Научная статья на тему 'Проблемы развития творчества преподавателя высшей школы'

Проблемы развития творчества преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боташева Асият Муссаевна, Каракотова Светлана Магомедовна

В статье рассматриваются проблемы развития творческого потенциала преподавателя, выступающего в качестве и предпосылки и результата его творческой деятельности. Изучены и проанализированы сферы творческой деятельности педагога: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое развитие. Обоснована значимость учета профессионально-творческой направленности личности, наличия индивидуального стиля педагогической деятельности, при помощи которого реализуется формирование и расширение акмеологического пространства, содействующего созданию творческих сообществ преподавателей. Авторы отмечают, что различные формы индивидуального, эмоционально-мотивационного и когнитивного элементов являются компонентами единой конструкции творческой составляющей личности преподавателя высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боташева Асият Муссаевна, Каракотова Светлана Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the higher school teacher creativity

The problems of development of creative potential of the teacher acting as background and result of his creative activity have been considered in this article. The fields of creative activity of the teacher are researched and analyzed: methodical creativity, communicative arts, creative development. The importance of the accounting professional and creative orientation of the personality, the availability of individual style of pedagogical activity has been grounded, which is implemented through the formation and expansion of acmeological space to promote creative teachers’ communities. The authors note that various forms of the individual, emotional-motivational and cognitive elements are components of the single designed component of creative personality of the higher school teacher.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития творчества преподавателя высшей школы»

Психологические науки

УДК 159.9

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Асият Муссаевна Боташева, кандидат психологических наук, доцент, Светлана Магомедовна Каракотова, кандидат педагогических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет (КЧГУ), г. Карачаевск

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития творческого потенциала преподавателя, выступающего в качестве и предпосылки и результата его творческой деятельности. Изучены и проанализированы сферы творческой деятельности педагога: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое развитие. Обоснована значимость учета профессионально-творческой направленности личности, наличия индивидуального стиля педагогической деятельности, при помощи которого реализуется формирование и расширение акмеологического пространства, содействующего созданию творческих сообществ преподавателей. Авторы отмечают, что различные формы индивидуального, эмоционально-мотивационного и когнитивного элементов являются компонентами единой конструкции творческой составляющей личности преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: педагогическое творчество, профессиональное развитие, творческая самореализация, межличностная коммуникация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p266-270

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER SCHOOL TEACHER

CREATIVITY

Asiat Mussaevna Botasheva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Svetlana Magomedovna Karakotova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk

Annotation

The problems of development of creative potential of the teacher acting as background and result of his creative activity have been considered in this article. The fields of creative activity of the teacher are researched and analyzed: methodical creativity, communicative arts, creative development. The importance of the accounting professional and creative orientation of the personality, the availability of individual style of pedagogical activity has been grounded, which is implemented through the formation and expansion of acmeological space to promote creative teachers' communities. The authors note that various forms of the individual, emotional-motivational and cognitive elements are components of the single designed component of creative personality of the higher school teacher.

Keywords: pedagogical creativity, professional growth, creative self-realization, interpersonal communication.

Важным условием повышения качества учебно-воспитательного процесса в вузе является совершенствование педагогического мастерства и творческого роста преподавателя. Социальная значимость изучения закономерностей развития творческой индивидуальности преподавателя высшей школы обусловлена тем, что она способствует повышению его компетентности и профессионализма, определяет продуктивно-созидательную направленность личности.

Эффективность профессиональной работы педагога состоит в разноплановости взаимосвязей между её компонентами и образовательной средой. Творческого преподавателя выделяют следующие черты: готовность к риску, критичность и свобода суждений, импульсивность, индивидуальный стиль деятельности. Такие свойства личности преподавателя открывают нам особенности по-настоящему свободной, профессионально

компетентной и самостоятельной личности. Профессиональное развитие, самообразование и творческая самореализация способствуют повышению профессионального уровня творческого педагога.

Сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (анализ педагогических ситуаций, выбор методических моделей, вариативность способов воздействия в учебно-воспитательном процессе).

2) коммуникативное творчество (организация педагогически целесообразного и эффективного общения, способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое развитие (определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и коррекции, разработка программы профессионального самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании) [1].

Творчество в педагогической деятельности преподавателя приобретает двусторонний характер, поскольку оно пробуждает творческую деятельность студентов. Следовательно, в образовательной среде вуза должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Значительная роль в активизации творческого роста преподавателя принадлежит неформальному деловому общению преподавателей, которое превосходит по своей результативности многие официально установленные формы методической работы, так как всегда направлено на удовлетворение потребности преподавателя в получении методической помощи, учитывающей индивидуальные особенности его личности. В роли неофициальных консультантов выступают обычно преподаватели, близкие к данному педагогу по стилю своей деятельности.

