УДК 378(07)
doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-22-25
ТВОРЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Кучерова Оксана Егоровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Россия, г. Белгород e-mail: [email protected]
В статье рассматривается преподаватель вуза, как компетентный специалист с устойчивой системой духовно-нравственных, гуманных качеств, находящийся в постоянном творческом поиске. Обоснована современная трактовка понятия «творческая личность», раскрыты психологические аспекты творчества: личностный и процессуальный. Рассмотрены особенности и вариативные результаты педагогического творчества преподавателя вуза.
Ключевые слова: преподаватель, высшая школа, творческая личность, продукт педагогического творчества
^временный этап развития высшего образования характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями. В педагогической практике они сопровождаются кардинальной ломкой стереотипов в сознании, деятельности, образе жизни субъектов высшего образования. Чрезвычайно важными, признаются сегодня - профессиональная компетентность, профессиональная мобильность и педагогическое мастерство вузовского преподавателя.
То есть можно сказать, что современный преподаватель вуза - это, прежде всего, компетентный человек с устойчивой системой духовно-нравственных, гуманных качеств, находящийся в постоянном творческом поиске. Он имеет свой индивидуальный стиль педагогической деятельности, умеет ставить и решать задачи гуманного воспитания, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения [1].
Прежде чем говорить о творческой составляющей деятельности преподавателя высшей школы, охарактеризуем понятие «творческая личность». Творческую личность характеризуют такие черты, как: готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, высокая степень познавательной активности, критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности.
Под современным понятием «творческая личность» понимается такой тип личности, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотива-ционно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и личностно значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности [2].
Проблеме творчества всегда уделялось достаточно много внимания в разных ее аспектах. Так, например, некоторые исследователи трактуют творчество, как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики (С. С. Гольдентрихт, А. М. Коршунов); как бессознательный, спонтанный процесс продуцирования новых образов (Ф. В. Лазарев); не только как создание ранее не существовавших материальных и духовных ценностей, но и новое по способу, методу и цели репродуцирование уже существующих ценностей (Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзеров); как общечеловеческий феномен, неотъемлемую принадлежность совокупного субъекта, взятого во всем философски значимом богатстве определений человека, в какой-то мере включающих даже диалектику биологического и социального (Е. В. Дмитриев).
Психологические исследования обращают свое внимание на вопросы о структуре творче-
ства, о путях, ведущих к открытию нового, о познавательной роли интуиции, воображения, предвидения, целеполагания и т. д. Признано, что, будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный и предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью [3]. То есть, можно сказать, что творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, с возникновением которых меняются и сами формы творчества, а творчество человека представляет собой всего лишь одну из таких форм [4]. Стоит обратить внимание и на идею о том, что творческая активность человеческой личности с одной стороны выступает как следствие индивидуальных черт личности, а с другой -имеет известную социальную обусловленность (Э. С. Чугунова).
Обращаясь к проблемам педагогического творчества, мы отмечаем, что в известных работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс деятельности педагога и его воспитанников, и как получаемый результат. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален (М. М. Поташник); педагогическое творчество может иметь верное направление только тогда, если свои задачи педагог определяет природой самого человека. Если проанализировать педагогический процесс, то можно увидеть в нем две подсистемы: первая связана с процессом подготовки педагога к творчеству, а вторая - творчество в ходе непосредственного взаимодействия с учащимися (В.А. Кан-Калик).
Здесь заметим, что преподаватель находится в постоянном поиске, постоянно наращивает свой личностный потенциал профессионального развития, эволюционирует, т. е. представляя собой творческую личность, духовно насыщается, что способствует его профессиональной адаптации и профессиональному долголетию [5].
В данном контексте, особое значение приобретают личностный подход к анализу культуры и выявлению особенностей формирования личности. Данный подход предполагает, что его может осуществлять лишь педагог, осознающий личностью самого себя. Только в
этом случае, он может увидеть личность в воспитаннике, понять его и строить свое взаимодействие с ним как диалог, как обмен интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями, благодаря чему оказывает помощь личности воспитанника и развивает себя как личность. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое «Я - профессиональное» из окружающей педагогической деятельности, противопоставлять себя, как субъекта объектом своего воздействия, рефлексировать свои действия, слова и мысли.
Личностный смысл творческой деятельности требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция, как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности преподавателя, как инициативность, самостоятельность, ответственность.
Ни один другой вид творческой деятельности не сравнится с творчеством педагогическим по своей сложности и ответственности только лишь в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности.
Профессиональную деятельность педагога высшей школы, мы рассматриваем, как специфическую форму творческой деятельности, интегрирующую особенности различных видов творчества. Определенную сложность представляет и то, что преподаватель высшей школы в силу особенностей профессиональной деятельности, должен органически сочетать научное и педагогическое творчество. Бесспорно, характер научной деятельности, логика и алгоритм решения задач детерминируют алгоритм решения задач педагогических.
Раскрывая данную мысль подробнее, отметим что, во-первых, педагогическое творчество достаточно ограничено временными рамками, это требует известной оперативности при переходе с одного этапа творческого процесса к другому: возникновение педагогического замысла - разработка - реализация замысла и т. д.
Во-вторых, отсроченность результатов творческих поисков педагога, так как результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, навыках, умениях, деятельности и
поведении будущих специалистов и оцениваются лишь частично и относительно.
