УДК 37.037.1796..015.865
ББК 4400.55+4511.3 ГСНТИ 77.03.07; 14.01.01 Код ВАК 13.00.04
Ваганова Ирина Юрьевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 259; e-mail: [email protected].
Терентьев Алексей Евгеньевич,
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института физической культуры, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ВНЕДРЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ: К ВОПРОСУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВФСК ГТО; федеральный государственный образовательный стандарт; дошкольное образование; основное общее образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в систему образования. Авторами поднимается вопрос о необходимости внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования в рамках организации подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского достижения.
Vaganova Irina Yurievna,
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Physical Education; Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Terentiev Aleksey Yevgenievich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of the Institute of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
INTRODUCTION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX
"READY TO WORK AND DEFENSE" (GTO) INTO THE SYSTEM OF EDUCATION:
THE PROBLEM OF CHANGES IN THE STATE EDUCATION STANDARDS
KEYWORDS: ARSC "GTO"; Federal State Education Standard; preschool education; basic general education; secondary vocational education; higher vocational education.
ABSTRACT. The article deals with the problem of introduction of the All-Russian Sports Complex "Ready to Work and Defense" (GTO) into the system of education. The authors raise the question of urgency of making changes in the Federal State Education Standards of all levels of education in terms of preparation for passing the qualifications for the ARSC "GTO" through spiritual, moral and patriotic education and tourism and country study in the context of honorary civil achievement.
Выбор вектора развития физической культуры и спорта в Российской Федерации определяется во многом необходимостью сохранения и укрепления здоровья населения. Неутешительные статистические данные о состоянии здоровья детей и подростков, выпускников школ и призывников, получаемые в результате регулярно приводимых врачами и педагогами осмотров [1; 2], подтверждают необходимость поиска стратегии и механизмов развития физической культуры и спорта, в частности массового, привлечения населения к ведению здорового образа жизни, формирования физической культуры личности и, как следствие, повышения уровня здоровья нации. Документом, определившим направление развития физической культуры в стране на ближайшие годы, стал Указ Президента № 172 «О Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе "Готов к труду
и обороне" (ГТО)», подписанный 24 марта 2014 г. Важное место в плане внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК ГТО) отводится процессу интеграции комплекса в систему образования: в соответствии с Положением ВФСК ГТО включает в себя и возрастных ступеней, 6 из которых рассчитаны на обучающихся образовательных учреждений разного уровня образования [4].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) обеспечивают «государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения» [6]. Именно ФГОС являются основой при раз-
© Ваганова И. Ю., Терентьев А. Е., 2015
работке образовательных программ, определяющих содержание образования, образовательными учреждениями. В связи с этим необходимым условием интеграции ВФСК ГТО в систему образования является внесение изменений в ФГОС дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего, среднего и высшего профессионального образования, а также соответствующие образовательные программы для учета государственных требований к уровню физической подготовленности, уровню знаний и умений в области физической культуры и спорта в соответствии с «Положением о Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» - программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации. Значимость данного вопроса подтверждается, в частности, и тем, что в ходе Международного спортивного форума «Россия - спортивная держава», прошедшего 9-11 октября 2014 года в г. Чебоксары, участниками был актуализирован вопрос изменения государственных образовательных стандартов всех уровней образования в связи с внедрением ВФСК ГТО. Характер рекомендуемых изменений зависит от возраста обучающихся, подхода к образовательной деятельности, реализуемого на данном уровне образования. На наш взгляд, в центре внимания при внедрении ВФСК ГТО в систему образования должна находиться не только собственно подготовка к выполнению нормативов, но и формирование физической культуры личности, осуществлять которое целесообразно через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность. При этом выполнение требований ВФСК ГТО должно позиционироваться как почетное гражданское достижение.
Интеграция ВФСК ГТО в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1 ступени (от 6 до 8 лет): обучающиеся подготовительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК ГТО. В ФГОС дошкольного образования, утвержденном приказом Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г., при характеристике структуры образовательной программы дошкольного образования выделяются следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Последнее «включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [5]. На наш взгляд, в дошкольных образовательных учреждениях необходимо не только осуществлять физическое развитие в соответствии с приведенными требованиями обучающихся, но и формировать у них представление о ВФСК ГТО. В связи с этим предлагаем дополнить п. 2.6. указанием на то, что физическое развитие включает приобретение детьми опыта в видах двигательной деятельности, направленных в том числе на подготовку к сдаче нормативов Комплекса ГТО 1 ступени и формирование начальных представлений о ВФСК ГТО в контексте почетного гражданского достижения.
Обучающиеся школ сдают нормы ВФСК ГТО в соответствии с требованиями 1-5 ступеней (от 6 до 17 лет). На этих уровнях образования (начальное общее, основное общее, среднее общее) физическое воспитание должно быть связано не только с развитием физических качеств обучающихся, но и с формированием ценностного отношения к собственному здоровью, когнитивной базы, достаточной для организации самостоятельных занятий по физической культуре, соблюдения режима двигательной активности, включением физической культуры, в том числе и подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО, в контекст духовно-нравственного и патриотического воспитания. В связи с вышесказанным мы предлагаем внести ряд изменений в ФГОС основного общего образования и в стандарт основного общего образования по физической культуре.
