Научная статья на тему 'Обзор программ для создания электронных учебников'

Обзор программ для создания электронных учебников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25744
1558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный учебник / информационно-коммуникационные технологии / SunRav BookOffice / e-book / information and communication technologies / SunRav BookOffice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Струнина

В статье рассматриваются категории программных средств для разработки электронных учебников. Описываются электронные редакторы, HTML-компиляторы и программы для создания электронных книг. Отмечаются функциональные возможности программ и особенности их использования. Особое внимание уделяется описанию электронного редактора SunRav BookOffice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF E-BOOKS CREATION PROGRAMS

The article studies the categories of software tools for the development of e-books. The electronic editors, HTML-compilers and programs for creating e-books are described. Functional capabilities of programs and features of their use are noted. Particular attention is paid to the description of the electronic editor SunRav BookOffice.

Текст научной работы на тему «Обзор программ для создания электронных учебников»

2) достижение единства образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) естественнонаучной подготовки младших школьников происходит на основе реализации в образовательном процессе идеи гуманитаризации; 3) гуманитаризация естественнонаучной подготовки младших школьников осуществляется путем включения вариативного компонента предметного и воспитательного содержания в курс «Окружающий мир» с соответствующим поэтапно используемым методическим сопровождением его рефлексивно-творческого освоения обучающимися; 4) методическая поддержка педагогов организуется в кластерах, представляющих собой творческие объединения участников образовательного процесса.

4 Разработана модель методической системы естественнонаучной подготовки младших школьников на основе гуманитаризации, включающая компоненты:

- внешние факторы, влияющие на создание и развитие методической системы (государственные программы, нормативные и правовые документы) и определяющие её целевые установки;

- содержательно-целевой, определяющий иерархию целей, содержательно объединяющий урочную деятельность по предмету «Окружающий мир» и внеурочную деятельность по инвариантным образовательным модулям «Неживая природа», «Живая природа», «Человек» через обращение к законам диалектики и комплексу ценностей (модули вариативного содержания «Ценностное отношение к себе», «Ценностное отношение к природе», «Ценностное отношение к близким людям»);

- процессуально-деятельностный, определяющий виды деятельности субъектов подготовки, методы обучения естествознанию (когнитивное развитие), нравственно-экологического воспитания (формирование ценностей) и развития личности (идентификация к познанию, природе малой родины, людям, себе);

- организационно-управленческий в виде направлений и способов методической поддержки педагогов (создание предметного и межпредметного кластеров), гуманитаризации образовательной среды, гуманизации педагогического взаимодействия;

- результативный, содержащий обоснование комплексного образовательного результата подготовки через идентичность личности младшего школьника, включающей: ценностный, когнитивный, нормативно-деятельностный компоненты, а также личностного образовательного результата через нравственно-экологическую идентичность.

Список литературы

1 Виноградова Н .Ф. Актуальные проблемы современного начального образования //Начальная школа. - 2017. - № 9. -С. 1-9.

2 Громыко Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования //Педагогика. - 1994. -№ 2. - С. 5-9.

3 Несговорова Н. П., Пурышева Н. С., Тебенькова Е. А. Феноменологический подход в гуманитаризации естественнонаучной подготовки младших школьников // Вестник Курганского государственного университета. -2018. - № 1(48). - С.70-74.

4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_ Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 08.04.2018).

5 Тебенькова Е. А. Гуманитаризация естественнонаучной подготовки младших школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2018. - 42 с.

6 Шамова Т. И., Малинин Л. Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма её развития. - Москва, 1993. - 23 с.

7 Шептуховский М. В. Использование феноменологического подхода в образовании младших школьников // Школьные технологии. - 2016. - № 3. - С. 36-40.

References

1 Vinogradova N.F. Actual problems of modern primary education /N.F. Vinogradova //Primary school. - 2017. № 9. -P. 1-9.

2 Gromyko Yu.V., Davydov V.V. The concept of experimental work in the field of education. Gromyko, V.V. Davydova // Pedagogy. - 1994. - №2. - P. 5-9.

3 Nesgovorova N.P., Purysheva N.S., Tebenkova E.A. Phenomenological approach in the humanitarization of natural science training of junior schoolchildren /N.P. Nesgovorova, N.S. Purysheva, E.A. Tebenkova //Bulletin of the Kurgan State University. - 2018. - No. 1 (48) . - P.70-74.

4 Federal state educational standard of primary general education, 2009. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FG0S. N00_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (circulation date 08/04/2018).

5 Tebenkova E. A. Humanitarization of natural-science training of younger schoolchildren: author's abstract. diss.... Dr. ped. Sciences: 13.00.02. - M., 2018. - 42 p.

6 Shamova T.I., Malinin L.N., Tyulu G.M. Innovative processes in the school as a substantive and organizational basis for the mechanism of its development. - M. - 1993. - 23 p.

