Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ'

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕМП / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валкина Н.В., Панова Е.О.

Цель исследования - повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности студенток 1-2-го курсов, занимающихся оздоровительной аэробикой на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина). Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 студенток 1-2-го курсов, обучающихся в УлГПУ им. И.Н. Ульянова и занимающихся оздоровительной аэробикой по 1 ч 2 раза в неделю в процессе занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина). Были организованы две группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). На начальном этапе занимающиеся обеих групп имели примерно одинаковый уровень подготовленности. Занятия физической культурой в КГ и ЭГ проходили в соответствии с рабочей программой кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания УлГПУ им. И.Н. Ульянова. В ЭГ особое внимание уделялось музыкально-ритмической подготовке студенток. Результаты исследования и выводы. Проведенное в конце эксперимента тестирование показало, что уровень музыкально-ритмической подготовленности заметно повысился в обеих группах. Однако в ЭГ отмечен наиболее существенный прирост показателей по всем видам контрольных упражнений. Так, при выполнении упражнения «Маховые движения ногами» прирост в ЭГ составил 14,9%, в КГ - 1,83%; при выполнении упражнения «Приседания» прирост в ЭГ составил 15,0%, в КГ - 5,2%; при выполнении упражнения «Маховые движения руками» прирост в ЭГ составил 27,5%, в КГ - 10,1%. Проведенный педагогический эксперимент позволил получить данные, подтверждающие эффективность методики, в соответствии с которой занималась ЭГ, обосновать значимость музыкально-ритмической подготовки студентов в процессе физического воспитания в вузе и значимость музыкального сопровождения занятий оздоровительной аэробикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валкина Н.В., Панова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHYTHMIC MUSIC FACILITATED TRAINING MODEL FOR UNIVERSITY FEMALE HEALTH AEROBICS GROUPS

Objective of the study was to test benefits of a rhythmic music facilitated training model for the 1-2-year female health aerobics groups trained on an elective basis under the academic physical education and sports curriculum. Methods and structure of the study. We sampled for the rhythmic music facilitated training model testing experiment the 1-2-year female students (n=50) from Ulyanovsk State Pedagogical University trained in the elective health aerobics groups under the academic physical education and sports curriculum and split them up into Experimental and Reference Groups. Both of the groups were tested equally fit by pre-experimental tests and trained as required by the physical education and sports curriculum of the Sports Disciplines Department of Ulyanovsk State Pedagogical University. The Experimental group trainings were complemented by the new rhythmic music facilitated training model. Results and conclusions. Post-experimental tests (after the 6-month model piloting experiment) found the both groups making progress in the rhythmic music facilitated training tests, although the Experimental group progress was significantly higher in every test (p <0.05). Thus the progresses in the leg swings test were rated at 14.9% and 1.83%; in the squats test at 15.0% and 5.2%; and the in the arms swing test at 27.5% and 10.1% in the Experimental and Reference groups, respectively. Therefore, the new rhythmic music facilitated training model was proved efficient and may be recommended for application in the academic physical education and sports service on the whole and musical illustration applying health aerobics trainings in particular.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ»

музыкально-ритмическая подготовка студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 08.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Валкина1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.О. Панова2

1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

RHYTHMIC MUSIC FACILITATED TRAINING MODEL FOR UNIVERSITY FEMALE HEALTH AEROBICS GROUPS

PhD, Associate Professor N.V. Valkina1 PhD, Associate Professor E.O. Panova2

1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk

Информация для связи с автором: nataly-elrel@mail.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности студенток 1-2-го курсов, занимающихся оздоровительной аэробикой на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина).

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 студенток 1-2-го курсов, обучающихся в УлГПУ им. И.Н. Ульянова и занимающихся оздоровительной аэробикой по 1 ч 2 раза в неделю в процессе занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина). Были организованы две группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). На начальном этапе занимающиеся обеих групп имели примерно одинаковый уровень подготовленности. Занятия физической культурой в КГ и ЭГ проходили в соответствии с рабочей программой кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания УлГПУ им. И.Н. Ульянова. В ЭГ особое внимание уделялось музыкально-ритмической подготовке студенток. Результаты исследования и выводы. Проведенное в конце эксперимента тестирование показало, что уровень музыкально-ритмической подготовленности заметно повысился в обеих группах. Однако в ЭГ отмечен наиболее существенный прирост показателей по всем видам контрольных упражнений. Так, при выполнении упражнения «Маховые движения ногами» прирост в ЭГ составил 14,9%, в КГ - 1,83%; при выполнении упражнения «Приседания» прирост в ЭГ составил 15,0%, в КГ - 5,2%; при выполнении упражнения «Маховые движения руками» прирост в ЭГ составил 27,5%, в КГ - 10,1%. Проведенный педагогический эксперимент позволил получить данные, подтверждающие эффективность методики, в соответствии с которой занималась ЭГ, обосновать значимость музыкально-ритмической подготовки студентов в процессе физического воспитания в вузе и значимость музыкального сопровождения занятий оздоровительной аэробикой.

