Научная статья на тему 'Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов'

Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ELECTRONIC TEXTBOOK / EDUCATIONAL ACTIVITIES / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / MILITARY SPECIALISTS TRAINING / MILITARY ACADEMY / ANDRAGOGICAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варушкина Анастасия Валерьевна, Большакова Татьяна Игоревна

Статья рассматривает преимущества внедрения электронного учебника в процесс иноязычной подготовки военных специалистов, а также требования, предъявляемые к их разработке в военном вузе. Анализируются возможности применения электронного учебника при обучении английскому языку слушателей магистратуры, представлена методика работы с данным ресурсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варушкина Анастасия Валерьевна, Большакова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Варушкина А. В., Большакова Т. И. Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V2. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186012.htm.

ART 186012 УДК 378.147:004.9

Варушкина Анастасия Валерьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС ВВА «Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж nastzher@yandex. ru

Большакова Татьяна Игоревна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС ВВА «Военно-воздушная академия имени проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж

tatiana197813@gmail.com

Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов

Аннотация. Статья рассматривает преимущества внедрения электронного учебника в процесс иноязычной подготовки военных специалистов, а также требования, предъявляемые к их разработке в военном вузе. Анализируются возможности применения электронного учебника при обучении английскому языку слушателей магистратуры, представлена методика работы с данным ресурсом. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии обучения, обучение военных специалистов, образовательная деятельность, военный вуз, электронный учебник, андрагогические принципы. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Рост информатизации разных сторон жизни общества, появление новых технологий получения, обработки и передачи информации не могли не отразиться на системе современного российского образования, в том числе и военного. Информатизация образования подразумевает внедрение в образовательный процесс информационных средств и ресурсов, а также технологий их применения в обучении.

Исследования в области информационно-коммуникационных технологий обучения иностранному языку (В. П. Беспалько, М. Г. Евдокимова, А. М. Кабанов и др.) свидетельствуют об особой роли электронных учебников и пособий в активизации иноязычной коммуникативной деятельности, формировании информационной культуры обучающихся, стимулировании их интеллектуально-творческого потенциала.

При всем многообразии существующих электронных образовательных программ одной из актуальных задач остается разработка и внедрение собственных электронных ресурсов и методик работы с ними [1]. Таким образом, обеспечение процесса обучения с помощью электронных учебников, разработка и апробация методик их использования являются одной из приоритетных задач работы военно-учебных заведений.

Согласно требованиям нормативных документов, электронный учебник (далее -ЭУ) должен обеспечивать высокий уровень наглядности, иллюстративности и структурированное представление учебного материала, возможность эффективного поиска информации [2]. Кроме того, обладая элементами гипермедиа и виртуальной реальности, интерактивными характеристиками, ЭУ, сохраняя все качества печатного издания, должен стать «инструментом обучения с расширенными возможностями» [3].

В качестве примера подобного электронного образовательного ресурса по подготовке военных специалистов рассмотрим ЭУ «Английский язык для адъюнктов и

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Варушкина А. В., Большакова Т. И. Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V2. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186012.htm.

слушателей», разработанный на кафедре иностранных языков ВУНЦ ВВС «ВВА» в 2016 г. на основе печатного издания коллектива авторов В. В. Гладких, Т. В. Ларина, Ю. Е. Павлова с аналогичным названием [4].

Данный ЭУ, применяемый нами в практике обучения английскому языку слушателей магистратуры, рассчитан на 54 часа аудиторной работы и предназначен для формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей успешно интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного общения [5].

Тематически ЭУ состоит из трех основных разделов, имеющих в составе несколько модулей (уроков).

Раздел 1 «Основы профессиональной коммуникации военнослужащих» акцентирует внимание на подготовке к поддержанию устных речевых контактов на иностранном языке, отработке стратегии коммуникативного поведения в ситуациях повседневного, профессионального общения (в пределах программы).

Раздел 2 «Система военного образования» ставит целью совершенствование навыков чтения, перевода, аннотирования текстов из учебной, научно-популярной и научной и другой литературы, осуществление письменной коммуникации (тезисы выступления, доклада).

