ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗМЕНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
Парфенов Александр Сергеевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Физической культуры» Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Россия Parfenov Aleksandr Sergeevich Ph.D, associate professor department of «(Physical culture»
Orel State University, Orel, Russia
Мышкин Александр Иванович кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры
«Физической культуры» Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Россия Myshkin Aleksandr Ivanovich the candidate of agricultural sciences, associate professor
department of «Physical culture» Orel State University, Orel, Russia
Козлов Федор Федорович старший преподаватель «Физической культуры» Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел, Россия Kozlov Fedor Fedorovich senior lecturer department of «(Physical culture» Orel State University, Orel, Russia
THE MAIN DIRECTIONS IN CHANGE OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS IN THE LIGHT OF INTRODUCTION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX «IT IS READY TO WORK AND DEFENSE» (GTO)
Аннотация. Одной из активно обсуждаемых проблем в сфере физической культуры и спорта на сегодняшний день остается проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Врачи и педагоги регулярно приводят неутешительную статистику, отражающую состояние здоровья детей и
подростков, выпускников школ и призывников. Именно с этим связан поиск стратегии и механизмов развития физической культуры, способных привлечь большую часть населения к ведению здорового образа жизни и, как следствие, повышению уровня здоровья нации.
Summary. One of actively discussed problems in the sphere of physical culture and sport remains a problem of preservation and promotion of health of the population today. Doctors and teachers regularly give the unfavourable statistics reflecting a state of health of children and teenagers, graduates of schools and recruits. Search of strategy and the mechanisms of development of physical culture capable to involve the most part of the population in maintaining a healthy lifestyle and, as a result, increase of level of health of the nation is connected with it.
Ключевые слова. Спорт, здоровье, жизнь, физическая культура, норма, упражнения.
Keywords. Sport, health, life, physical culture, norm, exercises.
Физическое совершенствование как базовая и социальная потребность современного человека. Динамика жизни современного человека вынуждает его более ответственно относиться к своему физическому и психическому здоровью и совершенствованию. Ведь не для кого ни секрет, что здоровье человека является одним из главных факторов благополучия и успешности, как в профессиональной жизни, так и в семейной, социальной и личной. Ученые и идеологи давно подметили и обосновали взаимосвязь: «В здоровом теле - здоровый дух!». Правда, римский писатель-сатирик Ювенал исходил из того, что нужно стремиться к этой гармонии, поскольку в реальности это большая редкость. Тем не менее, современные исследования показывают, что физически подготовленные и развитые люди, при большом внимании к своему личностному развитию, значительно более мобильны и стресс устойчивы, они социально активны и позитивно смотрят на жизнь.
Несомненно, современная медицина, косметология, диетология, психология, способны предложить огромное количество средств, которые позволят человеку поддерживать и совершенствовать себя. Но в истории нашей страны существуют яркие примеры явлений физического, психологического и социального совершенствования, к которым относится система ГТО. Возрождение системы ГТО может реально повлиять на повышение уровня как психического, так и физического здоровья нации. И это объективно, поскольку возможность фактического подтверждения своего хорошего физического состояния является потребностью как первичного, так и социального плана.
Обобщая различные точки зрения, под потребностью понимает отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием, где потребность рассматривается не только как отрицательный феномен, связанный с устранением неприятных переживаний нужды, но положительно эмоционально окрашенными переживаниями, направленными на продление существующего состояния или вновь его испытать [2]. Опираясь на пирамиду потребностей А.Маслоу, можно сделать вывод, что физическое совершенствование соотносится,
практически с каждым уровнем потребностей [3]. Физически развитый и образованный человек способен к полноценному удовлетворению физиологических потребностей, чувствует себя защищенным и не испытывает немотивированной агрессии. Он готов к конструктивному взаимодействию и способен вызвать доверие и уважение со стороны общества. Выносливость подготовленного человека позволяет с удовольствие учиться, осваивать новые умения и навыки, следовательно, оставаться конкурентоспособным и профессионально востребованным субъектом. Физическая активность гармонизирует отношения с собой и с людьми, сохраняет молодость и красоту долгие годы.
К сожалению, современное молодое поколение не отличается отменным физическим и психологическим здоровьем. У него слабо сформированы потребности и, зачастую, отсутствует мотив к физическому и психологическому совершенствованию. Иногда, по степени выносливости, уступает старшему поколению, которое росло, в том числе и на ориентирах, связанных с нормами ГТО.
Процесс формирования потребности в физическом совершенствовании и новом поведении имеет несколько стадий. Латентная стадия характеризуется появлением положительных эмоций и чувств. Вторая стадия формирования потребности характеризуется ощущением нового состояния, которое выражается в беспокойстве и тревоге по поводу несоответствия престижным нормам поведения. Третья стадия может характеризоваться осознанием потребности.
