Научная статья на тему 'Организация внеучебных форм физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах Западной Сибири (на примере г. Томска в 1945-1991 гг. )'

Организация внеучебных форм физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах Западной Сибири (на примере г. Томска в 1945-1991 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
538
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ВНЕУЧЕБНАЯ СПОРТИВНАЯ РАБОТА / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / UNIVERSITIES / HIGHER INSTITUTIONAL ESTABLISHMENTS / EXTRACURRICULAR SPORT WORK / STUDENTS SPORT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сарычева Татьяна Валерьевна

Рассматриваются основные способы организации внеучебной физкультурной работы в вузах Западной Сибири (на примере г. Томска). Читатель найдет в ней информацию о работе кафедр физической культуры вузов, секционной и спортивномассовой работе, организации спортивно-оздоровительных лагерей. Рассматриваются влияние спортивных школ молодежи и создание «опорных» видов спорта на подготовку высококвалифицированных спортсменов в Сибири и роль студенческих добровольных спортивных обществ в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сарычева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of extracurricular physical cultural and sport mass work in higher institutional establishments (HIE) in Western Siberia (HIE of Tomsk, 1945-1991)

Physical culture in the period under review was an important element of educational process in universities and was characterized by the variety of forms. The main forms of extracurricular work included sections and sport mass activities. Sections in Siberian universities in the postwar period functioned at the level of sports organizations they belonged to. The number of sections in the first postwar years was not great, and the same was true as to the number of participants. Some visible stability in the work of sections appeared only in the early 1960s. Besides the university sports sections, sports youth schools were functioning founded to improve the quality of physical work among youth and to make the level of highly-qualified sportsmen more professional. Up to the mid-1950s the representatives of Siberian sports schools started to participate in the competitions at the state level. In 1957 the «Burevestnik» sports organization was founded and the training of highly-qualified sportsmen was transferred to it. With the foundation of sport-and-wellness camps in the 1950s the training of Siberian university sportsmen became an all-year-round activity. The material base of the camps was created mostly by the students and teachers of the universities sport departments. In 1962 a decree was issued on training 20-25% of the whole amount of university students to sports categories. It inspired the universities' sports departments and the «Burevestnik» sports organization to improve the work on training the sportsmen with categories. To make the level of qualified sportsmen higher priority kinds of sports were defined according to which children and youth groups were organized. The highly qualified coaches were involved in this process which resulted in the growth of constellations of high class sportsmen. At the universities many sports activities were held such as summer and winter all-around competitions, light athletic and ski crosses, competitions among the students living in the hostels. From the early 1960s diverse socialist competitions became widespread at Siberian universities. Thus, we can conclude that sports mass work in the system of higher education was a valuable and necessary addition to the process of sports education. The mass character of this process and the creative variety of its forms and methods influenced positively the growth of students in the physical culture movement.

Текст научной работы на тему «Организация внеучебных форм физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах Западной Сибири (на примере г. Томска в 1945-1991 гг. )»

Вестник Томского государственного университета. История. 2014. № 5 (31)

УДК 796 : 378.4 (571.16)

Т.В. Сарычева

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНЫХ ФОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ г. ТОМСКА В 1945-1991 гг.)

Рассматриваются основные способы организации внеучебной физкультурной работы в вузах Западной Сибири (на примере г. Томска). Читатель найдет в ней информацию о работе кафедр физической культуры вузов, секционной и спортивно-массовой работе, организации спортивно-оздоровительных лагерей. Рассматриваются влияние спортивных школ молодежи и создание «опорных» видов спорта на подготовку высококвалифицированных спортсменов в Сибири и роль студенческих добровольных спортивных обществ в этом процессе.

Ключевые слова: вузы; физкультурно-массовая работа; внеучебная спортивная работа; студенческий спорт.

Послевоенный период существования СССР характеризовался большими восстановительными работами в экономической области и началом «холодной» войны в политической. Именно в этот тяжелейший для государства период советские спортсмены начинают выходить на международную арену: вступление советских организаций в МСФ, начало участия в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Их победы имели огромное политическое значение, так как были одним из способов демонстрации превосходства социалистической системы над капиталистической. В 1948 г. ЦК ВКП(б) (постановление от 27 декабря 1948 г.) обязал физкультурные организации обеспечить увеличение массовости физкультурного движения и повышение уровня спортивного мастерства и завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта. Здесь необходимо отметить, что студенческий возраст является сенситивным для демонстрации результатов высшего спортивного мастерства по многим видам спорта, поэтому развитие спорта в высших учебных заведениях имело большое значение для страны.

Физическая культура в рассматриваемый период являлась важным составляющим элементом учебно-педагогического процесса в вузах и отличалась большим разнообразием форм. Основными способами организации внеучебной работы были секционные занятия и спортивно-массовые мероприятия.

Секционная физкультурная работа, наряду с учебной, занимала существенное место в организации физического воспитания студентов вузов. Однако фактически до конца 1950-х гг. как в вузах г. Томска, так и во всей Сибири данный вид физкультурной деятельности находился в неудовлетворительном состоянии. Этому была масса объективных и субъективных причин, однако основных было две. Во-первых, для развития секционного направления физкультурной работы в вузах фактически отсутствовала материальная база. Во-вторых, секционные занятия не были обязательными, и акцента на их проведении управленческие структуры вузов не ставили. Так как занятия не являлись обяза-

тельными, то на первый план выходила личная инициатива студентов, которую проявляла далеко не вся вузовская молодежь [1].