В п. и.8 «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», в разделе «Физическая культура» ФГОС основного общего образования:
• в п. 2 внести дополнение: об овладении системой знаний возникновения и развития ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об основах
подготовки к сдаче нормативов Комплекса ГТО через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского достижения;
• в п. з «Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма» внести дополнение: в том числе связанных с подготовкой к выполнению норм ВФСК ГТО и организацией недельного двигательного режима;
• в п. 5 «Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности» внести дополнение: в том числе связанных с подготовкой и сдачей нормативов Комплекса ГТО.
В стандарте основного общего образования по физической культуре [3] необходимы следующие изменения.
Дополнить цели освоения физической культуры в основной школе: освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни, о возникновении и развитии ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об основах подготовки к выполнению нормативов Комплекса ГТО через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского достижения.
В раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность» добавить комплексы упражнений, направленные на подготовку к выполнению норм ВФСК ГТО и организацию недельного двигательного режима.
В раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» добавить следующий фрагмент: «в результате изучения физической культуры ученик должен: знать/понимать:
• роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, сведения о возникновении и развитии ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об основах подготовки к выполнению нормативов Комплекса ГТО через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведче-скую деятельность в контексте почетного гражданского достижения, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
уметь:
• выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, в том числе связанных с подготовкой к выполнению норм
комплекса ГТО и организацией недельного двигательного режима, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
• осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки, соблюдать требования к недельному двигательному режиму;
• соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
• осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
• включать занятия физической культурой и спортом в активный отдых и досуг».
Профессиональное образование осуществляется в рамках компетентностного подхода. В связи с этим предлагаемые изменения направлены на включение в ФГОС дополнительных компетенций.
В ФГОС среднего профессионального образования следует включить такие общие компетенции (ОК):
- (должен обладать способностью) использовать средства физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности, для подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
- (должен) осознавать гражданскую ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
В структуре программы подготовки специалистов среднего звена для реализации модуля «Физическая культура» предусмотрена максимальная учебная нагрузка обучающегося в объеме 336 часов, обязательные учебные занятия в объеме 168 часов. Необходимо изменить требования к знаниям, умениям, практическому опыту. В результате освоения/изучения модуля «Физическая культура» обучающийся должен:
• уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО, достижения жизненных и профессиональных целей;
• знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- об основах подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
- основы здорового образа жизни, в том числе особенности организации недельного двигательного режима.
Изменения в ФГОС высшего профессионального образования целесообразно вносить с учетом сферы профессиональной деятельности.
В ФГОС направлений подготовки, для которых физическая культура не является сферой профессиональной деятельности, необходимо включить общекультурные компетенции (OK):
- способность использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, для подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
- использовать основы знаний в области физической культуры для формирования гражданской ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья / ценностного отношения к своему здоровью, для ведения здорового образа жизни, в том числе организации недельного двигательного режима.
В ФГОС направлений подготовки/профили, для которых физическая культура является сферой профессиональной деятельности, необходимо включить:
• общекультурные компетенции (OK):
- способность использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, для подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
- использовать основы знаний в области физической культуры для формирования гражданской ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья / ценностного отношения к своему здоровью, для ведения здорового образа жизни, в том числе организации недельного двигательного режима;
• общепрофессиональные компетенции (ОПК):
ЛИТЕРАТУРА
1. Биктуганов Ю. И., Вихрева А. Г. Значение подготовки и сдачи нормативов Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при реализации программы Свердловской области «Подготовка молодежи к военной службе в Свердловской области до 2020 года» // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 10-14.
2. Касаткина Г. М. Социально-педагогические подходы к оценке здорового образа жизни младших школьников (по материалам социологического исследования) // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 61-64.
3. Образовательный стандарт основного общего образования по физической культуре. URL: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=l4408 (дата обращения: 01.10.2014).
-способность осуществлять подготовку к выполнению нормативов ВФСК ГТО через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, турист-ско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского достижения.
В число профессиональных задач при характеристике видов профессиональной деятельности необходимо включить следующие:
- осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание в процессе занятий;
- обеспечивать уровень подготовленности обучающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе в части выполнения нормативов ВФСК ГТО, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для выполнения нормативов ВФСК ГТО, сохранения и укрепления здоровья и трудовой деятельности;
- способствовать формированию гражданской позиции и повышению уровня патриотизма в процессе занятий, приобщению занимающихся к духовно-нравственным ценностям, в том числе посредством знакомства с национально-региональными традициями и туристско-краеведческой деятельности.
Также предлагаем предусмотреть в ФГОС по образовательным программам магистерской подготовки и подготовки кадров высшей квалификации в вариативной части дисциплину «Физическая культура» с общей нагрузкой 180 часов для организации лабораторных (практических) занятий и подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО.
Включение указанных изменений и дополнений в ФГОС обеспечит успешную интеграцию ВФСК ГТО в систему образования в качестве не только средства физического воспитания, но и элемента духовно-нравственного и патриотического воспитания.
66 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
4. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). URL: http://ifk.uspu.ru/images/stories/doc/VFSC/Пocтaнoвлeниe_Пpaвитeльcтвa_PФ_oт_ll_o6_ 20i4_N_540_O6_yTBep.pdf (дата обращения: 01.10.2014).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: http://www.rg.ru/20i3/ll/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 01.10.2014).
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: IiLLp://минобрнауки.рф/ документы/2974 (дата обращения: 01.10.2014).
Статью рекомендует канд. пед. наук, проф. А. В. Гришин.