УДК 376.1:796..015.865
ББК 4511.64+4511.3 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03
Брызгалова Светлана Олеговна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии; Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Тенкачева Татьяна Рашитовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза; Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВФСК ГТО; федеральный государственный образовательный стандарт; дети с ограниченными возможностями здоровья; задержка психического развития; тяжелые нарушения речи.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в систему специального и инклюзивного образования. Поднимается вопрос о необходимости внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования в рамках организации подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО в контексте учета особенностей психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Bryzgalova Svetlana Olegovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Special Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Tenkhacheva Tatiana Rashitovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Logopedics and Clinics of Disontogenesis, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
CREATION OF CONDITIONS FOR PREPARATION OF CHILDREN
AND ADOLESCENTS WITH DIFFERENT FORMS OF DISONTOGENESIS TO PASSING
THE QUALIFICATIONS FOR THE ARSC "GTO" IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
KEYWORDS: ARSC "GTO"; Federal State Education Standard; children with limited health abilities; mental retardation; serious speech impediments.
ABSTRACT. The article explores the problem of introduction of the All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (GTO) into the system of special and inclusive education. The authors raise the question of urgency of making changes in the Federal State Education Standards of all levels of education in terms of preparation for passing the qualifications for the ARSC "GTO" in the context of taking into account the peculiarities of psychophysical and speech development of children with limited health abilities.
Принятие закона «Об образовании в РФ», разработка и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) всех уровней образования четко обозначили инклюзивные тенденции развития современной образовательной системы России. При этом под инклюзией понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон об образовании в РФ, 2012), т. е. дети и подростки, имеющие те или иные особенности развития (физические, психологические, сенсорные психологические, интеллектуальные и речевые) получили право на создание дополнительных, специальных условий и оказание дополнительной помощи в усвоении основных образовательных программ.
Важнейшим следствием этих образовательных инноваций явилось увеличение
числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различного генеза в образовательных организациях. Дети данной категории испытывают значительные трудности в достижении результатов, предъявляемых ФГОС. В данную группу в том числе входят дети и подростки с задержкой психофизического развития, а также дети с нарушениями речи различного генеза с первично сохранными анализаторами и интеллектуальным развитием. Степень нарушения языковых средств у детей и подростков с нарушением речи варьируется от полного отсутствия голосовых реакций до достаточно развернутой речи с незначительными нарушениями фонетической и лекси-ко-грамматической структур [4]. В рамках критериев оценки состояния уровня физического, нервно-психического развития ребенка, выделенных Институтом возрастной физиологии РАО, детей и подростков с задержкой психофизического развития отно-
© Брызгалова С. О., Тенкачева Т. Р., 2015
сят к третьей группе здоровья (третья группа здоровья - дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации), детей и подростков с задержкой речевого развития относят ко второй группе здоровья (вторая группа здоровья - дети с фактором риска по возникновению функциональных отклонений, хронических заболеваний в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии) [3].
Исследовательский и социальный опыт говорит о том, что дети и подростки с физическими недостатками, с нарушенным зрением, слухом, речью и нормальным интеллектом, с временным характером задержки психического развития обладают большими потенциями в плане освоения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по сравнению с детьми и подростками, у которых отмечаются отклонения интеллектуального развития, тяжелые нарушения речи и сложные психофизические дефекты.
В исследованиях О. Л. Бадаляна, Р. А. Бе-ловой-Давид, Е. Н. Винарской, Г. В. Гуровец, Е. Н. Инарской, М. М. Кольцовой, Л. В. Ло-патиной, С. И. Маевской, Р. И. Мартыновой, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, В. И. Сизовой, Э.Я. Сизовой, Е. Ф. Соботович, В. И. Селиверстова указывается, что у детей и подростков с речевыми нарушениями и отставанием в психофизическом развитии отмечаются нарушения внимания, памяти и эмоционально-волевой сферы. Для психического статуса характерны быстрая исто-щаемость нервных процессов, тяжелые нарушения внимания, повышенная возбудимость, расстройства произвольной деятельности, снижение познавательной активности, что затрудняет подготовку данной категории детей и подростков к сдаче нормативов ВФСК ГТО. В частности, среди основных принципов ВФСК ГТО позиционируется принцип добровольности, реализация которого требует достаточно высокого уровня сформированное™ мотивации, в силу специфики дефекта достаточно тяжело формирующейся у детей и подростков с нарушениями речи. Эмоционально-волевая сфера данной категории детей и подростков характеризуется общей незрелостью и слабым уровнем регуляции произвольной деятельности и требует более тщательной организации коррекционно-воспитательной работы по ее формированию [2].
Кроме собственно речевых и психоэмоциональных трудностей, для всех детей и подростков с нарушениями речи и психофизическими недостатками характерны специфические нарушения развития моторной сферы: нарушения координации,
ритмическои организации движении, нарушения регуляции мышечного тонуса в различных органах, трудности удержания моторных поз и переключения с одной позы на другую и др. Дети и подростки отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с повременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Все вышеперечисленные трудности у данной категории детей говорят о том, что необходимо создавать специальные условия для физического развития, которые будут способствовать в дальнейшем освоению нормативов ВФСК ГТО.
