УДК 796.071
ЗНАЧИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИНСТРУКТОРОВ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КЛУБАХ И ФИТНЕС ЦЕНТРАХ
Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Исследование направлено на создание новых знаний для инструкторов по спорту, ориентированных на новые трудовые функции и узкий профиль профессиональной деятельности в фитнесе, физкультурно-оздоровительном клубе. Курс включает освоение деятельности event менеджера, подготовку видео уроков, работу с google формами для опросов населения, работу с мобильными приложениями по контролю АД, сна, шагов в сутки, питания. Кроме того, обучение работы с электронным журналом, работу на сайтах по размещению информации. А также алгоритмизацию оздоровительной программы, учитывая возраст, пол, подготовленность. Апробацию курса прошло 34 человека, которые отметили его высокую практическую направленность, новые знания, электронную регистрацию на соревнования, акции, выставки.
Ключевые слова: инструктор по спорту, повышение квалификации, фитнес, спортивная организация, электронные устройства и приложения.
IMPORTANCE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF INSTRUCTORS IN HEALTH CLUBS AND FITNESS CENTERS
Evgeny Sergeevich Barkovsky, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The study is aimed at creating the new knowledge for the sports instructors focused on new labor functions and narrow profile of professional activity. The course includes mastering the activities of the event manager, preparing video lessons, working with google forms for population surveys, working with mobile applications to control the blood pressure, sleep, number of steps per day, nutrition. Besides, training to work with the electronic log of attendance, work with the sites of the needed information. Algorithmiza-tion of the wellness program, taking into accounts the age, gender, preparedness. The course was tested by 34 people, who noted its high practical orientation, new knowledge, opportunities for the electronic registration for the competitions, actions, exhibitions.
Keywords: sport instructor, professional development, fitness, sports organization, electronic devices and applications.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был дан ряд поручений Правительству России, в частности: 1) создание для всех категорий и групп населения условий для занятий ФКиС, массовым спортом, 2) внедрение муниципальных программ общественного здоровья, реализация адресных образовательных и просветительских программ, 3) внедрение программ укрепления здоровья на рабочем месте, 4) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, 5) подготовка кадров для ведения спортивно-массовой работы с населением, проведение спортивных соревнований. Для решения поставленных целей необходимы программы обучения кадров в области ФКиС [1,4].
Цель исследования: разработать курс повышения квалификации с новыми знаниями для инструкторов физкультурно-оздоровительных клубов и фитнес центров, учитывая узкий профиль профессиональной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Курс рассчитан на 72 часа, из них 60 часов очное обучение и 12 самостоятельная работа. Апробацию прошло 34 человека в РЭУ им. Г.В. Плеханова, кафедра физического воспитания (2019 год). Курс разработан в рамках НИР для Министерства спорта РФ (ГК №81).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В таблице 1 представлен лекционные занятия, далее продемонстрировано краткое описание практических и дистанционных занятий, инноваций в обучении инструкторов по спорту.
Таблица 1 - Краткое описание лекционных занятий
Тема (раздел) Содержание раздела
Лекция 1. Организация ФСМ в оздоровительных клубах и фитнес центрах Основы профессиональной деятельности event менеджера. Разновидности мероприятий, корпоративных соревнований. Особенности ФСД для детей, лиц молодого, первого и второго зрелого, старшего возраста. Правила медицинского допуска. Содержание инструктажей. Фитнес тест.
Лекция 2. Индустрия фитнеса в России и мире Тенденции развития фитнес индустрии в России и мире. Фитнес центр как коммерческое предприятие. Наиболее успешные сети фитнес центров в России. Деятельность инструктора групповых программ, персонального тренера. Основные и дополнительные услуги в условиях фитнес центра. Теоретическая основа фитнеса, его направления, тренировочные фитнес программы [6].
