Научная статья на тему 'Подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"'

Подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
415
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SPORTS COMPLEX "IT IS READY TO WORK AND DEFENSE" (GTO) / GTO OF DISABLED PEOPLE / STUDENTS WITH OVZ / PHYSICAL CULTURE / TRAINING OF STUDENTS / SUBGROUPS IN GTO / INCLUSIVE EDUCATION / JOINT OCCUPATIONS / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО) / ГТО ИНВАЛИДОВ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПОДГРУППЫ В ГТО / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВМЕСТНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Митрохин Евгений Александрович, Самсонова Евгения Андреевна, Самсонов Андрей Юрьевич, Флек Александр Александрович

На протяжении последних десяти лет большое внимание стало уделяться двум проблемам: оздоровление молодежи, путем вовлечения в массовые физкультурно-спортивные мероприятия (разработка и внедрение ВФСК «ГТО») и проблема социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с помощью инклюзивного образования и разработки нормативов ГТО для данной группы. По данным в СМИ с 2017 года в 14 регионах страны начались «пилотные» приемы выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО для лиц с ОВЗ в экспериментальном режиме. Цель. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме внедрение ВФСК «ГТО» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов разной этиологии. Предметом изучения стали несколько процессов возможность создания смешанных групп на занятиях по дисциплинам физической культуры и анализ испытаний ВФСК «ГТО». Авторы ставили цель выявить возможность подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов ГТО на базе высших учебных заведений. Материалы и методы: в Сибирском институте управления филиала РАНХиГС авторами осуществлялся анализ, подбор средств физического воспитания и материально-технического обеспечения для подготовки студентов к сдаче нормативов ГТО в смешанных группах (в условиях инклюзивного образования) различными методами (опрос, анкетирование, педагогический эксперимент). Результаты исследования: полученные первые результаты показали, что проведение занятий в смешанных группах по дисциплинам физической культуры будут положительно влиять на подготовку студентов с ОВЗ к участию в сдачи нормативов ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Митрохин Евгений Александрович, Самсонова Евгения Андреевна, Самсонов Андрей Юрьевич, Флек Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH TO DELIVERY OF STANDARDS OF "THE All-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "IT IS READY TO WORK AND DEFENSE"

For the last 10 years much attention began to be paid to two problems: improvement of youth, by involvement in mass sports actions (development and deployment of VFSK “GTO”) and a problem of socialization of persons with limited opportunities of health (further OVZ) by means of inclusive formation and development of standards of GTO for this group. By data in media since 2017 in 14 regions of the country “pilot” methods of implementation of standards of tests (tests) of the GTO complex for persons have begun with OVZ in the experimental mode. Purpose. Article is devoted to a subject relevant today introduction of VFSK “GTO” for persons with limited opportunities of health and disabled people of a different etiology. Several processes a possibility of creation of the mixed groups on classes in disciplines of physical culture and the analysis of tests of VFSK “GTO” became a subject of studying. Authors set the purpose to reveal a possibility of training of students with limited opportunities of health to delivery of standards of GTO on the basis of higher educational institutions. Materials and methods: at the Siberian institute of management RANEPA branch authors carried out the analysis, selection of means of physical training and material support for training of students for delivery of standards of GTO in the mixed groups (in the conditions of inclusive education) by various methods (poll, questioning, a pedagogical experiment). Results of the study: the received first results have shown that training in the mixed groups on disciplines of physical culture will positively influence training of students with OVZ to participation in delivery of standards of GTO.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов "Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"»

DOI: 10.12731/2218-7405-2018-6-91-105 УДК 796.063.4

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ

«ВСЕРОССИЙСКОГО физкультурно-спортивного

КОМПЛЕКСА "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ"» Митрохин Е.А., Самсонова Е.А., Самсонов А.Ю., Флек А.А.

