УДК 37.034:796.015.865 ББК 4400.051+4511.3
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02
Русинова Мария Павловна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теоретических основ физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 253; e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физкультурно-спортивные комплексы; физическая культура; физическое воспитание; здоровье населения; духовно-нравственные ценности; духовно-нравственное воспитание.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрена возможность использования воспитательного потенциала комплекса ГТО. Согласно Положению о Комплексе, его целью является не только укрепление здоровья, но и воспитание патриотизма и гражданственности, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни. Грамотная организация позволяет осуществлять духовно-нравственное воспитание в таких направлениях, как патриотическое, экологическое воспитание, приобщение к культурному наследию, профессиональное самоопределение. Патриотическое воспитание возможно осуществлять, используя богатый исторический опыт спортивного прошлого нашей страны, а также современные достижения в области спорта. Духовно-нравственное воспитание в процессе реализации Комплекса ГТО осуществляется путем развития таких морально-волевых качеств, как честность, упорство, стремление к победе. Приобщение к культурному наследию осуществляется посредством интеграции Комплекса ГТО в систему национальных праздников. Физическое развитие и культура здоровья - это непосредственная цель Комплекса ГТО. Кроме самих нормативов Комплекс ГТО включает рекомендации по недельному двигательному режиму для всех возрастных групп, а также раздел оценки уровня общего физкультурного образования. Трудовое воспитание может рассматриваться в рамках комплекса ГТО с позиций профессионального самоопределения. Экологическое воспитание также реализуется непосредственно через выполнение нормативов, которые включают и туристические походы. Таким образом, Комплекс ГТО позволяет решить проблемы, связанные не только с оздоровлением населения, но и с духовно-нравственным развитием.
Rusinova Maria Pavlovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
MORAL AND SPIRITUAL VALUES DEVELOPMENT BY MEANS OF ALL-SPORTS AND RECREATION COMPLEX GTO
KEY WORDS: all-sports and recreation-sports complex; physical education; physical training; health; spiritual and moral values; spiritual and moral education.
ABSTRACT. The paper discusses the possibility to use the educational potential of the GTO complex (Ready for Labour and Defense Complex). The goal of the Complex is not only health promotion, but also development of patriotic feelings and formation of positive attitude to healthy lifestyle. Well planned actions helps to teach moral values in such areas as patriotism, ecological education, cultural heritage and career choice. Patriotic education should rely on the huge sport experience of our country, as well as modern trends in sport. Development of moral values in GTO Complex includes development of such moral qualities as honesty, insistence and the desire to win. Integration of GTO Complex with the national holidays helps to introduce our cultural heritage. Physical education and health protection is the main goal of GTO Complex. The Complex includes not only the standards but also a list of activities for a week for all ages and a part, which helps to assess the level of physical education of a person. Labour education may be treated as career choice from the point of view of the Complex. Ecological education is realized via standards, which include walking tours. Thus GTO Complex helps to solve the problems of health improvement and moral education.
Ф;
Физическая культура как составляющая часть общей культуры личности на сегодняшний день является одним из направлений социальной политики в Российской Федерации. Повышенное внимание к этой сфере обусловлено существующим противоречием между стремлением государства повысить качество и продолжительность жизни граждан и недостаточным участием широких слоев населения в занятиях физической культурой и спортом. Для
решения этой проблемы в 2014 г. Правительством РФ было утверждено Положение о физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). Цель Комплекса - повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, укреплении здоровья, повышении благосостояния и качества жизни российских граждан, гармоничном и всестороннем развитии личности,
© Русинова М. П., 2017
формировании потребности людей в физическом самосовершенствовании, воспитании патриотизма и гражданственности, мотивации к ведению здорового, спортивного образа жизни [7]. Задачей Комплекса является массовый охват физической культурой всех возрастных групп. В основе ВФСК ГТО лежит принцип добровольности, доступности подготовки всем группам населения, контроль за состоянием здоровья, учет национальных и региональных особенностей.
Основная работа по реализации Комплекса осуществляется Министерством спорта Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта [7].
В Положении о Комплексе в качестве основных форм подготовки называются образовательная деятельность по физической культуре, занятия в спортивных клубах, соревнования, которые совпадают с видами испытаний, входящими в Комплекс, самостоятельные занятия физическими упражнениями, в том числе в летний оздоровительный сезон и каникулярное время, занятия в различных тренажёрных залах, фит-нес-центрах, спортивных клубах, самостоятельные занятия работающего населения физическими упражнениями, занятия в спортивных клубах и центрах по месту жительства, самостоятельные занятия физическими упражнениями, в том числе в местах массового отдыха [10, с. 93].
