Научная статья на тему 'Факторы эффективности спортивно-массовой работы в физкультурном вузе'

Факторы эффективности спортивно-массовой работы в физкультурном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
563
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / SPORTS AND MASS WORK / STUDENT'S SPORT / EFFICIENCY / FACTORIAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрижак А. П., Денисова В. М., Корольков А. Н.

В статье рассматриваются различные аспекты эффективности спортивно-массовой работы в физкультурном вузе. На основе экспертных оценок студентов и тренеров-преподавателей методами однофакторного дисперсионного анализа определена степень влияния различных аспектов на эффективность спортивно-массовой работы. Также с использованием канонического факторного анализа определены факторы эффективности спортивно-массовой работы в физкультурном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стрижак А. П., Денисова В. М., Корольков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency factors for mass sports activity in sports higher education institution

Various aspects of efficiency of sports and mass work in sports higher education institution are considered in the article. Extent of influence of various aspects on efficiency of sports and mass work is determined on the basis of expert estimates of students and trainers-teachers by methods of the one-factorial dispersive analysis. Factors of efficiency of sports and mass work in sports higher education institution are defined with use of the initial factorial analysis.

Текст научной работы на тему «Факторы эффективности спортивно-массовой работы в физкультурном вузе»

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ

В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

А.П. СТРИЖАК, В.М. ДЕНИСОВА, А.Н. КОРОЛЬКОВ,

ПИФКиС МГПУ

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты эффективности спортивно-массовой работы в физкультурном вузе. На основе экспертных оценок студентов и тренеров-преподавателей методами однофакторного дисперсионного анализа определена степень влияния различных аспектов на эффективность спортивно-массовой работы.

Также с использованием канонического факторного анализа определены факторы эффективности спортивно-массовой работы в физкультурном вузе.

Ключевые слова: физкультурно-массовая работа, студенческий спорт, эффективность, факторный анализ.

Abstract

Various aspects of efficiency of sports and mass work in sports higher education institution are considered in the article. Extent of influence of various aspects on efficiency of sports and mass work is determined on the basis of expert estimates of students and trainers-teachers by methods of the one-factorial dispersive analysis. Factors of efficiency of sports and mass work in sports higher education institution are defined with use of the initial factorial analysis.

Keywords: sports and mass work, student's sport, efficiency, factorial analysis.

Спортивно-массовая работа среди студентов и преподавателей во все времена имела особое значение, как в части укрепления и сбережения здоровья будущих специалистов, так и в части высоких спортивных достижений [2, 3, 7]. В разные исторические эпохи эти задачи решались различными способами, приобретая разнообразные формы организации: от первичных секций и спортивных кружков до организации национальных и международных студенческих союзов и проведения универсиад [2, 4, 8].

Основным противоречием, определяющим развитие этого процесса, очевидно, является временной фактор, определяемый соотношением времени, которое может уделяться студентами на спортивную и физкультурную подготовку, и времени, необходимого для успешного обучения и образования [1, 2, 6]. По сути, временное соотношение времени, выделяемого на занятия спортом, и времени для получения образования, определяет границу между любительским и профессиональным отношением к спорту, между массовым и профессиональным спортом, и соответствует двум разным целям видов спортивной деятельности студентов. Первая из них направлена на укрепление здоровья и сохранения некоторого уровня физической подготовленности, а вторая - на достижение высоких спортивных результатов. Кроме того, в силу ряда социальных и экономических причин, многие студенты, в том числе и спортивных вузов, значительную часть своего времени, которое могло бы расходоваться на физкультурную и спортивную деятельность, вынуждены тратить на труд и материальное обеспечение своей жизни [3, 4, 6].

С другой стороны, даже при наличии свободного времени, регулярные занятия физической культурой и спортом возможны только при наличии интереса и желания им заниматься, что определяется моти-

вацией, пониманием необходимости занятий физическими упражнениями или стремлением к успеху в спортивной карьере [1, 4]. И, наконец, при наличии желания и свободного времени возможность регулярных занятий определяется наличием спортивных площадок и специального оборудования, тренеров-преподавателей, т.е. внешними местными условиями [5, 6].

