Научная статья на тему 'Опыт Военно-воздушной академии по реализации образовательных программ с применением электронного обучения'

Опыт Военно-воздушной академии по реализации образовательных программ с применением электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
521
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КУРСАМИ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бобровских А. В., Шапкин С. Ю.

В статье рассмотрена практика Военно-воздушной академии по решению задачи, связанной с переходом ВУЗа на обучение по электронным учебникам, а также возможные варианты по дальнейшему развитию и совершенствованию данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт Военно-воздушной академии по реализации образовательных программ с применением электронного обучения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. научн. статей в 2 ч. / Под общ. ред. Л. Г. Ведениной. — М.: МГИМО - Университет, 2009. - 253 с.

6. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. -Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.

7. Титова Н. Л. «Базисный» кейс-метод: основы и практика использования / Н. Л. Титова // Бизнес-образование.- 1999. № 2 (3). - 100 с.

8. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.casemethod.ru

9. «City and country life» [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://englishschool 12.ru/publ/vse_dlj a_ehkzamena/vse_dlj a_ehkzamena/city_and_country_life/65-1 -0-2539

10. «City or country Hfe»[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=belx2eExprU

© Беспалова С. В., Кармишина Я. А., 2016

УДК 355.232:004

А.В. Бобровских

Начальник научно-исследовательской лаборатории НИЦ (О и ИТ) ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, Российская Федерация СЮ. Шапкин Начальник отделения НИЦ (О и ИТ) ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

г. Воронеж, Российская Федерация

ОПЫТ ВОЕННО-ВОЗДУШНОЙ АКАДЕМИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрена практика Военно-воздушной академии по решению задачи, связанной с переходом ВУЗа на обучение по электронным учебникам, а также возможные варианты по дальнейшему развитию и совершенствованию данного направления.

Ключевые слова

Электронное обучение, электронный учебник, программное обеспечение, программный комплекс,

система управления курсами, военное образование.

Одним из общих требований при реализации образовательных программ согласно [1], является использование различных образовательных технологий, в число которых входит электронное обучение. Важнейшим компонентом электронного обучения является электронная библиотека, фонд которой состоит из электронных учебных изданий по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам. Таким образом, одним из основных направлений по переходу на электронное обучение является организация функционирования электронных библиотек в учебных заведениях и создание необходимой базы электронных учебников.

В рамках системы военного образования руководителям военно-учебных заведений Министерства обороны РФ была поставлена задача к 1 сентября 2016 года организовать переход на обучение по электронным учебникам (ЭУ). С целью качественного выполнения поставленной задачи соответствующими вышестоящими органами военного управления был разработан ряд нормативных документов,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

определяющих требования, обязательные при разработке, оформлении и практическом использовании указанного вида электронного ресурса. К основополагающим документам относятся:

- «Единый стандарт электронного учебника», утвержденный Министром обороны Российской Федерацией 29 сентября 2015 года. Данный стандарт раскрывает основные термины и определения электронного учебника, его характеристики, принципы создания, а так же требования к подсистеме разработки.

- «Методические рекомендации по созданию интерактивных электронных учебников и обучающих курсов для подготовки военных специалистов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам», утвержденный 30 мая 2016 года Стас-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации. Данный документ подробно раскрывает принципы создания, функциональную структуру, этапы разработки, требования к эргономике ЭУ и другие необходимые для создания учебника аспекты. Также в методических рекомендациях определен инструментарий, предпочтительный при создании данного типа электронного издания. В качестве программного комплекса для создания ЭУ рекомендуется использовать SunRav BookOffice 4.3, для создания электронных тестов -SunRav TestOfficePro 6.0.

- ГОСТ Р 7.0.83-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». В указанном Национальном стандарте РФ определены требования, предъявляемые к оформлению ЭУ.

Следует обратить внимание на тот факт, что конкретные рекомендации по выбору программных средств для разработки ЭУ появились в начале апреля 2016 года, а детали по их созданию в конце мая с выходом «Методических рекомендаций по созданию интерактивных электронных учебников...», т.е. ближе к завершающему этапу плана по переходу военных вузов на обучение c использованием ЭУ. Данное обстоятельство привело к созданию большого многообразия форматов и пользовательских интерфейсов взаимодействия с обучающимся в различных программных продуктах.