Творчески работающему педагогу свойственна направленность на творчество и педагогическую мотивацию, которая находятся в органическом единстве с креативной составляющей. Они позволяют педагогу добиться современных, социально и личностно важных результатов в одном или же нескольких направлениях педагогической деятельности.

Важным аспектом деятельности преподавателя высшей школы становится личностный подход к выявлению особенностей формирования личности в данной культуре. Личностно ориентированный подход подразумевает, что его сможет воплотить в жизнь только преподаватель, осознающий личностью самого себя. Лишь в таком случае он имеет возможность разглядеть личность в студенте и строить свое взаимодействие с ним как партнёрский диалог, как взаимообмен познавательными, эмоционально-волевыми и социальными ценностями, тем самым оказывает психологическую поддержку личности студента и развивает себя. Важной особенностью творческой работы преподавателя считается способность выделять свое "Я - профессиональное" из всего спектра преподавательской деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектом собственного влияния и рефлексировать средства воздействия, речь и мысли.

Творческий потенциал преподавателя, как объединение личностных способностей, природных и социальных сил, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации, выступает в качестве и предпосылки и результата его творческой деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, развитие внутренних ресурсов педагога, интенсификация творческого начала студентов, их самореализация в учебно-профессиональной деятельности обуславливают необходимость поиска средств развития творческого потенциала личности.

Личностное значение творческого компонента деятельности настоятельно требует от педагога довольно высокой степени энергичности, возможности руководить, регулировать свое поведение в согласовании с образующимися педагогическими ситуациями. Творческая самореализация открывает природу таких профессиональных черт личности

преподавателя высшей школы, как харизматичность, самостоятельность, ответственность и обязательность.

Организация подготовки преподавателя к творческой педагогической деятельности подразумевает реализацию основных, взаимодополняющих компонентов данных подходов: приоритетное становление и развитие самостоятельности обучаемых на базе использования различных способов самостоятельной работы студентов; организация учебно-профессиональной деятельности, адекватной предстоящей профессиональной педагогической деятельности; мотивационная составляющая личности педагога-профессионала.

Творческая составляющая личности - это важная предпосылка педагогической работы харизматичного и творческого преподавателя, поскольку она содействует продвижению личности на высокий уровень самореализации. Конструкция творческой составляющей личности преподавателя высшей школы изучается нами как комплекс следующих элементов:

1) индивидуального элемента (индивидуальные психологические процессы);

2) эмоционально-мотивационного элемента (убеждения, потребности, ценностные ориентации, мотивы);

3) когнитивного элемента (творчество, социализация, партнерские отношения, самоактуализация личности).

Рассмотрим стадии развития педагогического творчества преподавателя, которое отличается своеобразным характером и проявляется в процессе межличностной коммуникации со студентами.

Первая стадия - творческое взаимодействие со студентами (наладить обратную связь, корректировать свои действия по ее результатам).

Вторая стадия - повышение эффективности педагогической деятельности (выбор и оптимизация сочетания содержания, методов и форм обучения).

Третья стадия - эвристическая (использование интерактивных методов обучения и творческих возможностей коммуникации со студентами, самостоятельность).

Творческая индивидуальность преподавателя проявляется в наименьшей или наибольшей степени на различных этапах её развития. Нами выделяются следующие периоды развития творческой индивидуальности преподавателя высшей школы:

I период характеризуется стабильно проявляющимся вниманием, тенденцией направленности личности на профессионально-педагогическое развитие, погружение в образовательную среду. Работа преподавателя в данном периоде носит воспроизводящий характер, но он накапливает объём познаний, являющийся основанием на пути последующей оптимизации индивидуального стиля деятельности, саморазвития личности.

II период характеризуется развитием личностной активности и связан с увеличением значимости освоения профессиональной деятельности, овладением профессиональными способами, средствами, методами и приёмами данной работы, впоследствии становится вероятным выбор варианта педагогической работы, приспособление скопленных познаний применительно к особенностям объекта педагогического труда, действенное взаимодействие способов и средств педагогического влияния. Важная особенность деятельности преподавателя на данном этапе профессионального развития - творческое подражание.

III период - обогащение работы преподавателя. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя в данный период характеризуется свободным владением различными продуктивными педагогическими технологиями, разработкой и внедрением в педагогическую практику инновационных технологий. Данный период можно охарактеризовать как период первых значимых творческих достижений личности.

IV период определяется постепенным переходом от подражания к самостоятельному творчеству в профессиональной деятельности. Работа педагога характеризуется

устойчивой профессиональной продуктивностью: разработкой личных программ и способов педагогического влияния, открытием и реализацией собственных творческих идей, обретением преподавателем автономного творческого «Я».

