УДК 796:378
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ КАК СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА
Духанин Д.С., старший преподаватель Глухов А.В., преподаватель
Новосибирский государственный университет архитектуры дизайна и искусств
Аннотация. В статье изложены основные положения рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов, обучающихся в системе высшего образования, которая включена в базовую часть основной образовательной программы подготовки бакалавра. Представлены контрольно-оценочные средства для изучения физической подготовленности студентов. Проведенное тестирование среди студентов основной медицинской группы здоровья позволило выявить у преобладающего числа обучающихся 1-3-го курсов отличную и хорошую физическую подготовку и готовность к участию в ВФСК ГТО на разном уровне. Подготовка студентов к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания, в спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно. Необходимы меры мотивации к сдаче нормативов комплекса ГТО: награждение участников; доступность использования объектов спорта; морально-материальное стимулирование; учет сведений об индивидуальных достижениях выполнения нормативов ГТО по программам «Физическая культура». 21 % студентов НГУАДИ под руководством преподавателей кафедры физического воспитания принимают активное участие в спортивной жизни вуза. Достижения студентов отмечены сертификатами, благодарственными письмами и почетными грамотами.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, нормативы, тестовые задания, физическая подготовленность.
Актуальность. Динамизм социально-экономических преобразований в России, гуманизация и демократизация общественных отношений, интеллектуализация труда и человеческой деятельности повышают требования к профессиональной подготовке выпускников вузов. Современная концепция модернизации российского образования «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года» актуализирует проблему подготовки в вузах высококвалифицированных специалистов, способных к
профессиональному росту и мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий, формирования навыков самообразования и самореализации личности. Важнейшая социальная функция образовательных учреждений заключается в создании условий для становления у выпускников потребности в непрерывном профессиональном самосовершенствовании, что позволит адекватно содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества [7].
Ведущей идеей развития образования сегодня выступает идея востребованности социально активных членов общества. Современное производство ориентируется на специалиста, располагающего фундаментальными и практикоориентированными знаниями. Формирование профессионально компетентного специалиста продолжает оставаться важнейшей задачей высшей школы. В соответствии с ФГОС выпускник должен стремиться к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства, обладать высокой мотивацией к повышению своего культурного и профессионального уровня. Одной из базовых дисциплин общекультурного развития студента является физическая культура [8].
В свете вышесказанного целью настоящей работы явилось составление рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» и контрольно-оценочных средств для подготовки студентов к сдаче нормативов ВФСК ГТО, что предполагает решить несколько задач: 1) представить основные положения рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура»; 2) представить комплект контрольно-оценочных средств для подготовки
студентов к сдаче нормативов ГТО; 2) определить систему мер мотивации студентов к сдаче норм Всероссийского спортивного комплекса «Готов к труду и обороне; 4) представить результаты тестирования студентов 1-3-го курсов НГУАДИ по физической подготовленности. Для достижения цели и задач настоящего исследования был использован метод педагогического измерения. В тестировании приняли участие студенты 1-3-го курсов, обучающихся по учебной дисциплине «Физическая культура».
Результаты. Дисциплина «Физическая культура» для студентов, обучающихся в системе высшего образования, является завершающим этапом организованного на государственном уровне непрерывного процесса формирования физической культуры личности. Являясь составной частью профессиональной подготовки студента, эта дисциплина включена в базовую (обязательную) часть основной образовательной программы подготовки бакалавра [8].
На основе компетентностного подхода в рабочей программе изложены: цели и задачи дисциплины; сущность и структура, формируемые компетенции; объем и содержание дисциплины; образовательные технологии и активные методы обучения; требования к результатам освоения дисциплины и
сформированным компетенциям; контрольные задания; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; методические рекомендации для
студентов и преподавателей по ее изучению.
