collective creative activity is demonstrated. Its development is shown in the process of developing and implementing rationalization proposals. The work formulates signs of innovation proposal, discloses stages of development and implementation, shows an example of a rationalization proposal made by the cadets under the guidance of a teacher.
Key words: collective creative activity, rationalization proposals, teacher, cadet, creative activity.
Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. АВН, проф. 4 каф. ОТД, ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, E-mail: eugen291@yandex.ru С.В. Клочкова, канд. мед. наук, доц. 2 каф. гуманитарных и социально-экономических наук, ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, E-mail:S.V.K. 68@yandex.ru
И.Ю. Романова, преп.4 каф. ОТД, ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, E-mail: Romanovaiu@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье рассматриваются цели и задачи коллективной творческой деятельности, раскрывается её значение в вопросе формирования творческой личности как обучаемых, так и преподавателя. Сформулированы педагогические условия, необходимые для развития творческой активности курсанта. Достаточно подробно обрисован психологический портрет преподавателя как ключевой фигуры процесса. Демонстрируется разнообразие методов и приемов организации коллективной творческой деятельности. Показано ее развитие в процессе разработки и выполнения рационализаторских предложений. Сформулированы признаки рационализаторского предложения, раскрыты стадии его разработки и выполнения. Приведён пример рационализаторского предложения, выполненного курсантами под руководством преподавателя.
Ключевые слова: коллективная творческая деятельность, рационализаторские предложения, педагог, курсант, творческая активность.
Одна из важнейших задач образовательного процесса - развитие творческих способностей обучаемых. Продвижение человеческого общества вперёд возможно лишь при высоком творческом потенциале трудящихся и в первую очередь, молодого, подрастающего поколения. «Способность к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценилась в обществе, и неудивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развитой человеческой цивилизации. Наделённый ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразующего мир, приспосабливает его к своим запросам и интересам» [1, с. 14].
Но что же такое творчество?
Все, что накоплено человечеством за время его существования - результат творчества людей. «Творчество... (есть - Авт.) деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее.», есть «.деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности» [2, с. 330]. Это - нечто «отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [3, с. 1319].
Условиями творчества являются самостоятельность и активность субъекта труда. Творческие способности - это способности увидеть, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способности проверить ее и, в результате, создать новый оригинальный продукт. На современном этапе развития общества отмечается непрерывный рост доли умственного труда во всех сферах человеческой деятельности, при том, что всё большая часть рутинных исполнительских функций перекладывается на машины. Становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта. В процессе формирования коллективной творческой активности формируются способности принимать самостоятельные решения, развивается инициативность каждого субъекта, его уверенность в себе. Говоря об актуальности такого формирования, необходимо в первую очередь озаботиться созданием определённых педагогических условий, что особенно актуально для учебных заведений типа высших военных училищ. В этом случае обучающиеся живут вместе, вместе готовятся к занятиям, у них имеются все условия для работы в микро группах. Они могут вместе консультироваться у преподавателя, вместе работать с информацией. При этом происходит реализация коммуникативных потребностей, формируется как творчество коллективное, так и индивидуальное.
«Только в общей творческой заботе каждый получает от других объединения общественно необходимый опыт, участвует в создании и накоплении нового общественно-ценного опыта, в возникновении и укреплении положительных эмо-ций»[4, с. 7].
«Творческое коллективное дело - потому, что совершается (а также планируется, готовится и обсуждается) не по шаблону, а каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенной жизненно важной задачи» [4, с. 16].
Методическая основа коллективной творческой деятельности - сотрудничество, совместная деятельность всех членов, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных задач.
Коллективную творческую деятельность можно рассматривать следующим образом.
КОЛЛЕКТИВНАЯ - вопросы планирования, организации и осуществления обсуждаются в ходе общей совместной деятельности по реализации общих и индивидуальных целей, при отношениях ответственности, зависимости друг от друга.
ТВОРЧЕСКАЯ - осуществляется не по некоему заданному шаблону, стандарту, а выступает в новых вариантах, предлагает импровизацию, личностную индивидуальную окраску, поиск новых нетрадиционных способов взаимодействия.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - направленность на активное преобразование себя, своего взаимодействия с участниками педагогического процесса, возможность смены видов деятельности в педагогическом процессе, деятельный подход к организации педагогического процесса.
