Научная статья на тему 'Развитие творческого потенциала как необходимое условие формирования профессиональной компетентности преподавателя высшей школы'

Развитие творческого потенциала как необходимое условие формирования профессиональной компетентности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1092
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITIES / TEACHER CREATIVITY / PEDAGOGICAL CREATIVITY / PROFESSIONAL COMPE-TENCE / HIGHER EDUCATION TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мулик Ирина Геннадьевна

Статья посвящена анализу творческой составляющей в деятельности преподавателя высшей шко-лы, не имеющего базового педагогического образования. Выявлены компоненты структуры про-фессионально важных качеств личности преподавателя вуза. Определены степень выраженности профессионально востребованных качеств личности и уровень развития творческого потенциала у преподавателей, не имеющих базовой педагогической подготовки. Подчеркивается, что в вузе не-обходимо создавать условия, способствующие поддержанию и развитию творческого потенциала личности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL AS A NECESSARY CONDITION FOR FORMATION OF THE HIGHER EDUCATION TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE

The author of the article analyzes the creative part in the activities of high school teachers without basic pedagogical education. Components of the structure of vocational and important personal traits for a high school teacher are identified. The severity degree of professional qualities of the person and the level of development of creative potential of teachers without basic pedagogical education are defined. It is em-phasized that the university must create conditions for the maintenance and development of the creative potential of an individual teacher.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого потенциала как необходимое условие формирования профессиональной компетентности преподавателя высшей школы»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)

УДК 378.126

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© И.Г.Мулик

Статья посвящена анализу творческой составляющей в деятельности преподавателя высшей школы, не имеющего базового педагогического образования. Выявлены компоненты структуры профессионально важных качеств личности преподавателя вуза. Определены степень выраженности профессионально востребованных качеств личности и уровень развития творческого потенциала у преподавателей, не имеющих базовой педагогической подготовки. Подчеркивается, что в вузе необходимо создавать условия, способствующие поддержанию и развитию творческого потенциала личности преподавателя.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, педагогическое творчество, творческий потенциал, профессиональная компетентность, преподаватели высшей школы.

Вопросы развития личности студента в период обучения в вузе и формирования его профессиональной компетентности являются ключевыми в теории и практике высшего профессионального образования. Проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста в настоящее время связаны с изменениями, происходящими в обществе, экономике и производстве, что обусловливает необходимость создания и реализации инновационных образовательных программ, способствующих не только формированию профессиональных знаний, умений и навыков, но и создающих условия для саморазвития и самосовершенствования личности студента в процессе обучения.

Известно, что на профессиональное становление специалиста в период обучения в вузе решающее значение оказывает личность преподавателя. Наиболее ярко индивидуальность педагога проявляется через творческие способности, которые позволяют создавать и реализовывать инновационные образовательные программы, творчески переосмысливать, переструктуриро-вать имеющийся опыт в новых условиях, стимулировать и активизировать творческую активность студентов и их познавательную деятельность. Творческая индивидуальность педагога -это высшая характеристика его деятельности, и, как всякое творчество, она тесно связана с его личностными особенностями [1; 2]. В педагогической деятельности преподавателя вуза востребованы такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, ответственность, энергичность, самокритичность и критичность, интуитивность, оригинальность и гибкость мышления. Способности преподавателя возбудить интерес к препо-

даваемой дисциплине, приобщить студентов к исследовательской деятельности и творчеству содействуют формированию и развитию профессиональной компетентности выпускника вуза, его стремлению к личностной и профессиональной самореализации.

Преподаватели непедагогических вузов - это, как правило, специалисты, получившие высшее профессиональное образование в определенной предметной области, по специальности, зачастую не связанной с преподавательской деятельностью. Поэтому отсутствие знаний о сущности и закономерностях процессов воспитания и обучения часто сказывается на эффективности деятельности преподавателя, который решает возникающие психолого-педагогические проблемы либо копированием опыта коллег, либо интуитивным определением способов решения педагогических задач. От современного преподавателя вуза требуется не только трансляция знаний, умений и навыков, которые, безусловно, должны быть на высоком теоретико-практическом уровне, но и умение создавать развивающие образовательные ситуации, способствующие всестороннему развитию личности студента. Определяя оптимальные способы решения образовательных задач в различных педагогических ситуациях, преподаватель вуза каждый раз вынужден принимать новые решения, учитывая целый ряд факторов, как объективных, так и субъективных. Профессиональная педагогическая компетентность преподавателя высшей школы определяется как "... интегративное (системное) свойство личности педагога, характеризующего его глубокую осведомленность в психолого-педаго-гической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт

и образованность специалиста, нацеленного на перспективность (прогностичность) в работе, открытого к динамичному обогащению, уверенного в себе и способного достигать значимых результатов и качества в реализуемой педагогической деятельности" [3]. Одним из направлений повышения уровня учебно-воспитательного процесса в вузе является развитие творческих способностей преподавателя высшей школы.

Теоретическими основами изучения творческой составляющей деятельности преподавателя высшей школы послужили труды, посвященные:

• изучению творческой составляющей в деятельности человека, характерными чертами которой являются новизна и социальная значимость результата деятельности (В .И.Андреев, Д.Б.Богоявленская В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.Н.Николко, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.);

• педагогическому творчеству как особой

форме деятельности человека, направленной на поиск более совершенных форм, методов и средств улучшения учебно-воспитательного процесса (И.П.Волков, В.И.Загвязинский, В.Н.За-рецкий, В.А.Кан-Калик, М.М.Кашапов, Ю.Н.Ку-люткин, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Н.Д.Никан-дров, Н.Ю.Посталюк, М.М.Поташник,

Н.М.Яковлева и др.);

• творческому потенциалу личности педагога как совокупности личностных свойств и качеств, способствующих активизировать познавательную деятельность студентов и их творческую активность (Т.Г.Браже, Л. С.Выготский, В.В.Давыдов, Ю.Н.Кулюткин, И.Я.Лернер, Д.Б.Лихачев, М.Г.Мерзлякова, Н.А.Морева, Я.А.Пономарев, А.Торренс, Е.Л.Яковлева и др.).

Творческий потенциал личности, по определению Ю.Н.Кулюткина (2002), - это ".развитое чувство нового, открытость человека ко всему новому; это система знаний, убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности" [2, 185].

Мы рассматриваем творчество в деятельности преподавателя высшей школы как форму активности и самостоятельной деятельности человека, которая отличается нестереотипностью и оригинальностью идей, способствующих решению педагогических задач нетрадиционным способом, а также разработке новых методов, форм, приемов и средств обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Известно, что творческие возможности личности не являются изначально заданными, они формируются и развиваются в процессе деятельности. Динамика их развития зависит от многих факторов, среди которых особую значимость имеет потребность человека в деятельности, выступающая как движущая сила развития профессионального мастерства. Поскольку процесс обучения в вузе включает в себя различные аспекты педагогической деятельности, то возможно снижение мотивации профессионального развития преподавателя высшей школы из-за отсутствия базовой педагогической подготовки. Поэтому в вузе необходима система дополнительного профессионального образования, формирующая педагогическую компетентность преподавателя высшей школы.

Мы полагаем, что творческий потенциал преподавателя высшей школы можно развивать непосредственно в процессе педагогической деятельности, если:

• в системе дополнительного образования вуза создана система педагогических условий, способствующих поддержанию и развитию творческого потенциала личности педагога;

• модель развития творческого потенциала преподавателя высшей школы будет разработана на теоретических принципах научности, системности, последовательности;

• процесс формирования творческого потенциала преподавателя высшей школы будет носить целенаправленный характер и базироваться на готовности педагога к саморазвитию и самосовершенствованию.

Для Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (ВГСХА) проблемы выявления и развития творческих способностей у преподавателей являются особо актуальными. Процесс целенаправленного совершенствования творческого потенциала личности педагога, не имеющего педагогической подготовки, возможен в системе дополнительного образования академии и является одним из неотъемлемых условий успешной подготовки будущих специалистов аграрной сферы. Поиск эффективных средств поддержания и совершенствования творческих способностей преподавателя вуза и определил цель нашего исследования.

