2) достижение единства образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) естественнонаучной подготовки младших школьников происходит на основе реализации в образовательном процессе идеи гуманитаризации; 3) гуманитаризация естественнонаучной подготовки младших школьников осуществляется путем включения вариативного компонента предметного и воспитательного содержания в курс «Окружающий мир» с соответствующим поэтапно используемым методическим сопровождением его рефлексивно-творческого освоения обучающимися; 4) методическая поддержка педагогов организуется в кластерах, представляющих собой творческие объединения участников образовательного процесса.
4 Разработана модель методической системы естественнонаучной подготовки младших школьников на основе гуманитаризации, включающая компоненты:
- внешние факторы, влияющие на создание и развитие методической системы (государственные программы, нормативные и правовые документы) и определяющие её целевые установки;
- содержательно-целевой, определяющий иерархию целей, содержательно объединяющий урочную деятельность по предмету «Окружающий мир» и внеурочную деятельность по инвариантным образовательным модулям «Неживая природа», «Живая природа», «Человек» через обращение к законам диалектики и комплексу ценностей (модули вариативного содержания «Ценностное отношение к себе», «Ценностное отношение к природе», «Ценностное отношение к близким людям»);
- процессуально-деятельностный, определяющий виды деятельности субъектов подготовки, методы обучения естествознанию (когнитивное развитие), нравственно-экологического воспитания (формирование ценностей) и развития личности (идентификация к познанию, природе малой родины, людям, себе);
- организационно-управленческий в виде направлений и способов методической поддержки педагогов (создание предметного и межпредметного кластеров), гуманитаризации образовательной среды, гуманизации педагогического взаимодействия;
- результативный, содержащий обоснование комплексного образовательного результата подготовки через идентичность личности младшего школьника, включающей: ценностный, когнитивный, нормативно-деятельностный компоненты, а также личностного образовательного результата через нравственно-экологическую идентичность.
Список литературы
1 Виноградова Н .Ф. Актуальные проблемы современного начального образования //Начальная школа. - 2017. - № 9. -С. 1-9.
2 Громыко Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования //Педагогика. - 1994. -№ 2. - С. 5-9.
3 Несговорова Н. П., Пурышева Н. С., Тебенькова Е. А. Феноменологический подход в гуманитаризации естественнонаучной подготовки младших школьников // Вестник Курганского государственного университета. -2018. - № 1(48). - С.70-74.
4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_ Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 08.04.2018).
5 Тебенькова Е. А. Гуманитаризация естественнонаучной подготовки младших школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2018. - 42 с.
6 Шамова Т. И., Малинин Л. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма её развития. - Москва, 1993. - 23 с.
7 Шептуховский М. В. Использование феноменологического подхода в образовании младших школьников // Школьные технологии. - 2016. - № 3. - С. 36-40.
References
1 Vinogradova N.F. Actual problems of modern primary education /N.F. Vinogradova //Primary school. - 2017. № 9. -P. 1-9.
2 Gromyko Yu.V., Davydov V.V. The concept of experimental work in the field of education. Gromyko, V.V. Davydova // Pedagogy. - 1994. - №2. - P. 5-9.
3 Nesgovorova N.P., Purysheva N.S., Tebenkova E.A. Phenomenological approach in the humanitarization of natural science training of junior schoolchildren /N.P. Nesgovorova, N.S. Purysheva, E.A. Tebenkova //Bulletin of the Kurgan State University. - 2018. - No. 1 (48) . - P.70-74.
4 Federal state educational standard of primary general education, 2009. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FG0S. N00_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (circulation date 08/04/2018).
5 Tebenkova E. A. Humanitarization of natural-science training of younger schoolchildren: author's abstract. diss.... Dr. ped. Sciences: 13.00.02. - M., 2018. - 42 p.
6 Shamova T.I., Malinin L.N., Tyulu G.M. Innovative processes in the school as a substantive and organizational basis for the mechanism of its development. - M. - 1993. - 23 p.
7 Sheptukhovsky M.V. The use of the phenomenological approach in the formation of junior schoolchildren / M.V. Sheptukhovsky // School technology. - 2016. - No. 3. - P. 36-40.
УДК [002:004]:378 Н.В. Струнина
Пензенский государственный университет, Пенза
обзор программ для создания электронных учебников
Аннотация. В статье рассматриваются категории программных средств для разработки электронных учебников. Описываются электронные редакторы, HTML-компиляторы и программы для создания электронных книг. Отмечаются функциональные возможности программ и особенности их использования. Особое внимание уделяется описанию электронного редактора SunRav ВооЮШе.