Помимо того что целью Комплекса ГТО является укрепление здоровья граждан, он также обладает серьезным воспитательным потенциалом. В рамках концепции ВФСК ГТО воспитательное воздействие на личность должно заключаться в формировании первичной потребности с последующим преобразованием в потребность высшего порядка [2]. В соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу должен осуществиться своеобразный переход от потребности в физической активности низшего уровня к потребностям самореализации, занимающим высший уровень [9]. Наиболее наглядно этот переход может проявиться в процессе организации самостоятельной физической подготовки, включающей целенаправленную деятельность по саморазвитию физических качеств [13, с.287].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. в качестве основных направлений развития воспитания названы:
- гражданское и патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- приобщение детей к культурному наследию;
- физическое развитие и культура здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание [12].
При условии грамотной организации Комплекс ГТО способен оказывать воспитательное воздействие по всем из перечисленных направлений.
Патриотическое воспитание. Существует несколько современных трактовок термина «патриотизм». «Патриотизм - одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему отечеству, его истории, культуре, традициям, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним, в готовности к защите его интересов, а также проявления великодушия и толерантности в отношении других народов» [1]. В. С. Горбунова рассматривает патриотизм как «направленность самореализации и социального поведения граждан, предполагающую на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающую как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества» [4].
Патриотическое воспитание в рамках Комплекса ГТО возможно осуществлять посредством актуализации богатого спортивного прошлого нашей страны, а также современных достижений в области спорта. Конкретные факты из истории спорта или биографии спортсменов могут выступать в качестве нравственного ориентира, а также способствовать формированию чувства «внутренней сопричастности к выдающимся достижениям, социально значимым событиям и психологически близким людям в процессе подготовки и сдачи норм ГТО» [6, с. 57].
Также в качестве средства патриотического воспитания может выступать история самого Комплекса ГТО, отраженная в различных печатных средствах и кинематографе [14, с. 98]. Необходимо использовать успешный опыт пропаганды Комплекса ГТО, накопленный в советский период. Грамотное агитационное сопровождение должно стать частью современной спортивной культуры, ориентированной на образ физически и интеллектуально развитого, успешного человека - гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание. Эта сфера воспитания направлена на усвоение так называемых высших духовных ценностей, к которым относятся индивидуально-личностные (жизнь, честь, достоинство),
семейные (дом, семья, родители), национальные (родина, язык, традиции), общечеловеческие (мир на Земле). Духовно-нравственное воспитание подразумевает развитие мировоззрения личности, освоение высших ценностей и значимых представлений, а также выработку определенных нравственных качеств, соответствующих конкретному типу культуры. Результатом духовно-нравственного воспитания должен стать образ жизни [3]. ВФСК ГТО в контексте духовно-нравственного воспитания может рассматриваться как средство формирования положительного отношения к здоровому образу жизни, а также как средство формирования различных морально-волевых качеств, таких как честность, упорство, стремление к победе.
Приобщение детей к культурному наследию. Культурное наследие - это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми и передающаяся как нечто ценное и почитаемое. Характеризуя категорию «наследия», необходимо отдельно выделить понятие «достояние» - это «исторические культурные и социально-педагогические факты, предметы, описания событий и явлений, характерных только для своего времени и соответствующих эт-но-природно-климатическим условиям прошлого» [5]. Подготовку и сдачу нормативов ГТО можно совмещать с традиционными праздниками, отражающими традиции конкретной народности.
Физическое развитие и культура здоровья. Главной целью Комплекса ГТО является укрепление здоровья населения. Приобщение граждан различных возрастных категорий к сдаче норм ГТО должно способствовать формированию потребности в систематических занятиях физической культурой, а также положительному отношению к здоровому образу жизни. Кроме самих нормативов Комплекс ГТО включает в себя рекомендации по недельному двигательному режиму для всех возрастных групп, а также раздел оценки уровня общего физкультурного образования, позволяющий не только оценить, но и повысить уровень знаний населения о влиянии средств физической культуры на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, а также гигиены
и основных методов контроля физического состояния при занятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение - это процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, связанного с вхождение в ту или иную профессиональную или социальную группу, а также выбором образа жизни [8]. Комплекс ГТО может рассматриваться с позиций профессионального самоопределения на этапах начальной и основной школы. Через Комплекс ГТО возможно сформировать интерес к физической культуре на профессиональном уровне не только как к учебному предмету, но и как к профессии спортсмена или учителя физической культуры.
Экологическое воспитание. Экологическое воспитание подразумевает формирование у населения сознательного отношения к природе, а также рациональное использование природных ресурсов. Нормативы ГТО включают в себя туристский поход с проверкой туристических навыков [7]. Одновременно с этим возможно осуществлять экологическое просвещение и воспитание населения. Туристская подготовка, особенно школьников, в процессе выполнения норм ГТО должна выступать важным звеном физического воспитания. Туристические походы способствуют разностороннему развитию личности через совершенствование физического, умственного и духовного развития, а также при изучении природы родного края [11].