В процессе изучения дисциплины «Физическая культура» у студентов
формируется общекультурная компетенция, в результате ее освоения выпускник должен: знать и понимать социальный заказ общества на подготовку специалистов; понимать роль физической культуры в формировании профессионально важных физических качеств и психических свойств личности; уметь управлять своим физическим здоровьем и применять высокоэффективные оздоровительные и спортивные технологии; владеть способностью к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию [2; 4]. Для формирования вышеуказанной компетенции учебная работа организована на основе высокоэффективных традиционных образовательных технологий. Используются информационно-коммуникационные
образовательные технологии, технологии проблемного, проектного обучения, интерактивные технологии, технологии обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа), которые реализуются в рамках модульной организации учебного процесса. В программе представлен фонд оценочных средств дисциплины (ФОСд) для оценивания планируемых результатов обучения и качества сформированности компетенции. Важно применять активные формы обучения на основе интеграции учебной и научной деятельности студентов в форме лекций-конференций, проблемных заданий, компьютерного тестирования.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет обязательный объем часов учебной дисциплины «Физическая культура» для баклавриата не менее 72 ч. Учебная работа по дисциплине предусматривает теоретические занятия (лекции) и практические занятия в форме практических занятий, самостоятельную работу студентов. Содержание дисциплины разработано таким образом, чтобы обеспечить поэтапное формирование компонентов компетенции в рамках модульной технологии обучения, которая предусматривает выделение в содержании дисциплины модулей и модульных единиц. Важно использовать возможности образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» для решения задач по формированию у
студентов готовности к инновационной деятельности на основе проведения
научных междисциплинарных исследований [8].
Одной из особенностей вузовского периода жизни студентов является то,
что, в соответствии с биологическими закономерностями, в это время завершается становление форм и функций организма. Это фактически последний период в индивидуальной жизни человека, когда можно с помощью физических упражнений наиболее эффективно влиять на их улучшение. Поэтому правильно организованные занятия физическими упражнениями (как под руководством преподавателя, так и самостоятельные) приносят
несомненную пользу и становятся неотъемлемой частью здорового образа жизни [4]. Очевидно, что большего успеха при занятиях физическими упражнениями можно достичь при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Этому может способствовать четко поставленная преподавателем перед студентом цель как во время занятий на уроках, так и в процессе внеурочной деятельности. Следствием сознательного отношения к физическим упражнениям при подборе занимательного материала и соответствующей организации должна быть активность самих студентов, которая проявится в инициативности, самостоятельности и творческом отношении к делу [2].
В настоящее время среди молодежи набирает популярность движение по подготовке к сдаче норм ГТО. В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм. Подготовка студентов к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в учебных заведениях, пунктах начальной военной подготовки, спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно [6].
24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». В этом документе определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО [5].
Нормативно-правовая база проекта выстраивается на основе законодательных, программных документов федерального, регионального и муниципального уровней. К наиболее значимым документам, определяющим условия и механизмы внедрения модели воспитательной компоненты на федеральном уровне, относятся: Конституция Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка; Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»; Проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2014 г. «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148 [1; 3].
Вместе с Единой всесоюзной спортивной классификацией комплекс ГТО играет основополагающую роль в системе нормативных оценок физической
подготовки молодого поколения. Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан. Рекомендовано для каждой социально-демографической группы граждан, а также организаторов процессов, активно участвующих в выполнении комплекса ГТО, включить различные системы мотивации. Так, для преподавателей и студентов НГУАДИ можно рекомендовать систему мер: награждение и поощрение студентов, успешно выполняющих нормы ГТО, организаторов и активных участников внедрения комплекса; доступность использования объектов спорта при проведении мероприятий комплекса; морально-материальное стимулирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм ГТО, а также предоставление льгот при посещении фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов и других объектов спорта; учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов ГТО при обучении по программам «Физическая культура», «Прикладная физическая культура»; увеличение академической стипендии студентам, особо проявившим себя в организации, проведении и выполнении нормативов комплекса ГТО [2; 4].
Важно отметить, что Минобрнауки России письмом от 2 декабря 2015 г. №08-1447 направлены в регионы для использования в работе методические рекомендации по механизмам учета результатов выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов по учебным дисциплинам «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура». Результаты выполнения тестовых заданий комплекса ГТО могут быть приравнены к результатам освоения отдельных разделов физкультуры путем включения в них элементов комплекса [4].