Секционные занятия в послевоенный период в сибирских вузах, как и в других вузах страны, проводились по линиям добровольных спортивных обществ (ДСО), принадлежность к которым определялась по производственному признаку. Например, в г. Томске государственный университет и политехнический институт принадлежали к ДСО «Наука», медицинский институт - к ДСО «Медик», институт инженеров железнодорожного транспорта - к ДСО «Локомотив», педагогический институт - к ДСО «Учитель». Количество секций в первые послевоенные годы было небольшим, а их состав крайне малочисленным. Например, в университете к началу 1946 г. работали две секции: лыжная и шахматно-шашечная, к концу года были открыты еще две. О небольшой наполняемости секций говорит тот факт, что, например, самая массовая -лыжная секция ТГУ - насчитывала лишь 35-40 чел. Примерно такая же картина наблюдалась и в других вузах [2. Л. 22]. Здесь необходимо отметить, что ведомственная разобщенность не позволяла сконцентрировать материальные и кадровые ресурсы на этом участке работы с молодежью. С 1938 по 1957 г. в стране проводилось укрупнение ДСО в несколько этапов, и если в течение 1936-1938 гг. при отраслевых профсоюзах было создано 99 ДСО, то к 1958 г. их стало 20. С 1957 г. все студенческие ДСО были объединены под флагом ДСО «Буревестник» [3. С. 267].

Кроме вузовских секционных объединений, где повышали спортивное мастерство студенты высших учебных заведений, в городах после войны функционировали спортивные школы молодежи, где тренировались сильнейшие спортсмены города и вузов в том числе. Указание Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта и ЦК ВЛКСМ о создании спортивных школ молодежи вышло в 1945 г. Основной целью их создания было улучшение качества физкультурной работы среди молодежи и повышение уровня подготовки высококвалифицированных спортсменов. Уже к концу 1945 г. таких школ в стране было 80 [4. Л. 43].

Создание подобных спортивных объединений в стране в тяжелые послевоенные годы было вызвано рядом объективных причин. Победа СССР в Великой Отечественной войне неизмеримо подняла международный авторитет страны. Правительство Советского Союза в этот период стремилось к расширению международных связей во всех областях - экономической, культурной, научной и спортивной жизни. Все это создавало хорошие предпосылки к выходу советских спортсменов на международную спортивную арену, где демонстрация физической силы граждан страны являлась одним из подтверждений мощи самого государства.

На примере томской спортивной школы молодежи можно проанализировать работу подобного рода объединений в регионе, так как это был период послевоенного восстановления, когда экономическая ситуация была повсеместно крайне тяжелой. Основу спортивной школы составляли студенты вузов, которых, например, на отделении гимнастики было 34 из 40 представителей отделения. Местные власти предприняли ряд безуспешных попыток привлечь в школу молодежь промышленных предприятий. Слабая материальная база, отсутствие организационного опыта, отразившиеся в методическом единообразии и низкой посещаемости занятий в первые годы существования школы, не позволили данному спортивному объединению достигнуть в кратчайшие сроки ожидаемых результатов. Подтверждением тому служит факт, что за весь 1947 г. в школе было подготовлено всего 11 спортсменов массовых разрядов [2. Л. 159-162].

Для достижения намеченной цели требовались годы систематической серьезной учебно-тренировочной четко организованной и методически правильной работы. Организационная работа в школе постепенно улучшалась и к концу 1949 г. в ней работали уже 5 отделений (лыжи, коньки, гимнастика, штанга, борьба) с общим количеством занимающихся 149 чел. [5. Л. 3]. В 1950 г. учащиеся школы молодежи показали первые серьезные результаты. Под руководством тренера А. Афанасьева спортсмены отделения борьбы Иван Селетников (студент ТГПИ, общество «Большевик») и Владимир Ширяев (слесарь ремесленного училища, общество «Трудовые резервы») завоевали звания чемпионов РСФСР в классической борьбе. В 1953 г. мастер спорта СССР И. Селетников и М. Ошлаков вошли в сборную команду РСФСР по классической борьбе [6, 7].

Между тем даже в относительно успешном 1950 г. стабилизировать учебный процесс в полном соответствии с требованиями во всех отделениях школы не представлялось возможным из-за материальной несостоятельности и дефицита квалифицированных кадров. При организации молодежной спортивной школы на нее возлагались надежды как на фабрику спортивных звезд, а фактически на арену большого спорта выходили единицы. Однако сегодня существование и в г. Томске, и во всей стране в целом подобных школ

надо рассматривать как значительный шаг в сторону развития спорта высших достижений. Но за этим шагом должно было последовать множество подобных, и на это потребовались многие годы, прежде чем теоретический замысел получил эффективную реализацию, а все достижения большого спорта стали достоянием не единиц, а большого числа спортсменов.