На протяжении последних десяти лет большое внимание стало уделяться двум проблемам: оздоровление молодежи, путем вовлечения в массовые физкультурно-спортивные мероприятия (разработка и внедрение ВФСК «ГТО») и проблема социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с помощью инклюзивного образования и разработки нормативов ГТО для данной группы. По данным в СМИ с 2017 года в 14 регионах страны начались «пилотные» приемы выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО для лиц с ОВЗ в экспериментальном режиме.

Цель. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме внедрение ВФСК «ГТО» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов разной этиологии. Предметом изучения стали несколько процессов - возможность создания смешанных групп на занятиях по дисциплинам физической культуры и анализ испытаний ВФСК «ГТО». Авторы ставили цель выявить возможность подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов ГТО на базе высших учебных заведений.

Материалы и методы: в Сибирском институте управления - филиала РАНХиГС авторами осуществлялся анализ, подбор средств физического воспитания и материально-технического обеспечения для подготовки студентов к сдаче нормативов ГТО в смешанных группах (в условиях инклюзивного образования) различными методами (опрос, анкетирование, педагогический эксперимент).

Результаты исследования: полученные первые результаты показали, что проведение занятий в смешанных группах по дисциплинам физической культуры будут положительно влиять на подготовку студентов с ОВЗ к участию в сдачи нормативов ГТО.

Ключевые слова: физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО); ГТО инвалидов; студенты с ОВЗ; физическая культура; подготовка студентов; подгруппы в ГТО; инклюзивное образование; совместные занятия.

TRAINING OF STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH TO DELIVERY OF standards OF «THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEx "IT IS READY TO WORK AND DEFENSE"»

Mitrokhin E.A., Samsonova E.A., Samsonov A.Yu., Flek A.A.

For the last 10 years much attention began to be paid to two problems: improvement of youth, by involvement in mass sports actions (development and deployment of VFSK "GTO") and a problem of socialization of persons with limited opportunities of health (further OVZ) by means of inclusive formation and development ofstandards of GTO for this group. By data in media since 2017 in 14 regions of the country "pilot" methods of implementation of standards of tests (tests) of the GTO complex for persons have begun with OVZ in the experimental mode. Purpose. Article is devoted to a subject relevant today introduction of VFSK "GTO" for persons with limited opportunities of health and disabled people of a different etiology. Several processes - a possibility of creation of the mixed groups on classes in disciplines of physical culture and the analysis of tests of VFSK "GTO" became a subject of studying. Authors set the purpose to reveal a possibility of training of students with limited opportunities of health to delivery of standards of GTO on the basis of higher educational institutions.

Materials and methods: at the Siberian institute of management -RANEPA branch authors carried out the analysis, selection of means

of physical training and material support for training of students for delivery of standards of GTO in the mixed groups (in the conditions of inclusive education) by various methods (poll, questioning, a pedagogical experiment).

Results of the study: the receivedfirst results have shown that training in the mixed groups on disciplines ofphysical culture will positively influence training of students with OVZ to participation in delivery of standards of GTO.

Keywords: sports complex "It Is Ready to Work and Defense" (GTO); GTO of disabled people; students with OVZ; physical culture; training of students; subgroups in GTO; inclusive education; joint occupations.

Введение

По приказу Министерства здравоохранения РФ от 1 марта 2016 г. № 134н «О Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»», указано, что несовершеннолетние со СМГ здоровья для занятий физической культуры к сдаче нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО не допускаются. Также для лиц, которым по результатам диспансеризации или профилактического медицинского осмотра установлена II или III группа состояния здоровья или подготовительная медицинская группа для занятий физической культурой (II группа), для решения вопроса о допуске к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО направляются к врачу по спортивной медицине. Соответственно, допускаются только абсолютно здоровые и с незначительными отклонениями, относящиеся к подготовительной группе здоровья. При этом, необходимо рассмотреть статистику заболеваемости: людей с I группой

здоровья с каждым годом становится все меньше, в основном это II и III группы здоровья, а среди современного поколения идет рост IV группы, которым врачи рекомендуют занятия только ЛФК. По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения наличие способности вести активный образ жизни инвалидами в возрасте 15 лет и более в 2014 году составило всего 8,5%, которые смогут наравне со всеми вести активный образ жизни. И большое количество инвалидов (87%) - не смогут вести активную жизнь, т.к. не позволяют здоровье или возраст [11].