Лекция 3. Организация спортивных и оздоровительных услуг для детей в ФОК и фитнесе Содержание ФСД для детей в условиях физкультурно-оздоровительного клуба, фитнес центра. Спортивные секции по видам спорта, группы по ОФП, спортивным играм, направлениям танцевального спорта. Права и обязанности законных представителей несовершеннолетних детей. Основные документы. Электронный журнал посещаемости.
Лекция 4. Оздоровительное плавание Плавание как лечебное, общеразвивающее, оздоровительное направление. Правила техники безопасности на воде. Плавание в профилактике нарушений осанки детей и подростков [3, 7].
Темы практических очных занятий (28 часов):
Практическое занятие № 1. Средства оценки физического состояния: индекс массы тела, ЧСС, АД, жизненный индекс, проба Руфье, фитнес-тест, антропометрия. Мобильные приложения по контрою сна, артериального давления, потреблению воды.
Практическое занятие № 2. Особенности работы в детских спортивных секциях по видам спорта, группах ОФП: основы спортивного поведения детей, техника безопасности. Мастер-классы в привлечении занимающихся. Практическое занятие № 3-5. Спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол. Правила вида спорта, особенности обучения детей, средства ОФП СФП, спортивные квесты с элементами спортивных игр.
Практическое занятие № 6-8. Основы оздоровительного плавания для детей. Правила техники безопасности на воде. Преимущество занятий в воде.
Практическое занятие № 9. Основы деятельности event менеджера. Соревнования в фитнес центре: силовое двоеборье, кроссфит, гиревой спорт, русский жим, фитнес аэробика. Акции, выставки, презентации.
Практическое занятие №10. Занятия с инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата: плавание и аквафитнес, пилатес, гантельная гимнастика. При нарушениях зрения: атлетическая гимнастика, плавание.
Практическое занятие № 11. Федеральные, региональные, городские программы, проекты в области ФК и С. Фестивали ГТО. Работа на сайте ГТО. Программа активного долголетия населения России.
Практическое занятие № 12. Положение о спортивном мероприятии, смета расходов, план подготовки, распоряжение по организации. Работа на сайте ФОК и/или фитнес центра: анонсы, акции, предложения, видео уроки.
Практическое занятие № 13. Изучение онлайн курсов по фитнесу, классификация мобильных приложений в категории «фитнес и здоровье», подготовка анкет и опросов в google, дневники питания и тренировок, индивидуальная карта физического состояния клиента.
Практическое занятие № 14. Электронный журнал. Коммуникация с родителями в социальных сетях по посещаемости. Подготовка планов и отчетных документов. Электронная регистрация на соревнования.
Темы лекций дистанционного обучения (4 часа):
Лекция № 1. Теоретическая основа атлетической гимнастики [2]. Техника безопасности. Базовые упражнения. Сайклинг и TRX программы в тренажерном зале. Видео уроки.
Лекция № 2. Нарушения осанки и плоскостопие как глобальная проблема общества. Видео с бодибарами 1-3 кг, медболами 1-2кг. Аквафитнес [3,7].
Темы практических дистанционных занятий (20 часов):
Практ. занятие № 1. Фитнес: классификация групповых фитнес программ, понятие фитнес-технологий, психорегулирующие, смешанные фитнес программы [6].
Практ. занятие № 2. Основы сбалансированного питания: калорийность продуктов; мобильные приложения по контролю питания, дневник питания, виды питания, макро и микроэлементы, энергетический баланс.
Практ. занятие № 3. Аэробика для дошкольников, учащихся младших, средних и старших классов, построение комплексов, круговая тренировка в структуре занятия, оздоровительная эффективность, контрольные тесты.
Практ. занятие № 4-5. Детский фитнес. Классификация программ: фитбол-гимна-стика, степ-аэробика, занятия на тренажерах, игровой стретчинг, логоритмика, пилатес, инвентарь для фитнеса. Видео уроки.
Практ. занятие № 6. Теоретическая основа стретчинга, его виды, разновидности упражнений, групповые занятия, рекомендации.