К середине 1950-х гг. в работе томской спортивной молодежной школы стали происходить заметные улучшения. В 1955 г. в школе проходили подготовку свыше 150 чел., в числе которых уже были два мастера спорта СССР, около 30 спортсменов-разрядников. К этому времени в составе школы значились именитые спортсмены - студенты и выпускники вузов: Вера Тарасова - мастер спорта СССР, рекордсменка РСФСР, участница международных соревнований в Париже на приз «Юманите»; Алла Кирюшкина, Владимир Яро-славцев и т.д. Этот список продолжили чемпионы и призеры первенств 1955 г.: чемпионом РСФСР по прыжкам с трамплина стал воспитанник спортшколы Арнольд Томашич; прыгунам с трамплина на лыжах Ивану Абызову и Владимиру Толмачеву были присвоены звания мастеров спорта СССР, они входили в состав сборной команды СССР; акробаты Иван Котенев и Анатолий Носков в силовой паре дважды занимали вторые места в соревнованиях на первенство РФ и Министерства высшего образования; чемпионом Сибири по слалому являлся студент педучилища Дмитрий Кар-ташев. С образованием в 1957 г. ДСО «Буревестник» подготовка высококвалифицированных спортсменов перешла в компетенцию данного общества [6-8; 9. Л. 10].

С начала 1960-х гг. подготовка спортсменов-разрядников стала одним из основных направлений работы вузовских спортивных кафедр, куратором которого являлось студенческое ДСО «Буревестник». Общество «Буревестник» совместно с ведомствами, министерствами (имевшими высшие учебные заведения) и кафедрами физического воспитания и спорта вузов было призвано вовлекать студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский состав и обслуживающий персонал вузов, а также членов их семей в систематические занятия физической культурой и спортом. Основой общества, его первичной организацией, являлся спортивный клуб, создаваемый в вузе студенческим профсоюзным комитетом и местным комитетом профсоюза работников высшей школы, просвещения и вышестоящим советом общества. На 1 января 1960 г. общество «Буревестник» по стране объединило 626 спортивных клубов, в которых занимались физической культурой 673 тыс. чел. [3. С. 105, 106].

Усиление деятельности в данном направлении было связано с выходом постановления VI пленума Центрального Совета Союза 1962 г., в котором указывалось на необходимость подготовки 20-25% разрядников к общему числу студентов вузов. Это значило, что практически каждый студент в идеале по окончании

вуза должен был стать инструктором-общественником или спортсменом-разрядником [10. Л. 150]. Несомненно, что этот указ оказал определенное влияние на оптимизацию процесса подготовки спортсменов-разрядников и улучшение секционной работы. Например, количество разрядников Томского политехнического института в 1962 г. к общему числу студентов составило уже 30%. Примерно такие же показатели имели и другие вузы г. Томска. В каждом вузе страны, во исполнение постановления пленума, существовал план по подготовке спортсменов-разрядников. Поэтому количество подготовленных разрядников в томском СДСО «Буревестник» с момента принятия постановления составляло ежегодно не менее 20%: 1962 г. -24,2%; 1963 г. - 26,4%; 1964 г. - 25,1% и т.д. [11. Л. 1, 2; 12. Л. 10; 13. Л. 6; 14. Л. 36; 15. Л. 24; 16. Л. 61].

Безусловно, на подготовку разрядников огромное влияние оказывала организация учебно-спортивного процесса. Четкая постановка физкультурной работы, например, в политехническом институте вывела вуз на лидирующие позиции и в подготовке разрядников. В 1965 г. в этом институте были подготовлены 7 мастеров спорта СССР, 7 кандидатов в мастера спорта, 2 793 разрядников. Всего в ТПИ в 1965 г. насчитывалось 25 мастеров спорта СССР [17. Л. 86, 87].

Августовское постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физкультуры и спорта» 1966 г., а также последующее постановление бюро Томского областного комитета КПСС от 17 ноября 1967 г. предусматривали меры по широкому развитию физкультурного движения в области, повышению мастерства спортсменов и строительству материально-технической базы [18. Л. 3].

Однако принятие постановлений не означало одномоментной успешной реализации принятых решений. Повышение мастерства спортсменов было серьезной проблемой не только для вузов г. Томска, но и для всей Западной Сибири, так как для их подготовки была необходима хорошая материальная база, которая по-прежнему таковой не являлась. Для выполнения правительственного постановления в 1966 г. решением президиума областного совета были определены опорные, т.е. приоритетные для Томской области, виды спорта, на развитие которых делался упор во всех физкультурных организациях города и области: лыжные гонки, тяжелая атлетика, борьба классическая, прыжки с трамплина и двоеборье, легкая атлетика. По этим видам в различных физкультурных подразделениях области были созданы детские и молодежные группы, которые занимались под руководством лучших тренеров. Наряду с областными секции по опорным видам спорта были созданы при всех вузах [19. Л. 1].

Это был серьезный шаг по улучшению работы со спортсменами-разрядниками. Вузовским спортивным коллективам г. Томска к концу 1960-х гг. удалось достигнуть хороших результатов в подготовке спортсменов. Так, по отчетным цифрам в политехническом институте

только за 1968 г. были подготовлены 5 мастеров спорта СССР, в институте радиоэлектроники - 25 кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта СССР [20. Л. 19, 21]. Хотя эти данные из архивных источников вызывают определенное сомнение, но, на наш взгляд, степень завышения цифровых отчетных показателей и приписок по этим самым крупным вузам г. Томска незначительна либо совсем отсутствует.

