индивидуализация физкульТурно-спорТивных занятий в вузе с применением средств гимнастики
УДК/UDC 796.011.1
Поступила в редакцию 17.06.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко1 Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1
1 Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
GYMNASTICS-BASED PERSONALIZATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS CLASSES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
PhD, Associate Professor J.V. Korichko1 PhD, Associate Professor L.G. Pashchenko1
1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Информация для связи с автором: korichko nv@mail.ru
Аннотация
Annotation
Цель исследования - разработка и оценка эффективности модели индивидуализации процесса физического воспитания с учетом морфофункциональных показателей, физической подготовленности и мотивов занятий физической культурой и спортом девушек, осваивающих элективную дисциплину по физической культуре и спорту с применением средств основной гимнастики. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 104 девушки, обучающиеся в университете и осваивающие элективную дисциплину по физической культуре и спорту: гимнастику, аэробику, танцы и для сравнения - спортивные игры. Исследование жирового компонента и индекса массы тела студенток, осваивающих дисциплину с применением средств основной гимнастики, показало неоднородность состава занимающихся - присутствие в группе лиц с недостаточной и избыточной массой. Результаты исследования и выводы. Изучение мотивов занятий физической культурой и спортом у девушек показало низкие значения параметра, характеризующего активность участия в физкультурно-спортивных мероприятиях, предусматривающих соперничество и высокие значения проявления стремления к самосовершенствованию.
На основании результатов предварительных исследований была разработана модель индивидуализации процесса физического воспитания студенток вуза, занимающихся по программе элективной дисциплины по физической культуре и спорту с применением средств гимнастики, включающая целевой, диагностический, педагогический, результативный компоненты. Эффективность реализации модели выразилась в повышении физической подготовленности, расширении функциональных возможностей студенток, осознанном использовании ими здоровьесберегающих технологий в процессе жизнедеятельности.
Ключевые слова: элективная дисциплина, гимнастика, компонентный состав массы тела, самосовершенствование, девушки.
Objective of the study was to develop a gymnastics-based technology of personalization of the female students' physical training process based on their morpho-functional indicators, physical fitness rates, and motives for physical education and sports and evaluate its effectiveness.
Methods and structure of the study. Sampled for the study were 104 female university students majoring in elective physical education and sports disciplines: gymnastics, aerobics, dancing, and for comparison - sports games. The testing of the fat component rate and body mass index of the female students engaged in the gymnastics training practices revealed those with underweight and overweight.
Results and conclusions. The analysis of the girls' motivation for physical education and sports practices revealed their little participation in physical education and sports activities that implied competition and high need for physical self-improvement.
Based on the results of preliminary studies, we developed the gymnastics-based technology of personalization of the physical training process for female university students majoring in elective physical education and sports disciplines, including targeted, diagnostic, educational, and high-performance-oriented components. The developed technology proved its efficiency in the increased physical fitness level, expanded functionality of the female students, and their conscious use of health-improvement technologies in their daily life.
Keywords: elective discipline, gymnastics, body component composition, self-improvement, girls.
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Введение. Широкое внедрение спортизированного физического воспитания позволяет в полной мере учитывать индивидуальные предпочтения студенческой молодежи при выборе и освоении содержания той или иной физкультурно-спортивной специализации [5]. Наибольшей популярностью среди девушек пользуются занятия оздоровительными видами гимнастики [1]. Возможность регулирования величины физической нагрузки посредством изменения интенсивности и моторной плотности позволяет использовать виды оздоровительной гимнастики с различным контингентом занимающихся, при этом важным является учет их индивидуальных особенностей.
Цель исследования - разработать и оценить эффективность модели индивидуализации процесса физического вос-
питания с учетом морфофункциональных показателей, физической подготовленности и мотивов занятий физической культурой и спортом девушек, осваивающих элективную дисциплину по физической культуре и спорту с применением средств гимнастики.
