Научная статья на тему 'Система преподавания дисциплины "Физика" иностранным специалистам в военном вузе'

Система преподавания дисциплины "Физика" иностранным специалистам в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION / ФИЗИКА / ИНОСТРАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / FOREIGN SPECIALISTS / ЛЕКЦИЯ / LECTURE / ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / INTERMEDIATE CONTROL / КОНСТРУКТОР ОТВЕТА / ANSWER CONSTRUCTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова И. В., Грехов И. Н.

Статья посвящена использованию некоторых методических приемов для помощи иностранным специалистам в освоении содержания дисциплины «Физика» в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TEACHING ''PHYSICS'' TO THE FOREIGN SPECIALISTS IN THE MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article describes some methods which help the foreign specialists in mastering physics in the military higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Система преподавания дисциплины "Физика" иностранным специалистам в военном вузе»

Библиографический список

1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.

2. Утемов, В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ [Электронный ресурс] / В. В. Утемов, М. М. Зиновкина // Концепт. — 2013. — Т. 3. — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm.,

3. Альтшуллер, Г. С. Как научиться изобретать [Текст] / Г. С. Альтшуллер. — Тамбов : Тамбовское книжное издательство, 1961. — 113 с.

4. Серебренникова, Е. А. Методы ТРИЗ как инструмент подготовки студентов технических профилей к предпринимательской деятельности [Текст] / Е. А. Серебренникова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (Пермь, апр. 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015 — С. 240-242.

5. Курышев, В. А. ТрИЗовый подход при решении задач [Текст] / В. А. Курышев // Школьные технологии. — 2013. — № 4. — С. 11-12.

УДК 372.016:53 И. В. Сидорова, зав. кафедрой филиала

Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Челябинске (ВУНЦ ВВС «ВВА»), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected] И. Н. Грехов, доц. ВУНЦ ВВС «ВВА», доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]

СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» ИНОСТРАННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Статья посвящена использованию некоторых методических приемов для помощи иностранным специалистам в освоении содержания дисциплины «Физика» в военном вузе.

Ключевые слова: система обучения, физика, иностранные специалисты, лекция, промежуточный контроль, конструктор ответа.

Профессиональная подготовка иностранных специалистов в российских военных вузах является важным направлением военно-технического сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с зарубежными странами.

В филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске обучается несколько групп иностранных специалистов. Одной из дисциплин, реализуемых в базовой части учебной программы для иностранных специалистов, является «Физика».

По объему изучаемого материала и видам занятий учебная программа дисциплины «Физика» для иностранных специалистов практически не отличается от программы для обучения курсантов, имеющих гражданство РФ, однако

при ее реализации приходится учитывать ряд особенностей, оказывающих влияние на учебный процесс, а именно:

- различный уровень владения русским языком — даже у обучающихся одной группы;

- различный уровень базового образования;

- различный социальный статус до поступления в военный вуз, что затрудняет общение между обучающимися внутри группы, а также между обучающимися и преподавателем и др.

Учет перечисленных особенностей, особенно двух первых, заставляет преподавателей изменять традиционную, устоявшуюся методику проведения теоретических и практических занятий с целью интенсификации процесса обучения и формирования у обучающихся необходимых компетенций как результата обучения.

В группу теоретических занятий входят лекции, консультации, самостоятельная работа. К практической части учебной программы дисциплины «Физика» относятся практические, лабораторные занятия, контрольные работы.

Система обучения — это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приемов организации учебного процесса [1].

По сути, процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность двух сторон: преподавателя, который различными средствами педагогического воздействия оказывает влияние на аудиторию, и обучающихся, которые, отражая в своем сознании учебный материал, активно реагируют на воздействия преподавателя, овладевая при этом определенными знаниями, навыками и умениями, т. е. приобретают определенные компетенции.

Структурно процесс изучения дисциплины «Физика» состоит из следующих этапов:

- психологическая подготовка к восприятию информации;

- восприятие информации;

- обобщение информации, переработка ее в знания;

- закрепление знаний, переработка информации в умения и владения (навыки);

- применение знаний, умений к решению практических задач;

- анализ работы обучающихся и контроль знаний, умений и владений (навыков).

