ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ВУЗОВ
Н.В. СЛОБОДЯНЮК, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Для развития спорта в вузах, а также его пропаганде среди студентов и сотрудников необходимы значительные финансовые проекты, программы, инновационные подходы. Спортивный клуб вуза следует рассматривать как организацию, которая способна привлекать дополнительное финансирование самостоятельно в виде открытия платных спортивных секций, привлечения спонсоров, продажи товаров
с символикой.
Ключевые слова: студенческий спорт, любительский спорт, спортивный клуб, финансы в спорте.
Abstract
Considerable financial investments which each University isn't able to afford are necessary for further development of sport in University, and also its promotion among students and employees, the state also doesn't allocate enough means. Sports club of Universityas the organization which is capable to involve additional financing independently: opening of paid sports sections, involvement of sponsors, sale of goods with symbolics of sports club.
Keywords: student's sport, amateur sport, sports club, finance in sport.
Актуальность
В последние годы правительством и законодательной властью Российской Федерации значительное внимание уделяется спортивной отрасли. Так в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача по укреплению здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, увеличения числа занимающихся спортом, в том числе и студентов, увеличения количества спортивных объектов. В результате чего доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40% общей численности населения, а доля обучающихся и студентов - 80% [3].
Положительный импульс выполнения этих задач состоит в реализации проекта «Всероссийский физкуль-турно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне"». Особую актуальность по повышению численности студентов, вовлеченных в спортивную деятельность, имеет развитие таких образовательных структур, как спортивные студенческие клубы. По данным, представленным на сайте Министерства спорта РФ, намеченные задачи выполняются успешно. Так, доля занимающихся физиче-
ской культурой и спортом в целом по России к 2015 году выросла до 30%, что на 10% больше, чем в 2011 году [12].
Для осуществления Стратегии государством был принят ряд программ по развитию физической культуры и спорта в России, основной из которых является Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Она включает федеральные целевые программы (ФЦП), взаимосвязанные между собой по целям, срокам и ресурсному обеспечению, включая финансовые средства, исходя из масштаба и сложности поставленных и решаемых задач. Финансовым механизмом реализации государственной программы является ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в России до 2020 года». Цель данной программы заключается в создании условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта и профессионального спорта. Финансовое обеспечение реализации ФЦП осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, что позволяет объединить усилия государственного сектора, а также коммерческих и некоммерческих организаций (табл. 1).
Таблица 1
Источники и объемы финансирования ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в России до 2020 года» [12]
Источник финансирования Объем, руб. Удельный вес, %
Всего 94 329,04 100
Федеральный бюджет 73 976,90 78,4
Бюджеты субъектов РФ 15 852,14 16,8
Внебюджетные источники 4500,00 4,8
Реализация запланированных мероприятий ФЦП позволит в полном объеме достичь значений целевых индикаторов и показателей. За период выполнения целевой программы сформировался новый механизм финансирования физической культуры и спорта. Сегодня выделяются денежные средства профсоюзными организациями, внебюджетными фондами, муниципалитетами, образовательными организациями. Заметные финансовые средства поступают по линии международных спортивных, благотворительных организаций. Новым подходом организации являются денежные средства от частных меценатов и спонсоров, а также финансовые потоки спортивных организаций, осуществляющие собственную предпринимательскую деятельность. Эти организации издают газеты, журналы, справочники, выпускают сувенирную продукцию, значки, вымпелы и иную спортивную символику. Существенной частью финансирования организаций в отдельных видах спорта является продажа права на теле-и радиотрансляцию соревнований, действует широкая сеть агентов по трансферту профессиональных спортсменов. Одновременно следует констатировать, что значительные объемы денежных средств, направляемых на развитие спорта, -это бюджетные деньги различных административных уровней.