При этом решаются следующие педагогические задачи:
- происходит развитие инициативы, самостоятельности;
- предоставляются условия каждому проявить, совершенствовать свои способности, потребности;
- предоставляется возможность самим планировать, исполнять, анализировать запланированное коллективное дело;
- развивается умение наблюдать, анализировать, сопоставлять, комбинировать;
- реализуется мотивация процесса обучения, создается эмоциональная близость преподавателя и курсантов;
- развивается умение выражать свою точку зрения, проявлять самостоятельность;
- создается атмосфера товарищества, развивается умение общаться друг с другом, умение слышать и слушать друг друга.
Коллективная творческая деятельность оказывает решающее влияние на формирование таких качеств обучаемых, как:
- развитие операционного мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развитие воображения, внимания, памяти;
- расширение словарного запаса;
- развитие креативного мышления, гибкости, продуктивности;
- формирование адекватной самооценки и оценки работы своих товарищей;
- воспитание интереса к приобретению новых знаний, развитие своих умений, навыков;
- формирование фантазии и интуиции, без которых невозможны открытия и изобретения чего-то нового.
Внутренняя потребность в творческой деятельности любой личности есть закономерная реализация ее развития. Совместная творческая деятельность предоставляет возможность преподавателю и курсанту развиваться в тесной взаимосвязи, раскрывать свои таланты и творческий потенциал.
Особую роль при этом играет творческий характер деятельности педагога. Он обусловливает особый стиль мыслительной деятельности, связанный с новизной и значимостью её результатов. Происходит сложный процесс синтезирования всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой). Развиваются все стороны личности, а именно;
- познавательно-мировоззренческая (взгляды, знания, убеждения, идеалы);
- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности);
- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера);
- творческая (непрерывный поиск лучшего).
Творческая активность не является неизменным свойством, её можно и нужно формировать, поэтому сам педагог должен обладать способностью к творчеству, развивать свой интеллект, приобретая личностный смысл профессиональной деятельности.
В процессе формирования коллективной творческой деятельности возникают предполагаемые и не предполагаемые проблемные ситуации, поэтому многое зависит от умения преподавателя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием, организовывать диалог с курсантами как творческий процесс, не подавляя их изобретательности, инициативы, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
Многие моменты творчества не возникают сами по себе, необходима определенная атмосфера, стимулирующая среда. И тот временной промежуток, в котором творят и созидают педагог и курсант, является одним из важнейших моментов педагогического творчества, когда параллельно развивается и курсантское творчество.
Необходимо отметить, что для педагогического творчества значительную роль играют субъективные условия развития: знание основных закономерностей и принципов целости ого педагогического процесса, высокий уровень подготовки преподавателя, владение современными концепциями обучения, умения ориентироваться в разлитых сотуациях, владение педагогической технологией, стремление к творчеству. Творческая активность педагога предполагает максимальное проявление индивидуальности. Наличие рядом с курсантами в процессе обучения яркой творческой.внкерекиоои созиввющей личновтуестествен-ным путем будет активизировать деятельность курсантов, постепенно подводя к творческим высосам.оакиеуя оспепродуктивных, частично-поисковых, эвристических моментов.
Для развития™ орческой октевносси корцаетуоййоподайаурлоееоброрумд создать определенные педагогические условия:
- высокий уровень информационней грамотнпсти пееподавотпле;
- создание образовательной среды для реализации творческой деятельности;
- активное дсноодзованио свуреоскса зпдрник с вамкдх учебного процесса (например, выполнение коллективных рационализаторских предложений);
- использо в—ие получ енвыхаетультотев в коаюцческоаотеердрииеукор деятельности.
Из стратегии Т. Любарта [Д,с, 2й].мтжео вдщелвткиекотоуые пуавооа фод-мирования творческих отношений преподавателя и обучаемого:
- служить примером длрноорпжанця ицaтвсвaтьйвoюавьpчоcкеюaктсв-ность, показывая это при общении;
- поощрять сомнение, так как творческим личностям свойственно ошибаться, но недопустимо огульнугокиголтзма;
- разрешать делать ошибки, но дипломатично, чтобы не отбить охоту;
- рисковать, избегать оеукнх выдкакпвоциподавлскь творческую личность;
- поощрять разумныйриск,раскрыватьтворческий потенциал;
- поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности;
- научить преодолевать препятствия,умению не адаватйст,встреааясй-противление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания;
- стимулировать дальнейшее развитие, показывать, что у творчества нет конечной цели.
Одной из наиболее распространенных форм коллективной творческой деятельности являетст рационализаторская работа. Задача педагога к привлечению к рационализаторской деятельности заключается в пропаганде идеи, побуждению к участию в ней.