Из опыта известно, что наиболее сложными этапами при обучении иностранных специалистов являются этап восприятия информации, когда обучающимся необходимо за ограниченный промежуток времени усвоить значительный ее объем, и этап контроля знаний, когда обучающимся необходимо продемонстрировать знания, приобретенные по дисциплине.

На этих этапах обучающиеся должны уверенно владеть не просто русским, а русским «физическим» языком, что почти всегда вызывает большие сложности.

Работа обучающихся на этапе восприятия информации (во время лекции) требует определенного опыта и навыков. Важно параллельно с изложением учебного материала учить обучающихся слушать лекцию, осмысливать ее содержание, вести конспект. Вдвойне важно качество написания конспекта при проведении лекции с иностранными специалистами.

При конспектировании приходится одновременно выполнять ряд функций: более внимательно вслушиваться в речь лектора, анализиро-

вать содержание материала, выделять главное и фиксировать основные положения.

Для иностранных специалистов выполнение этих функций с учетом их уровня знания русского языка превращается в серьезную проблему. Кроме того, многих из них отличает образное мышление — они гораздо лучше воспринимают и запоминают учебный материал, представленный в виде рисунков, логических схем, чем в виде текста.

Учитывая изложенное, предлагаем для облегчения конспектирования учебного материала лекций и последующего его осмысления использовать рабочие тетради, разработанные в соответствии с тематическим планом

Актуальность использования рабочих тетрадей обусловлена и тем, что, как правило, объем учебного материала, поясняемого в ходе лекции, слишком велик для восприятия иностранными специалистами. Сократить же объем материала не представляется возможным из-за насыщенности учебной программы.

Большую помощь обучающимся рабочие тетради оказывают и при проведении практических занятий, поскольку содержат все необходимые формулы для решения типовых задач по теме.

Знания и умения, приобретенные обучающимися в процессе изучения физики, контролируются при помощи всех видов текущего контроля и, конечно, на этапе промежуточного контроля (экзамене).

Так как одним из результатов учебной деятельности является усвоение того или иного понятия (раскрытие существенного в предметах и явлениях окружающей действительности благодаря аналитико-синтетической деятельности), то любой элемент теории должен быть воспроизведен обучающимися в процессе промежуточного контроля. Например, необходимо написать определение, закон или решить задачу, используя для нахождения искомой величины связь физических величин, зафиксированную в формуле или законе.

Для осознания какого-либо процесса необходимо выразить его словами — вербализовать. При этом обучающийся должен продемонстрировать понимание заданного элемента теории, т. е. воспроизвести не просто набор слов, имеющих какое-то отношение к заявленному вопросу, а логически упорядоченную фразу, которая отражает определение или причинно-следственную связь между физическими величинами, объединенными в формулу.

Иностранный специалист должен иметь достаточную практику диалогического общения

на языке изучаемой науки, без чего самостоятельное мышление не формируется.

Мы предлагаем использовать для сопровождения ответов иностранных военнослужащих при проведении теоретической части экзамена «конструктор ответа» [2, с. 103-108].

Например, при проведении промежуточного контроля иностранный специалист получил задание написать закон Стефана — Больцма-на (формула, формулировка). Для полного ответа он должен правильно записать формулу Я = аТ4 (самостоятельно, не пользуясь дополнительными источниками информации) и установить отношения между физическими величинами, входящими в данную формулу (Я — интегральная плотность излучения абсолютно черного тела, Т — абсолютная температура тела).

Иностранный специалист должен написать формулировку по-русски, что вызывает определенную трудность, поскольку предполагает владение не просто русским языком, а языком физической науки по-русски.

Отрицательно на качестве ответа может сказываться также волнение, которым сопровождаются мероприятия промежуточного

Образец конст

контроля (по причине неидеального знания русского языка).

Конструктор ответа представляет собой особым образом построенную таблицу, путевую карту, матрицу, содержащую ключевые, опорные фразы, с помощью которых осуществляется построение формулировки закона или определения понятия. Образец конструктора ответа приведен в таблице 1.