Ключевые слова: электронный учебник, информационно-коммуникационные технологии, SunRav ВоокОАюе.
N.V. Strunina
Penza State University, Penza
review of e-books creation programs
Abstract. The article studies the categories of software tools for the development of e-books. The electronic editors, HTML-compilers and programs for creating e-books are described. Functional capabilities of programs and features of their use are noted. Particular attention is paid to the description of the electronic editor SunRav BookOffice.
Key words: e-book, information and communication technologies, SunRav BookOffice.
В настоящее время в обучении большую роль играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ - это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации [1] .
Средства ИКТ, применяемые в образовании, делятся на аппаратные и программные. Одним из программных средств ИКТ являются электронные учебники. В настоящее время отсутствует единое определение понятия «электронный учебник». Например, словарь Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина дает такое определение: «электронный учебник -1) электронная версия печатного учебника, повторяющая печатный прототип, расширяя его возможности за счет гипертекстовой организации теоретической части, мультимедийных средств наглядности и встроенной обратной связи, позволяющей контролировать выполнение практических и контрольных заданий; 2) электронный учебник, не имеющий печатного прототипа, включающий видеоиллюстрации, анимации, интерактивные задания и таблицы, практические задания с обратной связью» [1].
Л.Х. Зайнутдинова под электронным учебником понимает обучающую программную систему комплексного назначения, обеспечивающую непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющую теоретический материал, обеспечивающую тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [2].
Мы придерживаемся определения, данного в Педагогическом терминологическом словаре: «электронный учебник - средство обучения, представляющее собой компьютерную программу, которая содержит учебный материал и систему интерактивных тестов» [3].
В настоящее время разработано много программных средств для создания электронных
учебников. Их можно разделить на три категории. К первой относятся электронные редакторы. Они обладают достаточно большими возможностями для редактирования текста и других объектов. Существует много шаблонов, позволяющих эффектно оформить электронный учебник в плане графики, навигационных элементов и т. д. Но электронные редакторы достаточно дороги, для их освоения необходимо много времени, и в первую очередь они рассчитаны на пользователей, достаточно подготовленных в компьютерном плане. К данной категории относятся редакторы CourseLab, NeoBook Professional Multimedia, DeskTop Author, eBooks Writer, SunRav BookOffice и другие.
Ко второй категории относятся HTML-компиляторы, которые позволяют объединять в общий контент предварительно подготовленные HTML-файлы. Данные программы уступают редакторам в плане функциональных возможностей, но зато они дешевле и не требуют от пользователей много времени на освоение. В данной группе можно выделить приложение LCDS (Learning Content Development System), eBook Maestro, eBookGold, HTML Help Workshop.
В третью категорию входят приложения для создания электронных книг. По большей части эти программы предназначены для разработки электронных книг в узкоспециализированных форматах. Сюда относятся программы Microsoft Reader, Mobipocket, Hiebook и другие. Поэтому для создания электронных учебников лучше использовать программы Adobe Acrobat, BookDesigner, поддерживающие кроме формата PDF и многие другие форматы, что позволяет открывать электронные книги на большом числе устройств [4].
Рассмотрим редактор SunRav BookOffice, представляющий собой пакет программ для создания электронных учебников и книг. В пакет входят две программы - SunRav BookEditor (для создания книг) и SunRav BookReader (для чтения книг). SunRav BookReader позволяет не только читать книги, созданные в программе SunRav BookEditor, но и просматривать текстовые, HTML-, RTF-документы и документы MS Office (если на компьютере установлен пакет MS Office). Цена лицензии на SunRav BookOffice составляет 3500 рублей. Лицензия бессрочная, и в течение года обновление на новые версии бесплатно. Есть возможность работы в незарегистрированной версии программы в течение 45 дней. При этом действует ограничение по объему - можно создать не более 10 глав (разделов).
Авторы программы разработали
«Методическое пособие по созданию электронных учебников и тестов с помощью программ SunRav BookOffice и SunRav TestOfficePro» [5]. Программа имеет русскоязычный интерфейс, достаточно проста в применении и обладает широкими функциональными возможностями. Интерфейс программы схож с интерфейсом Word. Программа
87
предоставляет широкие возможности для редактирования текста (использование визуальных эффектов, работа со стилями текста, параграфами). В электронные учебники можно вставлять изображения и любые OLE-объекты, таблицы, аудио- и видеофайлы, GIF анимацию. Количество глав и разделов в электронном учебнике неограниченно.