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, музыкально-ритмическая подготовка, педагогический эксперимент, музыкальный темп, музыкальное сопровождение.

Annotation

Objective of the study was to test benefits of a rhythmic music facilitated training model for the 1-2-year female health aerobics groups trained on an elective basis under the academic physical education and sports curriculum. Methods and structure of the study. We sampled for the rhythmic music facilitated training model testing experiment the 1-2-year female students (n=50) from Ulyanovsk State Pedagogical University trained in the elective health aerobics groups under the academic physical education and sports curriculum and split them up into Experimental and Reference Groups. Both of the groups were tested equally fit by pre-experimental tests and trained as required by the physical education and sports curriculum of the Sports Disciplines Department of Ulyanovsk State Pedagogical University. The Experimental group trainings were complemented by the new rhythmic music facilitated training model. Results and conclusions. Post-experimental tests (after the 6-month model piloting experiment) found the both groups making progress in the rhythmic music facilitated training tests, although the Experimental group progress was significantly higher in every test (p <0.05). Thus the progresses in the leg swings test were rated at 14.9% and 1.83%; in the squats test at 15.0% and 5.2%; and the in the arms swing test at 27.5% and 10.1% in the Experimental and Reference groups, respectively. Therefore, the new rhythmic music facilitated training model was proved efficient and may be recommended for application in the academic physical education and sports service on the whole and musical illustration applying health aerobics trainings in particular.

Keywords: health aerobics, rhythmic music facilitated training, academic experiment, musical tempo, musical illustration.

Введение. На занятиях атлетической аэробикой музыка используется в качестве фона для многократно повторяемых однотипных движений и имеет стимулирующий характер, четкий ритм, определенную монотонность, для того чтобы не отвлекать внимание занимающихся от выполнения комплекса упражнений силовой направленности [1, 4]. Для правильного распределения нагрузки в процессе тренировочного занятия необходимо грамотно составить музыкальную фонограмму, учитывая взаимосвязь двигательных действий и количества музыкальных ак-

центов в минуту. Для занятий с атлетической направленностью подойдет музыкальный темп 90-130 уд/мин. Этот темп не очень быстрый, поэтому занимающиеся имеют возможность четко контролировать свои движения, вовремя исправляя возникающие ошибки при выполнении упражнений [3, 5]. Для занятий с танцевальной направленностью музыкальный темп должен быть 130-145 уд/мин. Такой темп необходим для выполнения динамичных танцевальных движений с высокой амплитудой [1, 3, 5]. Для заключительной части занятий, где выполняются

68

http://www.teoriya.ru

№2^ 2021 Февраль | February

дыхательные упражнения, упражнения, направленные на растягивание мышц и их расслабление, уместно использовать музыкальное сопровождение с темпом 40-60 уд/мин. При выполнении упражнений в данном темпе происходит восстановление дыхания и частоты сердечных сокращений.

Цель исследования - повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности студенток 1-2-го курсов, занимающихся оздоровительной аэробикой на занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина).

Методика и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 50 студенток 1-2-го курсов, обучающихся в УлГПУ им. И. Н. Ульянова и занимающихся оздоровительной аэробикой по 1 ч 2 раза в неделю в процессе занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина). Были организованы две группы - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). На начальном этапе занимающиеся обеих групп имели примерно одинаковый уровень подготовленности. Занятия физической культурой в КГ и ЭГ проходили в соответствии с рабочей программой кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания УлГПУ им. И. Н. Ульянова. В ЭГ особое внимание уделялось музыкально-ритмической подготовке студенток, в процессе которой занятия проводились по различным направлениям оздоровительной аэробики: классическая и танцевальная аэробика, стэп-аэробика, йога и пилатес с применением оборудования (бодибары, эспандеры, гантели, мячи, гимнастические палки). В процессе обучения использовалась специализированная музыкальная фонограмма: без пауз, в едином темпе, с четким ритмом и современной обработкой. В содержание занятий включались базовые шаги оздоровительной аэробики, танцевальные движения, которые выполнялись под музыкальное сопровождение с темпом 130-145 уд/мин. Особое внимание уделялось поэтапному обучению сложнокоор-динационным двигательным действиям, выполняемым из различных исходных положений в сочетании с вращательными движениями и различными перемещениями по спортивному залу. Так, в зависимости от уровня освоения танцевальных комбинаций темп музыкального сопровождения постепенно повышался, что обусловливало развитие двигательных коор-динаций и двигательного ритма занимающихся. Также студентам давалась возможность самостоятельно составлять комбинации движений на 8, 16, 32 счета и осуществлять выбор музыкального сопровождения, что развивало их творческие способности, эстетический вкус и приобщало к современным тенденциям оздоровительной аэробики [1, 2, 4].