Рационализация - это один из приемов, направленных на максимальное использование талантов и способностей. Рационализаторским предложением признается такое техническое или организационное решение, которое обладает местной новизной и является полезным, то есть его использование позволяет получить положительный эффект в плане улучшени ятруда (в учебном заведении - труда преподавателя). Новизна же рационализаторского предложения определяется тем, что его техническое решение не известно из общедоступных информационных источников.
В военном учебном заведении эти признаки реализуются в выпош нении наглядных (возможно, и динамических) установок, применяем пх в про цессе обучения на дисциплинах, требующих развития пространстве н ного воображения (например, «Начертательная геометрия», «Инженерная графика» и т.д.). Рационализаторское предл ожение должно содержать как минимум принципиальное решение, конкретизированное настолько, чтобы имелись все рекомендации, нео2ходимые и достаточные для практического его применения и при этом не требовалось дополнительных доработок творческого характера.
Стадии создания коллективного рационализаторского предложен ия состоят в следующем:
- стартовая беседа педагога (принятие идеи);
- создание микро группы (3 - 5 курсантов);
- коллективное обсуждение предстоящей работы, выбор темы;
- распределение ролей;
- коллективное выполнение рационализаторского предложения (изготовление установки, подготовка сопроводительной документации, подготовка презентаций к защите) при контроле преподавателя; 1
- коллективная защита;
- коллективный анализ проведенной рационализаторской работы.
При подготовке и проведении рационализаторской работы необходимо, чтобы преподаватеоь вместесиррсантрми ойирдлос па оуюн предыуущей ре-ятельности, учитывая полученные знания и опыт; чтобы не нарушалась после-дователутосту ^т^м^ио оыпQонынип,рoплoыолaдь забота не только о себе, но и о других. Особая позиция в этом случае педагога, как старшего товарища - «быть рядом и чуть впереди».
Та—м образое, в °агаввях серогов^(^т^1^е^т^одйу^е^внш сыуж^^уо-нализаторская деятельность дает возможность курсанту:
- pеализовaдвоpaовтвaгндвыоогжcoыцoдтс;
- формировать свои коммутативные навыки;
- формировытьспосоКмооти наивий;
- развивать наблюдательность, пытливость ума, творческое воображение;
-TOЗУиватуовоpчecкoeaйlшлнпие,cпocдбcнввющeе вохоладоннюкртгн-нальных решений;
- получать возможность эффективного обучения методам технического творчесрва;
- развивать эстетические вкусы.
Для псоргогa же совмвстнуо ц кунсаптама pдииoнмлаеонееcгaя дейоерн-ность способствует тому, чтобы:
- хмеошоизучить творческий курсантский коллектив;
- совершенствовать свой творческий потенциал;
- управлять процессом развития личности курсанта;
- совершенствовать свои организаторские способности;
р иупынывртьдopaжпнтe yоoнлр■квоpепиоот pдзрльцaтовйвмогеккцдa.
Птимер рационализаторского предложения, выполненного курсантами первого курса ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске под руководством Л.И. Трубниковой приведен на рис. 1, 2.
z
С, У
Рис. 1. Чертеж, демонстрирующий нахождение истинной величины треугольника АВС способом вращения на чертеже
П2
Рис. 2. Установка, иллюстрирующая процесс определения истинной величины треугольника АВС способом вращения
Треугольник АВС занимает проецирующее положение по отношению к горизонтальной плоскости проекций П1 Для нахождения истинной величины треугольника его необходимо расположить параллельно одной из плоскостей проекций. На рис. 1 показан этот процесс при выполнении чертежа. Но не каждый курсант обладает достаточным пространственным воображением. Поэтому силами обучающихся была разработана и выполнена установка, визуально иллюстрирующая этот процесс (рис. 2). Плоскость в виде треугольника закреплена на вращающейся оси, расположенной на плоскости П1 При вращении треугольника АВС (рис. 2) вокруг оси горизонтальные проекции каждой вершины
Библиографический список
треугольника (А1 В1, С1) описывают на плоскости П1 окружности, радиус которых равен расстоянию от оси вращения до горизонтальных проекций вершин треугольника (на установке они изображены разными цветами). В это же время фронтальные проекции (А2В2 С2) вершин заданного треугольника перемещаются по прямой, параллельнойоси Ох. Таким образом, по заданной модели можно достаточно наглядно проследить процесс перемещения каждой точки вершин треугольника на плоскостях проекций при нахождении истинной величины треугольника способом вращения, что способствует более полному пониманию учебного материала.
1. Голубева М.В. Мыслить эффективно. Москва: Эксмо, 2013: 14 - 220.
2. Большая советская энциклопедия. Москва: Издательство «СЭ», 1976; Т. 25: 330 - 600.
