Способен организовывать аггивныи отдых занимающихся разного пот. возрастай уровня ¿изической подготовленности. ПК -1. Способен пр ов о дить спортивные, физкульту^рно-оздоровительные мер оприятия. взаимодействовать и организовывать рабогус

волонтерами. ПК - 3. Способен применять средства, методы физической культуры в профессиональной деятельности. ПК -9. Способен осуществлять измерение опенку физической и функциональной подготовленности

ЗаШГ.ШСЩИХСЯ.

ПК - 10. Способен применять знания и уценил б вопросах тестирования и подготовки кВФСКГТОпо утвержденным программам.

ПК -11. Способен использовать оборудование, инвентарь, измерительный инструментарий при решении профессиональных задач ПК -12. Способен применять знания по здоровому образу жизни в профессиональной деятельности, мошвировать к регулярным занятиям физической культурой, стимулировать к саморазвитию о 1шяНнк| ПЦЕ^СЯ . ПК - Щ. Способен оперативно контролировать самочувствие занимающихся; предотвращать переутомление, особенно старшей возрастной группы; проводить исходное тестирование перед началом занятий.

ПК -14. Способен обучать технике выполнения упражнений, владеть профессиональной терминологией в области физической культурыиспорта. ПК - 15. Способен применять знания и умения по базовым вшам спорта (гимнастика, легкая атлешка. спортивные и подвижные игры, плавание) в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности

Дисциплины

Психолого-пед агогич еские основы физической культуры и спорта

Нормативно-правовые и

организационно-управленческие основы физической культуры и спорта.

Медико-биологические основы физической культуры и спорта

Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, основы медицинских знаний

Биомеханика

Профессиональный модуль (вариативный модуль)

Теория и методика физической культуры и спорта

Б азовы е виды спорта (гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, плавание)

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Основы здорового образа жизни

Рисунок 1 - Структура профессиональной программы переподготовки инструкторов по спорту

Впервые включены занятия по подготовке еуеШ-менеджера: корпоративные мероприятия; внедрение гимнастики на рабочем месте в единую электронную систему

организации; указатели мест для прогулок; корпоративные вело прогулки; фитнес группы; соревнования по общей физической подготовке, группы стретчинга и пилатеса; выездные тренинги с элементами физической рекреации, анализ пропущенных дней по болезни и число рабочих дней без больничных.

Впервые разработан цикл занятий по подготовке комплекса ГТО: практические занятия для каждого контрольного упражнения, учитывая возрастные требования к «золотому», «серебряному» и «бронзовому» знаку, занятия адаптированы для открытых/закрытых спортивных площадок, включают видео уроки и методические рекомендации. Разработаны сценарии фестивалей ГТО, лекции-презентации, электронные тесты в google форме

(https://docs.google.com/forms/d/1L6vLK4q2lZ1VWXeDdZoqaAb9ttFW4jN9S7DgZujQLQg/edit).

Впервые создана классификация мобильных приложений в контроле двигательной активности занимающихся. Так на рынке мобильных приложений превалирующее большинство занимает категория «Здоровье и фитнес», предназначенная для контроля физических упражнений; контроля массы тела, сна, категория имеет рубрики: «Будьте в форме», «Приседайте чаще», «Тренировка марафонца». Мобильные приложение классифицируются на четыре категории: «питание», «бег и спортивная ходьба», «программы тренировок», «мониторинг физических показателей».

ВЫВОДЫ

Все вышеперечисленное позволяет считать, что представленная программа профессиональной переподготовки инструкторов по спорту позволит получить необходимый уровень знаний физической культуры и спорта, законодательной, профессионально-прикладной физической культуры, рекреационной физической культуры. Обучение без отрыва от производства обеспечит обучающимся постоянный тренинг в профессиональной деятельности и повысит саморазвитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрющенко, Л.Б. Разработка дополнительной профессиональной программы обучения тренеров / Л.Б. Андрющенко, Т.Н. Шутова, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 6-9.

2. Рыбакова, Е.О. Совершенствование компетенций рекреационной направленности в профессиональной подготовке бакалавров физической культуры / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 4. - С. 77-84.

3. Столяр, К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К.Э. Столяр, М.Н. Пуховская, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 196-199.

4. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Везеницын, Н.А. Сидоренко // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - М., 2016. - С. 595-600.

5. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов : учебное пособие / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, Г.С. Крылова, И.М. Бодров, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров ; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова. - Москва : [б.и.], 2016. - 108 с.

REFERENCES

1. Andryushchenko, L.B., Shutova, T.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of additional professional training program for trainers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 6-9.

2. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2016), "Improving the competence of recreational orientation in professional training of bachelors of physical culture", Bulletin of Tula state University, No. 4. pp. 77-84.

3. Stolyar, K.E., Pukhovskaya, M.N. and Vysotskaya, T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports",

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 196-199.

4. Shutova, T.N., Bodrov, I.M., Vezenticyn, O.V. and Sidorenko, N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", Materials IV International scientific and practical correspondence internet conference, Moscow, pp. 595-600.

5. Shutova, T.N., Vezenitsyn, O.V., Vyprikov, D.V., Krylova, G.S., Bodrov, I.M., Kokorev, D.A. and Burov, A.G. (2016), Athletic gymnastics in physical education of students: textbook, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow.

Контактная информация: sibochkareva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.10.2019

УДК 796.422.093.352

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ БАРЬЕРНОГО БЕГА У ЮНОШЕЙ С КВАЛИФИКАЦИЕЙ ТРЕТЬЕГО И ВТОРОГО РАЗРЯДА НА ДИСТАНЦИИ 400

МЕТРОВ С БАРЬЕРАМИ

Максим Валерьевич Бугай, преподаватель, Сергей Александрович Гетман, старший преподаватель, Сергей Владимирович Осипов, старший преподаватель, Петр Александрович Скрипников, старший преподаватель, Омский государственный технический университет

Аннотация

Барьерный бег относится к легкоатлетическим упражнениям, эффективное выполнение которых, в числе прочих факторов, зависит от имеющихся координационных способностей спортсмена. Они в большей степени определяют технику движений, что в данном случае имеет превалирующее значение, так как достижение значимого результата в барьерном беге невозможно без совершенства в преодолении каждого барьера, естественно с сохранением максимально возможной скорости. Однако в практике подготовки юных барьеристов не всегда учитывается развитие специфических координационных способностей, характерных для данного вида, реализация которых способствует формированию техники. Данное обстоятельство требует определенного подхода к решению данной проблемы.

Ключевые слова: специфические координационные способности, барьерный бег.

IMPROVEMENT OF TECHNIQUE OF HURDLE RUNNING AMONG THE YOUNG PEOPLE WITH THE THIRD AND SECOND GRADE AT THE DISTANCE OF 400

METERS HURDLING

Maksim Valeryevich Bugay, the teacher Sergey Alexandrovich Getman, the senior teacher, Sergey Vladimirovich Osipov, the senior teacher, Petr Aleksandrovich Skripnikov, the senior teacher, Omsk State Technical University

Annotation

Hurdle running refers to the athletics exercises, the effective implementation of which, among other factors, depends on the existing coordination abilities of the athlete. They largely determine the technique of movements, which in this case is of paramount importance, since it is impossible to achieve the significant result in hurdling without perfection in overcoming each barrier, naturally while maintaining the highest possible speed. However, in the practice of training young hurdlers, the development of the specific coordination abilities, characteristic for this sport event, the implementation of which contributes to the formation of technique, is not always taken into account. This circumstance requires the certain approach to solving this problem.

Keywords: specific coordination abilities, barrier run.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.