В настоящее время в процессе обучения студентов на учебных занятиях по физической культуре в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств применяются элементы из комплекса физических упражнений системы ГТО. Использование подобного подхода позволяет студентам НГУАДИ выступать на межвузовских соревнованиях и по отдельным видам спорта составлять конкуренцию ведущим вузам по спортивным достижениям города Новосибирска. В табл. 1 приведены контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Физическая культура», которые используются как элемент физического воспитания и в качестве тестового задания для студентов при получении оценок текущего контроля.
Общее количество студентов НГУАДИ, занимающихся на учебных занятиях по физической культуре в основной медицинской группе, - 379 человек. На 1-м курсе - 140 студентов, на 2-м - 129 человек и на 3-м - 110 человек. Из них 58 юношей и 221 девушка. Оценку успеваемости по учебной
прикладной физической культуре проводили согласно контрольно-оценочным нормативам, представленным в табл. 1. Затем полученные результаты педагогического тестирования студентов НГУАДИ по физической подготовленности распределили согласно балльной оценке (табл. 2).
Таблица 1. Контрольно-оценочные средства для студентов по учебной дисциплине
«Физическая культура»
Виды те еловых ли. л и л длн девушек Критерии оценки
5- баллов <1 бл лла 3 балла 2 балла 1 баял
1 Прыжки и длину с моста (см) 240 230 215 205 1.95
2 Падинмлнт.' ног в кисе до пер екладияы (кол-во раэ) 10 8 6 4 2
3 На скорости- силовую подготовленность, бег ЮО.чУсех. 13,5 14,0 14,5 15.0 15.5
4 Наклон плеред из положения стол С [|[]ИМ иМИ 1101 им и на гимнастической еканье + 13 +7 +е | 4 +2
5 На общую выносливость - 5ег 3000 11 Гмин./оек.1 12.30 13.30 14,00 14,30 15,00
б Подтягивание из виса на высокой переклад кие 13 10 ч 4
7 Гимнастический комплекс упражнений: 1 утренней гимнастики; 1 производственной гимнаст жи; 3 спортивной шройикн улражиппи РЫГ¥1ЛИени псмшческн правильно, уверенно упражнения 11пппш1г|п|1 технически правильно, но не тпеем уверенно у1фвжн£ння вкпплнены пр.ш илы ю, ею е ррапряжеикеч и лмплитудой, дищадны ипк ошибки упражнения ВЫПОЛНЕНЫ с груОнии техЕ1нческнии ашибквш. небрежно
П] 1,(1,1 тестовых чдлннп для юношей Критерии пискни
3 Баллон 4 балла 3 балла 2 би1а 1 балл
1 11рнжки в длину с места (см) 145 180 170 10*) 155
2. Поднимание тулов]аца1!з елможйиии лежа на спнне (кол-во раз за 1 мин. 47 34 2Я 22
3 На скоростно- силовую подготовленность, бег 1(Х).чУсек. 16.5 17.0 17.5 18.0 1Н5
4 Наклон плеред из положения стол с прямими нотами на пшнагтнчегкой скамье + 16 + 11 +В + 5 + 3
5 На общую выносливость - (жг ¿ООО и 10.30 11.15 11.35 12.00 12,30
{5 Сгибание и разгибание рук с упоре лёжа на пол у 14 12 10 а
7 Глынасги ческнн комплекс упражнений: 1 утренней гимнастики; 1 производственной гимнастик н; 3 спортивной а^ройикн упрожнепи рыеюлиени тсмшческн правнлто. упражнения выполнены тскннческн правильно, по не совсем уверенно утфзжнення вкпплнены правнпыю, ею е напряжен кеч н недостаточной лмплитудой, догуецнш мелкие ошибки упражнения ВЫПОЛНЕНЫ с груСнамн техЕ1нческнии ошнякяын, небрежно
Таблица 2 . Распределение студентов согласно критериям полученных оценок по учебной дисциплине «Физическая культура», в %.
