модель развития студенческого спортивного клуба
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 16.06.2016 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Аспирант А.Г. Буров1 Г.С. Крылова1 И.Н. Антонова1 Е.Г. Михальченко1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
UNIVERSITY SPORT CLUB DEVELOPMENT MODEL
Postgraduate A.G. Burov1 G.S. Krylova1 I.N. Antonova1 E.G. Mikhalchenko1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Аннотация
В статье представлена апробированная модель спортивного клуба, структурные компоненты построены на принципах релевантности, созданы экономические и кадровые условия. Разработанная нами модель направлена на развитие сборных команд вуза, на увеличение их количества, возможности выезда на соревнования, приобретение спортивной формы и поиск организационных и экономических путей достижения данных целей. Апробация организационной модели развития спортивного клуба осуществлялась на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова в период с 2011 по 2016 г. Для создания такой модели авторами было проведено социологическое исследование среди 850 студентов.
Представленная модель деятельности спортивного клуба показала свою эффективность в выполнении стратегических задач развития студенческого спорта и увеличении количества студентов, самостоятельно занимающихся физической культурой, а также развитие кадрового потенциала специалистов по физической культуре и спорту и приносящей доход деятельности.
Ключевые слова: спортивный клуб вуза, модель, организационно-экономические условия развития, критерии эффективности деятельности спортивного клуба.
Annotation
The article presents the approved sport club model and its structural components based on the principles of relevance; economic and personnel structure conditions are provided. The developed model is designed to train the university sport teams, increase the number of university athletes, provide the opportunities of participation in various sport competitions, supply sport gear and equipment and work out organizational and economic solutions for meeting the objectives listed above.
Approbation of the organizational sport club development model was conducted at the premises of Plekhanov Russian University of Economics during the period from 2011 to 2016. The model was developed on the basis of the social research with 850 students involved in it.
The given model of sport club activities has proved its efficiency in meeting the strategic objectives of university sport development, increasing the number of students engaged in physical culture activities, development of personnel resources among the specialists in physical culture and sport as well as improving the sport sector as an income-producing activity.
Keywords: university, model, economic-organizing development conditions, sport club performance criteria.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. На сегодняшней день в системе высшего образования действуют около 360 спортивных клубов. Общее число студентов, занимающихся физической культурой, спортом и участвующих в волонтерской деятельности, - около 60-70 %. Однако доля студентов, регулярно занимающихся спортом, по разным данным, составляет лишь 20-45 %. Данный факт не согласуется со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г № 1101-р) [9], в которой определено увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 80 % к 2020 г
Также следует обратить внимание на то, что в системе спортивных клубов вузов занимаются только 15-45 % студентов [3], что свидетельствует о необходимости совершенствования деятельности клубов, о востребованности разработки управленческих и структурно-функциональных моделей
спортивной деятельности в вузе, путей взаимодействия кафедры физического воспитания и клуба (В. К. Бальсевич, 2006; Л. И. Лубышева, 2016) с перспективой расширения спортивных соревнований, спортивно-массовых мероприятий, сборных команд, оздоровительных занятий, традиций вуза, получения дохода [1, 5, 8].
Практически всем учебным заведениям системы высшего образования необходима помощь в развитии и совершенствовании материальной базы, приобретении спортивного инвентаря, увеличении числа спортивных секций, достижении прибыльности и создании информационной компьютерной поддержки [2, 7].
Следующим проблемным моментом является то, что в ФЗ «О физической культуре и спорте Российской Федерации» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не прописывается обязательное создание в образовательных учреждениях спортивных клубов или центров, данные акты несут
36
http://www.teoriya.ru
№ 9 • 2016 Сентябрь | September
лишь рекомендательный характер, многие организационно-правовые и финансовые вопросы для развития и эффективного использования остаются нераскрытыми (Н. В. Сло-бодянюк, 2016), введение в образовательных учреждениях физкультурно-спортивной деятельности на данный момент происходит бессистемно [7, 8], что свидетельствует о необходимости разработки качественно новой парадигмы управления спортивным клубом в системе высшего образования [4, 6, 7].