Ключевым аспектом финансирования спорта в вузах является создание организаций, поддерживающих развитие студенческого спорта. Одна из них, самая старшая, -Российский студенческий спортивный союз (РССС), основанный в 1993 году, до этого существовавший как ДСО «Буревестник». Вторая организация по старшинству - Ассоциация студенческого и молодежного спорта (АСМС), основанная в 2011 году. И самая молодая организация - Ассоциация студенческих спортивных клубов России.
Актуальной задачей сегодня является программно-целевое финансирование спорта в вузах. На данный момент не существует строго установленной системы финансирования студенческого спорта. Практика показывает, что каждый вуз вкладывает в студенческий спорт собственные бюджетные средства, что может позволить себе только крупное учебное заведение. Система финансирования отрасли спорта в России наиболее приближена к европейской модели, при этом большая часть бюджетных средств направляется на профессиональный спорт.
Несмотря на появления рекомендаций органов государственной власти по формированию спортивных клубов непосредственно в системе высшего образования, имеются определенные проблемы с активизацией этих процессов, а именно: в законе о спорте и образовании в РФ не прописывается обязательное создание в образовательных учреждениях спортивных клубов или центров. Данные нормативно-правовые акты несут лишь рекомендательный характер, многие организационно-правовые и финансовые вопросы для развития и эффективного использования остаются не раскрытыми, введение в образовательных учреждениях спортивно-массовой
и физкультурно-оздоровительной деятельности на данный момент происходит бессистемно.
В настоящее время сложилась ситуация, при которой спортивную деятельность в вузах ведут, в основном, кафедры физического воспитания с незначительным участием студенческих сообществ и профсоюзов [11]. Спортивные клубы имеются лишь в ряде российских вузов, и они имеют ограниченную самостоятельность в финансовой сфере. По нашему мнению, необходим новый механизм организации и создания спортивных клубов при вузах, которые будут заниматься пропагандой массового спорта и развитием профессионального спорта, а кафедры физического воспитания должны заниматься учебным образовательным процессом [7].
Цель исследования
Анализ организации работы и финансовой деятельности в развитии спортивного клуба вуза. Исследование было проведено на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова в организации деятельности спортивных секций, сборных команд вуза, спортивно-массовых мероприятий, спартакиады и приобщении студентов к регулярным занятиям физической культурой, спортом и фитнесом.
Спортклубы вузов создаются сегодня государством не столько ради спорта высших достижений, сколько ради массового привлечения студентов к физкультуре, здоровому образу жизни, чтобы отвлечь молодежь от пагубных вредных привычек, сформировать фитнес-культуру, при этом учесть тенденцию снижения состояния здоровья [8]. Значительная часть проблем, касающихся дальнейшего развития студенческого спорта в России, связана с необходимостью формирования эффективной системы организации и финансирования спорта в вузах. Именно эти проблемы, на наш взгляд, составляют самые серьезные барьеры на пути развития студенческого спорта.
Основными направлениями студенческих спортивных клубов должны быть: организация спортивно-массовых мероприятий, работа со сборными командами и спортивными секциями. На базе университета разработана и сконструирована модель управления студенческим спортивным клубом [7], далее создана технология взаимодействия кафедры физического воспитания и спортивного клуба, применен комплексный подход при организации оздоровительных секций (пилатес, атлетическая гимнастика, йога, бальные танцы, единоборства, плавание, аквааэробика, стретчинг, аэробика) [11], и приемы стимулирования занятий в спортивных секциях и фитнес группах. Схема организации клуба вуза представлена на рис. 1.
Чтобы решить проблемы в области студенческого спорта, необходимо также создать современную материально-техническую базу и грамотно организовать учебно-тренировочный процесс и выезд спортсменов на соревнования. В результате чего студенты пойдут на арены болеть за свои команды. В конечном счете получится выстроить не только структуру для занятий массовым спортом, но и вполне зрелищные соревнования.
Рис. 1. Структура спортивной работы вуза
Успешный зарубежный опыт развития студенческого спорта показывает, что он представляет реальный инвестиционный и коммерческий интерес для бизнеса. Связано это с тем, что в студенческом спорте есть огромная потребительская аудитория, которая исчисляется десятками миллионов человек. Поэтому необходимо изучить продукт студенческого спорта и маркетинговые возможности для спонсоров и рекламодателей.