7 Sheptukhovsky M.V. The use of the phenomenological approach in the formation of junior schoolchildren / M.V. Sheptukhovsky // School technology. - 2016. - No. 3. - P. 36-40.

УДК [002:004]:378 Н.В. Струнина

Пензенский государственный университет, Пенза

обзор программ для создания электронных учебников

Аннотация. В статье рассматриваются категории программных средств для разработки электронных учебников. Описываются электронные редакторы, HTML-компиляторы и программы для создания электронных книг. Отмечаются функциональные возможности программ и особенности их использования. Особое внимание уделяется описанию электронного редактора SunRav ВооЮШе.

Ключевые слова: электронный учебник, информационно-коммуникационные технологии, SunRav ВоокОАюе.

N.V. Strunina

Penza State University, Penza

review of e-books creation programs

Abstract. The article studies the categories of software tools for the development of e-books. The electronic editors, HTML-compilers and programs for creating e-books are described. Functional capabilities of programs and features of their use are noted. Particular attention is paid to the description of the electronic editor SunRav BookOffice.

Key words: e-book, information and communication technologies, SunRav BookOffice.

В настоящее время в обучении большую роль играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ - это совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации [1] .

Средства ИКТ, применяемые в образовании, делятся на аппаратные и программные. Одним из программных средств ИКТ являются электронные учебники. В настоящее время отсутствует единое определение понятия «электронный учебник». Например, словарь Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина дает такое определение: «электронный учебник -1) электронная версия печатного учебника, повторяющая печатный прототип, расширяя его возможности за счет гипертекстовой организации теоретической части, мультимедийных средств наглядности и встроенной обратной связи, позволяющей контролировать выполнение практических и контрольных заданий; 2) электронный учебник, не имеющий печатного прототипа, включающий видеоиллюстрации, анимации, интерактивные задания и таблицы, практические задания с обратной связью» [1].

Л.Х. Зайнутдинова под электронным учебником понимает обучающую программную систему комплексного назначения, обеспечивающую непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющую теоретический материал, обеспечивающую тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи [2].

Мы придерживаемся определения, данного в Педагогическом терминологическом словаре: «электронный учебник - средство обучения, представляющее собой компьютерную программу, которая содержит учебный материал и систему интерактивных тестов» [3].

В настоящее время разработано много программных средств для создания электронных

учебников. Их можно разделить на три категории. К первой относятся электронные редакторы. Они обладают достаточно большими возможностями для редактирования текста и других объектов. Существует много шаблонов, позволяющих эффектно оформить электронный учебник в плане графики, навигационных элементов и т. д. Но электронные редакторы достаточно дороги, для их освоения необходимо много времени, и в первую очередь они рассчитаны на пользователей, достаточно подготовленных в компьютерном плане. К данной категории относятся редакторы CourseLab, NeoBook Professional Multimedia, DeskTop Author, eBooks Writer, SunRav BookOffice и другие.

Ко второй категории относятся HTML-компиляторы, которые позволяют объединять в общий контент предварительно подготовленные HTML-файлы. Данные программы уступают редакторам в плане функциональных возможностей, но зато они дешевле и не требуют от пользователей много времени на освоение. В данной группе можно выделить приложение LCDS (Learning Content Development System), eBook Maestro, eBookGold, HTML Help Workshop.

В третью категорию входят приложения для создания электронных книг. По большей части эти программы предназначены для разработки электронных книг в узкоспециализированных форматах. Сюда относятся программы Microsoft Reader, Mobipocket, Hiebook и другие. Поэтому для создания электронных учебников лучше использовать программы Adobe Acrobat, BookDesigner, поддерживающие кроме формата PDF и многие другие форматы, что позволяет открывать электронные книги на большом числе устройств [4].

Рассмотрим редактор SunRav BookOffice, представляющий собой пакет программ для создания электронных учебников и книг. В пакет входят две программы - SunRav BookEditor (для создания книг) и SunRav BookReader (для чтения книг). SunRav BookReader позволяет не только читать книги, созданные в программе SunRav BookEditor, но и просматривать текстовые, HTML-, RTF-документы и документы MS Office (если на компьютере установлен пакет MS Office). Цена лицензии на SunRav BookOffice составляет 3500 рублей. Лицензия бессрочная, и в течение года обновление на новые версии бесплатно. Есть возможность работы в незарегистрированной версии программы в течение 45 дней. При этом действует ограничение по объему - можно создать не более 10 глав (разделов).

Авторы программы разработали

«Методическое пособие по созданию электронных учебников и тестов с помощью программ SunRav BookOffice и SunRav TestOfficePro» [5]. Программа имеет русскоязычный интерфейс, достаточно проста в применении и обладает широкими функциональными возможностями. Интерфейс программы схож с интерфейсом Word. Программа

87

предоставляет широкие возможности для редактирования текста (использование визуальных эффектов, работа со стилями текста, параграфами). В электронные учебники можно вставлять изображения и любые OLE-объекты, таблицы, аудио- и видеофайлы, GIF анимацию. Количество глав и разделов в электронном учебнике неограниченно.

