Научная статья на тему 'Экспериментальные исследования технологий обучения иноязычному профессиональному общению курсантов военных вузов'

Экспериментальные исследования технологий обучения иноязычному профессиональному общению курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INTENSIVE METHODS / COMMUNICATIVE APPROACH / AUTOMATED TEACHING PROGRAMMES / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замятина М. Р., Воронина Л. Н., Лисов П. Б.

В этой статье анализируются результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по внедрению интенсивных методов в процесс обучения иностранным языкам в военном вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замятина М. Р., Воронина Л. Н., Лисов П. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL RESEARCH TECHNOLOGIES TEACHING FOREIGN PROFESSIONAL COMMUNICATION OF MILITARY UNIVERSITY STUDENTS

In this paper the results of experimental introduction of the advanced intensive technologies into the process of foreign language teaching at a military institution are analyzed and described

Текст научной работы на тему «Экспериментальные исследования технологий обучения иноязычному профессиональному общению курсантов военных вузов»

УДК 378

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ М.Р. Замятина, Л.Н. Воронина, П.Б. Лисов

В этой статье анализируются результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по внедрению интенсивных методов в процесс обучения иностранным языкам в военном вузе

Ключевые слова: интенсивные методы, коммуникативный подход, автоматизированные обучающие программы, эффективность

Интерес современного общества к иностранному языку приводит к необходимости изыскания новых способов обучения и воспитания личности обучающегося. Традиционное занятие по иностранному языку перестало отвечать требованиям и запросам общества, в связи, с чем возникла необходимость введения нестандартных форм и методов обучения иностранному языку, которые могли бы не только привлечь внимание обучающихся к самому процессу обучения, но и повысить его мотивационную направленность. Однако недостаточно только определить метод, необходимо разработать модель его использования, возможные ситуации его применения.

В связи с этим на нашей кафедре была проведена опытно-экспериментальная работа по применению инновационных технологий обучению иноязычному профессиональному общению курсантов.

Для целостного рассмотрения психологопедагогических аспектов исследуемой проблемы обучения профессиональному иноязычному общению использовались идеи психофизиологии, медицины, социологии, аксиологии, психолингвистики, социолингвистики и других смежных наук, связанных с обучением и воспитанием. Комплексный подход к проблематике исследования базировался на методологии системно-деятельностного и личностно-ориентированного анализа, направленного на реализацию, принципов непрерывности, преемственности и взаимодополняемости обучения иностранному языку в довузовском, вузовском и послевузовском образовании. Сочетание теоретикометодологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор

Замятина Мария Рустемовна - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Е.Н. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ст. преподаватель, e-mail: maria mstemovna@Hstm Воронина Людмила Николаевна - ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Е.Н. Жуковского и Ю.А. Гагарина» ст. преподаватель, e-mail: [email protected] Лисов Павел Борисович - ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Е.Н. Жуковского и Ю.А. Гагарина», канд. пед. наук, e-mail: [email protected]

адекватных содержанию взаимодополняющих методов, включающих в себя:

1) теоретическое исследование источников зарубежной и отечественной научной лингводидак-тики;

2) анализ результатов изучения опыта высших учебных заведений по организации профессионального обучения иностранному языку;

3) наблюдение за учебным процессом по иностранному языку в естественных условиях;

4) опросные методы (анкетирование, тестирование, устная беседа, интервьюирование и др.);

5) педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольно-

диагностирующий, рубежный/пороговый, итоговый);

6) личные наблюдения авторов и экспериментальные срезы уровней владения иноязычной речью по лингвистическим аспектам и видам речевой деятельности. Предметом исследования за этот период стали материалы и методика ведения интенсивных курсов обучения английскому языку для учащихся средних школ, ЧВВАИШ (г. Челябинск) и ВАИУ (г. Воронеж), а также для учителей иностранного языка, стажеров курсов повышения квалификации и преподавателей иностранного языка вузов России. Результаты этих исследований сопоставлялись с наблюдениями и рефлексией опыта работы по авторской методике.

Исследование различных методов, включая статистическую обработку данных педагогического эксперимента, дало возможность рассмотреть феномен обучения иноязычному профессиональному общению во всей сложности взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимодополняемости, а также выразить результаты педагогического эксперимента в количественных показателях. Полученные данные интерпретировались и теоретически обосновывались в ходе анализа результатов исследования.

Экспериментальное исследование и перевод его результатов в опытное обучение проводилось с 2008 года по 2010 год.