На сегодняшний день уже разработан приказ .№1073 Минспорта России [8], где на базе Национального государственного университета физической культуры спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта в г. Санкт-Петербурге в составе Института адаптивной физической культуры (директор - Евсеева О.Э.) создан научно-методический центр по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов, направленный на успешную социализацию лиц с ОВЗ. Тестирование ГТО для инвалидов включают испытания на определение уровня физической подготовленности по тем же физическим качествам, как и для здоровых: скоростные возможности, силу, гибкость, скоростно-силовые способности, координационные способности и выносливость. Отличительной особенностью является разделение ГТО инвалидов на 3и подгруппы: 1я для лиц с нарушениями слуха, зрения и интеллектуальные отклонения: 2я подгруппа - лица с поражением опорно-двигательного аппарата; 3я группа - со сложными нарушениями, а также возможность замены испытаний (тестов) с учетом ограничений.

Анализ специальной литературы и педагогического опыта показал, что использование средств физической культуры в социальной и профессиональной адаптации студентов с проблемами здоровья осуществляется в двух направлениях[1;6;7;12]:

- построение системы профессионально-прикладной физической подготовки с включением в ее содержание элементов лечебной и коррекционной физической культуры,

- организация физической подготовки студентов с проблемами здоровья, адаптированной с учетом требований комплекса ГТО.

Проект уже разработан и проходит «пилотные» испытания в разных регионах страны. Разработанные требования для оценки уровня физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) являются важнейшим условием повышения мотивации к занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом (физической культурой и спортом для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов), в которых учитываются особенности их физического статуса [2, с. 54-55].

При успешном «пилотном» введении, с этого года планируется внедрение комплекса ГТО для инвалидов во всех городах, соответственно, перед учебными заведениями вновь появится ряд проблем:

1. Подготовка штатных сотрудников (профессорско-преподавательского и тренерского состава) к работе с данной категорией обучающихся по приему нормативов ГТО;

2. Материально-техническая база (для подготовки обучающихся с ОВЗ к сдаче испытаний ГТО, лицензированные площадки);

3. Разработка программ и планов, с учетом группы по ГТО обучающегося и представленных нормативов по его ограничениям, и проведение учебного процесса с учетом данных нормативов в течение учебного процесса;

4. Мотивация обучающихся с ОВЗ к участию сдачи нормативов ГТО, одним из критериев мотивации - борьба с самим собой и т.д.;

5. Оценка физических возможностей в рамках учебного процесса, разработка нормативной сетки, оценка качества образования;

6. Организация судейства ГТО для обучающихся с ОВЗ. Одним из направлений подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является освоение теоретических основ комплекса ГТО и формирование на-

выков судейской деятельности, связанной с приемом нормативов ГТО, приобретением умений организовывать, планировать, диагностировать эффективность учебной и самостоятельной деятельности в процессе реализации содержания комплекса ГТО. Это представляет возможность включения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в активную физкультурно-спортив-ную деятельность в качестве помощников-судей по приему нормативов ГТО [1, с. 287].

Создание инклюзивного образования направлено на включение студентов с ОВЗ на активную социальную и профессиональную деятельность общества. Инклюзивное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ закрепляет гуманистическую направленность общества в отношении инвалидов, создавая условия для повышения качества образования инвалидов, а, следовательно, для приобретения ими средств выстраивания личной, профессиональной и общественной деятельности и для полноценной интеграции в социум [4, с. 3].

На базе Сибирского института управления - филиала РАН-ХиГС на протяжении последних 3 лет на 2, 3 и 4 курсах введены экспериментальные смешанные группы на занятиях по дисциплинам физической культуры [3; 9; 10]. Цель создания экспериментальных групп - привлечение студентов с ОВЗ к совместным занятиям по дисциплинам физической культуры в рамках инклюзивного образования и принятия участия в сдачи итоговых нормативов, с учетом их нозологий и физических ограничений. Цель исследования: выявить и определить возможность подготовки студентов с ОВЗ в рамках инклюзивного образования к сдаче нормативов ГТО.