Цель исследования - разработка и определение эффективности организационной модели развития спортивного клуба вуза на примере Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
Методика и организация исследования. Апробация организационной модели развития спортивного клуба осуществлена на базе РЭУ им. Г. В. Плеханова в период с 2011 по 2016 г. Для создания такой модели нами было проведено социологическое исследование среди 850 студентов, из них регулярно занимаются в спортивных секциях 62,2 % юношей и 20 % девушек; принимают участие в спортивных соревнованиях 25 % юношей и 6 % девушек; периодически посещают соревнования в качестве спортивных волонтеров 13 %. К самым популярным видам спорта студенты отнесли: атлетическую гимнастику - 45 % и оздоровительную аэробику - 30 %. При этом у 38 % девушек и 25 % юношей уровень двигательной активности низкий [4, 6].
Разработанная нами модель направлена на подготовку сборных команд вуза, на увеличение их количества, возможности выезда на соревнования, приобретение спортивной формы и поиск организационных и экономических путей достижения данных целей (см. схему).
Для реализации целей деятельности спортивного клуба разработана стратегия развития физической культуры и спорта университета с детализацией мероприятий, плани-
рованием числа занимающихся, позиционированием спорта как корпоративной культуры вуза, организовано значительное число групповых программ (йога, стретчинг, аэробика, пилатес, аквааэробика), групповых занятий в тренажерном зале (кроссфит, атлетическая гимнастика, пауэрлифтинг, памп-аэробика силовой направленности), проведение массовых мастер-классов в рамках программы «Неделя здоровья», развитие волонтерской работы - подготовка волонтеров к ЧМ-2018 по футболу, тестирование по нормативам ГТО, участие в соревнованиях как важный компонент личного рейтинга студента.
Одним из условий экономического развития клуба является организация приносящей доход деятельности на спортивных объектах университета путем оказания физкультурно-
Спортивный клуб вуза: направления деятельности
Спортивная:
развитие сборных команд,
участвующих в официальных студенческих соревнованиях различного уровня, в спортивных Лигах России
Физкультурно-оздоровительная:
увеличение количества видов спорта, современных двигательных и оздоровительных систем
Организационная:
составление календаря многоэтапных спортивно-массовых мероприятий; плана-сметы, организация
закупок спортивного инвентаря, оборудования, формы, осуществление приносящей доход деятельности
Цель: Цель:
формирование увеличение количества
корпоративной Спортивной студентов.регулярно
культуры студентов занимающихся во
^ внеучебное время
Цель:
создание организационно-правовых, методических, кадровых, финансовых и материально-технических условий для развития студенческого спорта
Эффективная деятельность спортивного клуба
Организационная модель развития студенческого спортивного клу-
Результаты деятельности спортивного клуба с 2011 по 2016 г
Критерии оценки 2011 г. 2015 г. 2016 г.
1. Количество сборных команд 10 18 21
2. Количество спортсменов в сборных командах 130 365 337
3. Количество секций 8 21 18
4. Количество спортивных площадок 3 5 6
5. Количество студентов, посещающих секции 226 515 601
6. Количество сотрудников (менеджеры, тренеры) 24 47 35
7. Количество спортивно-массовых мероприятий 11 55 26
8. Стоимость абонементов 550 2000 1800-2000
9. Количество соревнований за границей 2 1 0
10. Средняя численность групп по секциям 14 22 16
11. Самые популярные по посещаемости программы и спортивные залы Атлетизм, тренажерный зал Аэробика, тренажерный зал Аэробика, тренажерный зал
12. Доход без учета затрат 8 000 000 13 800 000 15 000 000
13. Доход от тренажерного зала в месяц 200 000 550 000 410 000
14. Доход от секций 130 000 175 000 250 000
15. Доход от бассейна отсутствовал 535 000 1 000 000
16. Число команд на «Кубке Ректора» по футболу - 82 64
17. Расходы на «Кубок Ректора» по футболу - 625 000 357 800
№ 9 • 2016 Сентябрь | Бер1етЬег
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
оздоровительных услуг Проблемным моментом в данном аспекте является координация учебной, внеучебной и приносящей доход деятельности.
