Научная статья на тему 'Подготовка электронных учебных пособий в среде SunRav'

Подготовка электронных учебных пособий в среде SunRav Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1205
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка электронных учебных пособий в среде SunRav»

а — внешний вид: б — исходный снимок при топографическом обследовании; в — топограмма восстановленной поверхности.

Была произведена съемка модели с регистрацией исходных топографических изображений. Снимки модели были обработаны в автоматическом режиме с получением топограмм восстановленной поверхности.

При топографической съемке на результаты обработки снимков оказывает влияние взаимное расположение системы спроецированных полос и локальных деталей рельефа поверхности (например, подмышечных складок).

Полученные в работе данные при обследовании пластиковой модели неподвижного пациента показывают, что метод КОМОТ на серийной системе ТОДП обеспечивает оценку в пределах.

• ± 0,5 мм — длины туловища;

• ± 0,5° — большинства углов ориентации туловища и его сегментов;

Топографическая система ТОДП создана для получения эксклюзивной электронной модели тела человека с возможностью дальнейшего использования при высокоточном проектировании одежды при использовании соответствующего ПО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сарнадский В. Н. Садовой М. А.. Фомичев И. Г. Способ компьютерной оптической топографии тела человека и устройство для его осуществления. Евразийский пат. № ООО 111 1998.

2. Сарнадский В. Н Компьютерная оптическая топография Исследование повторяемости результатов при обследовании модели туловища человека. Медицинская техника №4. 2007 г, 17-23 стр.

3. Сарнадский В. В., Вилъбергер С. Я., Шевченко А. В. // Автометрия. — 2006. — № 4. — С. 82—90.

Верещагина Е.А , Шейкер Т Д. ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В СРЕДЕ SUNRAV

Стандарты специальностей третьего поколения, внедрение которых предполагается с 2010 года, предусматривают широкую обеспеченность учащихся методическим обеспечением, размещаемым либо в сети Интернет, либо в локальной сети учебного заведения. Кроме того, для бакалавров в области информационных технологий в стандарте предусмотрена компетенция готовить конспекты и проводить занятия по обучению сотрудников применению программно-методических комплексов, используемых на предприятии.

В состав комплекта учебно-методического и программного обеспечения по учебной дисциплине, как правило, включают учебные пособия, изданные традиционным способом, электронные учебные пособия и программы компьютерного тестирования знаний. Причём, электронные учебные пособия могут различаться по способам их формирования и использования.

Современные тенденции развития дистанционного обучения основаны на применении систем, соответствующих международному стандарту SCORM (Sharable Content Object Reference). Этот стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. Учебный материал представляется отдельными блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы. Электронные учебные пособия, разработанные в стандарте SCORM, являются сетевыми, могут использоваться для организации учебного процесса независимо от формы и технологии обучения.

Кроме того, создаются электронные учебные пособия (учебники) для автономного использования на компьютере студента. Компьютерный учебник не предусматривает жёсткой последовательности предъявления учебного материала, предоставляет свободу выбора и порядка изучения тем, позволяет использовать возможности современной вычислительной техники и информационных технологий:

- включать большое количество качественных иллюстраций, в том числе цветных, с разной степенью детализации, анимированных;

- включать в учебный материал аудио- и видеофрагменты;

- использовать удобные средства навигации, позволяющие быстро и без усилий перемещаться по учебному материалу, находить нужные сведения;

- организовать вывод контекстных подсказок и переход по ссылкам;

- быстро проводить сложные вычисления с представлением результатов в цифровом или графическом виде;

- реализовывать компьютерное моделирование процессов и объектов;

- представлять процессы и объекты в динамике;

- выполнять оперативный самоконтроль знаний обучаемых.

Реализация тех или иных возможностей определяется спецификой учебного материала, используемыми при создании учебника средствами и квалификацией привлечённых специалистов Так, выполнение компьютерного моделирования, представление процессов в динамике, как правило, требует привлечения специальных программных средств либо создание программного кода

Успешное решения поставленных задач возможно только при комплексном подходе к проблеме. Безусловно, необходимы программные системы, позволяющие создавать компьютерные средства обучения (КСО), реализующие требуемые приёмы компьютерной дидактики и приспособленные для использования в учебном процессе. Такие системы есть как отечественного, так и зарубежного производства, их можно купить А во г быстро создать большое количество качественных электронных учебных курсов вряд ли удастся, хотя в вузе есть прекрасные преподаватели с отработанные методиками, богатыми коллекции заданий и наглядных материалов Чтобы объединить в КСО педагогический потенциал с возможностями информационных технологий, необходимо, с одной стороны, заниматься обучением преподавателей, а с другой - иметь специалистов (компьютерных методистов и сисi емо техников КСО), способных обеспечить создание полноценных компьютерных учебных курсов Обязательно должны быть решены вопросы регистрации создаваемых КСО.