Для развития спорта и физической культуры в целом, по нашему мнению, важно создавать условия и механизм по привлечению в эту сферу частного капитала.
Для того чтобы спорт в России приобрел статус бизнеса, именно массовый спорт должен финансироваться за счет государства, а профессиональный - за счет частного капитала. Однако при этом возникают проблемы, так как представители частного предпринимательства не готовы финансировать спортивную отрасль в полной мере из-за рисков, обусловленных его регулированием.
Нами разработаны подходы к развитию спортивного клуба, для этого произведен анализ расходов на сборные команды вуза (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол) на один календарный год (табл. 2, 3).
Таблица 2
Аренда спортивных сооружений для команд в год
№ п/п Наименование Количество часов Стоимость 1 часа, руб. Сумма, руб.
1 Аренда спортивного зала для волейбола 72 5000 360 000
2 Аренда спортивного зала для мини-футбола 72 5000 360 000
3 Аренда спортивного зала для баскетбола 72 5000 360 000
4 Аренда льда для хоккея 72 20 000 1 440 000
Итого 2 520 000
Таблица 3
Закупка спортивной формы для сборных команд в год
№ п/п Наименование Количество комплектов Стоимость, руб. Сумма, руб
1 Закупка спортивной формы для волейбола 15 2500,00 37 500
2 Закупка спортивной формы для мини-футбола 15 2500,00 37 500
3 Закупка спортивной формы для баскетбола 15 2500,00 37 500
4 Закупка спортивной формы для хоккея 15 5000,00 75 000
Итого 187 500
Результаты исследования
Средний расход на одну команду составляет 579 675 руб. в год и 48 306 руб. в месяц. К расходам на сборные команды можно отнести: членские взносы для участия в соревнованиях, оплата транспортных расходов и проживание сборной команды при выезде на соревнования за пределы родного города. Кроме этого могут понадобиться и дополнительные стипендии для спортсменов, которые способны добиться спортивного результата. В таком случае команде необходим спонсор, поиском которого должен заниматься спортивный клуб вуза.
Студенческие спортивные клубы не могут конкурировать с коммерческими спортивными клубами и фитнес-
центрами в популярности (Шутова Т.Н., Бодров И.М., Мамонова О.В. и др., 2016) [11]. Помимо секционной работы спортклуб вуза в качестве дополнительных доходов осуществляет выпуск собственной атрибутики (мерчендайзинг), привлекает спонсоров, дает рекламу, получает денежные вложения от меценатов. Полная структура доходов студенческого спортклуба представлена на рис. 2.
В качестве дополнительного источника дохода можно рассматривать оплату спортивных секций людьми, которые не являются студентами вуза. Во-первых, это позволит задействовать секции вуза полностью, во-вторых, позволит увеличить доход спортивного клуба в целом. Оплату секций «сторонними» клиентами можно установить на рыночном уровне (табл. 4).
Рис. 2. Источники финансирования спортивных клубов и организаций
Таблица 4
Прейскурант цен на посещение спортивного клуба
Вид занятий в клубе Количество занятий в месяц Стоимость абонемента для студентов и сотрудников вуза Стоимость абонемента для сторонних клиентов
Тренажерный зал Без ограничения количества посещений 1500 руб./мес 2500 руб./мес
Спортивные секции 8 посещений в месяц, 1 посещение/1-1,5 часа 1500 руб./мес 2500 руб./мес
Без ограничения количества посещений 2300 руб./мес 3500 руб./мес
Примерная структура доходов и расходов спортивного клуба представлена в табл. 5. Для расчета взята средняя посещаемость секционных занятий на каж-
дого тренера, средняя стоимость абонемента и средние расходы на содержание сборных команд в месяц.
Таблица 5
Расходы и доходы спортивного клуба
Категория Количество Доход в месяц, руб. Расход в месяц, руб. Итого, руб.