Анализ 1054 несекретных ЭУ (не имеющих ограничений к открытому опубликованию), разработанных к концу августа 2016 года научно-педагогическим составом академии показал, что основная их масса была создана с использованием программного комплекса SunRav, в виде исполняемого файла с расширением «exe» (преимущественно созданных в программе 3D Page Flip) и языка разметки гипертекста HyperText Markup Language (HTML), который позволил разработчикам объединить разнотипный материал (текст, звук, видео, графику) в один учебник - набор Web-страниц с файлом для запуска, как правило index.html, либо файлом, соответствующим наименованию электронного учебника. Также учебный контент представлен в виде файла формата «PDF» (Portable Document Format) и файлов офисного пакета приложений Microsoft Office. В процентном соотношении данные о представлении основного материала (теоретической части) электронного учебника приведены на рисунке 1.

40% 30% 20% 10% 0%

32,35

28,94

16,89

9 Q4

2,94

Набор Web-страниц

SunRav В формате "PDF" В виде В виде файлов

исполняемого Microsoft Office файла "exe"

Рисунок 1 - Формы представления теоретической части учебника

При разработке блока контроля и проверки знаний с помощью тестовых заданий наиболее популярными стали программные комплексы MyTestXPro, easyQuizzy и SanRav. Также данный блок реализовывался за счет использования языка программирования Delphi, мультимедийной платформы Adobe Flash, скриптов на базе HTML и табличного процессора Microsoft Excel.

В процентном соотношении инструментарий по созданию тестов приведен на рисунке 2.

24,86

18,22

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070 30%

25%

20%

15%

10%

5% 0%

15,56

8,72

2,56

2,75

6,74

1

I

SunRav MyTestX easyQuizzy Форматы Delphi

Microsoft Excel

Flash Скрипты на Другие базе HTML решения

Рисунок 2 - Программные средства, используемые при разработке блока проверки знаний ЭУ

Как видно из проведенного анализа на момент его проведения не было единого инструментария по разработке и сопровождению электронных учебников, что впоследствии создало определенные трудности при работе обучающихся с единым информационным ресурсом электронных учебников (ЕИР ЭУ). Так в режиме реального времени ознакомиться с содержанием возможно только учебников определенного формата. Остальные электронные издания представлены в ЕИР ЭУ в виде архива, который необходимо скопировать на компьютер, с которого осуществляется доступ обучающегося к указанному ресурсу, произвести извлечение данных из него и при необходимости произвести установку ЭУ. При этом на данном компьютере должен быть установлен весь перечень программных средств, необходимых для корректной работы (чтения) ЭУ, включая аппарат контроля (тестовую часть). Также неудобства работы с ресурсом вызвано низкой скоростью копирования ЭУ, обусловленные искусственными ограничениями накладываемые на соответствующие внутренние сегменты систем передачи данных вуза, что на практике приводит к большому времени ожидания и не учитывает распорядок дня обучающегося. Так время на копирование ЭУ объемом 700 Мб с ЕИР ЭУ занимает в среднем 14 часов.

Помимо указанных проблем на текущий момент нет полной ясности по вопросам, связанных с ЭУ, содержащих сведения составляющих государственную тайну (секретных ЭУ). В частности отсутствуют рекомендации по инструментарию, необходимого для создания секретных ЭУ и не определен порядок доступа к ним в ЕИР ЭУ.

С целью наиболее качественного выполнения задачи вышестоящего руководства по переходу на обучение по ЭУ, а также для решения вопросов, связанных с их доступностью, переменный состав академии был обеспечен индивидуальными средствами вычислительной техники (флеш-картами, ноутбуками), на которые по семестрам были записаны ЭУ по изучаемым дисциплинам. Дополнительно разрабатывается внутри академическая база ЭУ.

На данном этапе доступ к указанной базе осуществляется через сайт вуза, организованный на базе внутренней (не имеющих общих каналов связи с ИТКС ОП «Интернет») локально-вычислительной сети (ЛВС) образовательного учреждения, исполняемый сервером под управлением операционной системы Linux. Привлекательность такого решения обусловлена в первую очередь простотой его реализации, а также следующими факторами:

- сайт является открытым для всего личного состава ВУЗа, так как не содержит информации, содержащей государственную тайну;

- доступ к информации, размещенной на сайте, осуществляется с любого автоматизированного рабочего места (АРМ) объекта вычислительной техники ВУЗа, подключенного к его внутренней ЛВС;

- для использования сайта с клиентских АРМ не требуется установки специального программного обеспечения - достаточно штатного браузера, поставляемого в комплекте с операционной системой;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

- скорость копирования данных с сайта зависит только от характеристик сетевого оборудования ЛВС академии, и не имеет искусственных ограничений как при работе с ЕИР ЭУ (или указанными ограничениями можно управлять).

Для удобства работы с базой предусмотрен поиск ЭУ по его названию, фамилии автора, регистрационному номеру, среде разработке, году регистрации и другим параметрам (рисунок 3).