Мотивация, конечно, часто определяется не только желанием, но и наличием свободного времени и внешними материальными условиями в виде доступности спортивных сооружений, спортивного инвентаря, тренеров, обслуживающего персонала и т.п.

В этой связи задача определения факторов, определяющих эффективность спортивно-массовой работы в вузе, представляется весьма неоднозначной и многогранной, тем более, что и понятие эффективности работы также может иметь различные толкования и критерии.

Такие задачи с неформализованной целью и множеством разных исходных данных, к которым относятся и многие подобные задачи в социальных науках, традиционно решаются путем описания, численным моделированием на основе реальных статистических данных и на основе экспертных оценок.

В нашем случае использовались исходные данные в виде экспертных оценок переменных, характеризующих эффективность спортивно-массовой работы, осуществляемых студентами и тренерами-организаторами спортивного движения. Исходные данные представляли собой оценки степени влияния того или иного аспекта-переменной, влияющей на спортивную работу в вузе, в порядковой шкале от 0 до 10. При этом чем выше, по мнению экспертов, была степень влияния, тем и выше была оценка. Переменные для оценки формулировались в виде вопросов и представлены в табл. 1.

Таблица 1

Вопросы анкеты, характеризующие эффективность спортивно-массовой работы

№ п/п Студенты Тренеры-организаторы

1. Возможность совмещать учебу и спортивное совершенствование Контингент (кол-во спортсменов массовых разрядов, спортивных званий)

2. Наличие условий для тренировочного процесса (секции, материально-техническая база) Материальное обеспечение учебно-тренировочного процесса (наличие современного инвентаря, формы и т.п.)

3. Возможность переноса сроков сдачи сессии, выезда на учебно-тренировочные сборы и соревнования по ходатайству организации/спортивной федерации Мотивация студентов (интерес направлен на спортивный результат, время препровождение, здоровье и т.д.)

4. Получение высшего специализированного образования (тренер, учитель) Количество разноуровневых соревнований (количество стартов)

5. Статус вуза в рейтингах Участие в учебно-тренировочных сборах, выезды в лагеря

6. Уровень сложности на вступительных испытаниях (невысокий средний бал ЕГЭ, ОФП-экзамен) Поощрение студентов-спортсменов за успешное выступление в составе сборных студенческих команд

7. Наличие секции по избранному виду спорта Количество часов отводимых на секционные занятия

8. Возможность принятия участия в соревнованиях по различным видам спорта Наличие и качество спортивной базы (манежи, бассейны, игровые, гимнастические, борцовские, атлетические залы)

9. Уровень материально-технического оснащения спортивной базы вуза Прохождение курсов повышения квалификации тренерско-преподавательским составом / уровень подготовки тренеров

10. Наличие секции по избранному виду спорта Научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса

11. Система поощрения за участие в соревнованиях / мероприятиях в составе сборных команд вуза -

12. Квалификация тренерско-преподавательского состава -

13. Качество спортивно-тренировочного процесса (нагрузка, программа, требования) в секциях -

14. Готовность администрации к коррекции организационно-управленческой деятельности по инициативе студ. актива -

15. Возможность выбора (смены) секции -

16. Использование современных технологий для доведения информации до студентов (интернет, соц. сети) -

Всего в опросе приняло участие 68 студентов и 37 тренеров-преподавателей Педагогического института физической культуры и спорта МГПУ. Опрос осуществлялся весной 2015 года.

С использованием однофакторного дисперсионного анализа нами проверялась гипотеза: «Есть ли влияние фактора на отклик». Другими словами, нами устанавливалось: насколько вопросы анкеты соответствуют действительным причинам, влияющим на спортивно-массовую работу, насколько их оценки обоснованы. Также в результате этого анализа определялась степень влияния той или иной переменной на эффективность спортивно-массовой работы.