Материалы и методы

Анализ научных, методических и публицистических изданий; анкетирование и опрос студентов СИУ-филиала РАНХиГС, педагогический эксперимент.

Результаты исследования, обсуждение результатов

В исследовании принимают участие 113 студентов (43 юноши и 70 девушек) 2, 3 и 4 курсов. Из них 1 группа 2 курса (экспериментальная в составе 16 человек), 2 группы 3 курса (экспериментальная - по 20 человек) и 1 группа 4 курса (экспериментальная - 12 человек) и по 1 группе 2, 3 и 4 курса основной группы по 15 человек. Педагогический эксперимент состоит из нескольких этапов:

1. Опрос студентов СИУ по вопросам инклюзивного образования, в т.ч. на занятиях по дисциплинам физической культуры (май 2016, май 2017) [3, с. 128-130];

2. Выявление особенностей и ограничений студентов, желающих обучаться в экспериментальной группе, укомплектование групп и интеграция студентов СМГ в основную (экспериментальные группы - сентябрь 2016, сентябрь 2017) [9, с. 126-128];

3. Проведение пробных базовых занятий в экспериментальных (смешанных) группах;

4. Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей, без влияния, а качество образование в группе;

5. Перерассмотрение нормативных испытаний для экспериментальной группы с учетом методических рекомендаций ГТО для инвалидов.

6. Прием нормативов на занятиях по дисциплинам физической культуры по пересмотренным испытаниям и нормативной сетки.

На кафедре были разработаны и адаптированы рабочие программы по дисциплинам физической культуры, проанализировано материально-техническое обеспечение кафедры для принятия нормативов по определению уровня развития физических качеств, проверяемых ВФСК «ГТО».

Анализируя методические рекомендации проведения ГТО для инвалидов и перечень испытаний (тестов) для V и VI ступеней (возраст студентов вуза) они во многом схожи с испытаниями для здоровых. Рассмотрим возможные трудности подготовки студентов с ОВЗ к сдачи нормативов ГТО в рамках вуза (табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ испытаний и условий для подготовки и сдачи нормативов ВфСК «ГТО»

Наимено- Испытание (тест) Дополнительные Дополнительные

№ вание фи- утвержденное варианты в ис- условия для при-

п/п зического ВФСК «ГТО» для пытаниях для нятия испытания

качества здоровых лиц с ОВЗ (теста)

Скорост- Бег на 100 м - бег на 30м, 60м, - конусы (флаги)

ные воз- - бег в колясках для ограничения

можности на 60 или 100 м; - бег с сопровождением круга для бега в колясках; - условия для бега

1 с лидером или третбане с максимальной интенсивностью (например: расширенные дорожки)

Выносли- Бег на 2или 3км; - скандинавская - профессиональ-

вость Бег на лыжах на 3 ходьба; ные скандинавские

или 5 км; - бег в колясках; палки;

Кросс на 3 или 5 - бег в колясках - оборудованная

км по пересечен- на лыжах; местность для бега

ной местности; - бег с сопрово- в колясках (покры-

2 Плавание на 50 м; Туристический поход ждением. тие, конусы, флаги и т.д.); - условия для бега с лидером или третбане с максимальной интенсивностью.

Сила Подтягивание из виса; Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; Рывок гири 16 кг - сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастическую скамью или о сиденье стула; - динамометр

3 - приседание; - поднимание туловища из положения лежа на спине; - динамометрия кистей рук

Окончание табл. 1.

