Научная статья на тему 'Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации творческого мышления'

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации творческого мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2725
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ТРИЗ / TRIZ / ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH / TRIZ TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Ю. А.

В статье представлены результаты, полученные в ходе исследования творческого мышления студентов. Обоснована эффективность использования технологий ТРИЗ, показана их значимость и влияние на развитие и формирование творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND WAYS OF THE ''THEORY OF INVENTIVE PROBLEM SOLVING'' (TRIZ) AS A MEANS OF CREATIVE THINKING ACTIVIZATION

The paper presents the outcomes of the investigation of the students’ creative thinking. The author proves the effectiveness of TRIZ technologies, their significance and influence on the development and formation of the creative thinking.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации творческого мышления»

УДК 377 Ю. А. Маркова, зав. учебной частью

Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В статье представлены результаты, полученные в ходе исследования творческого мышления студентов. Обоснована эффективность использования технологий ТРИЗ, показана их значимость и влияние на развитие и формирование творческого мышления.

Ключевые слова: творческое мышление, ТРИЗ, ТРИЗ-технологии, исследование.

На сегодняшнем этапе развития общества происходят изменения, которые существенно влияют на все сферы жизнедеятельности человека. В этих условиях возникает необходимость формирования новой самостоятельной творческой личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования указывает на то, что образовательная организация «должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий» [1].

Применение активных и интерактивных методов в учебном процессе существенно влияет на уровень развития творческого мышления студентов.

Сущность технологии творчества заключается в том, что новая информация представляется в виде проблемных и изобретательских задач, при решении которых студент не является пассивным слушателем. В процессе обмена знаниями, выслушивая ответы и предположения других студентов, каждый активизирует свою мыслительную деятельность, включается и вносит индивидуальный вклад в решение поставленной задачи, подхватывает и додумывает идеи других студентов, что, безусловно, влияет на получение эффективного решения и развитие творческих способностей.

Чаще всего для решения поставленных задач требуется знание как изучаемых профессиональных дисциплин и модулей, так и логической системы приемов их решения, т. е. ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данные технологии изучаются студентами нашего колледжа в рамках программы дисциплины

«Основы творческой деятельности» на втором курсе. Полученные умения и навыки применения ТРИЗ-технологий помогают студентам активно применять их в дальнейшем обучении при рассмотрении учебных и профессиональных задач.

Сущность тризовского обучения состоит в том, что обучающимся предлагается не только сама задача, но и возможные методики ее решения, помогающие в выборе вариантов и влияющие на конечный результат.

Приведем описание технологий, которые применяются нами в ходе изучения дисциплины.

1. Мозговой штурм — это метод, предполагающий возможность решения проблемы с помощью перебора вариантов. Студенты поочередно выдвигают свои идеи, анализ ко -торых осуществляется группой «экспертов». Озвученные идеи могут дорабатываться, из всех вариантов выбирается оптимальный путь решения проблемы с минимальными затратами и потерями, что является альтернативой имеющимся противоречиям. Данный метод позволяет развивать у обучающихся способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, вырабатывает умение синтезировать предшествующие ответы студентов.

2. Синектика—это метод аналогий. Данный метод позволяет студенту провести личностную идентификацию с имеющимся предметом, осознать все положительные стороны и недостатки данного устройства при его использовании. В дальнейшем это помогает студенту выявлять и устранять дефекты при изобретении и создании чего-то нового.

3. Метод морфологического анализа — это метод систематизации перебора вариантов всех

теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта [2]. Применение данного метода помогает студентам выявить всевозможные пути решения имеющейся проблемы, которые при обычном переборе вариантов могли быть упущены, и предложить большое количество оригинальных и новых способов решения поставленной задачи. Данный метод помогает увидеть необычное в обыденном.

4. Метод фокальных объектов — это ситуация, в которой к преобразуемому объекту примеряются свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных, спонтанно возникающих объектов. Сочетания свойств бессвязных предметов часто оказываются очень яркими и неожиданными, что позволяет создавать что-то новое. Метод фокальных объектов связан с анали-тико-синтетической переработкой информации и направлен на развитие у студентов творческого воображения и фантазии.