Введение в учебно-тренировочный процесс опорных видов спорта значительно улучшило их количественные и качественные показатели, способствовало привлечению материальных и кадровых ресурсов к их развитию в ущерб другим видам спорта. Действительно, приоритетное развитие лишь некоторых видов спорта привело к тому, что количество других, не относящихся к разряду культивируемых видов спорта, к концу 1970-х гг. снизилось. К 1980 г. некоторые виды спорта практически перестали развиваться в вузах. Прошедшая зимой 1980-1981 гг. спартакиада областного совета подтвердила неравномерность развития зимних видов спорта. Если зимним многоборьем ГТО занимались во всех шести вузах, то биатлоном - только в трех (ТИСИ, ТПИ, ТГПИ), прыжками на лыжах с трамплина - только в ТИСИ, конькобежным спортом и хоккеем - только в четырех вузах. Соответственно, не все вузы смогли укомплектовать и выставить команды по этим видам спорта [21. Л. 5; 22. Л. 89, 93, 96, 97; 23. Л. 76; 24. Л. 30].

Для улучшения физкультурной работы среди учащейся, студенческой и рабочей молодежи ЦК КПСС и Совет Министров СССР в сентябре 1981 г. приняли постановление «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Целевой установкой этого постановления, как и практически всех предыдущих, были массовость и мастерство. Вертикаль подчинения требовала мобильной реакции местных властей на все постановления центральных органов, что и происходило в регионах. Вслед за этим бюро Томского обкома КПСС издало постановление «О мерах по развитию физической культуры и спорта в школах, профтехучилищах, техникумах и вузах области» [25. Л. 1].

Для повышения спортивного мастерства в 1981 г. при томском облсовете «Буревестник» была создана экспериментальная группа по легкой атлетике, где под руководством тренера М.И. Карманова занимались 18 высококвалифицированных спортсменов. Чемпионами и призерами соревнований на первенство РС и ЦС ДСО «Буревестник», РСФСР, СССР 19811983 гг. стали 13 членов этой группы. Ряд спортсменов из этой группы, руководимой талантливым тренером М.И. Кармановым (преподаватель факультета физического воспитания ТГПИ), вскоре стали членами сборных команд: сборной СССР - студенты томского пединститута Евгений Окороков и Сергей Но-вошинский; сборной Россовета и ЦС ДСО «Буревестник» - студенты этого же вуза Сергей Бирюков и Александр Зюзин; сборной РС ДСО «Буревестник»

(юноши) - Олег Груняев и Владимир Козлов [26. Л. 4; 27. Л. 1]. Ранее только спортсмены межвузовского объединения по гребле при институте радиоэлектроники демонстрировали результаты уровня высшего спортивного мастерства. В этой связи необходимо отметить огромную и кропотливую работу тренера спортсменов-гребцов Анатолия Ивановича Иванова, преподавателя кафедры физической культуры института радиоэлектроники. Под его руководством уже к концу 1968 г. были подготовлены 22 кандидата в мастера спорта СССР и 14 перворазрядников. Его ученики были призерами и чемпионами первенств РСФСР и СССР [20. Л. 15].

Подготовку спортсменов высокого уровня в вузовских объединениях осуществляли лучшие тренеры города, одновременно являющиеся преподавателями кафедр физической культуры. Заслуженный тренер РСФСР Иван Мифодьевич Селетников (Томский государственный педагогический институт) подготовил много спортсменов высокого класса, в том числе и мастеров спорта СССР. Преподаватель физической культуры Томского политехнического института (ТПИ) Дмитрий Владимирович Моравецкий, в свое время один из сильнейших спортсменов г. Томска, находившийся еще у истоков развития физической культуры в городе, много лет отдал подготовке легкоатлетов, воспитав целую плеяду высококлассных спортсменов [20. Л. 16]. Мастер спорта СССР по спортивному ориентированию (преподаватель спорткафедры ТПИ) Александр Леонидович Собанин подготовил 14 мастеров спорта, 187 кандидатов в мастера спорта и спортсменов первого разряда [28. Л. 161]. Одним из ведущих альпинистов СССР являлся Генрих Андреев (преподаватель ТПИ). Под его личным руководством альпинисты г. Томска участвовали в покорении многих вершин Советского Союза [20. Л. 16].

Нельзя обойти молчанием большую роль созданных в конце 1950-х гг. оздоровительно-спортивных лагерей в стабилизации тренировочного процесса и создании возможности для проведения круглогодичных тренировок физкультурников и спортсменов вузов. Лагеря работали под единым руководством кафедр физического воспитания и спортивных клубов вузов [9. Л. 16, 17; 29. Л. 23; 30. Л. 6, 11, 12].

В марте 1961 г. вышел приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР «Об упорядочении работы оздоровительно-спортивных лагерей высших учебных заведений». Лагеря рассматривались как важный фактор в общей системе мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья студентов, и как необходимый элемент в организации круглогодичной тренировки. Значимость работы лагерей была подчеркнута постановлением ЦС СДСО «Буревестник» «О работе оздоровительно-спортивных лагерей в 1962 г.» [31. Л. 37, 46]. Любые постановления, в том числе и эти, бесспорно, активизировали работу физкультурных организаций.