Раздел 3 «Достижения в области военно-профессиональной деятельности» совершенствует навыки иноязычного коммуникативного взаимодействия в ситуациях военно-профессионального и научного общения, развивает умения самостоятельно готовить и делать устные сообщения на профессиональные темы с использованием мультимедийных технологий.

Каждый урок включает следующие компоненты:

- поурочный словарь;

- лексические упражнения и тесты;

- базовый текст и задания для развитие навыков чтения (в т. ч. тестового характера);

- аудио-, видеоматериалы для развития навыков аудирования (в виде тестов);

- упражнения коммуникативного характера;

- задания для развития навыков письма;

- дополнительные тексты и упражнения к ним.

Кроме того, ЭУ содержит разнообразный справочный материал.

Учебный материал (фактический, языковой, речевой) отрабатывается и закрепляется посредством широкого спектра интерактивных тестовых заданий: множественный выбор, дополнение высказываний, выстраивание последовательности, соотнесение синонимов/антонимов/эквивалентов, выявление правильных/ложных утверждений и т. д. Данный подход подразумевает возможность мониторинга и контроля процесса усвоения материала, коррекции ошибок, регулирования сложности задания и времени его выполнения.

Рассматриваемый ЭУ целесообразно использовать при введении нового материала и его закреплении. ЭУ содержит «озвученный» словарь, позволяющий ознакомиться с новыми словами, выражениями и отработать их произношение; разнообразный иллюстративный материал, облегчающий запоминание предъявляемого материала; тестовые задания на первичное закрепление.

ЭУ эффективен на этапе закрепления изучаемого материала ввиду встроенных интерактивных упражнений в форме тестовых заданий, направленных на развитие разных аспектов языка: лексики, грамматики, аудирования, чтения, письма. Послед-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Варушкина А. В., Большакова Т. И. Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V2. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186012.htm.

ний аспект предполагает впечатывание правильных ответов с их последующей проверкой. Широко представленный в ЭУ наглядный материал (картинки, схемы) может стать отправной точкой комментирования, обсуждения, дискуссии, позволяя применить методы интерактивного, проблемного обучения.

С помощью электронного учебника удобно осуществлять повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтителен на итоговых занятиях по теме, когда требуется выборочно «пролистать» и «освежить» содержание темы, повторить наиболее важные явления. ЭУ может использоваться как средство контроля обучающихся. В этом случае ЭУ используется с целью мониторинга хода учебного процесса.

Возможно самостоятельное изучение учебного материала с применением ЭУ, что позволяет осуществлять обучение в индивидуальном темпе, с учетом уровня подготовки обучающегося (дифференцированный подход).

При таком подходе педагогу отводится роль помощника в отборе информации, в формировании и развитии необходимых умений и навыков иноязычного профессионального общения. Как справедливо отмечают исследователи Л. Бигл, Г. Дейвис, педагог производит мониторинг процесса обучения, оценивает уровень сформированности коммуникативных умений, дает рекомендации, предоставляет консультативную помощь [6].

Немаловажно отметить, что такие характеристики рассматриваемого ЭУ, как интерактивность, возможность самостоятельного освоения материала и самоконтроля, использование инфокоммуникационных технологий, позволяют рассматривать данный электронный учебник как средство дистанционного обучения [7].

Оптимизация процесса обучения слушателей магистратуры иностранному языку с применением ЭУ «Английский язык для адъюнктов и слушателей» обусловлена следующими факторами:

1) наглядность представления учебного материала посредством аудиовизуального ряда; как следствие, развитие продуктивной речемыслительной деятельности на основе представления опор (графических, аудио-, визуальных);

2) индивидуализация образовательного процесса, обеспечивающаяся выполнением индивидуального варианта учебного задания, его вариативностью (тестовые задания разного уровня сложности, выполняемые в регулируемое отведенное время), возможностью изучения материала в удобном/индивидуальном темпе, что помогает реализовать дифференцированное и разноуровневое обучение;

