КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
среде элективного курса по аэробике
УДК/UDC 378.147
Поступила в редакцию 04.09.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Зуйкова1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Бушма1
Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Мухина1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург
MODULAR TRAINING COURSE OF ELECTIVE ACADEMIC AEROBICS
PhD, Associate Professor E.G. Zuykova1 PhD, Associate Professor T.V. Bushma1 PhD, Associate Professor O.N. Ustinova1 PhD, Associate Professor A.V. Mukhina1
1 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - повышение качества обучения студентов на специализации «Аэробика» за счет использования концентрированного обучения как метода совершенствования организационной структуры учебного процесса.
Методика и организация исследования. В работе представлена взаимосвязанная система учебных блоков образовательной среды дисциплины «Аэробика». В исследовании приняли участие 276 студентов 2-го курса Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого, занимающихся на специализации «Аэробика». Исследование проводилось в условиях учебно-тренировочных занятий со студентами, которые выбрали занятия аэробикой на добровольной основе.
Результаты исследования и выводы. Авторы раскрывают возможности и эффективность применения в данной системе метода концентрированного обучения, который обеспечивает непрерывность процесса, его целостность в предметно-ориентированной образовательной среде дисциплины, начиная с первичного восприятия и заканчивая формированием умений, навыков, предметных компетенций. На специализации разработано методико-практическое сопровождение концентрированного обучения для адаптации студентов к специфике предмета, направленное на повышение уровня обучения, качества физической и функциональной подготовки. Положительная динамика личностных достижений студентов в оценке количественных и качественных показателей, возросший уровень их теоретической и практической компетенции в изучаемой дисциплине доказывают эффективность выстроенной организационной структуры учебного процесса с использованием метода концентрированного обучения для самореализации и самосовершенствования студентов.
Ключевые слова: аэробика, концентрированное обучение, учебный блок.
Annotation
Objective of the study was to develop and test benefits of a new modular training course of academic elective aerobics
Methods and structure of the study. The new modular training academic aerobics course offers a system of training modules and their elements with the relevant hierarchical missions and goals geared to form the target theoretical competences and practical skills in the discipline. We sampled for the study the Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University's students (n= 276) trained at elective aerobics course to test benefits of the new modular training model. Results and conclusion. The hierarchical module structure of the modular training course is geared to facilitate the training progress with fast adaptation to aerobics trainings based on focused learning with expansion of the theoretical knowledge and practical skill sets, and with a special emphasis on the individual independence, creativity, teamwork, constructive climate in the team for successful cooperation and progress of every trainee. The progress test module is designed to profile the individual progress paths at every educational service stage using a progress test and scoring system. We used in our study a set of the personal progress rating criteria of our own design, with the progress rated using a set of special scoring tables. The new modular training aerobics course with the relevant informational service and progress facilitating provisions designed to complement the standard elective academic aerobics curricula was tested beneficial as verified by the sample progress in the physical fitness and functionality rating tests and practical accomplishments in the discipline.
Keywords: aerobics, modular training course, training module.
Введение. Педагогическая технология концентрированного распределения и освоения учебного материала по физической культуре представлена как система, обеспечивающая одновременное формирование необходимых знаний, умений и навыков в предстоящей учебной и самостоятельной деятельности студента [2, 8]. Переход к концентрированной форме обучения, основанной на педагогике сотрудничества субъектов учебного процесса, необходим в современных условиях развития профессионального образования [1, 4, 5]. Выстроенный алгоритм занятий преимущественно
с однородным содержанием в большей степени реализует психолого-педагогические и физиологические закономерности физического воспитания, так как концентрация учебного материала позволяет систематически направленно воздействовать на центры и функции организма студентов, обеспечивая последовательное усвоение содержания учебной дисциплины [3, 4, 6].
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных методов совершенствования организационной структуры учебного процесса в предметно-
ориентированной образовательной среде дисциплины «Аэробика».
Цель исследования - повышение качества обучения студентов по элективному курсу «Аэробика» на основе использования концентрированного обучения как метода совершенствования организационной структуры учебного процесса.
Методика и организация исследования. Содержательная часть учебной программы по аэробике представляет собой систему учебных блоков и их компонентов, взаимосвязанных между собой целями и задачами, направленными на формирование теоретических и практических компетенций по изучаемой дисциплине.
Каждое учебное занятие аэробикой представляет собой мини-модуль, состоящий из совокупности взаимосвязанных компонентов и отличается целостностью, непрерывностью и завершенностью процесса познания, превращаясь из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления. Технология концентрированного обучения, применяемая на таких занятиях, представляет собой алгоритм действий, направленных на достижение конкретного результата, объединяя на практике: цели и задачи, учебный материал, информационную среду, методическое обеспечение, оперативное оценивание учебных достижений. Таким образом, структурированное содержание учебного материала направлено на ускорение процесса адаптации к учебным занятиям аэробикой, сознательное усвоение студентами учебного материала, формирование в единстве теоретических знаний и практических умений, развитие самостоятельности, творческих способностей, навыков взаимопомощи, создает позитивный климат в коллективе, атмосферу взаимодействия и сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Контрольный блок отражает личностные достижения студентов на каждом этапе обучения в наглядной форме - балльно-рейтинговой оценке.