На сегодняшний момент в России под индивидуальные возможности детей и подростков с ОВЗ не адаптированы не только нормативы Всероссийского физкулыурно-спортивного комплекса ГТО, но и требования к результатам освоения основных образовательных программ в границах предметной области «Физическая культура». Например, в качестве одного из результатов заявлено «формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры», при том что у детей и подростков с различными формами дизонтогенеза в первую очередь страдает именно регулирующая функция речи и, как следствие, нарушается весь механизм саморегуляции. Выполнение нормативов ГТО требует не только высокого уровня развития физической, но и психической выносливости, в то время как дети и подростки с речевыми нарушениями характеризуются высоким уровнем утомляемости, низкой работоспособностью.
Все перечисленные трудности формирования моторной, психической и речевой сфер детей и подростков с нарушениями речи и нарушениями психофизического развития определяют необходимость адаптации требований в рамках ФГОС, в том числе в аспекте подготовки упомянутых детей и подростков к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса ГТО.
В современной педагогической и психологической науках все больше специалистов признают, что наличие психофизических дефектов у ребенка не катастрофа и при определенных условиях его развитие может выравниваться или приближаться к уровню развития сверстников и что можно управлять этим процессом в рамках существующих образовательных систем. Таким
образом, создание условий, способствующих преодолению недостатков физического развития ребенка, должно стать одной из задач современного образования России.
В настоящее время в нашей стране идет апробация «Концепции ФГОС обучающихся с ОВЗ общего образования» (в том числе и для детей с нарушениями речи) и «Проекта специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с различными формами дизонтогенеза и тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования», но все они касаются только начального общего образования, стандарты этапа основного общего образования для детей с различными формами дизонтогенеза не разработаны даже на уровне проекта. При этом если в проекте ФГОС начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с задержкой психического развития предпринята попытка изменений требований к результатам освоения основных образовательных программ детьми данных категорий с учетом их индивидуальных возможностей, то в «Проекте специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» изменения коснулись только образовательной области «Филология», в «Проекте специальных требований в федеральные государственные стандарты основного и среднего общего образования для детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования» внесенные изменения также не носят принципиальный характер, что не является, на наш взгляд, достаточным для адекватной организации образовательного процесса с данной категории детей. Такие образовательные области, как «Физическая культура», требуют внесения изменений как в содержательной части, так и в части оценки результатов освоения.
Одним из условий достижения результатов в освоении нормативов ВФСК ГТО в условиях инклюзивного образования является соблюдение здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве всех ступеней. На современном этапе здо-ровьесберегающие технологии - это не просто совокупность лечебных и профилактических мер, а форма развития психофизиологических и социально-психологических возможностей детей. Идея здорового образа жизни должна охватывать всю систему непрерывного образования, включаться в ра-
боту каждого образовательного учреждения. В настоящее время уже существуют эффективные модели инклюзивного образования, позволяющие создать условия для обеспечения потребностей здорового развития детей и подростков с отклонениями в развитии. На наш взгляд, необходимо на всех ступенях образования проводить работу по физическому развитию детей с различными формами дизонтогенеза. Основными задачами такой работы будет являться обеспечение и поддержка достаточной физической активности, профилактика различных вторичных нарушений, формирование у детей общих движений (бег, ходьба, прыжки, ползанье, лазание, метание), а также коррекция моторных навыков. У детей, которые не имеют ярко выраженных двигательных проблем, например детей с речевыми нарушениями и детей с недостаточностью психомоторного развития, в рамках данного направления внимание будет уделяться повышению ловкости, выносливости, формированию различных физических умений, которые можно будет в дальнейшем использовать для повышения самостоятельности.
Особенно актуальной данная работа становится в связи с принятием «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», указа президента Российской Федерации о возрождении Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и «Государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)», так как данные документы обозначили особую заинтересованность государства в привлечении к занятиям физкультурой и спортом максимально широких слоев населения, в том числе лиц с ОВЗ, что обусловливает необходимость внесения корректирующих изменений во всю систему образования детей и подростков с ОВЗ.
Создание условий подготовки детей и подростков с различными формами дизонтогенеза к освоению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО потребует дополнительных значительных материальных вложений, но то состояние здоровья подрастающего поколения, которое сегодня фиксируется медиками, психологами, педагогами, требует незамедлительных мер по совершенствованию образовательной среды, приведения ее в максимальное соответствие с ресурсами и возможностями каждого ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брызгалова С. В., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. 2010. № 3.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Эксмо,
2011.
3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения : метод, рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М., 2002.
4. Зернова Л. П., Зимина И. А., Шашкина Г Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.
5. Интегрированное обучение и сопровождение детей с особыми нуждами в общеобразовательной школе / под науч. ред. Л. М. Шипициной. СПб.: ИСПиП, 2004.
6. Коркунов В. В., Брызгалова С. О. Современная модель специального образования в контексте интеграции ребенка со специальными образовательными потребностями с общеобразовательной средой // Специальное образование. 2006. № 9.
7. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Союз, 2001.
8. Малофеев Н. Н. Инновационные тенденции развития специального образования в Российской Федерации // Специальное образование: традиции и инновации : материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 8-9 апр. 2010). / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 2010.
9. Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 205-209.
10. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru (дата обращения: 12.11.2014).
Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.