Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования вуза здорового образа жизни'

Организационно-педагогические условия формирования вуза здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СМОТР-КОНКУРС / HEALTHY LIFESTYLE UNIVERSITY / SPORTS INFRASTRUCTURE / REVIEW COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грузин Владимир Валерьевич

В статье представлен анализ развития спортивной инфраструктуры вуза. Спортивная инфраструктура вуза это интегративное внутреннее устройство вуза, которое включает следующие направления развития: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, инновации в спортивной науке и образовании, спортивная работа, физкультурно-оздоровительная работа; финансирование, обеспечивающее высокий уровень готовности студентов к развитию физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грузин Владимир Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of the university of healthy lifestyle formation

The article presents the analysis of sports infrastructure of the university development. The sports infrastructure of university is an integrated internal organization of university which includes following directions of development: staffing, logistic support, innovations in sports science and education, sports work, health improving work; financing providing the high level of readiness of students for the development of physical culture.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования вуза здорового образа жизни»

2. Германов, Г. Н. Прогноз выступления сборных команд России по баскетболу на европейской арене в 2002-2005 годах / В.И. Сысоев, Г.Н. Германов, Е.В. Суханова // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2002. - № 11. - С. 3437.

3. Голов, В.А. Функции и социально-политическая деятельность государства в сфере физической культуры и спорта / В.А. Голов // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3 - С. 41-43.

4. Гостев, Р.Г. Спорт и законодательство / В.Г. Гостев - М. : НИЦ «Еврошкола», 2001. - 438 с.

5. Егоричев, А Н. Конституционно-правовые основы физкультурной деятельности : российский и зарубежный опыт : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / Егоричев Алексей Николаевич. - М., 2007. - 23 с.

6. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта / В.Г. Никитуш-кин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.

7. Платонов, В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к олимпийским играм / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2010. - 310 с.

Контактная информация: [email protected] УДК 976.03. (075) ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВУЗА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Владимир Валерьевич Грузин, соискатель,

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСХА)

Волгоград

Аннотация

В статье представлен анализ развития спортивной инфраструктуры вуза. Спортивная инфраструктура вуза - это интегративное внутреннее устройство вуза, которое включает следующие направления развития: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, инновации в спортивной науке и образовании, спортивная работа, физкультурнооздоровительная работа; финансирование, обеспечивающее высокий уровень готовности студентов к развитию физической культуры.

Ключевые слова: вуз здорового образа жизни, спортивная инфраструктура, смотр-конкурс.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE UNIVERSITY OF HEALTHY LIFESTYLE FORMATION

Vkadimir Valerevich Gruzin, the competitor,

Volgograd State Agricultural Academy

Annotation

The article presents the analysis of sports infrastructure of the university development. The sports infrastructure of university is an integrated internal organization of university which includes following directions of development: staffing, logistic support, innovations in sports science and education, sports work, health improving work; financing providing the high level of readiness of students for the development of physical culture.

Keywords: healthy lifestyle university, sports infrastructure, review competition.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, когда необходимо принимать радикальные меры по качественному улучшению состояния здоровья населения, формированию новых ценностных ориентиров молодежи, высокого уровня гражданственности и патриотизма. Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью решать эти проблемы.

Однако проведенные социологические исследования по вопросам участия молодежи в спортивных мероприятиях показали, что только 9,8 % студентов задействованы в соревнованиях [Л.Б.Андрющенко, 2008]. В связи с этим возникли противоречия между социальным заказом общества на формирование готовности у студентов активно заниматься физической культурой и недостаточно развитой спортивной инфраструктуры вуза.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Условия, которые обеспечивают эффективность и качество учебной, научноисследовательской, спортивной, спортивно-массовой и физкультурно-

оздоровительной работы в вузе является опережающее развитие спортивной инфраструктуры. Под спортивной инфраструктурой вуза мы понимаем интегративное внутреннее устройство вуза, которое включает следующие направления развития: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, инновации в спортивной науке и образовании, спортивная работа, физкультурно-оздоровительная работа; финансирование, обеспечивающее высокий уровень готовности студентов к развитию физической культуры.

Нами разработана методика оценки качества развития спортивной инфраструктуры, которая были апробированы 2006-2008гг. на аграрных вузах России. В эксперименте участвовало 58 вузов. Нами была выбрана соревновательная организационная форма сбора материалов - Всероссийский смотр-конкурс по развитию физической культуры в вузе.