№ Курс, кол-во студентов чел «Отлично» 5 бал/юв «Хорошо» 4 балла «Удовлетворительно» 3 балла «Неудовлетворительно» 2 и мен№ баллов
1 1,11=140 28,6 СО,7 8,6 2,1
2 2, п=12Э 24,0 57,4 17,В 0,8
3 3, !1=110 19,1 63,6 15,5 1.8
4 В(гт:л-379 24,3 60,4 13,7 1,6
В результате тестирования выявлено, что среди студентов 1-го курса на оценку «отлично», согласно нормативам по физической подготовленности, справились 28,6 % учащейся молодежи. На 2-м и 3-м курсах отлично справились с тестовыми заданиями 24,0 и 19,1 % студентов соответственно. В среднем среди студентов 1, 2 и 3-го курсов оценку «отлично получили 24,3 % человек. Оценку «хорошо» на 1-м курсе получили 60,7 % студентов, на 2-м курсе - 57,4 % обучающихся. На 3-м курсе хорошо с тестовыми заданиями по физической подготовке справились 63,6 % человек. Среди всех участников исследования, обучающихся по учебной дисциплине «Прикладная физическая культура», хорошо справились с тестовыми заданиями 60,4 % студентов. Удовлетворительные значения по физической подготовленности среди студентов, обучающихся на 1-3-м курсах, показали 13,7 % человек. Так, удовлетворительные показатели среди обучающихся 1-го курса встречались у 8,6 % студентов. На 2-м курсе удовлетворительные оценки получили 17,8 человек, на 3-м курсе такие отметки получили 15,5 % студентов (табл. 2). Не справились с тестовыми заданиями по прикладной физической культуре незначительное количество обучающихся студентов - в среднем 1,6 % человек (табл. 2).
Необходимо подчеркнуть, что внедрение ФГОС и нормативов ВФСК ГТО необходимо для физического развития и общего самосовершенствования студентов НГУАДИ. Применяя новейшие методики и разработки в рамках ФГОС и в процессе подготовки к сдаче норм ВФСК ГТО, можно достичь осознанного выбора студентами самосовершенствования и самореализации как в области физической культуры, так и личностном плане [1]. На это указывают и результаты проведенного тестирования по физической подготовленности студентов, свидетельствуя о их физической готовности к участию в ВФСК ГТО на разном уровне.
Преподаватели кафедры физического воспитания в НГУАДИ осуществляют сотрудничество со спортивными и общественными организациями, развивают внеурочную работу в области физической культуры и спорта и с большой заинтересованностью способствуют развитию двигательных качеств студентов вуза. Постепенно у наших студентов формируется потребность в самостоятельных занятиях спортом и здоровом образе жизни. В процессе физической подготовки студентов 1-3-го курсов используются спортивные объекты вуза и вне его с целью максимальной эффективности проведения учебных занятий по физической культуре. Активное участие в физкультурно-соревновательной деятельности, повышение квалификации преподавателей кафедры физического воспитания, в соответствии с приказом Президента Российской Федерации постепенное внедрение в учебный процесс сдачи нормативов ВФСК ГТО позволяет студентам НГУАДИ укреплять свое физическое здоровье, повышать уровень физического развития и принимать участие в соревнованиях городского уровня.
Важно отметить, что в 2017/2018 учебном году 80 студентов НГУАДИ приняли участие в 41 городской спартакиаде вузов города Новосибирска. Наши студенты под руководством преподавателей кафедры физической культуры принимали активное участие в разных видах спортивной деятельности. С удовольствием и ответственностью участвовали в игровых видах спорта: настольный теннис, шахматы, волейбол. В волейболе удалось поучаствовать и женской, и мужской командой. Спортивная команда НГУАДИ впервые участвовала в легкоатлетической эстафете, посвященной празднованию Дня Победы 9 мая. Все больше становится студентов, желающих участвовать в спортивных состязаниях по пауэрлифтингу, плаванию, легкоатлетическому кроссу. Студенты, принявшие участие в спортивной жизни НГУАДИ, были отмечены сертификатами, благодарственными письмами и почетными грамотами. Преподаватели кафедры физического воспитания своим собственным примером участия в соревнованиях создают мотивацию у студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Заключение. Таким образом, учебная дисциплина «Физическая культура» для студентов, обучающихся в системе высшего образования, является завершающим этапом организованного на государственном уровне непрерывного процесса формирования физической культуры личности и включена в базовую (обязательную) часть основной образовательной программы подготовки бакалавра. Компетенции должны быть направлены на развитие профессионально важных физических качеств и психических свойств личности; умение управлять своим физическим здоровьем и применять высокоэффективные оздоровительные и спортивные технологии; овладение способностью к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию. Содержание дисциплины «Физическая культура» разработано таким образом, чтобы обеспечить поэтапное формирование компонентов компетенции в рамках модульной технологии обучения. Возможности образовательного процесса по дисциплине необходимо использовать для готовности студентов к инновационной деятельности на основе проведения научных междисциплинарных исследований.