4 Гибкость Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье - наклон вперед из положения сидя с прямыми руками; - выкрут прямых рук назад, взявшись за гимнастическую палку или веревку - измерительные тумбы для определения показателей из разных позиций (стоя, сидя); - гимнастическая палка или веревка

5 Скоростно-силовые возможности Прыжок в длину с места толчком 2х ног или с разбега; Метание мяча; Поднимание туловища из положения лежа на спине - приседание; - прыжок в высоту с места толчком 2х ног; - метания из коляски - оборудование для определения показателей для прыжка в высоту

6 Координационные способности Стрельба из пневматической винтовки; Самозащита без оружия - метание из коляски Место оборудованное под метание из коляски мяча

Как видно из таблицы 1, за исключением нескольких условий, точнее наличие оборудования и дополнительного сопровождения (для лиц с нарушениями зрения), условия схожи и создание специальных площадок не требуется, соответственно, можно на равных условиях осуществлять подготовку к сдачи нормативов ГТО в рамках учебного процесса в экспериментальных группах.

Привлечение к участию сдачи нормативов студентов с ОВЗ создаст не только оценку своих физических возможностей, оценка физического роста, но и в дальнейшем, как соревновательный момент со здоровыми студентами в определенных испытаниях.

Заключение

Проведенный педагогический эксперимент показывает, что внедрение комплекса ГТО для инвалидов в целом может пройти успешно. Студенты с ОВЗ стали более активны, появилась мотивация к совместным занятиям по физической культуре, преодолели страх выделяться из общества из-за физических ограничений, подготов-

ка осуществляется совместно со здоровыми студентами на тех же спортивных объектах, стали более коммуникабельны. Необходимо дальше прорабатывать комплексы «ГТО» в связи с особенностями студентов с ОВЗ и возможно расширить дополнительные испытания. На основании полученных результатов педагогического эксперимента, можно предположить, что занятия в смешанной группе на физической культуре благоприятно будут воздействовать на социализация студентов с ОВЗ, на качественные показатели уровня физической подготовленности, на мотивацию участия в физкуль-турно-спортивных мероприятиях, на формирование и освоение необходимых профессиональных навыков и умений.

Список литературы

1. Бессарабова Ю.В. Организация физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в контексте требований комплекса ГТО // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 286-288. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_ zhurnala/2015/21/pedagogics/bessarabova.pdf (дата обращения 09.08.2018).

2. Евсеев С.П., Евсеева О.Э., Аксенов А.В., Крюков И.Г. Научно-методическое сопровождение Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С.54-58.

3. Крайник В.Л., Митрохин Е.А. Индивидуализация на занятиях физической культурой в смешанных группах // Мир науки, культуры, образования. 2017. №3 (64). С. 127-131.

4. Мартынова Е.А. Инклюзивное обучение как условие повышения качества образования студентов-инвалидов // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 2013. Т.5. №1. https://cyberleninka.rU/article/n/ inklyuzivnoe-obuchenie-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obrazo-vaniya-studentov-invalidov (дата обращения 10.08.2018).

5. Методические рекомендации по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса

«Готов к труду и обороне» для инвалидов. http://kfis.spb.ru/media/ а^/2017/03/22/17.03.17_МЕТОД._РЕК._ГТО_для_инвалидов^ (дата обращения 11.06.2018)

6. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортивной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 9. С. 31-36.

7. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2 (129). С. 67-71.

8. Приказ №1073 от 30.09.2016 г. О научно-методическом центре по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов. https://docviewer. yandex.m/view/0/?*=MAVb8bXpWQBBDg%2FvOgEg9DZ3EKZ7InV yba6Imh0dHBzOi8vd3d3Lmd0by5ydS9maWxlcy91cGxvYWRzL2R vY3VtZW50cy81 ODEwOTY5YjdkNWNmLnBkZiIsInRpdGxlIjoiNTg xMDk2OWI3ZDVjZi5wZGYiLCJ1aWQiOiIwIiwieXUiOiI3Mzc0Mjk 5MDE0NDgxOTQyMDUiLCJub2lmcmFtZSI6dHJ1ZSwidHMiOjE1 MzM3OTYzNTcwMzYsInNlcnBQYXJhbXMЮiJsYW5nPXJ1Jm5hb WU9NTgxMDk2OWI3ZDVjZi5wZGYmdG09MTUzMzc5NjMyOSZ 0bGQ9cnUmdGV4dD0lRTIЮDQЮTYlMjAxMDczJTIwJUQwJTlDJ UQwJUI4JUQwJUJEJUQxJTgxJUQwJUJGJUQwJUJFJUQxJTgwJU QxJTgyJUQwJUJFJUQwJUJDJTIwJUQwJUEwJUQwJUJFJUQxJTg xJUQxJTgxJUQwJUI4JUQwJUI4JnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyR nd3dy5ndG8ucnUlMkZmaWxlcyUyRnVwbG9hZHMlMkZkb2N1bW VudHMlMkY1ODEwOTY5YjdkNWNmLnBkZiZscj02NSZtaW1lPX BkZiZsMTBuPXJ1JnNpZ249YWJmMTUwZGI4MmE0MzhlODNjZ TI5YzRkN2QxMTIyOWIma2V5bm89MCJ9&lang=m (дата обращения 08.08.2018).