В результате проведенного однофакторного дисперсионного анализа оценок студентов установлена

справедливость гипотезы «Есть влияние фактора на отклик». При этом вопросы анкеты объясняют 29,3% общей дисперсии фактора влияния на спортивное движение. Оставшиеся 70% дисперсии, вероятно, объясняются другими причинами, не нашедшими своего отражения в вопросах анкеты. Для оценок тренеров-преподавателей также установлена справедливость этой гипотезы. При этом полнота вопросов в анкете тренеров, степень их соответствия исследуемой проблеме составила 78,9%. Таким образом, обоснованность вопросов анкеты для преподавателей гораздо выше, чем у вопросов в анкете у студентов.

В таблице 2 приведено ранжирование переменных (вопросов) анкеты по мере уменьшения степени влияния на эффективность спортивно-массовой работы.

Таблица 2

Переменные, определяющие эффективность спортивно-массовой работы по мере уменьшения степени влияния

№ п/п Студенты Тренеры-организаторы

1. Возможность совмещать учебу и спортивное совершенствование Контингент (кол-во спортсменов массовых разрядов, спортивных званий)

2. Квалификация тренерско-преподавательского состава Количество часов отводимых на секционные занятия

3. Наличие условий для тренировочного процесса (секции, материально-техническая база) Материальное обеспечение учебно-тренировочного процесса (наличие современного инвентаря, формы и т.п.)

4. Возможность переноса сроков сдачи сессии, выезда на учебно-тренировочные сборы и соревнования по ходатайству организации/спортивной федерации Наличие и качество спортивной базы (манежи, бассейны, игровые, гимнастические, борцовские, атлетические залы)

5. Уровень материально-технического оснащения спортивной базы вуза Количество разноуровневых соревнований (количество стартов)

6. Качество спортивно-тренировочного процесса (нагрузка, программа, требования) в секциях Мотивация студентов (интерес направлен на спортивный результат, времяпрепровождение, здоровье и т.д.)

7. Получение высшего специализированного образования (тренер, учитель) Участие в учебно-тренировочных сборах, выезды в лагеря

8. Готовность администрации к коррекции организационно-управленческой деятельности по инициативе студ. актива Поощрение студентов-спортсменов за успешное выступление в составе сборных студенческих команд

9. Наличие секции по избранному виду спорта Научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса

10. Использование современных технологий для доведения информации до студентов (интернет, соц. сети) Прохождение курсов повышения квалификации тренерско-преподавательским составом / уровень подготовки тренеров

11. Наличие секции по избранному виду спорта -

12. Система поощрения за участие в соревнованиях / мероприятиях в составе сборных команд вуза -

13. Возможность выбора (смены) секции -

14. Статус вуза в рейтингах -

15. Возможность принятия участия в соревнованиях по различным видам спорта -

16. Уровень сложности на вступительных испытаниях (невысокий средний балл ЕГЭ, ОФП- экзамен) -

Как следует из табл. 2, студенты считают, что на степень развития спортивного движения в вузе в наибольшей степени оказывает возможность совмещения учебы и спортивных тренировок и квалификация тренеров. В свою очередь, тренеры считают наиболее важным наличие спортсменов-разрядников и количество часов отводимых на проведение тренировочных занятий.

Анализ величин дисперсий для каждой переменной позволил установить, что студентами наиболее одинаково оценивается влияние на спортивно-массовую работу уровня сложности на вступительных испытаниях. Влияние этой переменной незначительно. Преподаватели же наиболее единодушны при оценке роли научно-методического обеспечения процесса. Влияние этой переменной также очень мало.

Для выявления скрытых латентных причин, влияющих на спортивную работу, нами был проведен фактор-

ный анализ оценок студентов и преподавателей. Использовались процедуры канонического факторного анализа с корреляцией Спирмана и нормализацией Кайзера. В результате анализа ответов студентов было установлено 6 факторов, влияющих на спортивное движение в вузе, которые объясняют 84% общей дисперсии факторов (табл. 3). Факторный анализ ответов преподавателей выявил 5 факторов, объясняющих 88% общей дисперсии (табл. 4).

