Пачев Андрей Васильевич
кандидат педагогических наук,
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Проскурин Сергей Михайлович
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Смоляков Евгений Викторович
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Кувалдина Елена Васильевна
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Применение интерактивных средств обучения на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях
системы МВД России
В статье анализируется формирование определенных физических качеств будущего специалиста на основе применения современных технических средств обучения. Авторы рассматривают особенности использования в практической деятельности преподавателя физической подготовки компьютерной обучающей и контролирующей программы, журнала индивидуальной работы слушателя (курсанта), электронных учебников.
Ключевые слова: ежедневник, компьютерная программа, преподаватель, электронная книга, физические качества.
A.V. Pachev, Candidate of Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
S.M. Proskurin, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Sergpro1970@ yandex.ru;
E.V. Smolyakov, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: smol1975@ mail.ru;
E.V. Kuvaldina, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: smol1975@ mail.ru
Application of interactive tutorials on classes in physical training in the educational organizations of system of the Ministry of the Interior of Russia
In the article formation of certain physical qualities of future expert on the basis of use of modern technical means of training is analyzed. Authors consider features of use in practical activities of the teacher of physical training of the computer training and controlling program, the magazine of individual work of the listener (cadet), electronic textbooks.
Key words: daily log, computer program, teacher, e-book reader, physical qualities.
Важнейшим условием успешного освоения дисциплины «Физическая культура (физическая подготовка)» является системный подход. Структура педагогической системы представляет собой взаимосвязанную совокупность инвариантных элементов: курсанты (слушатели); обучение как цель (общая и частная); обучение через определение его
содержания; сам процесс обучения (собственно обучение и воспитание); педагогический состав; технические средства обучения (ТСО); организационные формы образовательного процесса.
В педагогической системе существуют такие исходные понятия, как дидактическая задача и процесс решения поставленной задачи че-
191
рез обучение и воспитание. Результатом реализации дидактической задачи является формирование определенных качеств и свойств личности будущего специалиста, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием таких компонентов, как организационная форма, дидактический процесс, квалификация преподавателя, использование интерактивных средств обучения, т.е. обеспеченность дидактическим материалом для организации и проведения занятий на основе применения современных технических средств обучения (компьютерные обучающие и контролирующие программы, журналы (или ежедневники) индивидуальной работы курсантов (слушателей), электронные учебники [1; 2; 3; 4].
Компьютерная обучающая программа должна выводить слушателя на диалог, ставить перед ним определенную задачу, которую он самостоятельно решает. Педагог в данном случае выполняет функции консультанта, помогает слушателю достигнуть цели [5].
На практике организация использования компьютерной обучающей и контролирующей программы в процессе управления физической подготовкой состоит из четырех действий: сбор информации; внесение информации в компьютер; анализ и обработка информации; передача информации слушателям (курсантам). Первое действие осуществляется преподавателем физической подготовки при тестировании физических качеств. Текущий и оперативный контроль за развитием физических качеств проводится один раз в два месяца. Если целенаправленно воздействовать на то или иное физическое качество, то положительная динамика может появиться уже в течение двух месяцев. Следовательно, повторное тестирование необходимо будет проводить спустя этот период времени.
Второе действие - внесение в компьютер информации о курсантах, а затем результатов тестирования. После внесения данных в компьютер делается копия информации на бумажном носителе, которую преподаватель хранит в специальной папке для каждой учебной группы с целью использования в дальнейшей работе.
Третье и четвертое действия выполняет компьютер, с помощью которого внесенная информация обрабатывается и по требованию пользователя выводится на монитор. Курсант (слушатель) имеет возможность проследить за уровнем развития своих физических качеств, проанализировать изменения, выбрать упражнения для работы на следующий месяц и внести их в ежедневник, который преподаватель может в любое время проверить, оставив от-
метку о проверке программы работы на предстоящий месяц.
Журнал (ежедневник) индивидуальной работы слушателей предназначен для формирования физических качеств, в связи с этим он должен содержать регистрационную строку для внесения контрольной информации по проверке того или иного физического качества через определенные промежутки времени (например, подтягивание, бег на 100 м, челночный бег и т.д.).
Тесты удобны тем, что их можно проводить в любом месте и они просты по своему исполнению, следовательно, курсант (слушатель) может сам отслеживать уровень своей физической подготовленности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы научить выполнению контрольного теста. Курсант (слушатель) имеет тенденцию к снижению уровня требований к себе, поэтому может выполнять тесты неправильно, в результате у него могут сложиться ложные представления о его готовности [4].
Следующее, что должно содержаться в ежедневнике, - индивидуальные комплексы упражнений на развитие отстающих двигательных качеств. Например, если слушателю необходимо улучшить скоростные качества и повысить общую выносливость, компьютером формируются программы-комплексы физических упражнений, рекомендуемые для индивидуального выполнения с целевой и содержательной установкой на ликвидацию выявленных недостатков.