Далее наступает период формирования мотива, который также имеет свою стадиальность. Первый этап (стадия) - формирования первичного (абстрактного) мотива включает в себя: формирование потребности и побуждение поисковой активности. Второй этап мотивационного процесса - формирование конкретного мотива, включает в себя поисковую внешнюю или внутреннюю активность. Третий этап формирование мотива - выбор конкретной цели и формирование намерения ее достичь. Таким образом, формируется опыт мотивационных схем: аттитюдов и поведенческих паттернов [2].
Одним из главных субъектов формирования потребности и мотива к новому поведению является высшее учебное заведение, в котором имеются все условия [1]. Девушки и юноши, увлеченные студенческой жизнью максимально подвержены влиянию и убеждению со стороны различных молодежных организаций и объединений. Поэтому, необходимо максимально приложить все усилия, чтобы воздействие на молодежь было целенаправленным и социально обусловленным.
Одной из активно обсуждаемых проблем в сфере физической культуры и спорта на сегодняшний день остается проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Врачи и педагоги регулярно приводят неутешительную статистику, отражающую состояние здоровья детей и подростков, выпускников школ и призывников [1]. Именно с этим связан поиск стратегии и механизмов развития физической культуры, способных привлечь большую часть населения к ведению здорового образа жизни и, как следствие, повышению уровня здоровья нации. Подписание 24 марта 2014 года Президентом РФ В.В. Путиным Указа№172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» определило вектор развития системы физической культуры в стране. Важное место в плане внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК ГТО) отводится процессу интеграции комплекса в систему образования. В соответствии с Положением ВФСК
ГТО включает в себя 11 возрастных ступеней, 6 из которых рассчитаны на обучающихся образовательных учреждениях разного уровня образования [2].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают «государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения» [4]. Именно ФГОС являются основой при разработке образовательных программ, определяющих содержание образования, образовательными учреждениями. В связи с этим необходимым условием интеграции ВФСК ГТО в систему образования является внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты(далее - ФГОС) дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего и высшего профессионального образования, а также соответствующие образовательные программы для учета государственных требований к уровню физической подготовленности, уровню знаний и умений в области физической культуры и спорта в соответствии с «Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»(ГТО)» - программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации.
Интеграция ВФСК ГТО в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1- й ступени (от 6 до 8 лет) обучающиеся подготовительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК ГТО. У обучающихся дошкольных образовательных учреждений необходимо осуществлять не только физическое развитие, требования к которому закреплены в действующем стандарте [3], но и формировать представление о ВФСК ГТО. В связи с этим предлагаем изменить п.2.6. дополнением, что физическое развитие включает приобретение опыта в видах двигательной деятельности детей направленных, в том числе на подготовку к сдаче нормативов Комплекса ГТО 1 -ой ступени и формированием начальных представлений о ВФСК ГТО в контексте почетного гражданского достижения.
Обучающиеся школ сдают нормы ВФСК ГТО в соответствии с требованиями 15 ступеней (от 6 до 17 лет). На этих уровнях образования (начальное общее, основное общее, среднее общее) физическое воспитание должно быть связано не только с развитием физических качеств обучающихся, но и с формированием ценностного отношения к собственному здоровью, формированием когнитивной базы, достаточной для организации самостоятельных занятий по физической культуре, организации режима двигательной активности, включением физической культуры (в том числе и подготовки к выполнению норм ВФСК ГТО) в контекст духовно-нравственного и патриотического воспитания. В связи с вышесказанным мы предлагаем внести следующие изменения в ФГОС основного общего образования и в стандарт основного общего образования по физической культуре:
В пункте 11.8 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, в разделе Физическая культура:
- в пункт 2 внести дополнение об овладении системой знаний возникновения и развития ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об основах подготовки к сдаче нормативов Комплекса ГТО через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского достижения;
- в пункт 3 в Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма, внести дополнение, в том числе связанных с подготовкой к выполнению норм ВФСК ГТО и организацией недельного двигательного режима;
- в пункт 5 в Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности, внести дополнение, в том числе связанных с подготовкой и сдачей нормативов Комплекса ГТО.
В стандарт основного общего образования по физической культуре:
Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
• приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
• воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни, о возникновении и развитии ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об основах подготовки к выполнению нормативов Комплекса ГТО через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского достижения.
В раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность» добавить комплексы упражнений, направленные на подготовку к выполнению норм ВФСК ГТО и организацию недельного двигательного режима.
В раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» добавить: в результате изучения физической культуры ученик должен: знать/понимать:
• роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, о возникновении и развитии ГТО, БГТО, ВФСК ГТО, об основах подготовки к выполнению нормативов Комплекса ГТО через духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского достижения, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
^ основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; ^ способы закаливания организма и основные приемы самомассажа; ^ уметь: составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
^ выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
^ выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, в том числе связанных с подготовкой к выполнению норм комплекса ГТО и организацией недельного двигательного режима, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
^ осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, соблюдать требования к недельному двигательному режиму, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
^ соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
^ осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
^ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; ^ включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
В рамках организации среднего профессионального образования представляется необходимым внесение в ФГОС следующих изменений:
Включить в ФГОС СПО общие компетенции (ОК):
- (должен обладать способностью) использовать средства физической культуры для обеспечения полноценной профессиональной деятельности, для подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
- (должен) осознавать гражданскую ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
В структуре программы подготовки специалистов среднего звена для реализации модуля «Физическая культура» предусмотрена максимальная учебная нагрузка обучающегося в объеме 336 часов, обязательные учебные занятия в объеме 168 часов. Необходимо изменить требования к знаниям, умениям, практическому опыту. В результате освоения/ изучения модуля «Физическая культура» обучающийся должен уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; об основах подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО; основы здорового образа жизни, в том числе особенности организации недельного двигательного режима.
Изменения в ФГОС высшего профессионального образования целесообразно вносить с учетом сферы профессиональной деятельности.
В ФГОС направлений подготовки, для которых физическая культура не является сферой профессиональной деятельности, необходимо включить общекультурные компетенции (ОК):
- способность использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, для подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
- использовать основы знаний в области физической культуры для формирования гражданской ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья ценностного отношения к своему здоровью, для ведения здорового образа жизни, в том числе организации недельного двигательного режима.
В ФГОС направлений подготовки/профили, для которых физическая культура является сферой профессиональной деятельности, необходимо включить общекультурные компетенции (ОК):
- способность использовать средства и методы физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, для подготовки к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
- использовать основы знаний в области физической культуры для формирования гражданской ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, ценностного отношения к своему здоровью, для ведения здорового образа жизни, в том числе организации недельного двигательного режима.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- способность осуществлять подготовку к выполнению нормативов ВФСКГТО через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, туристско-краеведческую деятельность в контексте почетного гражданского достижения.
В профессиональные задачи при характеристике видов профессиональной деятельности необходимо добавить:
- осуществлять духовно-нравственное и патриотическое воспитание в процессе занятий;
- обеспечивать уровень подготовленности обучающихся, соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе в части выполнения нормативов ВФСК ГТО, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности учащихся для выполнения нормативов ВфСк ГТО, сохранения и укрепления здоровья и трудовой деятельности;
- способствовать формированию гражданской позиции и повышению уровня патриотизма в процессе занятий, приобщению занимающихся к духовно-нравственным ценностям, в том числе через приобщение к национально-региональным традициям и туристско-краеведческую деятельность;
Также предлагаем предусмотреть в ФГОС по образовательным программам магистерской подготовки и подготовки кадров высшей квалификации в вариативной части дисциплину «Физическая культура» с общей нагрузкой 180 часов для организации лабораторных (практических) занятий и выполнение нормативов ВФСК ГТО.
Включение указанных изменений и дополнений в ФГОС обеспечит успешную интеграцию ВФСК ГТО в систему образования в качестве не только средства физического воспитания, но и элемента духовно-нравственного и патриотического воспитания.
_Q
Список литературы
1. Биктуганов Ю. И., Вихрева А. Г. Значение подготовки и сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при реализации программы Свердловской области «(Подготовка молодежи к военной службе в Свердловской области до 2020 года» //Педагогическое образование в России. - 2014. - №9. - С.10-14.
2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплекса «(Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] URL: http://ifk.uspu.ru/images/stories/doc/VFSC/Постановление_Правительства_РФ_от_ 11_06_2014_N_540_Об_утвер.pdf (дата обращения 01.10.2014)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandart-dok.Мт1(дата обращения 01.10.2014)
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 01.10.2014) И. Ю. Ваганова, А. Е. Терентьев.
_Q
References
1. Bekturganov, Y. I., Vichreva A. G. the Importance of training and delivery standards for the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP) in the implementation of the programme of the Sverdlovsk region "Preparation of youth for military service in the Sverdlovsk region till 2020" //Pedagogical education in Russia. -2014. - No. 9. - P. 10-14.
2. Regulation on all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP) [Electronic resource] - URL: http://ifk.uspu.ru/images/stories/doc/VFSO/nocmaHoeneHue_npaeumenbcmea_P0_om_ 11_06_2014_N_540_06_ymeep.pdf (accessed 01.10.2014).
3. Federal state educational standard of daskalogianni [Electronic resource] - URL: http://www. rg. ru/2013/11/25/doshkstandart-dok. html (accessed 01.10.2014)
4. Federal law "On education in Russian Federation" - URL: http://MUHo6pHayKu.p$>/doKyMeHmbi/2974 (accessed 01.10.2014), I. Yu., Vaganov, E. A. Terent'ev.