Результаты исследования. В таблице представлены критерии эффективности спортивного клуба и результаты этой деятельности с 2011 по 2016 г
В результате деятельности спортивного клуба за три года показатели эффективности улучшились: число сборных команд по видам спорта выросло с 10 до 21; спортивных секций - с 8 до 18 секций; количество спортивно-массовых мероприятий - с 11 до 55; число сотрудников клуба - с 24 до 35 человек; наблюдается рост дохода от коммерческой деятельности.
Выводы. Представленная модель деятельности спортивного клуба показала свою эффективность в выполнении стратегических задач развития студенческого спорта и увеличение количества студентов самостоятельно занимающихся физической культурой, а также развитие кадрового потенциала специалистов по физической культуре и спорту и приносящей доход деятельности.
Литература
1. Аверясов В.В. Соревновательно ориентированный учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» / В.В. Аверясов, Л.Б. Андрющенко // Вестник АПК Ставрополья. - Спецвыпуск, 2013. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского гос. аграрного университета «АГРУС», 2013. - С. 95-97.
2. Андрющенко Л.Б. Педагогическая система формирования физической культуры студенческой молодежи: монография / Л.Б. Андрющенко. - Волгоград: Изд.-во «Нива», 2006. - 176 с.
3. Андрющенко Л.Б. Формирование готовности у студентов к развитию физической культуры и спорта как долгосрочный Федеральный инновационный проект / Л.Б. Андрщенко, И.В. Лосева, И.В. Орлан, Т.Н. Шутова // Матер. I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием «Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания» 27 мая 2016 г. - М.: РГУФКСМиТ, 2016.
4. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 112 с.
5. Белецкий С.В. Информационная компьютерная поддержка в формировании компетентности здоровьесбережения у студентов бакалавриата / С.В. Белецкий // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 3(5). - С. 326-328.
6. Буров А.Г. Конструирование модели управления студенческим спортивным клубом (на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова) / А.Г. Буров // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12(4).
- С. 712-716.
7. Кондраков Г.Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза. Гуманитарное образование в экономическом вузе / Г.Б. Кондра-ков, Т.Н. Шутова // Матер. IV Междунар. науч.-практ. заочная интернет-конф. - Т. I. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2016. - С. 504-509.
8. Лубышева Л.И. Развитие студенческого спорта на основе интеграция деятельности спортивного клуба и кафедры физической культуры. Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение / Л.И. Лубышева // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / ред. кол.: Е.В. Старкова, Т.А. Полякова. - Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т., 2016.
- С. 182-186.
9. Мамонова О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья. Гуманитарное образование в экономическом вузе / Мамонова О.В., Шутова Т.Н. // Матер. IV междунар. науч.-практ. заочная интернет-конф.
- Т I. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - С. 519- 526.
10. Сборник методических рекомендаций по созданию и организации деятельности школьных и студенческих спортивных клубов в структуре образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования г. Москвы / сост. М.В. Анисимова, В.В. Захарова. - М., 2014. - 66 с.
11. Слободянюк Н.В. Подходы к совершенствованию организации и финансирования спортивных клубов вузов // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 2. - С. 17-22.
12. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Ре-
жим доступа: http://www.lipetskregionsport. ru/1114/1135.htm (дата обращения: 17.01.2016).
References
1. Averyasov V.V. Sorevnovatelno orientirovannyiy uchebnyiy protsess po distsipline «Fizicheskaya kultura» (Competition-centered educational process in discipline "Physical Education") / V.V. Averyasov, L.B. Andryuschenko // Vestnik APK Stavropolya. - Special issue, 2013. -Stavropol: Publishing House of Stavropol State Agricultural University «AGRUS», 2013. - P. 95-97.
2. Andryushchenko L.B. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya fizicheskoy kulturyi studencheskoy molodezhi: monografiya (Pedagogical system of formation of students' physical culture: monograph) / L.B. Andryushchenko. - Volgograd: Niva , 2006. - 176 p.