В ходе исследования разработаны критерии, определяющие динамику личностных достижений студентов. В качестве диагностического инструментария использовались балльно-рейтинговые таблицы [6].
Результаты исследования и их обсуждение. Физическая подготовленность характеризуется степенью развития основных двигательных качеств. Фиксировались максимальные результаты при выполнении тестовых упражнений: «Сгибание и разгибание рук за 30 с» для оценки скоростно-силовых качеств; «Сед с наклоном вперед из положения лежа» для оценки силовой выносливости; «Наклон вперед согнувшись, стоя на скамейке» для оценки гибкости; тест с падающей линейкой для определения быстроты реакции. Отмечен личностный рост результатов по отношению к исходным у 84 % занимающихся, что отразилось на повышении их рейтинговой оценки (табл. 1).
При оценке функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) большое значение имеют функциональные пробы, поскольку они позволяют получить объективные данные об адаптационных возможностях ССС. Функциональное состояние студентов оценивалось по четырем показателям: ЧСС в покое, реакция на нагрузку, восстановление после 20 приседаний за 30 с, значение индекса Руфье (табл. 2).
Субъективная оценка студентов - важный компонент, характеризующий организацию учебного процесса на специализации (рис. 1).
75 % студентов оценили на 5 баллов модель концентрированного обучения как эффективную систему организации учебной среды на специализации; 88 % респондентов отметили профессионализм и компетентность, коммуникабельность и личную заинтересованность преподавателей в работе.
Самостоятельная работа занимает важное место в структуре учебного блока и представлена в различных формах, выполняемых по заданию преподавателей, с их помощью и самостоятельно, с предварительной подготовкой и без нее [2, 7]. Сравнительный анализ результатов достижений студентов при выполнении различных видов самостоятельных работ на протяжении всего периода обучения показал возросший уровень их теоретической и практической компетенции в изучаемой дисциплине (рис. 2).
Таким образом, организация учебного процесса с использованием метода концентрированного обучения создает условия для активной самостоятельной деятельности занимающихся, оказывает благоприятное воздействие на развитие и реализацию их личностных потребностей, расширяет сферу познавательных возможностей.
Выводы. Концентрированная структуризация содержания всех блоков учебного материала по дисциплине «Аэробика», последовательность их освоения, создание информационной среды и сопровождающего методического обеспечения способствовали положительной динамике личностных достижений, показателей физической подготовленности и функционального состояния студентов.
■ организация занятий
■ материально-техническое оснащение
□ эффективность занятий
■ работа преподавателей
Оценка по 5-балльной системе
Рис. 1. Оценка студентами организации учебного процесса, материально-технического оснащения, эффективности воздействия занятий, работы преподавателей на специализации «Аэробика»
Таблица 1. Средние оценки физической подготовленности студентов в начале и конце учебного года
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
№ п/п Физические качества Средние оценки по 5-балльной системе
В начале 1-го семестра В конце 2-го семестра
1 Скоростно-силовые качества 3,4 + 0,4 4,0 + 0,2
2 Силовая выносливость 3,6 + 0,3 4,2 + 0,2
3 Гибкость 2,9 + 0,2 3,2 + 0,3
4 Быстрота реакции 3,4 + 0,3 3,9 + 0,4
Таблица 2. Средние оценки функционального состояния студентов в начале и конце учебного года
№ п/п Показатели функциональных проб Средние оценки по 5-балльной системе
В начале 1-го семестра В конце 2-го семестра
1 ЧСС в покое 3,7 + 0,2 3,7 + 0,3
2 Реакция на нагрузку 2,5 + 0,3 3,2 + 0,2
3 Восстановление после нагрузки 3,9 + 0,3 4,3 + 0,5
4 Индекс Руфье 2,8 + 0,2 3,1 + 0,3
42
http://www.teoriya.ru
№ 12 • 2020 Декабрь | December
100
80
^ 60
40
20
0
аэробная разминка в стиле нон-стоп силовая тренировка разбор комплексов по видео творческачя самостоятельная работа участие в проектной деятельности импровизационная разминка
2,57
3,97
3, 67
4,26
2, 56
3,93
2,92
3,88
■ 3,24
4,37
Рис. 2. Средние оценки самостоятельной работы студентов на специализации «Аэробика»
Литература
1. Венгерова Н.Н. Реализация ФГОС «3+» по физической культуре в высшей школе / Н.Н. Венгерова, Л.В. Люйк, О.Е. Пискун // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 6. - С. 12-14.
2. Дементьев К.Н. Использование технологии концентрированного обучения на занятиях аэробикой / К.Н. Дементьев, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. -№ 2. - С. 24-26.
3. Забродина Д.В. Динамика результативности учебной деятельности в условиях концентрированного обучения / Д.В. Забродина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). - С. 54-58.