5. Метод системного анализа (системного оператора) помогает увидеть предмет одновременно во времени и в пространстве, дает возможность рассмотреть мир в системе, выстроить совокупность взаимосвязанных предметов. Цель данного метода — определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

6. Метод Робинзона Крузо (ресурсный подход) позволяет формировать умение находить применение ненужному предмету, четко определять необходимые ресурсы при поставленной проблеме, заменять их или создавать подобие из имеющихся материалов при отсутствии необходимых средств [2; 3].

Студенты, используя в работе разнообразные ТРИЗ-технологии, изобретают, проектируют, исследуют, предлагают собственные креативные решения поставленных проблем — это позволяет им самореализоваться в творчестве, закладывается хорошая основа для дальнейшего изучения дисциплин и модулей профессионального цикла любой специальности; они учатся выделять закономерности, противоречия в системах, применять способы устранения нежелательных эффектов.

Е. А. Серебренникова отмечает, что «при реализации дисциплины "Теория решения изобретательских задач" проектные, управленческие, профессиональные (отраслевые), рефлексивные компетенции формируются более успешно» [4]. На основе вышеизложенного можно сказать, что данная дисциплина и тех-

нологии, изучаемые студентами на занятиях, помогают сформироваться студенту как компетентному и конкурентоспособному специалисту.

В результате подготовки и проведения занятий по дисциплине «Основы творческой деятельности» возникла потребность в исследовании творческого мышления студентов. Цель данного исследования заключалась в изучении эффективности применения технологий ТРИЗ при решении практических задач, влияния данных технологий на развитие творческого, оригинального мышления студентов. При выполнении заданий внимание обращалось на умение студентов уходить от стандартов и шаблонности возможных решений, подчеркивалась значимость креативного, нового конечного результата.

Исследование проводилось на базе ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный кол -ледж». В исследовании принимали участие студенты второго курса комплекса строительства и предпринимательства, изучающие дисциплину «Основы творческой деятельности». В 2015/16 уч. г. в исследовании приняло участие 38 человек (Гр -1), в 2016/17 г. — 123 человека (Гр-2). На первом этапе исследования была проведена входная диагностика уровня творческого мышления студентов. Использовалась следующая подборка методик: фигурная форма теста творческого мышления Тор -ренса (невербальное творческое мышление), состоящая из трех заданий, и методика «Направленность на творчество», разработанная Л. А. Воловичем.

После изучения дисциплины была проведена повторная диагностика, в которой были использованы те же методики, что и на этапе входной диагностики.

Результаты, полученные при проведении исследования в 2015/16 уч. г., представлены в таблице 1.

Результаты, полученные при проведении исследования в 2016/17 уч. г., представлены в таблице 2.

Сравнительные результаты по проведенному исследованию представлены на рисунке 1.

Анализ результатов исследования продемонстрировал, что изучаемые показатели увеличились по всем критериям. Это свидетельствует о положительной динамике развития творческого мышления у студентов, изучающих ТРИЗ-технологии. Изучение данных технологий позволило команде студентов ГБПОУ «ЮУМК» стать победителем областного конкурса техни-

ческого творчества в 2015/16 уч. г и призером в 2016/17 уч. г.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что изучение дисциплины «Основы

творческой деятельности», блок программы ко -торой направлен на изучение технологий ТРИЗ, существенно влияет на формирование творческого мышления студентов.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня творческого мышления студентов

в 2015/16 уч. г. (Гр-1)

2015/16 уч. г.

До проведения программы После проведения программы

Критерий исследования количество человек низкий уровень,% количество человек средний уровень, % количество человек высокий уровень, % количество человек низкий уровень, % количество человек средний уровень, % количество человек высокий уровень, %

Беглость мышления 5 13 22 58 11 29 3 8 23 61 12 31

Гибкость мышления 8 21 26 68 4 11 5 13 26 68 7 19

Оригинальность мышления 14 37 21 55 3 8 7 18 24 63 7 19

Направленность на творчество 8 21 25 66 5 13 4 11 26 68 8 21

2016/17 уч. г.