Таким образом, в рамках Комплекса ГТО осуществляется не только оздоровление населения, но и духовно-нравственное развитие. Для эффективной реализации воспитательной составляющей ВФСК ГТО необходимо не только уделять внимание физической подготовке участников, но и рассказывать историю Комплекса, знакомить с биографиями выдающихся спортсменов прошлого и современности, проводить исторические параллели, стараться связать выполнение нормативов с традиционными видами спорта, подвижными играми, характерными для конкретного региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. - Волгоград, 2001. - 112 с.
2. Галагузова Ю. Н., Мясникова Т. И. Воспитательная функция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С. 70-75.
3. Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vera.ru (дата обращения: 27.11.2016).
4. Горбунов В. С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-
01/dissertaciya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-usloviyah-gorodskoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 27.11.2016).
5. Днепров С. А., Красильников В. П. Развитие двигательной активности как основа сохранения коренных малочисленных народов Сибири: педагогическое наследие // Образование и наука. - 2010. -№ 1 (69). - С. 54-60.
6. Коротких В. Ф., Tерентьев А. Е. Особенности использования биографий знаменитых спортсменов в процессе привлечения обучающихся к подготовке и сдаче норм ГГО // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 56-58.
7. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе. - M., 2013.
8. Педагогический словарь / под. ред. Б. M. Бим-Бад. - M., 2002. - С. 224-225.
9. Пирамида потребностей по Mаслоу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wikipedia.org (дата обращения: 27.11.2016).
10. Пушкарева И. Н., Русинова M. П. Использование принципов общественно-государственного управления в процессе эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГГО среди населения / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № l. - С. 93-96.
11. Скок Н. В., Янцер О. В. Tуристская подготовка школьников при реализации программы всестороннего физкультурно-спортивного комплекса // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. -С. 93-98.
!2.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.council.gov.ru (дата обращения: 27.11.2016).
13. Суетин П. С. Потенциал организованных форм физкультурно-спортивной деятельности в образовательных учреждениях в решении целей и задач ВФСК ГГО // Педагогическое образование в России. -2015. - №l29. - С. 286-289.
14. Tагильцева Ю. Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне» // Педагогическое образование в России. - 2015. -№l. - С. 936-99.
15. Югова Е. А. Внедрение системы ГГО как фактор развития здоровьесберегающей компетенции // Педагогическое образование в России. - 2015. - № l. - С. 100-103.
REFERENCES
1. Vyrshchikov A. N. Patrioticheskoe vospitanie: metodologicheskiy aspekt. - Volgograd, 2001. - 112 s.
2. Galaguzova Yu. N., Myasnikova T. I. Vospitatel'naya funktsiya Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 1. - S. 70-75.
3. Galitskaya I. A., Metlik I. V. Ponyatie «dukhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennoy pedago-gicheskoy teorii i praktike [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.vera.ru (data obrashcheniya: 27.11.2016).
4. Gorbunov V. S. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v usloviyakh gorodskoy sistemy obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-v-usloviyah-gorodskoy-sistemy-obrazovaniya (data obrashcheniya: 27.11.2016).
5. Dneprov S. A., Krasil'nikov V. P. Razvitie dvigatel'noy aktivnosti kak osnova sokhraneniya korennykh malo-chislennykh narodov Sibiri: pedagogicheskoe nasledie / / Obrazovanie i nauka. - 2010. - № 1 (69). - S. 54-60.
6. Korotkikh V. F., Terent'ev A. E. Osobennosti ispol'zovaniya biografiy znamenitykh sportsmenov v protsesse privlecheniya obuchayushchikhsya k podgotovke i sdache norm GTO // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 9. - S. 56-58.
7. Polozhenie o Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse. - M., 2013.
8. Pedagogicheskiy slovar' / pod. red. B. M. Bim-Bad. - M., 2002. - S. 224-225.
9. Piramida potrebnostey po Maslou [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.wikipedia.org (data obrashcheniya: 27.11.2016).
10. Pushkareva I. N., Rusinova M. P. Ispol'zovanie printsipov obshchestvenno-gosudarstvennogo upravleni-ya v protsesse effektivnogo vnedreniya Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO sredi naseleni-ya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № l. - S. 93-96.
11. Skok N. V., Yantser O. V. Turistskaya podgotovka shkol'nikov pri realizatsii programmy vsestoronnego fizkul'turno-sportivnogo kompleksa / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 9. - S. 93-98.
l2.Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.council.gov.ru (data obrashcheniya: 27.11.2016).
13. Suetin P. S. Potentsial organizovannykh form fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh v reshenii tseley i zadach VFSK GTO // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. -№l29. - S. 286-289.
14. Tagil'tseva Yu. R. Sistema formirovaniya polozhitel'noy motivatsii i propaganda zdorovogo obraza zhizni v ramkakh VFSK «Gotov k trudu i oborone» // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - №1. - S. 936-99.
15. Yugova E. A. Vnedrenie sistemy GTO kak faktor razvitiya zdorov'esberegayushchey kompetentsii // Ped-agogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - № l. - S. 100-103.
Статью рекомендует канд. биол. наук, доцент И. H. Пушкарева.