В вузовских спортивно-оздоровительных лагерях были оборудованы футбольные поля, баскетбольные и волейбольные площадки, беговые дорожки и гимнастические городки. Все обустройство, как свидетельствуют документы, выполнялось силами студентов и преподавателей кафедр физвоспитания.

Спортивные занятия проводились регулярно в форме комплексных лагерных спартакиад по нескольким видам спорта. Например, в лагере Томского университета в 1964 г. была проведена спартакиада по 6 видам спорта. Перед спартакиадами обычно проводились учебно-тренировочные занятия по входящим в программу видам спорта с участием всех студентов, отдыхающих в лагере. Кроме того, работали секции по нескольким видам спорта [32. Л. 23]. Ежедневно проводилась утренняя гимнастика. Неотъемлемой частью оздоровительного отдыха студентов были сдача норм ГТО и обучение плаванию. Здесь же готовились инструкторы-общественники, судьи по спорту, сдавались разрядные нормы. Определенное место занимали туристические походы. Так, за период вузовских лагерных сборов 1965 г. в Томской области были проведены 68 турпоходов и ряд лодочных водных походов [19. Л. 6, 10, 11].

По сложившейся в стране той поры традиции в летнее время городское население активно привлекалось к трудовой безвозмездной помощи сельскому хозяйству. Поэтому ежегодно студенты, находившиеся на лагерных сборах, активно участвовали в оказании помощи ближайшим колхозам и совхозам в заготовке кормов, строительстве хозсооружений, работе на лесозаводе. Только за 1964 г. томским студенчеством было отработано 15 400 часов, а за лето 1965 г. - уже 20 000 часов. Трудовая деятельность проходила также в виде привлечения всех отдыхающих к работам по благоустройству лагеря [19. Л. 6, 10, 11, 42, 43].

Кроме того, спортивно-оздоровительные лагеря вузов проводили шефскую спортивную работу в близлежащих населенных пунктах. Силами студентов организовывались лекции, спортивные встречи с командами сел, выступления художественной самодеятельности. В архивах сохранились отчеты, подтверждающие, что, например, студенты Томского политехнического института и университета проводили товарищеские встречи со спортсменами сел Киреевск и Кожевниково, а спортсмены института радиоэлектроники - с физкультурниками с. Шегарка [19. Л. 42, 43; 12. Л. 40].

К концу 1970-х гг. многие вузы имели уже не по одному, а по несколько лагерей, в том числе и специализированных. Так, крупнейший в городе политехнический институт имел спортивный лагерь в с. Киреевск, лагерь туристов в г. Горно-Алтайске, лагерь геодезистов в Республике Хакассия. Спортсмены-подводники этого же вуза отправились на лагерные сборы на Бухтарминское море (водохранилище, озеро Зайсан, Алтай). Университет, кроме спортивно-оздоровительного лагеря, имел лагерь спортсменов

подводного спорта и лагерь научных работников. В педагогическом институте функционировали спортивно-трудовой лагерь в городе и загородный лагерь факультета физвоспитания. Институт радиоэлектроники имел лагерь по академической гребле и оздоровительный лагерь. Таким образом, ввиду очевидной результативности, популярность оздоровительно-спортивных лагерей возрастала [33. Л. 14, 15, 21]. Например, в 1978 г. в летний период функционировало 10 студенческих спортивных лагерей, в которых отдыхали и повышали свое спортивное мастерство 4 тыс. чел. [22. Л. 90, 94-96; 28. Л. 166, 167; 34. Л. 83].

В целостном анализе динамики физкультурного движения в стране необходимо особо подчеркнуть роль своеобразного государственного стандарта, которым фактически являлся комплекс ГТО. Выполнение нормативов ГТО, как показал опыт нескольких десятилетий, способствовало увеличению массовости отряда физкультурников. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО стал программно-нормативной основой системы физического воспитания в высшей школе.

Таким образом, можно считать очевидным фактом, что развертывание всесоюзной системы ГТО создало мощный фундамент для развития массового спорта. Вполне вероятно предположение, что выдающиеся результаты спортсменов стали закономерным финалом широкого распространения этого всенародного физкультурного движения. Именно массовость участия выявляла спортивные таланты и давала огромный стимул к дальнейшему повышению результатов начинающих спортсменов.

Подготовка значкистов ГТО проводилась кафедрами физического воспитания и спорта в процессе прохождения студентами обязательного курса физической подготовки, куда входили обязательные зачетные нормативы [12. Л. 12].

Впервые слова «Готов к труду и обороне СССР» прозвучали в мае 1930 г.; впоследствии положение о значке ГТО менялось несколько раз, что объяснялось изменениями экономико-политической обстановки в стране и за ее пределами. И первоначальный, и видоизмененный комплекс ГТО неизменно пользовался в СССР большой популярностью [9. Л. 15].

Однако к концу 1960-х гг. ввиду утраты элемента новизны первоначальный интерес к физкультурному движению в рамках ГТО несколько снизился. Для оптимизации работы в данном направлении ЦК КПСС и Советом министров СССР в январе 1972 г. было принято постановление «О введении нового Всесоюзного спортивного комплекса ГТО». Для руководства работой по выполнению новых требований комплекса ГТО в вузах были созданы постоянно действующие комиссии, возглавляемые проректорами по учебной работе. Практическая работа по сдаче норм возлагалась на кафедры физического воспитания и военной подготовки совместно со спортивными клубами [35. Л. 45, 60; 36. Л. 24].