Методика и организация исследования. Были изучены морфологические и функциональные показатели девушек по стандартным методикам. Анализировались показатели индекса массы тела (ИМТ), жизненного индекса (ЖИ), показатель бронхиальной проходимости (Тиффно), силовой индекс сильнейшей кисти (СИ) Компонентный состав тела изучался с помощью аналитического метода определения количества жировой (ЖК), мышечной (МК), костной (КК) ткани по формуле
J. Mateigka. Функции внешнего дыхания - с использованием спирографа микропроцессорного СМП-21/01-Р-Д. Изучение мотивов занятий физической культурой и спортом осуществлялось путем анкетирования с применением анкеты «Оценка мотивации к занятиям физической культуры» [4]. В исследовании приняли участие 104 девушки, обучающиеся в университете и осваивающие элективную дисциплину по физической культуре и спорту: гимнастику (п=20); аэробику (п=33); танцы (п=23); спортивные игры (п=28). Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «НВГУ» г. Нижневартовска.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ реализуемой вузом программы по физическому воспитанию по различным видам оздоровительной гимнастики (аэробика, танцы, основная гимнастика) показал, что для освоения их содержания предъявляются различные требования к подготовленности и функциональному состоянию систем организма. Так, в процессе занятий аэробикой студентки осваивают базовые шаги, комплексы несложных по координации упражнений, выполняемых в положении сидя и лежа. Интенсивность нагрузки составляет в среднем 60-70 % от максимальной [2]. На занятиях танцами девушки изучают и совершенствуют элементы современного танца, латино, джаз-модерна, хип-хопа.
Нагрузка на занятиях выполняется на пульсе 70-80 % от максимального. В содержание занятий с элементами гимнастики входят строевые, общеразвивающие без предметов и с предметами (скакалка, мяч, обруч). Обучающиеся осваивают различные виды поворотов, прыжков, равновесий. Выполняют элементы классического экзерсиса у хореографического станка и на середине площадки. Также применяются элементы стретчинга, упражнения на расслабление и дыхание.
Интенсивность нагрузки на занятиях основной гимнастики составляет 50-60 % от максимальной. Разнообразие предлагаемых для освоения студенткам программ позволило добиться высоких показателей посещаемости занятий, но при этом, как отмечают многие ученые, повышения эффективности занятий физической культурой и спортом можно достичь при использовании специфических методик и средств, подобранных с учетом индивидуальных особенностей, в большей степени конституционально-типологических.
В табл. 1 представлены показатели компонентного состава тела девушек, занимающихся на различных физкультурно-спортивных специализациях.
Как видно из табл. 1, студентки, осваивающие курс с применением средств основной гимнастики, отличаются большими значениями жирового компонента, а значительная величина ошибки отклонения говорит о неоднородности состава занимающихся.
Значительная величина показателя ошибки стандартного отклонения в группе студенток, занимающихся гимнастикой, также позволяет констатировать о неоднородности контингента по показателю ИМТ (табл. 2). Дифференцировав занимающихся по классификации ВОЗ, оказалось, что 10 % имеют повышенную массу тела, 45 % - нормальную, у 25 % отмечается легкий дефицит и у 15 % - умеренный дефицит массы тела. Значения пробы Тиффно позволяют говорить о несколько сниженной по сравнению со сверстницами, выбравшими другие
Таблица 1. Компонентный состав тела девушек, занимающихся на различных физкультурно-спортивных специализациях, M±m
физкультурно-спортивные специализации, бронхиальной проходимости, что необходимо учитывать в процессе занятий.
Изучение мотивов занятий физической культурой и спортом у девушек, занимающихся в процессе физического воспитания основной гимнастикой, показало низкие значения параметра, характеризующего активность участия в физкультурно-спортивных мероприятиях, предусматривающих соперничество с другими участниками в открытой борьбе и высокие значения проявления стремления к самосовершенствованию, что позволило предположить о возможном использовании внутреннего стимула к занятиям физической активностью для повышения эффективности занятий и формирования долгосрочного интереса к применению средств физической культуры в процессе жизнедеятельности.
Высокие показатели проявления мотива стремления к самосовершенствованию позволяют говорить о потенциале внутренней состязательности, рассматриваемой как универсальное отношение, в котором человек находится вне зависимости от того, отдает он себе в этом отчет или нет, ставит он перед собой задачу превзойти кого бы то ни было или нет, позволяет получить возможность адекватного самоопределения и самоутверждения.