Подготовка студентов к выполнению требований и сдаче нормативов комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программам физического воспитания в спортивных секциях, группах общей физической подготовки и самостоятельно. Рекомендовано для преподавателей и студентов НГУАДИ включить систему мер мотивации: награждение и поощрение студентов, успешно выполняющих нормы ГТО, доступность использования объектов спорта; морально-материальное стимулирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм ГТО, предоставление льгот при посещении фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов и других объектов спорта; учет сведений об индивидуальных результатах выполнения нормативов
ГТО при обучении по программам «Физическая культура», «Прикладная физическая культура».
На учебных занятиях по физической культуре применяются элементы из комплекса физических упражнений системы ГТО. Использование подобного подхода позволяет студентам НГУАДИ выступать на межвузовских соревнованиях и по отдельным видам спорта составлять конкуренцию ведущим вузам города Новосибирска. Кроме того, проведенное тестирование студентов согласно нормативами по физической подготовленности позволило выявить у преобладающего числа студентов 1-3-го курсов отличную и хорошую физическую подготовку и готовность к участию в ВФСК ГТО на разном уровне. Студенты Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств под руководством преподавателей кафедры физического воспитания принимают активное участие в спортивной жизни вуза, отмечены сертификатами, благодарственными письмами и почетными грамотами. Преподаватели кафедры физического воспитания участвуют в соревнованиях и создают этим примером мотивацию у студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Библиографический список
1. Богданов В.М. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. (27 февраля 2015 г.). - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - С. 34-37.
2. Здоровый образ жизни - фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е. Норкина, Ю. Тремаскина, Д. Борзенко // Молодой ученый. - 2014. - №18-1. - С. 64-65.
3. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). - 2014.
4. Михайлова С.В. Роль государства в формировании у молодежи здорового образа жизни // Международный научно-исследовательский журнал. -2015. - №7-4 (38). - С. 92-94.
5. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)».
6. Якимов А.И. Возвращение норм ГТО как способ оздоровления // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2014. - С. - 131-134.
7. Национальная доктрина образования. Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования. Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе [Электронный ресурс]. - URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 26.05.2018).
8. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/7 (дата обращения: 26.05.2018).
PHYSICAL CULTURE IN THE UNIVERSITY AS A SYSTEM OF PREPARING STUDENTS FOR STANDARDS ALL-SPORTS COMPLEX
Dukhanin D.S., Senior Lecturer Glukhov A.V., Lecturer
Novosibirsk State University of Architectural of Design and of Arts
Abstract. The article describes the main provisions of the working programme of the discipline physical education for students in higher education, which is included in the base portion of the basic educational curriculum of the Bachelor. Prepared control and evaluation tools to assess the physical fitness of students. Testing conducted among students of primary health medical group revealed at the overwhelming number of students 1, 2, 3 courses, excellent and good physical preparation and readiness to participate in the TRP VFSK on different levels.Preparing students to meet the requirements and standards of complex Ready for labour and defence ensured systematic programme of physical education classes, sports clubs, groups of general physical preparation. The system of motivation for passing complex GTO standards may include: awarding; availability of sport; moral and material stimulation; accounting information about the individual achievements of the implementation regulations of the TRP programme on physical culture.21 percent of students under the guidance of the NGUADI Department of physical education teachers take an active part in the sporting life of the University. Achievements of students marked the certificates, letters and diplomas.
Keywords: physical education, students, standards, test tasks, physical preparation.