Работа по внедрению нового комплекса ГТО, как и следовало ожидать, стала приоритетной для областных советов и спортивных клубов. Поэтому в 1970-е гг. стали очевидными результаты проделанной работы. Так, за период с 1 марта 1972 г. по 1 декабря 1973 г. только в томских вузах были привлечены к сдаче норм ГТО 22 141 (73%) студент и 3 663 (50%) сотрудника [36. Л. 24].

Надо отметить, что преподавательский состав сибирских вузов активно поддерживал сдачу норм ГТО. Например, в г. Томске золотыми значкистами ГТО стали декан факультета электронной техники (институт радиоэлектроники) И.В. Шипунов, член партбюро института К.И. Юргин, декан конструкторско-технологического факультета В. Г. Столярчук и др. Активность преподавателей имела огромное агитационное и воспитательное значение [37].

Соревнования по новому варианту программы ГТО в вузах приняли массовый характер и проводились как большой праздник. В программу спартакиад спортивных клубов включались все виды спорта, входящие в комплекс ГТО, а также соревнования по летнему и зимнему многоборью ГТО. Спартакиады по комплексу ГТО проводились и в спортивных лагерях в летний период [36. Л. 24, 25].

Областные советы ежегодно проводили смотры-конкурсы в спортивных клубах вузов одновременно с организацией массовых зимних и летних соревнований по многоборью ГТО на призы газет «Советский спорт», «Труд», «Комсомольская правда». Только в 1979 г. и только в томских вузах на старты вышли более 20 тыс. чел. Всего по вузам г. Томска в 1979 г. насчитывалось уже 30 416 значкистов ГТО, что составляло 67,9% от общего числа студентов [38. Л. 2, 6]. Таким образом, комплекс ГТО способствовал выполнению основной целевой установки - повышению массовости занятий физической культурой.

Как уже отмечалось, спортивно-массовая работа планировалась и проводилась совместно кафедрами физвоспитания и спортивными клубами по учебным семестрам. Семестровые планы спортивных мероприятий входили в общий план воспитательной и культурно-массовой работы и утверждались ректором или проректором по учебной работе. С целью четкости в организации и руководстве спортивными мероприятиями разрабатывались оперативные планы на 1-2 месяца. Отдельно от семестровых составлялись планы массовых спортивных мероприятий на период зимних и летних каникул. Планирование массовых спортивных мероприятий на факультетах выполнялось спортсове-тами факультетов. Все мероприятия были увязаны между собой в единую систему, содействующую вовлечению студентов в занятия спортом, повышению спортивного мастерства и подготовке к последующим соревнованиям [17. Л. 29].

Как правило, наиболее массовыми мероприятиями являлись: факультетские и общевузовские зимние и летние спартакиады, первенства и блицтурниры по от-

дельным видам спорта, легкоатлетические и лыжные кроссы, туристические походы, спортивные фестивали, спартакиады проживающих в общежитии, праздники здоровья с обширными спортивными программами и т.д. [32. Л. 4; 35. Л. 63].

По нормативам комплекса ГТО первого поколения в послевоенный период большой популярностью пользовались спортивные праздники, кольцевые пробеги, которые привлекали к себе большое внимание горожан. Например, в общегородском параде, посвященном дню физкультурника 1947 г., участвовали 3 000 физкультурников, и зрелище, без сомнения, было для г. Томска грандиозное [39]. Студенты с большим интересом принимали участие в агитпоходах по внедрению комплекса ГТО, которые организовывались во время каникул. Так, с целью спортивной агитации в г. Томске и г. Колпашево коллективами физической культуры было проведено только за 1947 г. 20 агитпробегов [40]. Кроме этого, довольно часто проходили так называемые «матчи дружбы». Подобные встречи, кроме спортивно-состязательной программы, содержали насыщенную культурную программу: посещение театров, музеев и т.д. [41].

С начала 1960-х гг. большое распространение в вузовской среде Сибири получили всевозможные социалистические соревнования.

Между спортивными клубами вузов проводилось соцсоревнование по трем разделам:

- спортивно-оздоровительная работа (критерии: количественный состав участников соревнований, оздоровительных мероприятий и турпоходов; процентное соотношение студентов, задействованных в секционных объединениях к общему числу студентов вуза; количество функционирующих в вузе секций по различным видам спорта);

- подготовка спортсменов-разрядников (критерии: количество спортсменов, выполнивших нормативы мастеров и кандидатов в мастера спорта, 1, 2, 3-го и юношеских разрядов по различным видам спорта; участие спортсменов в соревнованиях российского, общесоюзного и мирового уровней);

- итоги спартакиад и соревнований облсовета (критерий: места, занятые спортивными клубами в различных соревнованиях и спартакиадах в общегородском зачете).