Продукты педагогического творчества разнообразны, и соглашаясь в этом вопросе с точкой зрения Ю. Г. Фокина, мы можем лишь условно назвать некоторые из них. Каждый из них может воплощаться в разных произведениях преподавателя, как в устных (лекциях), так и в печатных (учебники, учебные пособия), или в конструкции наглядных пособий.
1. План каждого занятия и его реализация. Опыт показывает, что даже повторяющиеся занятия по одной и той же теме приходится варьировать с учетом особенностей учебных групп, результатов предыдущего занятия и многих других особенностей учебного процесса. Формализовано учитывать эти особенности пока не удается, поэтому каждый план занятия и его реализация - продукт творчества (иногда сознательного, иногда интуитивного).
2. Методическая находка. Новый методический прием (новое выполнение известной дидактически необходимой операции).
3. Методическое усовершенствование. Применение известных средств обучения с разработкой новых дидактических материалов для них (например, новая наглядная организация учебного материала, разработка опорного сигнала для репродуктивного обучения на конкретном занятии), преобразование научной информации в учебную, соответствующую уровню и цели образования, или генерализация учебной информации (освобождение от частностей, «свертывание» признаков).
4. Методическое обобщение. Разработка частной методики (методики преподавания конкретной учебной дисциплины), в которой обобщается опыт многих преподавателей кафедры.
5. Методическое изобретение. Разработка новых методических приемов и средств (например, изложение информации, предназначенной для репродуктивного усвоения, на фоне опорного сигнала с многократным повторением на занятии, разработанное В. Ф. Шаталовым).
6. Дидактическое обобщение (например, классификация методов обучения по источникам информации).
7. Дидактическое изобретение. Разработка новых способов и средств обучения.
8. Дидактическое открытие. Разработка новых методов обучения (новых процедур, потенциально обеспечивающих из-за выпол-
нения специально подобранной психической или другой учебной активности субъекта учения реализацию явно сформулированной цели обучения или новых продуктов такой активности под управлением преподавателя). Например, поэтапное формирование умственных действий П. Я. Гальперина; суггестопедия (де-суггестивно-суггестивные процедуры Г. Лоза-нова); выделение частей социального опыта человечества, подлежащих освоению в образовании И. Я. Лернера, освоение требуемой деятельности на основе выполнения специально подобранных действий (деятельностно-ориентированные методы обучения).
9. Совершенствование теории. Уточнение или разработка отдельных определений или утверждений известной теории. Например, сущностное определение высшего образования, введение в рассмотрение новой модели обучения. Утверждение «Целью любого обучения является освоение определённой деятельности» Н. Ф. Талызиной.
10. Теоретическое обобщение. Включение в известную теорию новых объектов. Подведение под известную теорию новых процессов.
11. Новая теория. Объединённое единой концепцией теоретическое обобщение опыта преподавания и взглядов предшественников, воплощённое в совокупности взаимосвязанных определений и утверждений.
12. Педагогическое усовершенствование. Разработка нового учебного плана даже на основе образовательного стандарта.
13. Педагогическое изобретение. Обоснование нового содержания образования (поскольку отсутствуют методы и формализованные процедуры такого обоснования).
14. Педагогическое открытие. Разработка новой системы обучения и воспитания для каждого уровня образования. Например, классно-урочная педагогическая система для общеобразовательной школы, русская система подготовки инженеров Московского Императорского технического училища, система МФТИ для подготовки специалистов с включением студентов в научные коллективы, концентрическая система профессиональной подготовки в МИИТе.
Таким образом, подводя итог, приведем высказывание А. К. Марковой: «Сущность педагогического творчества заключается в совершенствовании себя и своей деятельности на основе исследовательского подхода и через связь с практикой» [6]. Постоянный творче-
ский поиск преподавателя способствует его личностному и духовному росту, расширяет горизонты профессии, придает силы и уверенность в «педагогическом завтра».
Литература
1. Исаев И. Ф., Макарова Л. Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. М.; Белгород, 2002.
2. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Белгород, 2005.
3. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1988.
4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.
5. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. М., 2017.
6. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
References
1. Isaev I. F., Makarova L. N. Professionalizm prepodavatelya: kul'tura, stil', individual'nost' [Professionalism of the teacher: culture, style, identity]. M.; Belgorod, 2002.
2. Sharshov I. A. Professional'no-tvorcheskoye samorazvitiye sub"yektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze [Professional and creative self-development of subjects of educational process at higher education institution]: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. Belgorod, 2005.
3. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorchestva [Creativity psychology]. M., 1988.
4. Il'in E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of art, creativity, genius]. SPb., 2009.
5. Yakusheva S. D. Osnovy pedagogicheskogo masterstva i professional'nogo samorazvitiya [Bases of pedagogical skill and professional self-development]. M., 2017.
6. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya [Psychology of the teacher's work]. M., 1993.
* * *
CREATIVITY AS NECESSARY COMPONENT OF PERSONAL GROWTH OF THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL
Kucherova Oksana Egorovna
Belgorod National Research University, Russia, Belgorod e-mail: [email protected]
In article the author considered a teacher of higher education institution as the competent expert with the steady system of spiritual and moral, humane qualities who is in constant creative search, proved the modern interpretation of the concept «creative person», disclosed psychological aspects of creativity: personal and procedural and also considered features and variable results of pedagogical works of the teacher of higher education institution.
Key words: teacher, the higher school, creative person, product of pedagogical creativity
Об авторе:
Кучерова Оксана Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород
About the author:
Kucherova Oksana Egorovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Pedagogy Department, Belgorod National Research University, Belgorod