Обучающийся выбирает из фраз, приведенных в таблице, нужные и переписывает (именно фразы, а не просто последовательность цифр — 1, 3, 4 и т. д.) их в лист ответа, который будет позже проверяться преподавателем. Последовательность следующая: начало фразы (зависимую величину) нужно выбрать из первой колонки, продолжение фразы (вид зависимости) — из второй и окончание фразы (величину переменную) — из третьей колонки. В результате должна быть написана (постепенно развернута) логически последовательная формулировка закона Стефана — Больцмана: «Интегральная плотность излучения абсолютно черного тела зависит прямо пропорционально от температуры в четвертой степени», которая будет сопровождать (пояснять) ранее написанную формулу.

Таблица 1

уктора ответа

Зависимая величина Вид зависимости Переменная величина

1. Интегральная плотность излучения абсолютно черного тела 2. Спектральная плотность излучения абсолютно черного тела 3. Максимальное значение спектральной плотности излучения абсолютно черного тела 4. Длина волны, на которую приходится максимум спектральной плотности излучения абсолютно черного тела 5. Максимальная скорость фотоэлектронов 6. Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов 7. Молярная теплоемкость твердых тел при высоких температурах 8. Молярная теплоемкость твердых тел при низких температурах 9. Сила тока на р-п переходе при подключении прямого напряжения 10. Интенсивность радиоактивного излучения 1. Не зависит 2. Зависит линейно 3. Зависит прямо пропорционально 4. Зависит обратно пропорционально 5. Увеличивается по экспоненте 6. Уменьшается по экспоненте 1. От температуры 2. От квадрата температуры 3. От куба температуры 4. От температуры в четвертой степени 5. От температуры в пятой степени 6. От разности температур металлов 7. От разности температур спаев металлов 8. От времени 9. От напряжения 10. От толщины слоя вещества 11. От частоты падающего электромагнитного излучения. 12. От длины волны падающего электромагнитного излучения

Вероятность угадывания правильного ответа в данном примере составляет менее 1 %. Количество колонок в таблице зависит от числа структурных составляющих в элементе теории по дисциплине.

Что должно входить в эту матрицу, которая создает своеобразную поддержку ответа, в качестве опорных фраз? Мы использовали классические рекомендации А. В. Усовой о наполнении содержания определений и формулировок [3].

Что надо знать о явлении: внешние признаки явления; условия, при которых протекает явление; сущность явления, механизм его протекания; связь данного явления с другими; количественные характеристики явления; использование явления на практике; способы предупреждения вредного действия явления.

Что надо знать о величинах: что характеризует данная величина (какое явление или свойство тел); какая это величина (основная или производная); определение величины; определительная формула; единица измерения данной величины; способы измерения величины.

Что надо знать о законе: связь между какими явлениями, процессами или величинами выражает данный закон; формулировка закона; математическое выражение закона; опыты,

Библиографический список

подтверждающие справедливость закона; учет и использование закона на практике; границы применения закона.

Что надо знать о теории: опытные факты, послужившие основанием для разработки теории; основные понятия теории; основные положения теории; математический аппарат теории (основные положения); круг явлений, объясняемых данной теорией.

Практика применения рабочих тетрадей при проведении лекций, а также конструктора ответа в процессе подготовки к экзамену (для тренировки) и в процессе проведения экзамена (для ответа) показывает, что такой прием способствует лучшему усвоению и воспроизведению иностранными специалистами элементов физических знаний, в конечном счете оптимизируя весь процесс обучения.

1. Сидоров, С. В. Виды и системы обучения [Электронный ресурс] / С. В. Сидоров. — Режим доступа: http://si-sv.eom/publ/1/14-1-0-216.

2. Сидорова, И. В. Практика применения «конструктора ответа» в процессе промежуточного контроля по физике для иностранных военнослужащих [Текст] / И. В. Сидорова, И. Н Грехов // Офицер XXI века : преемственность поколений : материалы ежегодн. межвуз. науч. конф. — Челябинск : ВУНЦ ВВС «ВВА» (филиал), 2016. — 280 с.

3. Усова, А. В. Методика формирования у учащихся учебных умений и навыков [Текст] / А. В. Усова. — Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1982. — 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.