Комплексы рекомендуемых упражнений запрограммированы таким образом, чтобы в течение четырехнедельного интервала между повторными обследованиями отмечались положительные сдвиги в уровне развития отстающих качеств.
После перехода отстающего качества на более высокую ступень рекомендуются такие упражнения, которые по своему содержанию и назначению достаточны для его поддержания на нужном уровне. При этом структура программы-комплекса, ее объем, интенсивность выполнения упражнений поддерживаются на стабильном уровне. Это является основой для подготовки перехода физического качества на более высокую ступень развития [2].
После достижения высокого уровня физической подготовленности слушателя (курсанта) контроль продолжается, т.к. достигнутый уровень может подвергнуться регрессии, что потребует повторной коррекции. При этом кратность контроля физических качеств не меняется.
Если улучшений не наблюдается, преподаватель выясняет причину. Их может быть две: либо курсант (слушатель) избрал себе программу, не соответствующую его развитию, либо он в течение отведенного времени над ней не работал. Задача преподавателя заклю-
192
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2017 • № 1 (35)
чается в том, чтобы вместе с курсантом (слушателем) перепроверить составленную программу и найти причину, по которой не произошло улучшения в уровне подготовки. То есть преподаватель и курсант (слушатель) работают вместе над конкретной целью. Цель определяется в начале учебного процесса после сдачи вводных контрольных нормативов. С этого момента все курсанты (слушатели) воспринимаются как индивидуальности, имеющие свои слабые и сильные стороны в развитии физических качеств. Кто-то сильнее, кто-то быстрее, кто-то выносливее и т.д. Начинается индивидуализация процесса обучения, и помогает преподавателю в этом обучающая и контролирующая программа. Название программы может быть любым, но задача, стоящая перед ней, должна быть постоянной, программа должна помогать занимающимся и подсказывать, что им нужно делать в данное время [5].
Кафедрой физической подготовки и спорта Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России разработана такая программа под названием «Спорт тренер». После прохождения регистрации и внесения индивидуальных результатов тестирования уровня физической подготовленности каждый занимающийся получает рекомендации для самостоятельной работы по общефизической подготовке.
Еще одним техническим средством обучения, используемым на занятиях по физической подготовке, является электронная книга.
Существует четыре варианта электронных книг, все они выполняют одну задачу - выдача информационного материала [1; 6].
В учебных дисциплинах, в которых основной приоритет принадлежит практическим занятиям, очень важно, какой программный продукт используется при создании электронной книги или пособия.
Дисциплина «Физическая культура (физическая подготовка)» в основном состоит из практического раздела «Боевые приемы борьбы». В процессе учебного занятия отрабатываются сложнокоординационные технические действия. Курсанты (слушатели), проходящие обучение, имеют различные координационные способности. Большинство усваивают новый учебный материал достаточно быстро, другим необходимо больше времени. В связи с этим к электронной книге, которая может быть как учебником, так и учебным пособием для индивидуальной работы, дисциплина «Физическая культура (физическая подготовка)» предъявляет свои требования. Во-первых, преподаватель должен иметь возможность точно указывать слушателям (курсантам), в каком документе, каком разделе этого документа искать информацию для самостоятельной работы. Пользо-
ватель должен легко находить необходимый материал в электронном учебнике. Во-вторых, учебник или пособие должны содержать видеосопровождение описанного материала.
Программное обеспечение для электронных книг снабжено хорошей навигацией для создания гипертекстов, возможностью вносить иллюстративный материал (таблицы, графики, рисунки и фотоматериал), предусмотрено использование мультимедийных средств.
В ходе модернизации системы образования Российской Федерации 2001-2010 гг. решалась задача перевода всех печатных изданий в электронный вид. С этого времени стали широко использоваться электронные книги, созданные в программном обеспечении Microsoft Office Word. Их преимущество состоит в том, что даже имея большой объем, они легко передаются через Интернет. Однако при отсутствии у пользователей навыков работы с компьютером они испытывают большие трудности во время поиска необходимого материала.
Для перевода печатных изданий в электронный вид использовалось также программное обеспечение Adobe Acrobat (еВоок) и шрифтовая технология Clear Type. Многие книги, а также пособия хранятся сегодня в привычном для Adobe формате PDF. Этот формат подвергся серьезной переработке, после чего стал возможен субпиксельный рендеринг шрифтов, применяемых в электронных книгах. Преимущество формата PDF заключается в том, что нет никаких ограничений для использования в электронной книге рисунков и таблиц. Это делает электронную книгу похожей на печатное издание. Однако и в этом программном продукте имеются свои недостатки. Так, если в электронной книге отсутствует оглавление, заложенное еще до преобразования в PDF, а это встречается очень часто, то поиск нужной информации также затруднен. Кроме того, не предусмотрено использование видеоматериала, Adobe Acrobat предлагает только программу для чтения электронных книг.