Кроме того, необходимо учитывать, что создание КСО представляет собой итерационный процесс, подразумевающий подготовку учебника или теста, использование их в учебном процессе, анализ результатов, внесение изменений и дополнений и так несколько раз

Интенсивное внедрение тестирования требует соответствующей подготовки преподавателей в этой области. Прежде всего, нужны знания по теории тестирования, которые являются основой при подготовке педагогического тестового материала. Кроме того надо хорошо представлять возможности и особенности используемой системы для подготовки и проведения тестирования. Очень важный вопрос — насколько предлагаемый тесг отвечает требованиям валидности, надёжности и дифференцированности. Единственный способ ответить на этот вопрос - выполнить статистическую обработку результатов тестирования, что предъявляет определённые требования к оболочкам для тестирования и знаниям и умения преподавателей. Пока аттестация в форме тестов вызывает множество вопросов, возникают сомнения в качестве предлагаемых тестов и корреляция их с привычной формой оценок.

Приобретённые вузом инструментальные системы компаний SunRav Software и HyperMethod IBS позволяют решить задачи по созданию современного методического обеспечения. В дальнейшем рассматривается среда SunRav.

В состав комплекса входит несколько различных программных продуктов, в частности SunRav BookEditor, позволяющий создавать электронные книги и компьютерные учебники, бесплатная утилита SunRav BookReader для чтения созданных учебников, пакет SunRav TestOfficePro предназначенный для подготовки тестов, проведения тестирования и хранения результатов тестирования и пакет SunRav WEB Cías, предназначенный для организации дистанционного тестирования и предоставления доступа к online-библиотеке.

Таким образом, среда SunRav имеет все возможности для выполнения задач, поставленных в стандартах третьего поколения. Знание подобного рода сред обязательно для бакалавров и магистров по направлениям, связанным с информационными технологиями, и желательно для большинства преподавателей общетехнических дисциплин.

SunRav BookEditor — это достаточно удобное и простое в освоении средство создания компьютерных учебников. Однако как всякая авторская система SunRav BookEditor отражает представление своих создателей о возможной структуре учебника, способах отображения и оформления учебного материала. Приступая к подготовке учебного материала эти особенности надо знать. BookEditor позволяет преобразовать книгу в формат HTML, что может быть полезным для публикации в сети. Преобразование выполняется быстро и просто, причём в результате получается не просто набор файлов, а удобная для использования структура, создаётся файл index.htm. К сожалению, не все ссылки сохраняются, так что полученный в формате HTML учебник придётся протестировать и доработать. Возможно преобразование в форматы chm, pdf, exe.

Рядом аналогичных особенностей обладает и пакет SunRav TestOfficePro. Программа tAdmin располагается на сервере. В её задачу входит поддержание процесса тестирования, ведение списка групп и тестирующихся, хранение результатов тестирования. Этот модуль должен обслуживаться системным администратором. Программа tMaker предназначена для создания тестов. Программа tTester реализует процесс тестирования.

Возможно тестирование в сети и локальное. При сетевом тестировании используется серверная часть tAdmin. Поэтому определенная работа по настройке групп пользователей, предметов для тестирования и отслеживанию результатов тестирования ложится на сотрудников вычислительных центров. Разумеется, тестирование можно проводить и локально, но тогда возникают проблемы с хранением и обработкой результата. Лучше всего локальное тестирование проводить в целях самообразования, когда модуль тестирования вызывается из учебника iio гиперссылке.

В программе существует два режима подготовки тестов. Можно создать тест в практически любом текстовом редакторе и потом импортировать его в пакет SunRay TestOffïcePro. При этом текст должен быть предварительно размечен, а после импортирования его надо настроить в tMaker. Практика показала, что разметка теста создает у преподавателей определенные трудности. Результат работы очевиден только после импорта, кроме того, разметка идет латинским шрифтом.

При создании тестов непосредственно в tMaker, автор видит результат практически сразу, /шсяе ввода каждого вопроса можно перейти в лрогда&шу ¿Tester н проверить работу.

Опыт преподавания авторов в ИППК ДВГТУ по программе «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза», показал, что уровень компьютерной подготовки преподава1елей позволяет им достаточно быстро освоить технические приёмы работы с пакетами SunRav.

ЛИТЕРАТУРА

1. http://wvvw.sunrav.ru

2. http://www.mon.gov.ru/dok/

3. http://www2.tcde.ru/

Беляев Ю.В., Галочкин Ю.И., Ковылин A.A.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ОБШИРНЫМИ ЗОНАМИ

В последние годы для решения традиционных задач оптоэлектронного приборостроения стали широко применяться методы и средства, используемые в прикладном телевидении. Это касается задач наблюдения и контроля за различными объектами. На основе телевизионных датчиков строятся системы технического зрения, необходимость в которых возрастает. Увеличение потребности в телевизионных средствах связано с их свойствами: удобство сочетания телевизионного датчика практически с любым монитором, компьютером, высокое быстродействие, позволяющее обрабатывать сигналы от различных объектов.

Системы, предназначенные для дистанционного наблюдения за обширными зонами, потенциально опасными с точки зрения экологических бедствий, катастроф и спасения на водах могут применяться для наблюдений: за лесными массивами в пожароопасных районах, большими дачными участками, пляжными территориями и акваториями заливов на предмет загрязнений и выхода на лед любителей подледного лова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.