Исследование проводилось на основе экспериментального обучения иностранным языкам в учебных подгруппах 441 (451) и 921 групп с целью определения оптимального соотношения традиционного (сознательно-сопоставительного) метода и

интенсивно-активных методов обучения, а также некоторых форм и методов педагогической науки прошлого, таких как интеграция аудиторной и внеаудиторной работы, использование внеаудиторного чтения, а также сочетание их друг с другом и с коммуникативным методом в процессе интенсификации аудиторной работы по иностранному языку в условиях военного вуза.

Исследование проблемы интенсификации аудиторной работы по иностранному языку в условиях военного вуза на основе интенсивных методов обучения было включено в координационный план важнейших НИР нашей кафедры «Коммуникативно-ориентированное обучение с целью повышения мотивации к обучению иностранному языку» и «Педагогические условия разработки инновационных технологий процесса образования» (2010). Данное исследование было продиктовано необходимостью теоретического обоснования форм и методов активного обучения иностранному языку курсантов военного вуза в рамках научного направления интенсивного обучения, а также их практической реализации при определении оптимального соотношения форм и методов обучения на учебных занятиях различного вида в рамках стандартизированного учебного процесса по иностранному языку в военном вузе.

Обратимся к результатам анализа экспериментальной проверки эффективности применения данной методики в учебном процессе по иностранному языку в ВУНЦ ВВС «ВВА» имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Воронеж).

С 2005 года на кафедре иностранных языков вуза осуществляется изучение возможности применения коммуникативно-ориентированной методики при обучении курсантов военного вуза с целью интенсификации и повышения качества процесса обучения иностранному языку будущих военных инженеров. С 2008 года проводился эксперимент по апробированию методики ускоренного обучения взрослых иностранной речи с применением элементов суггестопедической системы Г. Лозанова.

Эксперимент по обучению курсантов-первокурсников английскому языку был начат в сентябре 2008 года: одна группа курсантов (14 человек) обучались английскому языку по I и II циклам. Полный курс обучения предполагал три цикла: I цикл соответствовал по времени прохождения - I семестру I курса; II цикл - II семестру I курса; III цикл -I - II семестрам II курса. Полный курс обучения составлял 150 часов.

Основная цель Ьго цикла включала развитие навыков аудирования устной речи с краткой информацией по практической грамматике. П-ой цикл предусматривал обучение различным видам чтения, знакомство с грамматическим строем языка, необходимым для чтения как вида речевой деятельности и закрепления навыков говорения. Ш-ий цикл предполагал развитие навыков чтения и гово-

рения по специальности. Целью начального этапа эксперимента (Ьый цикл обучения) являлось апробирование интенсивной коммуникативно-

ориентированной методики в процессе обучения иностранному языку. Основное внимание при этом уделялось возможности соблюдения одного из основных принципов коммуникативно-

ориентированного подхода - установления качественно новых отношений между преподавателем и курсантами. Вторую цель экспериментального обучения составил поиск путей к достижению более высокой языковой коррекции за счет систематизированного подбора коммуникативных игр и диалогов, речевого этикета, текстов песен и стихов для внеаудиторной работы, текстов по специальности для аудиторного чтения. Воспитательной целью являлось повышение культурного уровня курсантов.

Целью П-го этапа эксперимента (английский язык) было: а) составление и первичное апробирование П-го цикла обучения для строительной специальности; б) экспериментальная проверка возможности применения обучающих программ в период между циклами обучения для коррекции ошибок в речи. Предполагалось использование автоматизированных обучающих программ «Arctur-1», «Arctur-2» в период между циклами обучения с проведением краткой беседы об обеспечении прочности усвоенного материала и необходимости дальнейшей самоподготовки, в результате чего возник вопрос об управлении самостоятельной работой обучаемых в период между циклами.

Личные наблюдения, отзывы курсантов дали возможность сделать вывод об эффективности применения интенсивной методики при обучении иностранному языку курсантов военного вуза. Данные анкетирования и экспериментальная проверка эффективности применения автоматизированных обучающих программ <^^^-1», <^^^-2» подтвердили целесообразность их использования в период между циклами с целью коррекции и предупреждения ошибок в речи. Первоначальные выводы требовали дальнейшего экспериментального подтверждения. Поиск должен был идти по пути создания курса обучения, полностью соответствующего требованиям программы и учебного плана по иностранному языку для курсантов военного вуза в ускоренном режиме преподавания.

Экспериментальная проверка интенсивной коммуникативно-ориентированной методики дала положительные результаты. Об аналогичных результатах применения этой методики свидетельствуют отзывы, полученные из Челябинского Высшего Военного Авиационного Института Штурманов.