4. Каменских Д.В. Концентрированное обучение как одна из форм образовательных технологий, способствующих повышению качества образования / Д.В. Каменских // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (14). - С. 113-119.
5. Корельская И.Е. Личностно ориентированное обучение в физическом воспитании студентов / И.Е. Корельская, И.А. Варенцова // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 27.
6. Чедова Т.И. Инновационные педагогические технологии как средство формирования здорового образа жизни студентов / Т.И. Чедова, Г.А. Гавронина // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 6. - С. 58-59.
References
1. Vengerova N.N., Lyuik L.V., Piskun O.E. Realizatsiya FGOS «3 » po fizicheskoy kulture v vyisshey shkole [University implementation of "3+" FSES for physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 6, pp. 12-14.
2. Dementev K.N., Zuykova E.G., Bushma T.V. et al. Ispolzovanie tekh-nologii kontsentrirovannogo obucheniya na zanyatiyakh aerobikoy [Use of concentrated training technology during aerobic practices]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 2. pp. 24-26.
3. Zabrodina D.V. Dinamika rezultativnosti uchebnoy deyatelnosti v usloviyakh kontsentrirovannogo obucheniya [Dynamics of progress in education in context of concentrated learning]. Profes-sionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2013. No. 3 (11). pp. 54-58.
4. Kamenskikh D.V. Kontsentrirovannoe obuchenie kak odna iz form obrazovatelnykh tekhnologiy, sposobstvuyushchikh povysheniyu kachestva obrazovaniya [Concentrated learning as one of forms of educational technologies to improve quality of education]. Pro-fessionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014. No. 2 (14). pp. 113-119.
5. Korelskaya I.E., Varentsova I.A. Lichnostno orientirovannoe obuche-nie v fizicheskom vospitanii studentov [Individualized education in academic physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 4. P. 27.
6. Chedova T.I., Gavronina G.A. Innovatsionnye pedagogicheskie tekh-nologii kak sredstvo formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov [Innovative educational technologies for healthy lifestyle promotion in student communities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 6. pp. 58-59.
7. Zuykova E.G., Bushma T.V., Lipovka A.Yu., Cherkasova A.V. The Usage Of Modular-Rating Technology In The Educational Process Of Physical Culture. The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS. Published by the Future Academy. 2018. Volume LI pp.127-133.
8. Shil'ko V.G., Guseva N.L., Shil'ko T.A. (2012). University physical education based on integrated technological model of sports activity. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury, (11), 59-62.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ХОРЕОГРАФИЯ в ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Титова1 Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Борисова1 Кандидат педагогических наук, профессор Л.В. Руднева1 Кандидат психологических наук, доцент Ю.А. Селезнева1 "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула
УДК/UDC 796.011.3
Ключевые слова: художественная гимнастика, хореографическая подготовка, направленность хореографии, виды подготовки, гимнастки-художницы, анкетирование.
Цель исследования - изучить значение и направленность хореографической подготовки в процессе тренировки гимнасток-художниц.
Результаты исследования и их обсуждение. При анализе мнения тренеров, хореографов и других специалистов в области художественной гимнастики было установлено следующее:
• 37% опрошенных считают, что элементы хореографии являются базовой основой для работы во всех видах гимнастического многоборья, создавая основу в овладении основными двигательными навыками (прыжками, пируэтами и равновесиями);
• подавляющее большинство респондентов (96%) указывают, что решающее значение в процессе формирования гимнастического стиля (осанка, натянутые ноги, высокий полупалец) принадлежит именно хореографической подготовке;
• 58% специалистов считают, что хореография является одним из средств развития точности движений и ритмичности;
• 63 % указывают на то, что элементы различных видов хореографии: народной, классической, современной и др. - являются основой соревновательных программ гимна-
choreography in rhythmic gymnastics,
its role and focus
PhD, Associate Professor A.V. Titova1 PhD, Associate Professor V.V. Borisova1 PhD, Professor L.V. Rudneva1 PhD, Associate Professor Yu.A. Selezneva1 1Lev Tolstoy Tula State Pedagogical University, Tula
Поступила в редакцию 02.11.2020 г.
сток, особенно их обязательного компонента - танцевальных дорожек.
Изучение мнения специалистов о роли хореографии в развитии артистизма и культуры движений гимнасток показало, что 100% респондентов однозначно отметили большое значение этого вида подготовки для формирования выразительности движений, танцевальности, грациозности, воспитания красоты и правильности движений, развития чувства вкуса и эмоциональности. Установлено, что 95% специалистов указали на необходимость хореографии для создания у гимнасток индивидуального стиля и манеры выступления, а 81% опрошенных говорят о том, что хореографическая подготовка напрямую влияет на уровень исполнительского мастерства спортсменок.
Вывод. Проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том, что упражнения хореографии оказывают влияние на различные стороны спортивной подготовки в художественной гимнастике.
Использованная литература
1. Головко А.В. Хореография в современных видах спорта /
А.В. Головко // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 6.
- С. 62-65.
Информация для связи с автором: [email protected]
1 семестр
2 семестр