УДК 338.467.6
© 2015
ИНДУСТРИЯ СПОРТА: КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОЛИТИКА
МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РФ
О. Ю. Фролова, студентка
Т. А. Хорошева, кандидат биологических наук, кафедра «Адаптивная физическая культура» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Развитие спортивной индустрии как отрасли экономики государства во многом зависит как от политики государства в области спорта, так и от новых веяний, которые реализуют в продукт коммерческие организации. В статье рассмотрены последние тенденции финансирования спортивной индустрии из бюджетных средств. Определен механизм функционирования рынка спортивных товаров и услуг.
Ключевые слова: индустрия спорта, финансирование физической культуры и спорта.
Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой частью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая, в свою очередь, позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта [3, с. 71].
Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.
Рынок спортивных товаров:
- потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
- производители: коммерческие организации.
Рынок спортивных услуг:
- потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
- производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).
Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.
Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами. Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болельщики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат [1, с. 143].
Основным потребителем в индустрии спортивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хотя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций - это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот зритель покупает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Привлечь такого потребителя - значит иметь
69
возможность активной рекламы смежных товаров и услуг. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.) [2, с. 59].
В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь, ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта.
Однако многие предприятия спорта зависят от политики Министерства спорта РФ. К примеру, производители, ориентированные на гос. закупки, остро реагируют на сокращение бюджета в отношении спортивной индустрии. Само же государство, посредством ответственных структур, является активным участником индустрии спорта. Так, согласно отчету Министерства спорта РФ, за 2013 год были достигнуты основные запланированные результаты.
Привлечено к систематическим занятиям физической культурой и спортом 36 млн человек, из которых более 540 тыс. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [4, с. 160].
До 270,5 тыс. единиц увеличена сеть спортивных сооружений, доступных для различных категорий и групп населения, 18 % из них адаптированы для возможности занятия спортом инвалидов. Сеть спортивных сооружений способна единовременно принять свыше 7 млн человек.
Обеспечены успешная подготовка и проведение следующих мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации:
- чемпионаты мира и Европы 2013 года;
- XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казань;
- XIV чемпионат мира ИААФ по легкой атлетике в г. Москва;
- VI Кубок мира по регби-7 в г. Москва;
- II Всемирные Игры боевых искусств в г. Санкт-Петербург.
Разработан и принят Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в
Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и план его реализации [5, с. 32].
Достигнутые результаты позволили достичь следующих показателей:
- доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения - 27,1 %;
- уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта - 26,2 %;
- доля спортивных объектов, подлежащих к использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казань, в общем количестве спортивных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казань -100 %.
Анализ данных о финансировании физической культуры и спорта в России (табл. 1) показал, что наибольших затрат требует заработная плата работников физической культуры и спорта (33,7 %), а также инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений (20,3 %).
Меньших затрат требуют капитальный ремонт спортсооружений (3,2 %) и приобретение спортивного оборудования и инвентаря (5 %).
Рынок же спортивных услуг менее резко реагирует на бюджет Министерства спорта РФ.
Во многом успех коммерческого предприятия индустрии спорта зависит от рекламной компании того или иного вида спорта, качества предоставляемых услуг, а также общей экономической ситуации в стране [6-9].
В эту отрасль входят многочисленные школы, студии, фитнес-центры и прочие организации, оказывающие подобные услуги [10, с. 97].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что индустрия спорта во всех ее проявлениях в значительной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в стране. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государства, так и спонсорская помощь, а определенное направление политики развития спорта в России.
70
Таблица 1 - Финансирование физической культуры и спорта
Статьи расходов Фактически выделено бюджетных средств Получено из внебюджетных источников Всего израсходовано на развитие физической культуры и спорта
Всего из федерального бюджета из консолидированного бюджета субъекта РФ:
бюджет субъекта РФ бюджет муниципального образования
1 3 4 5 6 7 8
Расходы - всего 250 832 655,7 16 191 825,9 147 755 252,5 86 885 577,3 41 173 492,7 292 006 148,4
Проведение спортивных мероприятий 31 071 765,1 363 285,5 24 564 962,8 6 143 516,8 5 797 848,6 36 869 613,7
Приобретение спортивного оборудования и инвентаря 11 270 221,4 2 479 129,7 5 509 550,8 3 281 540,9 3 255 476,8 14 525 698,2
Капитальный ремонт спортсооружений 8 211 133,8 569 217,6 4 874 944,3 2 766 971,9 1 213 979,6 9 425 113,4
Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений 53 262 532,7 9 708 360,5 35 838 278,7 7 715 893,5 6 274 486,7 59 537 019,4
Заработная плата работников физической культуры и спорта 89 105 526,2 1 761 953,1 42 619 850,8 44 723 722,3 9 291 551,0 98 397 077,2
На содержание спортивных сооружений 21 390 353,6 729 860,8 9 515 012,3 11 145 480,5 4 367 729,7 25 758 083,3
Другие 36 521 122,9 580 018,7 24 832 652,8 11 108 451,4 10 972 420,3 47 493 543,2
71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кохановский Е. В. Спорт как культурная индустрия в России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 7 (143). С. 141-147.
2. Леднев В. А. Индустрия спорта как арена конкурентной борьбы // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 59.
3. Фарберова О. Е. Роль российского предпринимательства в индустрии спорта // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4. С. 70-72.
4. Солнцев И. В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.
2012. № 6 (24). С. 155-167.
5. Холомина О. А., Курилова А. А. Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения // Карельский научный журнал.
2013. № 3. С. 31-33.
6. Крамин Т. В., Леонов В. А. Определение приоритетов управления инвестиционной привлекательностью региона и их учет в рамках реализации крупных спортивных мероприятий // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 1. С. 39-45.
7. Федулов И. С., Медведева И. А. Влияние занятий спортом на социально психологические характеристики подростков // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 183-187.
8. Ванюхина Н. В., Григорьева О. В. Личностные особенности и мотивация волонтеров XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казань // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С.41-45.
9. Платонова Р. И., Колодезникова С. И., Ха-
лыев С. Д. Социальный потенциал комплекса ГТО в формировании физически активного населения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология.
2014. № 3. С. 169-171.
10. Холомина О. А., Курилова А. А. Молодежный парламент как механизм форми-рования резерва управленческих кадров // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 96-98.
© 2015
SPORTS INDUSTRY: BUSINESS AND POLICY OF THE MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION SPORTS
O. Y. Frolova, student
T. A. Khorosheva, candidate of biological sciences, Department of «Adaptive physical education»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation. The development of the sports industry as a branch of the state's economy largely depends on the state policy in the field of sport, as well as on new trends, which is implemented in the product commercial organizations. The article examines recent trends in the financing of the sports industry from the budget. The mechanism of functioning of the market of sports goods and services.
Keywords: sports industry, financing of Physical Education and Sport.
72