9. Самсонова Е.А., Самсонов А.Ю., Митрохин Е.А., Юдин Д.С. Адаптация студентов специальной медицинской группы на занятиях по дисциплинам физической культуры // Двигательная активность в формировании образа жизни и профессионального становления специалиста в области физической культуры и спорта: сборник материалов региональной научно-практической конференции с меж-

дународным участием (г.Новосибирск, 2 декабря 2016 г.) / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т; Деп-т физ.культ. и спорта НСО; Упр.физ.культуры и спорта мэрии г.Новосибирска. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. С. 124-128.

10. Самсонова Е.А., Самсонов А.Ю., Флек А.А. Особенности проведения и проблемы индивидуального выбора спортивного направления у студентов специальной медицинской группы // Современные исследования социальных проблем. Т.8. №8-2, 2017. С. 105-113.

11. Статистика инвалидности в России. http://specialbank.ru/2016/10/18/ stats_russia (дата обращения 08.08.2018).

12. Шкляренко А.П., Петьков В.А. Особенности методики занятий физическими упражнениями при сколиотической болезни в различные возрастные периоды (8-12, 12-14, 15-16 лет) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. С. 51.

References

1. Bessarabova Yu.V. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 21, рр. 286-288. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurna-la/2015/21/pedagogics/bessarabova.pdf

2. Evseev S.P., Evseeva O.E., Aksenov A.V., Kryukov I.G. Uchenyezapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. № 10 (152), рр. 54-58.

3. Kraynik V.L., Mitrokhin E.A. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017. №3 (64), рр. 127-131.

4. Martynova E.A. Vestnik Yuzhno-Ural'skogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, 2013. V.5. №1. https:// cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obuchenie-kak-uslovie-povysh-eniya-kachestva-obrazovaniya-studentov-invalidov

5. Metodicheskie rekomendatsiipo vypolneniyu normativov ispytaniy (tes-tov) Vserossiyskogo fizkul 'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» dlya invalidov [Methodical recommendations on the implementation of the standards of tests (tests) of the All-Russian sports and sports complex "Ready for Labor and Defense" for the disabled]. http:// kfis.spb.ru/media/acts/2017/03/22/17.03.17_MET0D._REK._GT0_ dlya_invalidov.pdf

6. Pet'kov V.A., Chuvilova N.A. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 9, pp. 31-36.

7. Pet'kov V.A. VestnikAdygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya 3: Pedagogika ipsikhologiya. 2012. № 2 (129), pp. 67-71.