Нами были определены профессионально востребованные качества личности преподавателя высшей школы. Так как основное содержание деятельности преподавателя вуза заключается в выполнении обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской функций [4], то в структуре профессионально важных качеств личности были выделены следующие блоки:

"Личностные черты", "Профессиональная компетентность", "Педагогические знания", "Методические умения", "Научно-исследовательские качества" (рис.1).

Рис.1. Структура профессионально важных качеств личности преподавателя высшей школы

К блоку "Личностные черты" отнесены такие качества, как:

целеустремленность, решительность, энергичность, ответственность, настойчивость, последовательность, требовательность к себе и другим, справедливость, активность, принципиальность, гуманность, толерантность, оптимистичность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, критичность и самокритичность, эмотив-ность, рефлексивность.

К профессиональной компетентности относятся:

глубокие специальные знания; владение профессиональными навыками и умениями; стремление к профессиональному самосовершенствованию; нравственные гуманистические идеалы; познавательная активность; направленность на взаимодействие; стремление к успеху; гибкость и широта мышления; развитое воображение; эрудированность; стремление к формированию и развитию личности студента, повышению качества его подготовки.

Педагогические знания включают в себя: владение современными научными представлениями об обучении и воспитании; понимание законов и закономерностей обучения и развития личности; знание особенностей студенческого возраста; владение современными педагогическими технологиями; умение активизировать творческую активность студентов и их познава-

тельную деятельность; владение педагогическим проектированием; умение создавать педагогические ситуации, способствующие развитию личности будущего специалиста; умение оценивать эффективность своей деятельности; владение педагогической техникой; знание педагогической этики.

К методическим умениям относятся способности:

разрабатывать учебные программы и материалы; творчески перерабатывать необходимую информацию; определять оптимальные методы и формы построения учебно-воспитательного процесса; разрабатывать дидактические игры, позволяющие оптимизировать процесс подготовки будущего специалиста; управлять учебно-познавательной деятельностью студентов; стимулировать творческую активность студентов; организовывать самостоятельную работу студентов; организовывать контроль знаний.

К блоку "Научно-исследовательские качества" относятся:

интерес к научно-исследовательской деятельности; владение методами научно-педагогического исследования; стремление к творческому поиску; умение анализировать и объяснять изучаемые явления; стремление к поиску новых закономерностей; стратегические способности; дивергентное мышление; интеллектуальная независимость; творческая инициативность; стремление к изучению и творческому использованию новаторского опыта коллег; интерес и готовность к нововведениям.

Для выявления степени выраженности профессионально востребованных качеств личности преподавателя высшей школы была разработана анкета, в которой респондентам предлагалось оценить у себя степень развития качеств, обусловливающих творческий характер педагогической деятельности. Разработанная анкета является модификацией теста-анкеты В.И. Андреева по оценке уровня интеллигентности личности [5: 46-48].

При анкетировании преподавателям вуза предлагалось оценить личностные свойства, качества, профессиональные и педагогические знания и умения по 7-балльной шкале (1 балл - минимум, 7 баллов - максимум выраженности исследуемого качества). Для сравнения взяты две группы респондентов: 28 преподавателей узкоспециализированного вуза (ВГСХА) и 22 преподавателя высшего учебного заведения широкой направленности (Волгоградского государственного университета (ВолГУ). Возрастной диапазон респондентов довольно широк (от 23 до 78 лет), как и педагогический стаж от 1 года до 50 лет.

Сравнительный анализ ответов участников анкетирования показал, как исследуемые качества выражены у преподавателей ВГСХА и ВолГУ (табл. 1).

Таблица 1.

Самооценка преподавателей ВГСХА и ВолГУ личностных качеств и свойств

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что оценка преподавателями ВГСХА своих личностных свойств и качеств, профессиональных знаний и умений соответствует высокому уровню их развития (за исключением блока "Педагогические знания", где выявлен уровень "выше среднего"). У преподавателей ВолГУ самооценка профессиональной компетентности соответствует высокому уровню развития. Оценивание преподавателями своих личностных черт, методических умений, педагогических знаний и научно-исследовательских качеств соответствует уровню "выше среднего".