3. Новый энциклопедический словарь. Москва: Ринол классик, 2014, 1319 - 1567.
4. Педагогические труды академика И.П. Иванова: в 2 т. Сост. И.Д. Авансян, К.П. Захаров. Санкт-Петербург: Изд. Политехн. ун-та, 2013: 7, 16 - 310.
5. Любарт Т. Психология креативности. Москва: Когито-Центр, 2013: 24 - 215.
References
1. Golubeva M.V. Myslit''effektivno. Moskva: 'Eksmo, 2013: 14 - 220.
2. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva: Izdatel'stvo «S'E», 1976; T. 25: 330 - 600.
3. Novyj 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Rinol klassik, 2014, 1319 - 1567.
4. Pedagogicheskie trudy akademika I.P. Ivanova: v 2 t. Sost. I.D. Avansyan, K.P. Zaharov. Sankt-Peterburg: Izd. Politehn. un-ta, 2013: 7, 16 - 310.
5. Lyubart T. Psihologiya kreativnosti. Moskva: Kogito-Centr, 2013: 24 - 215.
Статья поступила в редакцию 20.12.18
УДК 37.013.
Cherepanova M.I., Doctor of Sciences (Sociology), Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: cher_@mail.ru
Domashev A.N., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: domashev,a1960@gmail.com
THE DYNAMICS OF LIFE-MEANINGFUL ORIENTATIONS OF STUDENTS IN THE TEACHING PROCESS AT A UNIVERSITY. The article discusses problems of research of life orientations of students of the Russian society. The author describes the dynamics of life orientations in the process of studying at a university, highlighting gender differences. The article includes the analysis of correlations of life orientations of students with other significant psychological characteristics of students' personality. The authors draw conclusions about the system-forming role of life orientations of students in the context of their achievement needs, values, etc. The significant gender differences of students in the context of the implementation of their values and meanings in professional education. The article is of scientific interest for specialists in the field of psychology and sociology of education, pedagogy of higher education.
Key words: strategical management, tactical management, suicidal risk, warning suicidal risk, society of risk, social-risk practice, social surroundings of risk, social conditions and factors prevention of risk.
М.И. Черепанова, д-р социол. наук, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: cher_@mail.ru
А.Н. Домашее. канд. социол. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Барнаул, E-mail: domashev,a1960@gmail. com
ДИНАМИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Статья посвящена проблемам исследования смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи российского общества. Авторы описывают динамику смысложизненных ориентаций в процессе обучения в вузе, выделяя гендерные различия. Статья включает анализ корреляционных взаимосвязей СЖО с другими значимыми психологическими характеристиками личности студентов. Авторы делают выводы о системообразующей роли смысложизненных ориентаций студентов в контексте их потребностей в достижении, ценностей и пр. Описаны значимые гендерные отличия студентов в контексте реализации их ценностей и смыслов в профессиональном образовании Статья представляет научный интерес для специалистов в области психологии и социологии образования, педагогики высшей школы.
Ключевые слова: гендерные различия, смысл жизни, ценностные ориентации, профессиональное обучение, учебная деятельность, динамика.
Актуальность научного дискурса смысложизненных ориентаций обусловлена в первую очередь широкой распространенностью кризиса ценностей и смыслов современной молодёжи, что зарубежные психологи трактуют как «экзистенциальный вакуум» [1]. Кроме того, ценность подобных исследований, связана с ростом проблем и рисков отечественного профессионального высшего образования, заключающегося в значительном его обесценивании, для молодёжи в частности. Таким образом, практическая значимость представленного в статье исследования заключается в возможности использования
полученных результатов для оптимизации образовательных и воспитательных технологий в условиях высшего образования. Выборка исследования составила 118 респондентов, студентов социологического факультета АлтГУ с 1 по 4 курс бакалавриата. Тип выборки многоступенчатая, квотная (пол, возраст, курс обучения). Методы исследования включили социологический опрос, психологическую диагностику, математическую статистику, в частности корреляционный анализ. Были использованы: методика «Смысложизненные ориентации» (А.Н. Леонтьев), методика оценки потребностей в достижении (Ю.М. Орлов) и
Таблица 1
Смысложизненные ориентаций студентов в процессе обучения, в зависимости от пола (баллы)
Шкала теста/ курс обучения Юноши Девушки
Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Цели в жизни 32,4 2,5 29,6 5,3
Процесс жизни 30,3 2,5 29,5 4,4
Результативность жизни 25,6 5,5 25,9 4,5
Локус контроля - Я 22,3 6,9 16,9 6,4
Локус контроля - жизни 29,9 7,2 30,7 7,5