Областным советом «Буревестник» проводились следующие смотры-конкурсы:

- по выполнению нормативов комплекса ГТО (критерии: количество физкультурников, сдавших нормы ГТО; процентное соотношение студентов, выполнивших нормативы ГТО к общему числу студентов вуза);

- спортивно-оздоровительной работе лагерей (критерии: процентное соотношение задействованных студентов к общему числу обучающихся в вузе; количество выполнивших за летний оздоровительный сезон нормы ГТО и спортивные разряды; участие студентов в шефской

физкультурной работе с населением близлежащих к лагерям колхозов и совхозов);

- постановке физкультурной работы в учебных группах, на факультетах, в вузах по итогам зимнего и летнего сезонов (критерии: количество студентов, задействованных в занятиях физической культурой; процентное соотношение участников соревнований и оздоровительных мероприятий к общему числу студентов групп, факультетов, вузов; итоговые места в соревнованиях, количество студентов, сдавших нормы ГТО и выполнивших разрядные нормативы);

- эффективности использования спортивных сооружений (критерии: количественная загруженность спортивных сооружений и коэффициент полезного действия) [26. Л. 1-4, 5, 10].

Центральное место среди всех спортивных мероприятий занимала традиционная круглогодичная комплексная спартакиада. Путем привлечения значительных студенческих масс к участию в спартакиадах спортклубы решали несколько задач. Во-первых, значительно повышалась массовость спорта; во-вторых, увеличивалось количество сдавших нормы ГТО и выполнивших нормативы 1-3-го спортивных разрядов. Круглогодичная спартакиада была положена в основу пирамиды по организации массовой физкультурной работы в вузах во внеурочное время. В основании этой пирамиды значились соревнования на факультетах, а вершиной - соревнования сборных команд и лучших спортсменов факультетов за право называться сильнейшими в вузе. В программу спартакиады входило большое количество видов спорта. Большинство соревнований проводилось, как правило, в торжественной обстановке, с подведением итогов и вручением призов. Положением о спартакиадах учитывалось состояние работы на факультете по вовлечению студентов в члены спортклуба и по сбору членских взносов в СДСО «Буревестник». Требовалось, чтобы перед каждым соревнованием, входящим в программу спартакиады, внутри факультетов проводились свои соревнования по данному виду спорта. Областной совет ежегодно проводил спартакиаду «Бодрость и здоровье» по нескольким видам спорта среди преподавателей и сотрудников вузов. Проводились также краевые и областные зимние спартакиады, спартакиады профсоюзов и т.д. [42. Л. 1; 43. Л. 29, 30; 14. Л. 60; 32. Л. 32; 22. Л. 90, 94; 28. Л. 165, 166].

Кроме спартакиад, в вузовской практике использовалось множество других спортивно-массовых мероприятий, таких как День бегуна, День метателя, День прыгуна и т.д. Большим разнообразием отличалась программа институтских, межгрупповых, курсовых соревнований. Именно за счет использования многообразных форм проведения спортивно-массовой работы значительно возросла численность физкультурников [12. Л. 27].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что спортивно-массовая работа в системе высшего обра-

зования явилась значимым и необходимым дополнением в учебном процессе. Масштабность и творческое многообразие форм и методов ее организации способствовали привлечению в ряды физкультурников значительной части студенческой молодежи. Подобная организация процесса физического воспитания молодежи способствовала решению не только физкультурно-оздоровительных, но и социально значимых задач. В рамках физкультурной работы повсеместно происходило воспитание важных, с идеологической и политической точек зрения, чувств: патриотизма, гордости за страну, ответственности и единения и т.д. Помимо этого, у молодежи формировались навыки социально адекватного проведения досуга, осуществлялось оказание шефской помощи сельской моло-

дежи, расширение материально-технической базы вузов и т. д. Организация секционной работы в высших учебных заведениях способствовала подготовке высококвалифицированных спортсменов, что было значимым для развития спорта высших достижений в стране и представления ее на международной арене. За короткий период вузы Сибири стали конкурентоспособными в борьбе за медали высшего достоинства на российском и общесоюзном уровнях и вышли на международную арену. Таким образом, в целом, в исследуемый период в вузах была реализована правительственная установка на развитие массовости и повышения уровня мастерства спортсменов, что действительно являлось одним из преимуществ социалистической системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ревин А. Растут кадры физкультурников // Красное знамя (Томск). 1946. 27 фев.

2. Центр документации Новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 608. Оп. 3. Д. 39.

3. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту / под ред. Г.И. Кукушкина и др. М. : Физкультура и спорт. 1961. Т. 1. 368 с.

4. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 162.

5. ЦДНИ ТО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 249.

6. Афанасьев Т. Успехи томских борцов // Красное знамя. 1953. 15 мая.

7. Красное знамя (Томск). 1950. 31 дек.

8. Петров В. В областной спортивной школе // Красное знамя. 1955. 20 июля.

9. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 1611. Оп. 1. Д. 9.

10. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 32.

11. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 7.

12. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 41.

13. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 43.

14. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 57.

15. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 70.

16. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 3471.

17. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 72.

18. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 4296.

19. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 40.

20. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 110.

21. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 302.

22. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 303.

23. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 322.

24. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 361.

25. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 406.

26. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 413.

27. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 432.

28. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 304.

29. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 14.

30. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 15.

31. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 32.

32. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 63.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 217.

34. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 419.

35. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 264.

36. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 268.

37. Красное Знамя. 1973. 25 окт.

38. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 317.

39. Красное знамя. 1947. 16 июля.

40. Красное знамя. 1957. 5 фев.

41. Литвинов В. Матч дружбы // Красное знамя. 1958. 6 марта.

42. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 12.

43. ГАТО. Ф. 1611. Оп. 1. Д. 25.