Введение интенсивных курсов в учебный процесс с курсантами потребовало пересмотра учебного плана. Встал вопрос о поисках путей профилактики и ликвидации ошибок в речи обучаемых, то есть об устранении основного недостатка интенсивных методик. Одно из решений этого во-

проса относилось к организации самостоятельной работы курсантов в периоды между циклами обучения. Заключительное психолого-педагогическое оформление каждого цикла обучения предусматривало беседу с курсантами о сохранении усвоенного материала и о дальнейшей самоподготовке. Подобное завершение цикла обучения является необходимостью, т. к. интенсивный курс с элементами суггестопедической методики приводит к высокому психологическому и методическому эффекту, когда обучаемый доволен собой, своими успехами, когда у него появляется чувство уверенности в своих силах и большое желание, потребность продолжить изучение иностранного языка.

В отмеченный период исследований с 2008 года по 2010 год имелась возможность наблюдать процесс становления этой потребности от первого занятия до последнего у всех курсантов, участвовавших в эксперименте. Из наблюдений преподавателя и отзывов курсантов можно сделать вывод о том, что при обучении на основе интенсивной коммуникативно-ориентированной методики происходит повышение интереса к изучению иностранного языка и его возрастание пропорционально времени, в течение которого длится интенсивный курс. Между тем при обычных условиях подлинный интерес к изучению иностранного языка проявляется у курсантов лишь на самой начальной его стадии, а затем постепенно угасает. Интерес, как обязательный психологический эффект, сопровождающий коммуникативно-ориентированный процесс обучения, становится источником развития мотивации при дальнейшем изучении иностранного языка. Вероятно, именно поэтому, по окончании цикла обучения все обучаемые интересуются, как заниматься дальше иностранным языком, что читать, какие учебные пособия использовать.

В поисках ответа на эти вопросы и решения проблемы коррекции ошибок в речи обучающихся, на кафедре было принято решение использовать пятилетний опыт по разработке и применению автоматизированных обучающих программ в курсантских группах, как на начальном этапе обучения иностранному языку, так и на последующем. Была выдвинута дополнительная гипотеза, суть которой состоит в следующем: если возникает проблема организации, а следовательно, и управления самостоятельной работой обучающихся, то этой цели могут послужить автоматизированные обучающие программы - пособия, в которых такое управление можно реализовать наиболее эффективно и при организации самостоятельной работы обучаемых в периоды между циклами с целью коррекции ошибок в речи.

После цикла обучения по коммуникативноориентированной методике и в ходе последующей самостоятельной работы курсантов с автоматизированными обучающими программами было проведено анкетирование. На вопросы анкеты «Интересно ли вам работать с автоматизированной обучающей программой?» и «Хотели бы вы продол-

жить работу с обучающими программами?» все курсанты ответили утвердительно.

Следующим этапом работы для подтверждения гипотезы о возможности применения автоматизированных обучающих программ с целью коррекции ошибок в речи являлся эксперимент, проведенный в группе I курса психологопедагогического факультета, прошедшей два цикла обучения.

По окончании первого цикла был проведен срез предпрограммы всех 14 курсантов, обучавшихся в данной группе. На основании того, что курсанты прошли I цикл обучения по коммуникативно-ориентированной методике с элементами суггестопедического, подхода, была сделана попытка сохранить естественные условия при проведении теста. Он проходил в форме ролевой игры. Каждый курсант в ходе игры должен был задать 10 вопросов различного типа.

Результаты теста явились одним из показателей при выделении коррелирующих пар. Было составлено семь пар, то есть две группы по 7 человек: группа экспериментальная и группа контрольная. В заключение I цикла были проведены два открытых занятия с приглашением преподавателей кафедры и курсантов других групп.

В период между I и II циклами курсантам контрольной группы была рекомендована учебная литература, содержащая сведения по структуре вопросов, а курсантам экспериментальной группы предложены автоматизированные обучающие программы. В начале обучения по II циклу был проведен повторный срез. Сравнительные данные говорят в пользу работы с обучающими программами.

Курсанты контрольной группы, занимавшиеся по учебникам, показали следующие результаты:

- не улучшили показателей предэкспери-ментального среза - 2;

- улучшили показатели на 10 % - 3;

- улучшили показатели на 20 % - 2.