В программе SunRav BookEditor созданные электронные учебники можно компилировать в EXE-файлы или в HTML-, CHM- и PDF-документы. Работая с файлами формата CHM, удобно создавать справочные файлы для программ. В электронных книгах можно создавать ссылки четырех видов - внутренние ссылки (внутри книги), ссылки на тесты (необходимо установить программу SunRav TestOfficePro), ссылки на другие книги, ссылки на другие документы или программы, а также ссылки на ресурсы сети Интернет. Пакет SunRav BookOffice позволяет интегрироваться с пакетом SunRav TestOfficePro. Это означает, что в своем электронном учебнике вы можете создать ссылку на тесты, сделанные в программе tMaker, и пользователь сможет пройти тестирование во время работы с учебником. В программе доступны два вида тестов - контрольный и психологический. В тестах контрольного типа пользователь получает за правильный ответ столько, сколько «весит» вопрос. Программа предусматривает создание следующих типов вопросов: одиночный выбор, множественный выбор, открытый вопрос, соответствие, упорядоченный список. В тестах психологического типа за каждый выбранный ответ пользователь получает баллы (в зависимости от типа вопроса): вес выбранного варианта ответа; сумма весов выбранных вариантов ответов; вес вопроса; сумма баллов каждого правильного соответствия; сумма баллов каждого правильно установленного варианта ответа. Типы тестов задаются во вкладке «Свойства тестов». Созданные электронные учебники можно записать на CD- и DVD-диски вместе с программой для их просмотра - SunRav BookReader [6].

В данной статье мы подробно рассмотрели лишь одно из программных средств для создания электронных учебников - редактор SunRav BookOffice. Безусловно, приступая к разработке собственного электронного курса, необходимо ознакомиться и с другими программами. В любом случае, создание электронных учебников - сложный, но в то же время увлекательный процесс, позволяющий педагогу оптимизировать процесс обучения.

Список литературы

1 Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). -Москва : Изд-во «ИКАР», 2009. - 448 с.

2 Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников : монография. - Астрахань : Изд-во «ЦНТЭП», 1999. - 364 с.

3 Педагогический терминологический словарь //Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://www. nlr.ru/cat/edict/PDict/

4 Программы для создания электронных публика-

ций / КомпьютерПресс. URL: http://compress.ru/article. aspx?id=16332

5 Создание электронных учебников с элементами тестирования. URL: http://sunrav.ru/blog/ create-e-book-and-tests-with-bookoffice-testofficepro/#more-67

6 Программа для создания книг и учебников. - SunRav BookOffice. URL: http://sunrav.ru/bookoffice.html

References

1 Azimov E.G, Shchukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminovi ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). - M.: Izdatel'stvo IKAR, 2009. - 448 s.

2 Zajnutdinova L.H. Sozdanie i primenenie ehlektronnyh uchebnikov: Monografiya. - Astrahan': Izd-vo "CNTEHP", 1999. - 364 s.

3 Pedagogicheskij terminologicheskij slovar' // Edinoe okno dostupa k informacionnym resursam. URL: http://www.nlr.ru/cat/ edict/PDict/

4 Programmy dlya sozdaniya ehlektronnyh publikacij / Komp'yuterPress. URL: http://compress.ru/article.aspx?id=16332

5 Sozdanie ehlektronnyh uchebnikov sehlementami testirovaniya. URL: http://sunrav.ru/blog/ create-e-book-and-tests-with-bookoffice-testofficepro/#more-67

6 Programma dlya sozdaniya knig i uchebnikov - SunRav BookOffice. URL: http://sunrav.ru/bookoffice.html

УДК 37.026.2

Е.А. Тебенькова, Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев

Курганский государственный университет, Курган

методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников

Аннотация. Актуальность представленного исследования связана с требованием ФГОС НОО к воспитанию гражданской идентичности у обучающихся. Авторами представлено понимание гражданской идентичности младших школьников, её структуры и направлений воспитания. В статье отмечено, что формирование гражданской идентичности младших школьников регламентируется методической системой, включающей цели, содержание воспитания и обучения, средства, методы и формы деятельности субъектов, образовательные результаты и методику их диагностики. Разработанное инвариантное содержание реализуется путем создания ситуаций развития и идентификации личности с помощью комплекса методов на уроках и внеурочных занятиях на этапах формирования гражданской идентичности личности обучающихся: вводном ценностно-формирующем этапе (1-2 классы), этно-ориентированном когнитивном этапе (3 класс), общероссийском деятель-ностном этапе (4 класс).

Ключевые слова: начальное общее образование, гражданская идентичность младших школьников, методическая система воспитания гражданской идентичности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.