3) оптимальная обратная связь при осуществлении мониторинга и контроля усвоения учебного материала (возможна непосредственная оценка результатов в ходе или после выполнения задания, своевременная коррекция и разбор ошибок);

4) своевременность контроля, системный и постоянный характер контроля и самоконтроля хода усвоения учебного материала. Самоконтроль, текущий и промежуточный контроль в ЭУ осуществляется через систему электронных тестов и заданий, интегрированных в уроки. Для удобства работы в электронном формате учебник располагает широким спектром гиперссылок и переходов от одного вида работы к другому;

5) акцент на развитии информационной культуры и грамотности.

Последнее представляется особенно важным при подготовке специалистов в

техническом вузе, где особое внимание должно уделяться формированию готовности к использованию новейших компьютерных технологий в учебной и профессиональной деятельности [8, 9]. Как отмечает О. А. Никитенко, иноязычная подготовка магистров в компьютерной обучающей среде является важным средством формирования линг-вокомпьютерной компетенции [10]. Действительно, использование в процессе обучения военных специалистов электронных образовательных продуктов, таких как электронный учебник, представляется эффективным способом актуализации междисциплинарных связей, формирования интегрированных знаний.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Варушкина А. В., Большакова Т. И. Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V2. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186012.htm.

Думается, все перечисленные расширенные возможности ЭУ позволяют реализовать в обучении иностранному языку слушателей магистратуры таких основополагающих андрагогических принципов, как автономия обучения (autonomous and self-directed learning), практическая направленность обучения (goal-oriented, task-based approaches), принцип осознанного подхода к обучению (relevancy-oriented principles), являющихся важной предпосылкой выстраивания стратегии на непрерывное образование [11].

Применение данного подхода особенно продуктивно в подготовке магистров, поскольку данный контингент обучающихся отличает высокая степень дисциплинированности, ответственности, мотивации, стремление к самоуправлению, автономии в образовательной среде.

Действительно, расширенные возможности рассматриваемого ЭУ, такие как возможность самостоятельного отбора содержания и последовательности изучения материала, управления процессом его овладения, развития адаптивности и креативности, оценки результатов собственной образовательной деятельности, создают условия для формирования учебной автономии.

Автономия обучения, трактуемая как способность личности овладевать стратегиями и осваивать систему образовательной деятельности, является основой непрерывного языкового образования, готовности личности к «постоянному саморазвитию и самореализации в образовательной и информационной среде» [12].

В заключение следует отметить, что современное образование, в том числе и военное, немыслимо без совершенствования методик, обеспечивающих высокую теоретическую и практическую подготовку военных специалистов. Разработка, внедрение ЭУ, а также методик их использования в образовательную деятельность военного вуза по своей значимости являются важнейшими факторами, определяющими эффективность организации образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования подготовки обучающихся.

Ссылки на источники

1. Кабанов А. М. Электронный учебник как средство повышения качества обучения иностранному языку в техническом университете: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - С. 3.

2. Методические рекомендации по созданию интерактивных электронных учебников и обучающих курсов для подготовки военных специалистов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам. - М., 2016. - С. 42.

3. Материалы семинара «Информационная образовательная среда для подготовки военных кадров». - М.: Военный университет, 2017. - С. 32.

4. Гладких В. В., Ларина Т. В., Павлова Ю. Е. Английский язык для адъюнктов и слушателей: учеб. -Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2014. - 229 с.

5. Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» для магистров по направлению подготовки 56.04.08. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. - 19 с.

6. Beagle L., Davies G. A blended learning course for the aviation industry. A case study // Blended learning in English language teaching. Course design and implementation / ed. by B. Tomlinson, C. Whittaker. -British Council, 2013. - P. 142.

7. Теньковская Т. С. Электронный учебник как средство дистанционного обучения // Инновационная наука. - 2016. - № 6. - С. 262.

8. Кабанов А. М. Указ. соч.

9. Никитенко О. А. Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2013. - 24 с.

10. Там же. - С. 11.