Анализ результатов, полученных в ходе предварительного исследования, позволил разработать модель индивидуализации процесса физического воспитания студенток вуза, занимающихся по программе элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Основная гимнастика». Концептуальной основой модели явилась теория функциональных систем, согласно которой поведенческий компонент достижения планируемого результата рассматривается как активное внешнее звено саморегуляции и является необходимым элементом для содействия достижению оптимальных параметров функционирования систем организма в условиях физической активности [3]. Целевой компонент модели повторяет содержание универсальной компетенции ФГОС ВО, формируемой в процессе физического воспитания. Диагностический компонент модели предполагает определение исходных показателей, на основании данных которых решается вопрос о наполнении содержательной части занятия и подборе величины физической нагрузки. Педагогический компонент предполагает для индивидуализации процесса физического воспитания введение дневника самоконтроля с фиксацией данных ежедневной физической активности (организованной и самостоятельной), фиксирование показателей ортостатической пробы в дни проведения занятий по физической культуре. Для каждой студентки осуществляется индивидуальный подбор физических упражнений в комплексы, применяемые на занятиях с учетом имеющихся отклонений в состоянии физического здоровья в анамнезе. Для всех студенток в занятия были включены дыхательные упражнения по Стрельниковой, позволяющие повысить бронхиальную проходимость. Результативный компонент модели позволяет определить степень достижения целей, поставленных перед занятиями, и используя управленческие решения вносить коррективы в содержательный и нагрузочный компонент занятий.
Таблица 2. Морфофункциональные показатели девушек, занимающихся на различных физкультурно-спортивных специализациях, М±т
Специализация МК ЖК КК
Гимнастика (п=20) 36,6±0,7 28,1±1,9* 14,5±0,3
Аэробика(п=33) 38,7±0,6 25,8±0,9 14,7±0,3
Танцы(п=23) 37,9±1,1 21,5±1,1* 15,4±0,3
Спортивные игры (п=28) 40,3±0,7 24,6±1,5 14,4±0,4
Примечание. *различия достоверны между группами при р<0,05.
Специализация ИМТ ЖИ Тиффно СИ
Гимнастика 19,3±1,2 50,6±2,4 77,5±1,7* 43,8±1,5
Аэробика 20,4±0,5 51,7±1,7 83,3±2,5 45,9±1,7
Танцы 20,2±0,6 52,9±1,7 82,7±3,0 46,7±1,1
Спортивные игры 23,8±1,0 52,0±2,2 86,3±1,9* 44,5±1,4
№ 12 • 2020 Декабрь | December
http://www.teoriya.ru
Выводы. Эффективность реализации модели индивидуализации процесса физического воспитания выразилась в повышении физической подготовленности девушек, занимающихся основной гимнастикой, а именно - гибкости, силовой выносливости мышц брюшного пресса. Вместе с этим отмечалась тенденция к увеличению показателя форсированной жизненной емкости легких, что позволяет говорить об улучшении функции дыхательной системы.
Литература
1. Коричко Ю.В. Особенности музыкально-ритмического воспитания студентов вуза на занятиях гимнастикой / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 6. - С. 67-69.
2. Коричко Ю.В. Эффективность применения разнообразных упражнений аэробики на физкультурно-оздоровительных занятиях / Ю.В. Коричко, А.Р. Галеев // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 6. - 28 с.
3. Логинов С.И. Поведенческие теории и физическая активность человека / С.И. Логинов // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7. - 85 с.
4. Пащенко Л.Г. Мотивы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью у лиц юношеского и зрелого возраста в сравнительном аспекте / Л.Г. Пащенко // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 78-84.
5. Пешкова Н.В. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля /
Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 88-95.
References
1. Korichko J.V., Galeev A.R. Osobennosti muzykalno-ritmicheskogo vospitaniya studentov vuza na zanyatiyakh gimnastikoy [Musical-rhythmic education aspects of academic gymnastics course]. Fiz-icheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2017. No. 6. pp. 67-69.