Занимающиеся 400 чел. 1 800 - 720 000
Тренеры 20 чел. - 10 000 200 000
Сотрудники 10 чел. - 30 000 300 000
Сборные команды 4 - 56 406 225 625
Итого доход 720 000
Итого расход 725 625
Таким образом, спортивные секции вуза могут заработать порядка 720 000 руб. в месяц, что не позволяет полностью финансировать выступления сборных команд, оплату тренерского и административного состава. Такая ситуация возникает из-за того, что спортивный клуб не может полностью использовать спортивные помещения до 17.00, так как в залах проводятся учебные занятия. Так, средняя стоимость разового посещения спортивного клуба в Московском регионе составляет 506 руб., месячный абонемент - 3317, 5 руб., квартальный або-
немент - 8625 руб., годичный абонемент - 19 190 руб. [12]. В университете после открытия платных спортивных секций появилась возможность дополнительного финансирования сборных команд вуза, а именно: оплата аренды спортивных площадок, покупка спортивной формы с логотипом вуза, оплата организационных взносов и поездок сборных команд на соревнования. В 2010 году было 5 сборных команд, в 2016 - уже 18, кроме этого студенческие соревнования посещают на 30% больше волонтеров.
Литература
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Стратегия развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 сентября 2013 г. № 1065, г. Москва.
5. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
6. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».
7. Буров А.Г. Конструирование модели управления студенческим спортивным клубом (на примере РЭУ им. Г.В. Плеханова) // Экономика и предпринимательство, 2014 г. - № 12-4 (53-4). - С. 712-716.
8. Мамонова О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова «Гуманитарное образование в экономическом вузе»: материалы IV международ. науч.-практ. заоч. интернет-конф. -Т. I. - Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. - С. 519-526.
9. Орлов А.В. Спорт и спортивная индустрия: Государственное управление. Менеджмент. Маркетинг: монография / А.В. Орлов. - М.: Риалтекс, 2011. -С. 235.
10. Починкин А.В., Сейранов С.Г. Экономика физической культуры и спорта: монография. - М.: Советский спорт, 2011. - С. 320.
11. Шутова Т.Н. Фитнес-технологии в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. -№ 1. - С. 30-32.
12. http://www.minsport.gov.ru/
References
1. The Federal Law of 04.12.2007 No. 329-FZ (an edition of 06.04.2015) "About physical culture and sport in the Russian Federation".
2. The Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (an edition of 31.12.2014, with amendment of 02.05.2015) "About education in the Russian Federation".
3. Strategy of development of physical culture and sport of the Russian Federation for the period till 2020.
4. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of September 13, 2013. -No. 1065, Moscow.
5. Federal target program "Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for 2006-2015".
6. Federal target program "Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for 2016-2020".
7. Burov A.G. Designing of model of management of student's sports club (on the example of REU of G.V. Ple-khanov) / the Economy and Businesses magazine, 2014. -No. 12-4 (53-4). - Pp. 712-716.
8. Mamonova O.V. Improvement of physical training of students in the conditions of decrease in a state of health / O.V. Mamonova, T.N. Shutova "Arts education in economic higher education institution": materials IVth of the International scientific and practical conference. -Vol. 1. - M.: FGBOOU WAUGH "REU of G.V. Plekha-nov", 2016. - Pp. 519-526.
9. Orlov A.V. Sport and sports industry: Public administration. Management. Marketing: monograph / A.V. Orlov. -M.: Rialteks, 2011. - 235 p.
10. Pochinkin A.V., Seyranov S.G. Economy of physical culture and sport: the monograph. - M.: Soviet sport, 2011. - 320 p.
11. Shutova T.N. Fitness of technology in physical training of students / T.N. Shutova, I.M. Bodrov, O.V. Mamonova, P.A. Kondraty'ev // Physical culture: education, education, training. - 2016. - No. 1. - Pp. 30-32.
12. http://www.minsport.gov.ru/