11. Иванищева Н. А. Андрагогика в социокультурной образовательной среде университета как стратегия на непрерывное образование будущего педагога // Новые знания online. - URL: http://novzn-ania.ru/2012/04/андрагогика-в-социокультурной-образ.

12. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в процессе изучения иностранного языка и культуры // Вестник МГЛУ. - 2001. - Вып. 461. Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. - С. 13.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Варушкина А. В., Большакова Т. И. Электронный учебник как средство повышения качества иноязычной подготовки военных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V2. -0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186012.htm.

Anastasia Varushkina,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Military Educational and Scientific Center "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin", Voronezh nastzher@mail.ru Tatiana Bolshakova,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Chair, Military Educational and Scientific Center "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin", Voronezh tatiana197813@gmail.com

Electronic textbook as a means of increasing the quality of military specialists foreign language training Abstract. The article deals with the benefits of electronic textbook application in the process of military specialists foreign language training as well as their design requirements set in the military academy. Textbook application capabilities in the process of postgraduate officers English language training are analyzed, the methods of the resource usage are demonstrated.

Key words: information communication technologies in education, military specialists training, educational

activities, military academy, electronic textbook, andragogical principles.

References

1. Kabanov, A. M. (2009). Jelektronnyj uchebnik kak sredstvo povyshenija kachestva obuchenija inostran-nomujazyku vtehnicheskom universitete: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, Ekaterinburg, p. 3 (in Russian).

(2016). Metodicheskie rekomendacii po sozdaniju interaktivnyh jelektronnyh uchebnikov i obuchajushhih kursov dlja podgotovki voennyh specialistov po osnovnym i dopolnitel'nym professional'nym obra-zovatel'nymprogrammam, Moscow, p. 42 (in Russian).

(2017). Materialy seminara "Informacionnaja obrazovatel'naja sreda dlja podgotovki voennyh kadrov", Voennyj universitet, Moscow, p. 32 (in Russian).

Gladkih, V. V., Larina, T. V. & Pavlova, Ju. E. (2014). Anglijskij jazyk dlja ad#junktov i slushatelej: ucheb, VUNC VVS "VVA", Voronezh, 229 p. (in Russian).

(2015). Rabochaja programma uchebnoj discipliny "Inostrannyj jazyk"dlja magistrovpo napravleniju podgotovki 56.04.08, VUNC VVS "VVA", Voronezh, 19 p. (in Russian).

Beagle, L. & Davies, G. (2013). "A blended learning course for the aviation industry. A case study", in Tomlinson, B. & Whittaker, C. (eds.). Blended learning in English language teaching. Course design and implementation, British Council, p. 142 (in English).

Ten'kovskaja, T. S. (2016). "Jelektronnyj uchebnik kak sredstvo distancionnogo obuchenija", Innovacion-naja nauka, № 6, p. 262 (in Russian). Kabanov, A. M. (2009). Op. cit.

Nikitenko, O. A. (2013). Formirovanie integrativnojosnovy obuchenija inostrannomu jazyku vmagistrature nejazykovogo vuza posredstvominformacionno-kommunikacionnyh tehnologij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, St. Petersburg, 24 p. (in Russian). Ibid., p. 11.

Ivanishheva, N. A. "Andragogika v sociokul'turnoj obrazovatel'noj srede universiteta kak strategija na nepreryvnoe obrazovanie budushhego pedagoga", Novye znanija online. Available at: http://novzna-nia.ru/2012/04/andragogika-v-sociokul'turnoj-obraz (in Russian).

Korjakovceva, N. F. (2001). "Avtonomija uchashhegosja v processe izuchenija inostrannogo jazyka i kul'tury", Vestnik MGLU, vyp. 461. Avtonomnost' v praktike obuchenija inostrannym jazykam i kul'turam, p. 13 (in Russian).

2.

3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.

5.

6.

10. 11.

12.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 21.11.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.12.17

Принята к публикации Accepted for publication 10.12.17 Опубликована Published 24.02.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Варушкина А. В., Большакова Т. И., 2018

577934312038002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.