В программе SunRav BookEditor созданные электронные учебники можно компилировать в EXE-файлы или в HTML-, CHM- и PDF-документы. Работая с файлами формата CHM, удобно создавать справочные файлы для программ. В электронных книгах можно создавать ссылки четырех видов - внутренние ссылки (внутри книги), ссылки на тесты (необходимо установить программу SunRav TestOfficePro), ссылки на другие книги, ссылки на другие документы или программы, а также ссылки на ресурсы сети Интернет. Пакет SunRav BookOffice позволяет интегрироваться с пакетом SunRav TestOfficePro. Это означает, что в своем электронном учебнике вы можете создать ссылку на тесты, сделанные в программе tMaker, и пользователь сможет пройти тестирование во время работы с учебником. В программе доступны два вида тестов - контрольный и психологический. В тестах контрольного типа пользователь получает за правильный ответ столько, сколько «весит» вопрос. Программа предусматривает создание следующих типов вопросов: одиночный выбор, множественный выбор, открытый вопрос, соответствие, упорядоченный список. В тестах психологического типа за каждый выбранный ответ пользователь получает баллы (в зависимости от типа вопроса): вес выбранного варианта ответа; сумма весов выбранных вариантов ответов; вес вопроса; сумма баллов каждого правильного соответствия; сумма баллов каждого правильно установленного варианта ответа. Типы тестов задаются во вкладке «Свойства тестов». Созданные электронные учебники можно записать на CD- и DVD-диски вместе с программой для их просмотра - SunRav BookReader [6].
В данной статье мы подробно рассмотрели лишь одно из программных средств для создания электронных учебников - редактор SunRav BookOffice. Безусловно, приступая к разработке собственного электронного курса, необходимо ознакомиться и с другими программами. В любом случае, создание электронных учебников - сложный, но в то же время увлекательный процесс, позволяющий педагогу оптимизировать процесс обучения.
Список литературы
1 Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). -Москва : Изд-во «ИКАР», 2009. - 448 с.
2 Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников : монография. - Астрахань : Изд-во «ЦНТЭП», 1999. - 364 с.
3 Педагогический терминологический словарь //Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://www. nlr.ru/cat/edict/PDict/
4 Программы для создания электронных публика-
ций / КомпьютерПресс. URL: http://compress.ru/article. aspx?id=16332
5 Создание электронных учебников с элементами тестирования. URL: http://sunrav.ru/blog/ create-e-book-and-tests-with-bookoffice-testofficepro/#more-67
6 Программа для создания книг и учебников. - SunRav BookOffice. URL: http://sunrav.ru/bookoffice.html
References
1 Azimov E.G, Shchukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminovi ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). - M.: Izdatel'stvo IKAR, 2009. - 448 s.
2 Zajnutdinova L.H. Sozdanie i primenenie ehlektronnyh uchebnikov: Monografiya. - Astrahan': Izd-vo "CNTEHP", 1999. - 364 s.
3 Pedagogicheskij terminologicheskij slovar' // Edinoe okno dostupa k informacionnym resursam. URL: http://www.nlr.ru/cat/ edict/PDict/
4 Programmy dlya sozdaniya ehlektronnyh publikacij / Komp'yuterPress. URL: http://compress.ru/article.aspx?id=16332
5 Sozdanie ehlektronnyh uchebnikov sehlementami testirovaniya. URL: http://sunrav.ru/blog/ create-e-book-and-tests-with-bookoffice-testofficepro/#more-67
6 Programma dlya sozdaniya knig i uchebnikov - SunRav BookOffice. URL: http://sunrav.ru/bookoffice.html
УДК 37.026.2
Е.А. Тебенькова, Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев
Курганский государственный университет, Курган
методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников
Аннотация. Актуальность представленного исследования связана с требованием ФГОС НОО к воспитанию гражданской идентичности у обучающихся. Авторами представлено понимание гражданской идентичности младших школьников, её структуры и направлений воспитания. В статье отмечено, что формирование гражданской идентичности младших школьников регламентируется методической системой, включающей цели, содержание воспитания и обучения, средства, методы и формы деятельности субъектов, образовательные результаты и методику их диагностики. Разработанное инвариантное содержание реализуется путем создания ситуаций развития и идентификации личности с помощью комплекса методов на уроках и внеурочных занятиях на этапах формирования гражданской идентичности личности обучающихся: вводном ценностно-формирующем этапе (1-2 классы), этно-ориентированном когнитивном этапе (3 класс), общероссийском деятель-ностном этапе (4 класс).
Ключевые слова: начальное общее образование, гражданская идентичность младших школьников, методическая система воспитания гражданской идентичности младших школьников.