Как следует из табл. 3, по мнению студентов, эффективность спортивно-массовой работы в вузе определяется шестью факторами.

Первый фактор составляют переменные, характеризующие наличие условий, наличие секций и наличие материально-технической базы. Это фактор материально-технического обеспечения тренировочного процесса.

Второй фактор определяется сложностью вступительных экзаменов и качеством тренировочного процесса. Его можно определить как фактор основательности учебной и тренировочной подготовки.

Третий фактор - это фактор современных технологий.

Четвертый фактор - фактор «гибкости», фактор подвижности системы спортивной подготовки, определяю-

щий возможность внесения в тренировочный процесс каких-либо оперативных изменений.

Пятый фактор составлен не значимыми факторными нагрузками.

И, наконец, шестой фактор - это фактор определяющий возможность совмещения учебы и спортивных тренировок.

Таблица 3

Факторные нагрузки и процент объясняемой дисперсии факторов (по ответам студентов)

Переменная / фактор 1 2 3 4 5 6

1. Возможность совмещать учебу и спортивное совершенствование - - -0,664 - - 0,500

2. Наличие условий для тренировочного процесса (секции, материально-техническая база) 0,577 - 0,595 - - -

3. Возможность переноса сроков сдачи сессии, выезда на учебно-тренировочные сборы и соревнования по ходатайствуорганизации / спортивной федерации - - -0,702 - - -

4. Получение высшего специализированного образования (тренер, учитель) -0,659 - - - - -

5. Статус вуза в рейтингах -0,675 - - - - -

6. Уровень сложности на вступительных испытаниях (невысокий средний бал ЕГЭ, ОФП-экзамен) - 0,697 - - - -

7. Наличие секции по избранному виду спорта 0,505 - - - - -

8. Возможность принятия участия в соревнованиях по различным видам спорта - -0,818 - - - -

9. Уровень материально-технического оснащения спортивной базы вуза 0,591 -0,538 - - - -

10. Наличие секции по избранному виду спорта 0,660 - - -

11. Система поощрения за участие в соревнованиях / мероприятиях в составе сборных команд вуза - - - -0,613 - -

12. Квалификация тренерско-преподавательского состава - - - - - -

13. Качество спортивно-тренировочного процесса нагрузка, программа, требования) в секциях -0,529 0,740 - - - -

14. Готовность администрации к коррекции организационно-управленческой деятельности по инициативе студенческого актива - - - 0,567 - -

15. Возможность выбора (смены) секции - - - 0,759 - -

16. Использование современных технологий для доведения информации до студентов (интернет, соц. сети) -0,539 - 0,673 - - -

Доля дисперсии, % 20,72 17,89 16,84 14,26 7,75 6,42

Таблица 4

Факторные нагрузки и процент объясняемой дисперсии факторов (по ответам преподавателей)

Переменная / фактор 1 2 3 4 5

1. Контингент (кол-во спортсменов массовых разрядов, спортивных званий) - 0,691 - 0,582 -

2. Материальное обеспечение учебно-тренировочного процесса (наличие современного инвентаря, формы и т.п.) - 0,554 0,5367 - -

3. Мотивация студентов (интерес направлен на спортивный результат, времяпрепровождение, здоровье и т.д.) - - 0,7687 - -

Окончание табл. 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переменная / фактор 1 2 3 4 5

4. Количество разноуровневых соревнований (количество стартов) -0,858 - - - -

5. Участие в учебно-тренировочных сборах, выезды в лагеря - 0,731 - - 0,528

6. Поощрение студентов-спортсменов за успешное выступление в составе сборных студенческих команд -0,638 0,515 - - -

7. Количество часов, отводимых на секционные занятия -0,858 - - - -

8. Наличие и качество спортивной базы (манежи, бассейны, игровые, гимнастические, борцовские, атлетические залы) - -0,591 - 0,502 -

9. Прохождение курсов повышения квалификации тренерско-преподавательским составом / уровень подготовки тренеров -0,647 - - - -

10. Научно-методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса 0,640 - - - -

Доля дисперсии, % 31,24 20,11 16,56 11,41 9,12

По мнению преподавателей, эффективность спортивно-массовой работы определяется пятью факторами.