Рисунок 3 - Страница поиска электронного издания

Основным минусом данного решения является так же как у ЕИР ЭУ отсутствие возможности работы с ЭУ в режиме реального времени, т.е. остается потребность предварительно копировать ЭУ на компьютер обучающегося.

Решить данную проблему позволяют современные программные средства удаленного обучения. Наиболее функциональным и доступным среди прочих приложений по созданию онлайн-обучения, по мнению авторов, является система управления обучением (курсами) Moodle. Так, данная система реализует следующие принципы электронного образования:

- наличие личного кабинета автора, который позволяет организовать комплексный контроль за пополнением и совершенствованием каталога электронных учеников и тестов непосредственно со стороны их авторов;

- определение начального уровня знаний в тестовой форме, выполнение самоконтроля и промежуточного контроля с целью постоянного мониторинга уровня знаний обучающегося и улучшения усвоения материала;

- индивидуализация обучения, основанная на адаптации сложности материала под конкретного обучающегося посредством реорганизации учебного материала в процессе прохождения курса и изложения дополнительных данных;

- структурирование, редактирование, загрузка учебных материалов и соответствующих приложений в различных форматах, реализованное через веб-интерфейс;

- разделение материала на блоки и модули, которое необходимо для лучшего усвоения материала обучающимися;

- формирование результатов обучения, сбор и накопление статистики в режиме реального времени, позволяющее вести комплексный анализ эффективности образовательного процесса с применением

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

дистанционных технологий обучения;

- повышение актуальности и новизны содержания, которое реализуется за счет возможности обновления материала и расширения имеющихся программ подготовки;

- применение различных педагогических технологий на основе широкого спектра реализованных инструментов разработки и реализации электронных курсов;

- выгрузка учебного материала в виде файла, которая позволяет передавать и хранить разработанные электронные обучающие материалы;

- взаимодействие компьютеров и других устройств учащихся, преподавателя в едином информационном пространстве с целью организации единой образовательной площадки;

- наличие навигационного аппарата с расширенными возможностями поиска необходимой информации;

Указанные принципы соответствуют требованиям Единого стандарта ЭУ.

К плюсам данной среды относится ее распространение по лицензии GNU General Public License, т.е. указанное программное обеспечение является свободным и передано разработчиком в общественную собственность.

Другим достоинством использования среды управления курсами Moodle, является отсутствие необходимости копировать весь электронный учебник до начала его использования - требуемые части загружаются при необходимости непосредственно в процессе продвижения обучающегося по материалу. Реализация механизма блочной загрузки материала позволят при работе в реальных локальных вычислительных сетях существенно снизить нагрузку на канал и вести работу в штатном режиме в условиях, когда другие системы электронного обучения оказываются неэффективны из-за больших задержек на загрузку материала.

Данная система согласно [2] уже широко используется и на момент написания статьи составляет 1925 зарегистрированных серверов Moodle в различных образовательных учреждениях Российской Федерации.

Несмотря на достоинства система имеет ряд минусов. Moodle не подходит для разработки электронных изданий, содержащих сведения, составляющих государственную тайну, так как не имеет соответствующих сертификатов соответствия требованиям ФСТЭК, МО РФ или ФСБ. Так же следует понимать, что при переходе на электронное обучение с применением Moodle необходимо будет перерабатывать уже существующие электронные учебники, поскольку данная среда не предназначена для хранения и работы с файлами произвольного типа, как простой каталог.

В качестве решения подобной задачи вышестоящим руководством рассматривались варианты использования аналогичных подсистем (WebTutor и 1С: Электронное обучение «Конструктор курсов»), которые так и не получили распространения.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что имеющаяся на данный момент нормативная база позволяет организовать работу, связанную с разработкой ЭУ и при уточнении ответственными за данное направление лицами существующих проблемных вопросов, позволит с требуемым качеством выполнить поставленную Министром обороны РФ задачу и в результате повысить уровень подготовки специалистов Военно-воздушных сил разной категории. Электронные библиотеки и другие фонды ЭУ дополнят информационно-образовательную среду вуза расширив возможности преподавателей в части управления процессом обучения и использования учебно-методических ресурсов, которые будут способствовать профессионально-личностному саморазвитию обучающихся.

Список использованной литературы:

1. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N° 273-ФЗ: ред. от 03.07.2016. Режим доступа: [Консультант плюс].

2. Moodle.net Courses & Content. Registered Moodle sites. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.net/sites/index.php?country=RU (дата обращения: 25.10.2016).

© Бобровских А.В., Шапкин С.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.