Анализ материалов, представленных на Всероссийский смотр-конкурс за 20062008гг. показал, что финансирование культурно-спортивной составляющей воспитательной работы в вузе с каждым годом увеличивается. Так, в 2006 году в среднем на одного студента было израсходовано 662 рубля, 2007 году - 820 рублей, 2008 году -1100 рублей. Дифференцированный анализ финансирования показал, что непосредственные затраты на проведение соревнований, поощрение студентов, оздоровление студентов-спортсменов, проведение учебно-тренировочных сборов, питание в период соревнований составляют около 25%. Остальные средства направлены на развитие материально-технической спортивной базы.

Показатель «обеспеченность» крытых и открытых спортивных площадей составляет в среднем 2,87 м2 на одного студента. В большинстве сельскохозяйственных вузов имеющиеся спортивные сооружения морально устарели и не соответствуют современным требованиям не только для проведения соревнований, но и учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Модернизация - это создание новой системы развития студенческого спорта, которая основана на целостном методологическом подходе, от постановки цели до конечного результата. В основе любой системы лежит социальный заказ общества, в нашем случае, - подготовка высококвалифицированных спортсменов аграрных вузов, которые бы вошли в составы национальных сборных команд России. Модернизация предусматривает: создание правовых, организационных и управленческих условий для функционирования системы; созидательное развитие содержания формирования спортивной культуры студентов.

В результате анализа материалов мы получили следующие данные о развитии студенческого спорта. В наших вузах осуществляют подготовку сборных команд по видам спорта 18 заслуженных тренеров России и 310 - заслуженных мастера спорта, мастеров спорта международного класса и мастеров спорта России. В отрасли работают 134 судьи по спорту Международной, Республиканской и Всесоюзной категории, которые обслуживают более 3000 спортивных соревнований различного уровня в год. Одним из важных результатов работы по развитию студенческого спорта, безусловно, является участие вузов в соревнованиях. На спортивных базах вузов были проведены более двух тысяч соревнований по различным видам спорта (рис 1).

Уровень

вузовский

муниципальный региональный федеральный международный

0 500 1000 1500 2000 2500 3000 3500

К-во соревнований

□ 2006 □ 2007 П2008

1 ■

ш 1 ] 1 1

Рис 1 Динамика прироста количества соревнований, проведенных на базах сельскохозяйственных вузов

Однако снижение количества проведения соревнований международного, всероссийского и регионального уровней связано с несоответствием спортивной базы вузов регламентам проведения соревнований по видам спорта. Студенты приняли участие в более чем в трех тысячах соревнований различного уровня, где повысили свою спортивную квалификацию 292 человека. Из них, присвоены спортивные звания: МСМК - 6 , МС России - 49, кандидатов в мастера спорта - 237. Эти факты свидетельствует о том, что наблюдается положительная тенденция развития студенческого спорта, одного из престижных его направлений - студенческого спорта высших достижений. Таким образом, в поле деятельности студенческого спорта высших достижений входит выступление сборных команд вузов на Олимпийских играх, чемпионатах Мира, Европы, России и других соревнований, которые вошли в календарь всероссийских и международных соревнований и подготовки к ним Росспорттуризма.

Другим важным направлением развития студенческого спорта является массовый спорт. Это направление связано с выступлениями сборных команд вузов на региональных, областных, городских соревнованиях. Таким образом, в настоящее время в системе аграрных вузов четко обозначились направления развития студенческого спорта: студенческий спорт высших достижений; массовый студенческий спорт. Однако хотелось бы отметить, что в среднем в наших вузах только 6,8 % студентов занимаются спортом. Это достаточно низкий показатель и свидетельствует о том, что необходимо проводить модернизацию системы проведения студенческих соревнований и подготовки к ним.

Одним из разделов работы кафедры физической культуры является организация физкультурно-оздоровительной работы со студентами во внеучебное время. Более 10 вузов проводят около 100 спортивных соревнований в год, организуют учебнотренировочные занятия по 25 и более видам спорта и оздоровительным системам. Это обеспечивает охват студентов, занимающихся спортом более 45,0%.

Условиями, которые обеспечивают модернизацию системы формирования спортивной культуры студентов, внедрение инноваций является профессиональный рост кадрового потенциала кафедр физической культуры. В настоящее время в вузах работают 19 докторов наук, 99 - имеют ученую степень кандидата наук, ученое звание профессор присвоено 24 преподавателям, 98 - ученое звание доцента, на должности профессора работают - 12 человек, доцента -- 155 человек.