До проведения программы После проведения программы

Критерий исследования количество человек низкий уровень,% количество человек средний уровень, % количество человек высокий уровень, % количество человек низкий уровень, % количество человек средний уровень, % количество человек высокий уровень, %

Беглость мышления 18 15 88 71 17 14 5 4 76 62 42 34

Гибкость мышления 35 28 76 62 12 10 9 7 92 75 22 18

Оригинальность мышления 25 20 93 76 5 4 10 8 92 75 21 17

Направленность на творчество 12 10 82 67 29 23 6 5 81 66 36 29

Таблица 2

Результаты диагностики уровня творческого мышления студентов

в 2016/17 уч. г. (Гр-2)

2015/16 уч. г. (Гр-1)

2016/17 уч. г. (Гр-2)

Беглость мышления

70 60 50 40 30 20 10 0

70 60 50 40 30 20 10 0

низким уровень средним уровень высоким уровень ■ до программы = После программы

низким уровень средним уровень высоким уровень ■ До программы = После программы

Гибкость мышления

низким уровень средним уровень высоким уровень низким уровень средним уровень высоким уровень

■ До программы = После программы иДо программы = После программы

Оригинальность мышления

70 60 50 40 30 20 10

к

80 60 40 20 0

низким уровень средним уровень высоким уровень ■ до программы —После программы

низким уровень средним уровень высоким уровень ■ до программы —После программы

Направленность на творчество

80 60 40 20

80 60 40 20

низким уровень средним уровень высоким уровень ■ до программы = После программы

низким уровень средним уровень высоким уровень ■ до программы = После программы

0

0

0

Рис. 1. Сравнительные результаты проведенных исследований в 2015/16 и 2016/17уч. г.

Библиографический список

1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.

2. Утемов, В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ [Электронный ресурс] / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина // Концепт. — 2013. — Т. 3. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.,

3. Альтшуллер, Г. С. Как научиться изобретать [Текст] / Г. С. Альтшуллер. — Тамбов : Тамбовское книжное издательство, 1961. — 113 с.

4. Серебренникова, Е. А. Методы ТРИЗ как инструмент подготовки студентов технических профилей к предпринимательской деятельности [Текст] / Е. А. Серебренникова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (Пермь, апр. 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015 — С. 240-242.

5. Курышев, В. А. ТрИЗовый подход при решении задач [Текст] / В. А. Курышев // Школьные технологии. — 2013. — № 4. — С. 11-12.

УДК 372.016:53 И. В. Сидорова, зав. кафедрой филиала

Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске (ВУНЦ ВВС «ВВА»), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected] И. Н. Грехов, доц. ВУНЦ ВВС «ВВА», доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]

СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» ИНОСТРАННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Статья посвящена использованию некоторых методических приемов для помощи иностранным специалистам в освоении содержания дисциплины «Физика» в военном вузе.

Ключевые слова: система обучения, физика, иностранные специалисты, лекция, промежуточный контроль, конструктор ответа.

Профессиональная подготовка иностранных специалистов в российских военных вузах является важным направлением военно-технического сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с зарубежными странами.

В филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске обучается несколько групп иностранных специалистов. Одной из дисциплин, реализуемых в базовой части учебной программы для иностранных специалистов, является «Физика».

По объему изучаемого материала и видам занятий учебная программа дисциплины «Физика» для иностранных специалистов практически не отличается от программы для обучения курсантов, имеющих гражданство РФ, однако

при ее реализации приходится учитывать ряд особенностей, оказывающих влияние на учебный процесс, а именно:

- различный уровень владения русским языком — даже у обучающихся одной группы;

- различный уровень базового образования;

- различный социальный статус до поступления в военный вуз, что затрудняет общение между обучающимися внутри группы, а также между обучающимися и преподавателем и др.

Учет перечисленных особенностей, особенно двух первых, заставляет преподавателей изменять традиционную, устоявшуюся методику проведения теоретических и практических занятий с целью интенсификации процесса обучения и формирования у обучающихся необходимых компетенций как результата обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.