На следующем этапе исследования был выявлен уровень творческого потенциала преподавателей ВГСХА и ВолГУ. Для определения этого показателя нами был модифицирован тест В.И. Андреева "Каков уровень Вашей конкурентоспособности?" [5: 61-68]. Так как эта методика была разработана для определения уровня конкурентоспособности менеджеров, то мы сочли возможным модифицировать её для выявления уровня творческого потенциала у преподавателя высшей школы. В нашем исследовании данная методика вошла в комплексную диагностику на этапе определения творческого потенциала личности преподавателя.

На каждое утверждение теста предлагалось пять альтернативных вариантов ответа: "да", "чаще всего", "когда как", "сравнительно редко", "нет". Респондент должен выбрать один из них. Вариант ответа оценивался в баллах. В данной методике выделяется 7 уровней творческого потенциала преподавателя высшей школы:

• очень высокий - 46-50 баллов;

• высокий - 40-45 баллов;

• выше среднего - 34-39 баллов;

• средний - 28-33 баллов;

• ниже среднего - 22-27 баллов;

• низкий - 16-21 баллов;

• очень низкий - 10-15 баллов.

Полученные результаты исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Уровень творческого потенциала преподавателей

ВГСХА и ВолГУ

Мини- мальное значение Макси- мальное значение Среднее значение Уровень

ВГСХА 27 40 35 Выше среднего

ВолГУ 23 46 32 Средний

Данные тестирования свидетельствуют о среднем уровне творческого потенциала у преподавателей ВолГУ и уровне "выше среднего" у преподавателей ВГСХА.

Выявленные показатели позволили проанализировать, влияет ли педагогический стаж на уровень развития творческого потенциала преподавателя вуза. Сравнивая три группы респондентов (педагогический стаж от 1 года до 10 лет; от 10 до 20 лет; от 20 до 30 лет и более) мы не обнаружили значимых зависимостей. В каждой из выделенных групп преподавателей как ВГСХА, так и ВолГУ были получены как высокие значения уровня творческого потенциала, так и низкие.

В результате выполненного исследования необходимо констатировать, что для преподавателей вуза, не имеющих базовой педагогической подготовки, является актуальным поддержание и развитие творческого потенциала личности, который проявляется в воображении, интуиции, высокой степени развития мышления, умении прогнозировать, комбинировать известные способы или элементы. Создание в вузе системы дополнительного профессионального образования позволяет стимулировать творческую активность педагога, направленную на разработку новых методов, форм и средств учебно-воспитательного процесса, совершенствование, рационализацию, модернизацию имеющегося опыта в соответствии с развитием научных знаний, модифицировать теоретические положения и методические рекомендации в конкретные педагогические действия. Творческая деятельность преподавателя высшей школы не только позволяет добиться оптимизации учебно-воспитательного процесса, но и способствует развитию творческих способностей студентов в процессе обучения, формированию их активной жизненной позиции, что, в свою очередь, обусловливает эффективность

Профессиональная компетентность Личностные черты Методические умения Научно-исследовательские качества Педагогические знания

ВГСХА 5,8 5,6 5,6 5,6 5,1

ВолГУ 5,4 4,9 4,8 5,2 4,1

профессионально личностного развития будущего специалиста.

1. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: монография. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 688 с.

2. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: Самар. гос. педагог. ун-т, 2002. - 400 с.

3. Патрина Е.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя высшей школы в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2006. - 24 с.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издател. центр "Академия", 2003. - 304 с.

5. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. - Казань: Фирма "СКАН", 1992. - 207 с.

DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL AS A NECESSARY CONDITION FOR FORMATION OF THE HIGHER EDUCATION TEACHER’S PROFESSIONAL COMPETENCE

I.G.Mulik

The author of the article analyzes the creative part in the activities of high school teachers without basic pedagogical education. Components of the structure of vocational and important personal traits for a high school teacher are identified. The severity degree of professional qualities of the person and the level of development of creative potential of teachers without basic pedagogical education are defined. It is emphasized that the university must create conditions for the maintenance and development of the creative potential of an individual teacher.

Key words: creativity, creative activities, teacher creativity, pedagogical creativity, professional competence, higher education teacher.

Мулик Ирина Геннадьевна - старший преподаватель кафедры педагогики и методики профессионального обучения Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 28.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.