2. Korichko Yu.V., Galeev A.R. Effektivnost primeneniya raznoobraznykh uprazhneniy aerobiki na fizkulturno-ozdorovitelnykh zanyatiyakh [Effectiveness of using various aerobics exercises in physical education and health-improving classes]. Mir nauki. 2017. V. 5. No. 6. 28 p.
3. Loginov S.I. Povedencheskie teorii i fizicheskaya aktivnost cheloveka [Behavioral theory and human physical activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 7. 85 p.
4. Pashchenko L.G. Motivy zanyatiy fizkulturno-ozdorovitelnoy deyatel-nostyu u lits yunosheskogo i zrelogo vozrasta v sravnitelnom aspekte [Motives for health and fitness activities for adolescents and adults in a comparative aspect]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2016. No. 4. pp. 78-84.
5. Peshkova N.V., Lubysheva L.I., Peshkov A.A. Sportizatsiya fizichesko-go vospitaniya kak uslovie razvitiya studencheskogo sporta v vuzakh nesportivnogo profilya [Sportization of Physical Education as a Condition of Development of Student Sport in Non-Sports Universities]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2013. No. 12. pp. 88-95.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
обучение сотрудников полиции приемам борьбы лежа на основе интегративного подхода
Кандидат педагогических наук, доцент Е.И. Троян1 Р.А. Муслимов1
Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Тюменский институт
повышения квалификации сотрудников МВД России», Тюмень
УДК/UDC 796.052.244
Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники полиции, боевые приемы борьбы, борьба лежа, интегрированное обучение.
Введение. Сотрудники полиции при задержании правонарушителя нередко оказываются в ситуациях единоборства с ним в положении лежа. Однако в процессе освоения программы «первоначальной» профессиональной подготовки сотрудники полиции не изучают приемы борьбы лежа [1]. Необходим поиск эффективной прикладной техники борьбы лежа, а также способов ее интеграции с другими боевыми приемами борьбы в рамках дисциплины «Физическая подготовка».
Цель исследования - экспериментально обосновать профессионально-ориентированные приемы борьбы лежа и способы обучения сотрудников полиции этим приемам на основе интегративного подхода в рамках освоения дисциплины «Физическая подготовка» программы «первоначальной» профессиональной подготовки.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД в 2019/2020 г В исследовании было задействовано две учебных группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В КГ изучался комплекс приемов борьбы лежа на занятиях по самостоятельной подготовке, но под руководством преподавателей. В ЭГ приемы борьбы лежа изучались в трех темах дисциплины «Физическая подготовка»: «Болевые приемы», «Освобождение от захватов и обхватов», «Удары и защита от ударов». В начале и в конце педагогического эксперимента проводилось тестирование уровня владения техникой борьбы лежа у представителей обеих групп.
groundwork practices for police officers based on integrative approach
PhD, Associate Professor E.I. Troyan1 R.A. Muslimov1
1Federal State-Owned Educational Establishment of Additional Vocational Education Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen
Поступила в редакцию 20.10.2020 г.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования был разработан комплекс приемов борьбы лежа, наиболее востребованных для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции. Особенностью данных приемов является возможность перехода от приемов борьбы лежа к загибу руки за спину и подъему правонарушителя, а также сопровождения или сковывания его наручниками. Приемы борьбы лежа дифференцированы по учебным темам и интегрированы с техникой: болевых приемов, защиты от ударов, освобождения от захватов. Анализ результатов итогового тестирования выявил более высокий уровень владения приемами борьбы лежа у сотрудников ЭГ. Представители ЭГ выполнили на 17,6 % больше приемов, чем представители КГ.
Вывод. Обучение сотрудников полиции приемам борьбы лежа в рамках освоения дисциплины «Физическая подготовка» программы «первоначальной» профессиональной подготовки эффективно при условии, что будут унифицированы наиболее востребованные в практической деятельности сотрудников полиции приемы борьбы лежа; приемы будут дополнены техникой перехода на загиб руки за спину и адаптированы к выполнению других приемов задержания правонарушителя; навыки приемов формируются в процессе изучения нескольких учебных тем на основе использовании интегративного подхода.
Литература
1. Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 // URL: http://publication.pravo.gov.ru: 10.04.2019 г.
Информация для связи с авторами: troyan_evgenii@mail.ru