Данные среза экспериментальной группы имеют вид:

- не улучшили показатели предэкспери-ментального среза - нет;

- улучшили показатели на 10 % - 1;

- улучшили показатели на 20 % - 2;

- улучшили показатели на 30 % - 3;

- улучшили показатели на 40 % - 1.

По нашему мнению, результаты данных тестов можно рассматривать как известное подтверждение рабочей гипотезы об эффективности применения автоматизированных обучающих программ по коммуникативно-ориентированной методике с целью коррекции ошибок в речи в период между циклами обучения.

На заключительном зачетном занятии П-го цикла обучения была предусмотрена проверка сформированности навыка формулирования вопро-

сов при проведении ролевой игры в виде конкурса-аукциона. Курсанты показали хорошую сформиро-ванность навыков при формулировании вопросов.

Важно, чтобы ситуация, подводящая обучающегося к учебной коммуникации на изучаемом иностранном языке, соответствовала цели повышения языковой корректности речи.

Попытка использовать разработанные автоматизированные обучающие программы в указанных целях дала положительные результаты и свидетельствовала о возможности их применения в периоды между циклами интенсивного курса обучения по коммуникативно-ориентированной методике. Представляется целесообразным отметить, что сочетание коммуникативно-ориентированной методики с самостоятельной работой с использованием автоматизированных обучающих программ может быть одним из путей повышения эффективности интенсивного обучения владению иностранным языком.

Принимая во внимание необходимость исследования динамики развития иноязычной речи курсантов военного вуза при обучении интенсивноактивными методами, важно подчеркнуть, что интенсификация и повышение эффективности и качества обучения иностранным языкам в военных вузах, по-прежнему остается кардинальной проблемой научно-методических исследований. Именно в вузе должен быть обеспечен переход от обучения иностранным языком в школе к его применению на практике, к использованию его специалистами в качестве средства и обмена нужной информацией по избранной специальности. В этом плане правомерны поиск и экспериментальная проверка на практике новых интенсивно активных методов, идей и принципов обучения иноязычной речи -программирования, суггестопедии, релаксопедии -в сочетании с аудиовизуальной и другой современной компьютерной техникой обучения, использование которой может повысить эффективность преподавания иностранного языка в вузе в целом и приблизить исследователей к созданию комплексной методики обучения иноязычной речи.

Экспериментальная проверка эффективности применения интенсивной коммуникативноориентированной методики в группах курсантов дала свои положительные результаты. В коммуникативно-ориентированной методике с элементами суггестопедического подхода к обучению находят

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Е.Н. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

EXPERIMENTAL RESEARCH TECHNOLOGIES TEACHING FOREIGN PROFESSIONAL COMMUNICATION OF MILITARY UNIVERSITY STUDENTS

наиболее яркое воплощение речедеятельностный и коммуникативно-ситуативный принципы. Через устную речь и на ее основе совершается взаимосвязь и взаимопереход основных видов учебной речевой деятельности в комплексные умения чтения, говорения, аудирования. В рамках коммуникативно-ориентированной методики отчетливо проявляется процесс усвоения знаний, формирования у обучающихся требуемых умений и навыков, переходящих в потребность вступать в акт коммуникации.

Литература

1. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. 174 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент // Введение в науч. исследование по педагогике. М., 1988.

3. Балаховский А.А., Гуляев В.Н. Гуманитарное образование военных кадров: российские традиции и мировой опыт. М., 1992. 56 с.

4. Величкова Л.В. Психолингвистические основы обучения иностранному языку // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в школе и вузе: курс лекций для студентов факультетов иностранных языков / под общ. ред. Л.Г. Кузьминой. Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2011. Часть 3. С. 20-27.

5. Гладких В.В., Волынкина Н.В. Интегративный подход к обучению иностранному языку военного специалиста в условиях современной информационной среды: монография. Воронеж: Изд-во ВАИУ (г. Воронеж), 2010.

6. Лисов П.Б., Склярова О.Н., Петросян Я. В., Могильниченко С. В. Применение адаптивных АОС при Организации самостоятельной работы по индивидуальным программам обучения лингво-профессиональной подготовки // Информатизация образования университетского комплекса: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, часть. Воронеж: ВАИУ, 2008. С. 182-188.

7. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. тр. Минск, 2009. Вып. 9. С. 49-54.

8. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.

9. Уварова Н.В. Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности молодого специалиста.

M.R. Zamyatin, L.N. Voronin, P.B. Lisov

In this paper the results of experimental introduction of the advanced intensive technologies into the process of foreign language teaching at a military institution are analyzed and described

Key words: intensive methods, communicative approach, automated teaching programmes, effectiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.