Sarycheva Tatiana V. Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: sarycheva_tv_1@mail.ru THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR PHYSICAL CULTURAL AND SPORT MASS WORK IN HIGHER INSTITUTIONAL ESTABLISHMENTS (HIE) IN WESTERN SIBERIA (HIE OF TOMSK, 1945-1991). Keywords: universities; higher institutional establishments; extracurricular sport work; students sport.

Physical culture in the period under review was an important element of educational process in universities and was characterized by the variety of forms. The main forms of extracurricular work included sections and sport mass activities. Sections in Siberian universities in the postwar period functioned at the level of sports organizations they belonged to. The number of sections in the first postwar years was not great, and the same was true as to the number of participants. Some visible stability in the work of sections appeared only in the early 1960s. Besides the university sports sections, sports youth schools were functioning founded to improve the quality of physical

work among youth and to make the level of highly-qualified sportsmen more professional. Up to the mid-1950s the representatives of Siberian sports schools started to participate in the competitions at the state level. In 1957 the «Burevestnik» sports organization was founded and the training of highly-qualified sportsmen was transferred to it. With the foundation of sport-and-wellness camps in the 1950s the training of Siberian university sportsmen became an all-year-round activity. The material base of the camps was created mostly by the students and teachers of the universities sport departments. In 1962 a decree was issued on training 20-25% of the whole amount of university students to sports categories. It inspired the universities' sports departments and the «Burevestnik» sports organization to improve the work on training the sportsmen with categories. To make the level of qualified sportsmen higher priority kinds of sports were defined according to which children and youth groups were organized. The highly qualified coaches were involved in this process which resulted in the growth of constellations of high class sportsmen. At the universities many sports activities were held such as summer and winter all-around competitions, light athletic and ski crosses, competitions among the students living in the hostels. From the early 1960s diverse socialist competitions became widespread at Siberian universities. Thus, we can conclude that sports mass work in the system of higher education was a valuable and necessary addition to the process of sports education. The mass character of this process and the creative variety of its forms and methods influenced positively the growth of students in the physical culture movement.

REFERENCES

1. Revin A. Rastut kadry fizkul'turnikov [Athletes Staff Grow]. Krasnoe znamya, 1946, 27th February.

2. Documentation Centre of Contemporary History of the Tomsk Region (TsDNI TO). Fund 608. List 3. File 39. (In Russian).

3. Kukushkin G.I. (ed.) Entsiklopedicheskiy slovar'po fizicheskoy kul'ture i sportu [The Encyclopedic Dictionary of Physical Culture and Sport]. Mos-

cow: Fizkul'tura i sport Publ., 1961. Vol. 1, 368 p.

4. Documentation Centre of Contemporary History of the Tomsk Region (TsDNI TO). Fund 1221. List 1. File 162. (In Russian).

5. Documentation Centre of Contemporary History of the Tomsk Region (TsDNI TO). Fund 1221. List 1. File 249. (In Russian).

6. Afanas'ev T. Uspekhi tomskikh bortsov [Advances of Tomsk fighters]. Krasnoe znamya, 1953, 15th May.

7. Krasnoe znamya, 1950, 31st December.

8. Petrov V. V oblastnoy sportivnoy shkole [In the regional sports school]. Krasnoe znamya, 1955, 20th July.

9. The State Archives of the Tomsk Region (gATO). Fund 1611. List 1. File 9. (In Russian).

10. The State Archives of the Tomsk Region (GATO). Fund 1611. List 1. File 32. (In Russian).

11. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 7. (In Russian).

12. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 41. (In Russian).

13. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 43. (In Russian).

14. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 57. (In Russian).

15. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 70. (In Russian).

16. Documentation Centre of Contemporary History of the Tomsk Region (TsDNI TO). Fund 607. List 1. File 3471. (In Russian).

17. The State Archives of the Tomsk Region (GATO). Fund 1611. List 1. File 72. (In Russian).

18. Documentation Centre of Contemporary History of the Tomsk Region (TsDNI TO). Fund 607. List 1. File 4296. (In Russian).

19. The State Archives of the Tomsk Region (GATO). Fund 1611. List 1. File 40. (In Russian).

20. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 110. (In Russian).

21. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 302. (In Russian).

22. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 303. (In Russian).

23. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 322. (In Russian).

24. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 361. (In Russian).

25. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 406. (In Russian).

26. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 413. (In Russian).

27. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 432. (In Russian).

28. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 304. (In Russian).

29. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 14. (In Russian).

30. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 15. (In Russian).

31. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 32. (In Russian).

32. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 63. (In Russian).

33. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 217. (In Russian).

34. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 419. (In Russian).

35. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 264. (In Russian).

36. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 268. (In Russian).

37. Krasnoe Znamya, 1973, 25th October.

38. The State Archives of the Tomsk Region (GATO). Fund 1611. List 1. File 317. (In Russian).

39. Krasnoe Znamya, 1947, 16th July.

40. Krasnoe znamya, 1957, 5th February.

41. Litvinov V. Match druzhby [The Match of friendship]. Krasnoe znamya, 1958, 6th March.

42. The State Archives of the Tomsk Region (GATO). Fund 1611. List 1. File 12. (In Russian).

43. The State Archives of the Tomsk Region (gATo). Fund 1611. List 1. File 25. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.