Наблюдаются качественные изменения научного потенциала профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры вузов (рис.2). В 2008 году показатель «остепененность» профессорско-преподавательского состава кафедр физической культуры повысился, преимущественно за счет защиты докторских диссертаций - 2, кандидатских - 5 человек, совместителей - докторов наук -10 человек. При-

своено ученое звание доцента 12-ти преподавателям.

должность доцента должность профессора кандидат наук доктор наук

0 20 40 6 0 80 100 1 20 140 160 180

К-во

□2006 □ 2007 □ 2008

Рис.2 Динамика развития кадрового потенциала кафедр физической культуры

Несмотря на положительную динамику показателя «остепененности» профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры, в среднем по вузу он составляет лишь 28,1%, что является существенным фактором, сдерживающим инновационные процессы в обучении. В этом направлении ректоры вузов, проректоры по научной работе, заведующие кафедрами физической культуры должны усилить работу.

На базах аграрных вузах проводится планомерная, с каждым годом набирающая обороты, организационно-методическая работа. В 2007 году было проведено более 100 научно-практических конференций различного уровня. Вся проделанная работа значительно повлияла как на количественные, так и на качественные характеристики выхода научных и учебно-методических изданий. Было издано 19 монографий, 74 статьи опубликованы в реферированных журналах , 39 - в материалах научных конференций международного уровня , 381 - в сборниках научных трудов регионального и муниципального уровня (рис.3).

СГатьи, опубликованные в материалах конференций всероссийского и регионального уровня

Статьи, опубликованные в материалах конференций международного уровня

статьи ВАК

монографии

0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 К-во

□2006 □2007 □ 2008

Рис.3 Динамика прироста научных изданий

Таким образом, проанализировав динамику развития спортивной инфраструктуры вуза за последние четыре года можно сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. Приоритетными направлениями развития студенческого спорта высших достижений является участие сборных команд вузов в регулярных чемпионатах России

среди высших учебных заведений по олимпийским видам спорта, которые включены в план проведения международных и всероссийских мероприятий и подготовки к ним Росспорттуризма.

2. Для интенсивного развития массового студенческого спорта сборным командам вузов целесообразно подключаться к участию в соревнованиях, проводимых ДСО «Урожай», федерациями и студенческими ассоциациями, по национальным видам спорта и видам спорта, которые не вошли программу Олимпийских игр.

3. Для опережающего развития аграрного студенческого спортивного движения, разработки стратегии и тактики проведения спортивных мероприятий Минсель-хоза России целесообразно провести в 2009 году мониторинг запросов и потребностей студентов в сфере физической культуры в вузах.

4. Отмечая позитивную тенденцию по разработке и внедрению инноваций в учебный процесс по физической культуре, неразработанным направлением является соревновательная деятельность студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья.

Контактная информация: [email protected] УДК 796.015.865.1

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ И МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНОЙ РАДИОПЕЛЕНГАЦИИ

Константин Григорьевич Зеленский, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный мастер спорта, Ставропольский государственный университет

Аннотация

Статья посвящена разработке контрольно-переводных нормативов и модельных характеристик специальной физической подготовленности в спортивной радиопеленгации.

Ключевые слова: спортивная радиопеленгация, ретроспективный анализ, специальная физическая подготовленность, кроссовый бег, контрольно-переводные нормативы, модельные характеристики.

CONTROL RATES AND MODEL CHARACTERISTICS OF YOUNG SPORSTMEN SPECIFIC PHYSICAL READINESS IN SPORTS RADIO DIRECTION FINDING

Konstantin Grigorjevich Zelenskiy, candidate of pedagogical sciences, honoured trainer of Russian Federation, honored master of sports,

State Educational Establishment of Higher Professional Education,

Stavropol State University

Annotation

The article is dedicated to development of control and transfer rates and model characteristics of specific physical readiness in sports radio direction finding.

Keywords: sports radio direction finding, retrospective analysis, specific physical readiness, cross-country race, control and transfer rates, model characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно контрольные нормативы, характеризующие уровень подготовленности юных спортсменов на различных этапах многолетнего совершенствования, являются важной составной частью нормативной основы юношеского спорта [8]. Модели подготовленности определяют основные направления совершенствования спортсменов.

В спортивной радиопеленгации до настоящего времени не было научно обоснованных контрольно-переводных нормативов и модельных характеристик специальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.