Тестирование музыкально-ритмической подготовленности осуществлялось с помощью следующих тестов:

Тест 1. «Маховые движения ногами». Исходное положение (ИП) - стойка, ноги врозь, руки в стороны. Мах правой ногой вперед, мах правой ногой к левой руке; мах левой ногой вперед, мах левой ногой к правой руке. Упражнение выполняется на 8 счетов. Тест выполняется с использованием музыкальной фонограммы с темпом 125-130 уд/мин. Оцениваются четкость выполнения, амплитуда движений, ритмичность и удержание равновесия.

Тест 2. «Присед». ИП - стойка, ноги врозь, носки врозь, руки полусогнуты и подняты над головой. Упражнение выполняется на 4 счета: 1 - присед, руки опускаются до уровня плеч, 2 - из положения 1 пятки отрываются от пола, 3 - из положения 2 пятки опускаются на пол, 4 - ИП. Оцениваются техника выполнения двигательного задания, осанка, ритмичность и темп дыхания.

Тест 3. «Маховые движения руками». Комбинация выполняется на 8 счетов. ИП - стойка, ноги врозь. 1 - правая рука касается левого плеча, левая - правого бедра, 2 - левая рука

касается левого плеча, правая - правого бедра, 3 - правая рука касается правого плеча, левая - левого бедра, 4 - руки перед грудью, правая лежит на левой, 5 - руки прямые разведены в стороны, 6 - руки перед грудью, правая лежит на левой, 7, 8 - ИП. Тест выполняется в разном темпе музыкального сопровождения: 1) 90 уд/мин; 2) 120 уд/мин; 3) 145 уд/мин. Оцениваются техника выполнения и амплитуда движений, соответствие музыкального темпа и темпа двигательных действий [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное через 6 месяцев тестирование показало, что уровень музыкально-ритмической подготовленности заметно повысился в обеих группах. Но в ЭГ отмечен наиболее существенный прирост показателей по всем видам контрольных упражнений (р<0,05).

Так, при выполнении упражнения «Маховые движения ногами» прирост в ЭГ составил 14,9 %, в КГ - 1,83 %; при выполнении упражнения «Приседания» прирост в ЭГ составил 15,0 0%, в КГ - 5,2 00; при выполнении упражнения «Маховые движения руками» прирост в ЭГ составил 27,5 %, в КГ - 10,1 %.

Вывод. Музыкальное сопровождение делает занятие эмоционально насыщенным, повышает настроение, способствует формированию ритмичности двигательных действий, совершенствует культуру движений, воспитывает музыкальный слух и эстетический вкус. Положительные эмоции содействуют стремлению выполнять двигательные действия энергичнее, активнее, эстетичнее, что усиливает их воздействие на физиологические системы организма и способствует повышению уровня работоспособности не только во время занятий, но и в процессе жизнедеятельности.

Литература

1. Александрова В.А. Развитие физических качеств средствами оздоровительной аэробики у студенток неспортивного вуза / В.А. Александрова // Гимнастика и современный фитнес: материалы Всероссийской научной интернет-конференции. // Под ред. М.Ю. Ростовцевой. - 2018. - С. 60-63.

2. Астафьев В.С. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности / В.С. Астафьев, В.В. Борисов // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 8. - С. 11-14.

3. Валкина Н.В. Оздоровительная аэробика: теория и методик: учебно-метод. пособие / Н.В. Валкина, Е.О. Панова. - Ульяновск, 2015. - 76 с.

4. Красникова Н.В. Формирование эстетического компонента двигательной деятельности занимающихся оздоровительной аэробикой: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Красникова. - Набережные Челны, 2009. - 22 с.

5. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных коор-динаций / Л.Д. Назаренко. - М.: Изд.-во «Теория и практика физической культуры», 2003. - 259 с., ил.

References

1. Aleksandrova V.A. Razvitie fizicheskikh kachestv sredstvami ozdoro-vitelnoy aerobiki u studentok nesportivnogo vuza [Fitness aerobics to build physical qualities in female students of non-sports university]. Gimnastika i sovremenny fitness [Students' motivation for physical education and sports activities]. Proc. national scientific internet-conference. 2018. pp. 60-63.

2. Astafyev V.S., Borisov V.V. Formirovanie potrebnosti v samostoyatel-nykh zanyatiyakh fizicheskimi uprazhneniyami v strukture fizicheskoy kultury lichnosti [Formation of need for independent physical exercises in structure of person's physical culture]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2008. No. 8. pp. 11-14.

3. Valkina N.V., Panova E.O. Ozdorovitelnaya aerobika: teoriya i metodik [Recreational aerobics: theory and techniques]. Teaching aid. Ulyanovsk, 2015. 76 p.

4. Krasnikova N.V. Formirovanie esteticheskogo komponenta dvigatel-noy deyatelnosti zanimayushchikhsya ozdorovitelnoy aerobikoy [Formation of aesthetic component of motional activity of those engaged in fitness aerobics]. PhD diss abstract. Naberezhnye Chelny, 2009. 22 p.

5. Nazarenko L.D. Sredstva i metody razvitiya dvigatelnykh koordinatsiy [Means and methods for development of motor coordination]. Moscow: Teoriya i praktika fiz. kultury, 2003, 259 p. il

№2 • 2021 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.