Практ. занятие № 7. Особенности АГ как основной услуги, программы тренировок с энергозатратами 300, 400, 500 калорий, функциональный тренинг. Алгоритмизация тренировки по возрасту, полу, подготовленности.
Практ. занятие № 8-9. Аквафитнес для занимающихся 40+, 50+ [3,7], (преимущества занятий в воде, классификация упражнений, упражнения в вертикальном и горизонтальном положении тела, диверсификация занятий).
Практ. занятие № 10. Пилатес: основа пилатеса, его принципы, базовые упражнения, спец тренажеры для пилатеса, видео уроки, структура занятия.
ВЫВОДЫ
Апробация курса повышения квалификации показала, что 74,2% обучающихся на высоком уровне оценили качество предоставляемого материала. Наряду с этим 26,4% отметили необходимость обучения с документами в Qxcel; 38,1% выразили потребность в новых тестах, контрольных упражнениях для исходного и промежуточного контроля физического состояния детей и взрослых. Респонденты отметили (19,5%) необходимость базовых знаний по физиологии спорта, их практическую направленности на работу с занимающимися разного возраста и разной направленности занятий: силовой, функциональный тренинг, тренировочное занятие на развитие общей выносливости, скоростных качеств и других.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вопросы оптимизации содержания элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту / Т.П. Высоцкая, С.И. Бочкарева, Т.Н. Шутова, С.П. Голубничий, А.Г. Буров //
Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-8.
2. Кондраков, Г.Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 504-511.
3. Эффективные средства аквафитнеса в коррекции физического состояния женщин / Н.М. Нуцалов, Д.М. Гаджиев, К.А. Салаватов, А.С. Мусаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 217-220.
4. Столяр, К.Э. Разработка научно обоснованных предложений по формированию образовательной программы обучения инструкторов по спорту / К.Э. Столяр, М.Н. Пуховская, Т.П. Высоцкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 196-199.
5. Атлетическая гимнастика в физическом воспитании студентов : учебное пособие / Т.Н. Шутова, О.В. Везеницын, Д.В. Выприков, Г.С. Крылова, И.М. Бодров, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров. -Москва : [б.и.], 2016. - 108 с.
6. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.
7. Шутова, Т.Н. Физическая подготовленность и работоспособность женщин разного возраста, начинающих заниматься аквафитнесом / Т.Н. Шутова, Р.Р. Пихаев, А.С. Мусаев, К.А. Салава-тов // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научн.-практ. конф. - Москва, 2019. - С. 571-575.
RnFORDNCDS
1. Vysotskaya, T.P., Bochkareva S.I., Shutova T.N., Golubnichy S.P. and Burov A.G. (2018), "Questions of optimization of the content of elective disciplines (modules) on physical culture and sport", Culture physical and health, No. 2 (66), pp. 5-8.
2. Kondrakov, G.B. and Shutova T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Materials IV International scientific and practical conference, Moscow, рp. 504-511.
3. Nutsalov, N.M., Hajiyev D.M., Salavatov K.A. and Musaev A.S. (2019), "affective means of aquafitness in the correction of the physical condition of women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), рp. 217-220.
4. Stolyar, K.a, Pukhovskaya M.N. and Vysotskaya T.P. (2019), "Development of scientifically substantiated proposals for the formation of an educational program for training instructors in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 196-199.
5. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Mamonova O.V. and Kondratyev P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, рр. 30-31.
6. Shutova, T.N., Pikaev R.R., Musaev, A.S. and Salavatov K.A. (2019), "Physical fitness and health of women of all ages carrying aqua", Physical culture, sport and tourism: innovative projects and best practices: materials of International scientific-practical conference, Moscow, рр. 571-575.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2019
УДК 796.42
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОМОТОРНОГО И МОРФО-ТИПОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
ЛЕГКОАТЛЕТОК
Александра Сергеевна Белякова, аспирант, Инесса Юрьевна Горская, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
В данной статье рассматривается модель спортивных возможностей спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, в частности, модельные характеристики психомоторного и морфо-