8. Prikaz№1073 ot30.09.20l6g. Onauchno-metodicheskom tsentrepo real-izatsii Vserossiyskogofizkul 'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) dlya invalidov [Order No. 1073 of 09/30/2016 On the scientific and methodological center for the implementation of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) for the disabled]. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=MAVb8bXpWQBBDg%2Fv0gEg-9DZ3EKZ7InVybCI6Imh0dHBz0i8vd3d3Lmd0by5ydS9maWxlcy91cGx-vYWRzL2RvY3VtZW50cy810DEw0TY5YjdkNWNmLnBkZiIsInRp-dGxlIjoiNTgxMDk20WI3ZDVjZi5wZGYiLCJ1aWQi0iIwIiwieX-Ui0iI3Mzc0Mjk5MDE0NDgx0TQyMDUiLCJub2lmcmFtZSI6dH-J1ZSwidHMi0jE1MzM30TYzNTcwMzYsInNlcnBQYXJhbXMi0iJsY-W5nPXJ1Jm5hbWU9NTgxMDk20WI3ZDVjZi5wZGYmdG09MTUz-Mzc5NjMy0SZ0bGQ9cnUmdGV4dD0lRTIl0DQl0TYlMjAxMDczJ-TIwJUQwJTlDJUQwJUI4JUQwJUJEJUQxJTgxJUQwJUJGJUQwJU-JFJUQxJTgwJUQxJTgyJUQwJUJFJUQwJUJDJTIwJUQwJUEwJUQw-JUJFJUQxJTgxJUQJgxJUQwJUI4JUQwJUI4JnVybD1odHRwcyUzQ-SUyRiUyRnd3dy5ndG8ucnUlMkZmaWxlcyUyRnVwbG9hZHMlM-kZkb2N1bWVudHMlMkY10DEw0TY5YjdkNWNmLnBkZiZsc-j02NSZtaW1lPXBkZiZsMTBuPXJ1JnNpZ249YWJmMTUwZGI4M-mE0Mzhl0DNjZTI5YzRkN2QxMTIy0WIma2V5bm89MCJ9&lang=ru

9. Samsonova E.A., Samsonov A.Yu., Mitrokhin E.A., Yudin D.S. Dvi-gatel'naya aktivnost' v formirovanii obraza zhizni i professional'nogo stanovleniya spetsialista v oblastifizicheskoy kul 'tury i sporta : sbornik materialov regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdun-arodnym uchastiem (g.Novosibirsk, 2 dekabrya 2016 g.) [Physical activity in shaping the lifestyle and professional development of a specialist in the field of physical culture and sports: a collection of materials of the regional scientific-practical conference with international participation (Novosibirsk, December 2, 2016 )]. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2017, pp. 124-128.

10. Samsonova E.A., Samsonov A.Yu., Flek A.A. Sovremennye issledovani-ya sotsial'nykh problem. V.8. №8-2, 2017, рр. 105-113.

11. Statistika invalidnosti v Rossii [Statistics of disability in Russia]. http:// specialbank.ru/2016/10/18/stats_russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Shklyarenko A.P., Pet'kov V.A. Fizicheskayakul'tura: vospitanie, obra-zovanie, trenirovka. 2001. № 4. P. 51.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Митрохин Евгений Александрович, доцент

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

ул. Нижегородская, 6, г. Новосибирск, Российская Федерация

mig3672@mail.ru

Самсонова Евгения Андреевна, доцент

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

ул. Нижегородская, 6, г. Новосибирск, Российская Федерация

zheka-lyzhi@mail.ru

Самсонов Андрей Юрьевич, доцент

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС ул. Нижегородская, 6, г. Новосибирск, Российская Федерация

sea3005@ngs.ru

флек Александр Александрович, доцент

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС ул. Нижегородская, 6, г. Новосибирск, Российская Федерация

DATA ABOUT THE AUTHORS Mitrokhin Evgeniy Aleksandrovich, Associate Professor

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Siberian Institute of Management 6, Nizhegorodskaya Str., Novosibirsk, Russian Federation mig3672@mail.ru

Samsonova Evgeniya Andreevna, Associate Professor

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Siberian Institute of Management 6, Nizhegorodskaya Str., Novosibirsk, Russian Federation zheka-lyzhi@mail.ru

Samsonov Andrey Yurevich, associate professor

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Siberian Institute of Management 6, Nizhegorodskaya Str., Novosibirsk, Russian Federation sea3005@ngs.ru

Flek Aleksandr Aleksandrovich, Associate Professor

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Siberian Institute of Management 6, Nizhegorodskaya Str., Novosibirsk, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.