V период выделяется профессионально-творческой направленностью личности, наличием индивидуального стиля педагогической деятельности, при помощи которого реализуется формирование и расширение акмеологического пространства, содействующего созданию творческих сообществ и воспитанию творчески мыслящих и творчески деятельных поколений преподавателей высшей школы, способных разрешать неординарные педагогические ситуации в своей профессиональной деятельности.

Система работы по повышению творческого роста преподавателей включает в себя решение следующих задач:

1. Обеспечение управления факторами, влияющими на процесс творческого роста;

2. Стимулирование собственной активности и самостоятельности;

3. Привлечение внимания педагогического коллектива к новациям;

4. Формирование и развитие индивидуального стиля деятельности;

5. Организацию творческого сотрудничества молодых преподавателей с опытными преподавателями;

6. Использование всего арсенала средств, методов, каналов, способствующих творческому росту педагогов [4].

Рассмотрим виды продуктов творчества преподавателя высшей школы:

1. Проект занятия и его осуществление. Опыт преподавателя демонстрирует, что все занятия, в том числе и по одной теме необходимо разнообразить с учётом особенностей студенческих групп, итогов предшествующего занятия и множества других факторов, влияющих на эффективность учебного процесса. Формализовано принимать во внимание эти особенности не удаётся, вследствие этого проект каждого занятия и его реализация - продукт творчества преподавателя, причем иногда намеренного, иногда интуитивного.

2. Методическое открытие - новое выполнение знакомой дидактически важной операции, методического приёма.

3. Разработка новых методов обучения (деятельностно-ориентированные методы обучения).

4. Теоретическое обобщение. Включение в известную концепцию новых объектов

[2].

Отметим, что творческая составляющая в педагогической деятельности преподавателя состоит не только из природных ресурсов и резервов его личности, но и тех образований, которые формируются и развиваются у каждого из нас в итоге социализации и образования. Подводя итоги, приведём выражение А.К. Марковой: «Сущность педагогического творчества заключается в совершенствовании себя и своей деятельности на основе исследовательского подхода и через связь с практикой» [3, с. 29].

ЛИТЕРАТУРА

1. Горовая, В.И. Формирование интереса студентов к педагогической деятельности : монография / В.И. Горовая, М.В. Гулакова. — Ставрополь : Сервисшкола, 2005. - 123 с.

2. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. - М. : Академия, 2001. - 272 с.

3. Маркова, А.К. Психология труда учителя : книга для учителя / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

4. Харченко, Л.Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель : монография / Л.Н Харченко. — Ставрополь : Сервисшкола, 2012. - 180 с.

REFERENCES

1. Gorovaya, V.I. and Gulakova, M.V. (2005), Formation of students' interest to pedagogical activity: monograph, Serviceschool, Stavropol.

2. Levina, M.M, (2001), Technologies of professional pedagogical education, Academy, Moscow.

3. Markova, A.K. (1993), Psychology of a teacher's work: Teacher's book, Prosveshenie, Moscow.

4. Kharchenko, L.N. (2012), The teacher of the modern University: competency the competence model (monograph), Serviceschool, Stavropol.

Контактная информация:abotasheva@bk.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2015

УДК 159.9

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Марат Валерьевич Купреев, доцент, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ «Военмех»), г. Санкт-Петербург

Аннотация

Результаты исследования свидетельствуют, что параметры ориентации на здоровый образ жизни у студентов технического вуза недостаточно сформированы. При этом наиболее слабо выраженными являются информированность студентов о здоровом образе жизни и уровень их реальной активности в этой сфере. Параметры ориентации на здоровый образ жизни - тесно взаимосвязаны, центральным показателем их структуры является когнитивный компонент (информированность студентов о здоровом образе жизни). Степень ориентации студентов на здоровый образ жизни имеет большое значение в плане эффективности их социальной адаптации. Наибольшее адаптирующее значение со стороны компонентного состава здорового образа жизни имеют праксический (активность в сфере здорового образа жизни) и когнитивный (информированность о здоровом образе жизни) компоненты, а со стороны элементного состава - физическая активность, отказ от пагубных для здоровья зависимостей и применение саморегуляции. Полученные данные следует использовать в процессе валеолого-педагогического сопровождения учебного процесса студентов на занятиях физической культурой.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты технического вуза, компоненты, элементы, социальная адаптация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p270-274

ORIENTATION TO THE HEALTHY LIFESTYLE AND ITS VALUE IN SOCIAL ADAPTATION AMONG THE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY

Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Alexander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Marat Valerievich Kupreev, the senior lecturer, Peter Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Baltic State Technical University "VOENMEKH" named after D.F .Ustinov, St. Petersburg

Annotation

The findings suggest that targeting options for the healthy lifestyle among the technical university students have not been insufficiently developed. The poor expressed is the students' knowledge about

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.