Первый фактор можно определить как фактор учебно-методического обеспечения тренировочного процесса: он составлен факторными нагрузками, зависящими от количества часов тренировочных занятий, повышения квалификации и научно-методического обеспечения.

Второй фактор определяется как фактор кадрового и материально-технического обеспечения, поскольку он составлен соответствующими факторными нагрузками.

Третий фактор определяется мотивацией студентов к занятиям и наличием материального обеспечения процесса.

Четвертый фактор, как и второй, определяется квалификацией спортсменов и наличием спортивной базы.

И пятый фактор можно определить как фактор возможности проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований на выезде.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ экспертных оценок студентов и преподавателей, позволил выявить основные факторы, определяющие эффективность работы спортивного клуба. К ним относятся, в первую очередь, наличие секций и материально-технической базы, основательность учебной и тренировочной подготовки, фактор мотивации к занятиям спортом и фактор возможности проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований на выезде.

Литература

1. Аймалетдинов А.Р., Корольков А.Н. Оценка влияния мотиваций на спортивные результаты юных игроков в мини-гольф // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 6. - С. 36-40.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 19.

3. Готовцев Е.В., Германов Г.Н., Романова Ю.В., Машо-шина И.В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2012. - № 1 (83). - С. 40-45.

4. Кандаурова Н.В., Стрижак А.П. Основы управленческих программ руководителя спортивной школы //

Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2013. - № 7 (101). - С. 60-63.

5. Корольков АНН, Жеребко Д.С. Доступность спортивных сооружений и массовость в российском гольфе // Спорт: экономика, право, управление. - 2015. - № 1. -С. 35-37.

6. Корольков А.Н., Жеребко Д.С. Факторы, определяющие положение игроков в гольф в мировом рейтинге // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 2. - С. 53-55.

7. Никитушкин В.Г. Научно-исследовательская и методическая работа педагогического института физической культуры и спорта МГПУ // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 5-6.

8. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М., Сов. Спорт. - 2005. - 230 с.

References

1. Aymaletdinov A.R., Korol'kov A.N. Assessing the impact of motivation on athletic performance of young players in a mini-golf // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - No. 6. - Pp. 36-40.

2. Balsevich V.K., Lubysheva L.I. Sports-oriented physical education: educational and social aspects // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2003. - No. 5. - P. 19.

3. Gotovtsev E.V., Germanov G.N., Romanova Yu., Mashoshina I.V. Monitoring of health and physical fitness of students as a methodology for analyzing and evaluating the productivity of process of physical training // Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2012. - No. 1 (83). -Pp. 40-45.

4. Kandaurova N.V., Stryzhak A.P. Fundamentals of managerial head of school sports programs // Uchenye zapiski

Universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2013. - No. 7 (101). -Pp. 60-63.

5. Korol'kov A.N., Zherebko D.S. The availability of sports facilities and the mass in the Russian Golf // Sport: ekonomika, pravo, upravlenie. - 2015. - No. 1. - Pp. 35-37.

6. Korol'kov A.N., Zherebko D.S. Factors determining the position of the golfers in the world ranking // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2013. - No. 2. - Pp. 53-55.

7. Nikitushkin V.G. Research and methodical work of the Pedagogical Institute of Physical Culture and Sports of Moscow State Pedagogical University // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2014. - No. 3. - Pp. 5-6.

8. Nikitushkin V.G. Organizational-methodical bases of preparation of sports reserve: monograph / V.G. Nikitushkin, P.V. Kvashuk, V.G. Bauer. - M., Sov. sport - 2005. - 230 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.