Приложение FrontPage (в составе Microsoft Office с 1995 г.) прошло длительную модернизацию. В результате созданные с его помощью электронные книги удобны и просты в использовании, хотя и не лишены недостатков, среди которых невозможность пересылки по электронной почте, использования мультимедийного обеспечения, сбои в работе, если утерян хотя бы один элемент. Такие книги хранятся в электронной библиотеке образовательной организации, взять их можно только там, скопировав на персональный электронный носитель.
Четвертый вариант электронной книги создается в программе SunRav BookOffice, имеющей
193
два приложения: БипРау ВоокЕ^ог - программа для создания электронных книг; БипРау BookReader - программа для чтения книг. Этой программой предусмотрено использование мультимедийного видеосопровождения автора, помогающего курсанту (слушателю) в освоении материала. Данная электронная книга совместима с системой поддержки открытого образования, дистанционного обучения, сертификации, тестирования и аттестации Космос 6.162.000. Также ее можно легко пересылать по электронной почте.
Приложением БипРау BookEditor пользуется преподаватель при создании электронной книги. Книга хранится у него, в случае необходимости ее можно редактировать и выкладывать для общего доступа [7].
БипРау BookReader - это основной электронный документ, передающийся пользователю. Электронную книгу, созданную в этом формате, можно только читать, а также использовать мультимедийный материал, копирование невозможно.
Работать с данным программным обеспечением достаточно удобно. При создании книги автор может использовать текстовые докумен-
ты Microsoft Word, рисунки, фото- и видеоматериалы.
Электронная книга, созданная в формате SunRav BookOffice, также имеет свои недостатки. Если использовать при подготовке большой объем мультимедийного сопровождения, объем электронной книги увеличивается в килобайтах (или мегабайтах) в зависимости от того, сколько видеоматериала в книге. При оптимальном объеме (3,5-10 килобайт) электронная книга или учебное пособие легко скачиваются. Электронную книгу большего объема также можно скачать, но на это потребуется много времени.
Таким образом, при подготовке сотрудников органов внутренних дел перед преподавателями дисциплины «Физическая культура (физическая подготовка)» стоят следующие задачи: теоретическая подготовка, развитие общей физической и специальной подготовки, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.
Перечисленные выше интерактивные средства обучения создают все необходимые условия для организации индивидуальной работы курсанта (слушателя), а также его творческого взаимодействия с преподавателем.
1. Земсков А. И. Некоторые особенности работы с электронными документами // Научные и технические библиотеки. 2008. № 2. С. 112-125.
2. Пачев А.В., Проскурин С.М. Модельные характеристики в индивидуализации управления физической подготовкой//Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 22 дек. 2015 г. М., 2016.
3. Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) // Высшее образование в России. 2007. № 4. С.98-100.
4. Пачев А. В. Управление физической подготовкой слушателей учебных заведений МВД РФ на основе применения компьютерных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.
5. Пачев А.В. Методика применения компьютерных технологий в процессе управления физической подготовкой. Ставрополь, 2011.
6. Пачев А.В., Проскурин С.М. Активизация физической подготовки профессионально-прикладной направленности обучения // Актуальные проблемы науки: от теории к практике: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 22 дек. 2015 г. М, 2016.
7. Создание электронной книги с помощью SunRav BookOffice. URL: https://sunrav.ru/ bookeditor.html (дата обращения: 29.03.2016).
1. Zemskov A.I. Some features of work with electronic documents // Scientific and technical libraries. 2008. № 2. P. 112-125.
2. Pachev A.V., Proskurin S.M. Model characteristics in individualization of management of physical training // Urgent problems of science: from the theory to practice: proc. of III All-Russian sci.-pract. conf., Dec. 22, 2015. Moscow, 2016.
3. Brown A., Bimrouz Dzh. Innovative educational technologies (problem of practical use) // High education in Russia. 2007. № 4. P. 98-100.
4. Pachev A.V. Management of physical training of students of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia on the basis of use of computer technologies: diss. ... Candidate of Pedagogics. Stavropol, 1999.
5. Pachev A.V. Technique of use of computer technologies in process of management of physical training. Stavropol, 2011.
6. Pachev A.V., Proskurin S.M. Activization of physical training of a professional and applied orientation of training // Urgent problems of science: from the theory to practice: proc. of III All-Russian sci.-pract. conf. (Dec. 22, 2015). Moscow, 2016.
7. Creation of the e-book by means of SunRav BookOffice. URL: https://sunrav.ru/bookeditor. html (date of access: 29.03.2016).
194
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2Q17 • № 1 (Зб)