3. Andryuschenko L.B. Formirovanie gotovnosti u studentov k razvitiyu fizicheskoy kulturyi i sporta kak dolgosrochnyiy Federalnyiy innovatsionnyiy proekt (Formation of readiness of students to the development of physical culture and sports as a long-term federal innovation project) / L.B. Andrushchenko, I.V. Loseva, I.V. Orlan, T.N. Shutova // Mater. I Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnyim uchastiem «Nauchno-pedagogicheskie shkoly v sfere sporta i fizicheskogo vospitaniya» (Proc. of I Rus. res.-pract. conf. with international participation "Scientific pedagogical schools in the field of sport and physical education"), 27 May 2016. - Moscow: RSUPCSYT (RGUFKSMiT), 2016.
4. Bal'sevich V.K. Sportivny vektor fizicheskogo vospitaniya v rossiyskoy shkole (Sport vector of physical education in schools of Russia) / V.K. Bal'sevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury i sporta, 2006. - 112 p.
5. Beletskiy S.V. Informatsionnaya kompyuternaya podderzhka v formirovanii kompetentnosti zdorovesberezheniya u studentov bakalavriata (Information computer-aided support in formation of health saving competency in undergraduates) / S.V. Beletskiy // Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tekhnologii. - 2015.
- № 3(5). - P. 326-328.
6. Burov A.G. Konstruirovanie modeli upravleniya studencheskim sportivnyim klubom (na primere REU im. G.V. Plekhanova) (Design of student sport club management model (case study of Plekhanov RUE ) / A.G. Burov // Ekonomika i predprinimatelstvo. - 2014. - № 12(4).
- P. 712-716.
7. Kondrakov G.B. Atleticheskaya gimnastika kak perspektiva razvitiya fizicheskoy kulturyi dlya studentov ekonomicheskogo vuza. Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze (Athletic gymnastics as prospect of development of physical education for economy students. Liberal education in university of economics) / G.B. Kondrakov, T.N. Shutova // Mater. IV Mezhdunar. nauch.-prakt. zaochnaya internet-konf. (Proc. IV International. res.-pract. parttime Internet-conf.). - V. I. - Moscow: Plekhanov RUE. - 2016. - P. 504-509.
8. Lubysheva L.I. Razvitie studencheskogo sporta na osnove integratsiya deyatelnosti sportivnogo kluba i kafedryi fizicheskoy kulturyi. Fizicheskaya kultura, sport, turizm: nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie (Development of university sport based on integration of activities of sport club and Physical Culture Department. Physical culture, sport and tourism: scientific and methodological support) / L.I. Lubysheva // Proc. res.-pract. conf. with int. participation / Ed. board: E.V. Starkova, T.A. Polyakova. - Perm: Perm state. human.-ped. un-t.y, 2016. - P. 182-186.
9. Mamonova O.V. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniya studentov v usloviyah snizheniya sostoyaniya zdorovya. Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze (Improvement of physical training of students in the face of deteriorating health. Liberal education in university of economics) / O.V. Mamonova, T.N. Shutova // Proc. IV Intern. res-pract. part-time Internet-conf. - V. I. - Moscow: Plekhanov RUE, 2016. - P. 519- 526.
10. Sbornik metodicheskih rekomendatsiy po sozdaniyu i organizatsii deyatelnosti shkolnyih i studencheskih sportivnyih klubov v strukture obrazovatelnyih organizatsiy, podvedomstvennyih Departamentu obrazovaniya g. Moskvy (Collected guidelines on creation and organization of performance of school and university sport clubs in the structure of educational institutions subordinate to the Department of Education Moscow) / Comp. M.V. Anisimova, V.V. Zakharova. -Moscow, 2014. - 66 p.
11. Slobodyanyuk N.V. Podkhodyi k sovershenstvovaniyu organizatsii i finansirovaniya sportivnyih klubov vuzov (Approaches to improvement of organization and financing of university sport clubs) // Vestnik sportivnoy nauki. - 2016. - № 2. - P. 17-22.
12. Strategiya razvitiya fizicheskoy kulturyi i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda (Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www. lipetskregionsport. ru/1114/1135.htm (date of access: 17.01.2016).
http://www.teoriya.ru
№ 9 • 2016 Сентябрь | September