Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы инновационных методик преподавания иностранных языков и военного перевода в гражданском вузе'

Проблемы и перспективы инновационных методик преподавания иностранных языков и военного перевода в гражданском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
компетенция / обучение / военный перевод / инновационная методика / иностранный язык. / competence / training / military translation / innovative method / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расев Дмитрий Владимирович, Плотников Максим Анатольевич

В данный момент современное общество нуждается в высококвалифицированных, конкурентоспособных военных специалистах, что делает необходимым использование интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в гражданских вузах страны. Реализация интегративного подхода позволит оптимизировать процесс обучения, интегрируя общенаучную и общевойсковую подготовку будущих военных специалистов. Такая интеграция создаст оптимальные условия становления летчикапрофессионала [1, с. 34]. Достижение заданного уровня развития компетенций в области иностранного языка достигается путем последовательного формирования необходимых знаний, навыков и умений, и их дальнейшего развития и совершенствования в сферах общения, установленных основной профессиональной образовательной программой. В настоящее время в рамках компетентностного подхода к образовательной деятельности ведется работа по созданию образовательных стандартов нового поколения, предусматривающих включение ряда универсальных компетенций, характеризующих способности обучающихся в области профессиональной деятельности. В то же время в современной методике преподавания иностранного языка существует сложившаяся система описания речеязыковых знаний, навыков и умений, которую по сути можно разделить на две условные группы или компетенции языковую и коммуникативную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расев Дмитрий Владимирович, Плотников Максим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE TECHNIQUES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AND THE MILITARY TRANSLATION IN A CIVIL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Nowadays, modern society needs highly qualified, competitive military experts, making it necessary to use an integrative approach to teaching aeronautical English, the country's civilian higher education establishments. The implementation of the integrated approach will optimize the training process by integrating the general military and general training of future military specialists. Such integration will create optimal conditions for the formation of a pilot-professional [1, p. 34]. To achieve a given level of development of competences in the field of a foreign language by the consistent formation of the necessary knowledge, skills and abilities, and their further development and improvement in the areas of communication established by the main professional educational program. Currently, within the framework of the competence-based approach to educational activities, work is underway to create educational standards of the new generation, which include the inclusion of a number of universal competencies that characterize the abilities of students in the field of professional activity. At the same time, in the modern methodology of teaching a foreign language, there is an established system for describing speech-language knowledge, skills and abilities, which in fact can be divided into two conventional groups or competences language and communication.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы инновационных методик преподавания иностранных языков и военного перевода в гражданском вузе»

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#2î2â),2@19 / PEDAGOGICAL SGQIMGIS

на вопросы. В конце делается вывод, который проверяет учитель. Если были допущены ошибки, то лучше их разобрать со всем классом, так это поможет избежать подобных ошибок у других учеников. Существует несколько типичных ошибок при проведении эксперимента:

- отсутствие контрольной группы,

- отсутствие статистической обработки результатов,

- неправильный анализ результатов.

Контрольная группа необходима для наглядности эксперимента. Ученикам даётся возможность сравнить результат. Очень важно, чтобы две эти группы, контрольная и экспериментальная, отличались лишь по одному признаку - исследуемому. Поскольку в природе не существует идентичных живых объектов, стоит учитывать индивидуальные особенности.

Что касается отсутствия статистической обработки результатов - для достоверности эксперимента его стоит повторить несколько раз. На результат исследования могут повлиять единичные факторы(изменение температуры, влажность, изначально непригодный препарат и т.д.), которые исключаются повторным проведением опыта.

Наконец, неправильный анализ результатов. Ученики не должны «подгонять» выводы под цель

43.

эксперимента. Здесь стоит отметить, что ученики часто путают понятия «цель опыта», «результат опыта» и «вывод». Необходимо объяснить, что цель - это то, что мы хотим узнать или подтвердить этой работой(«всасывается ли растворённое в воде вещество корнем?»); результатом является полученное опытным путём знание(«на срезах видно окрашивание центральной части корня и сосудов»); и, наконец, вывод представляет собой умозаключение, сделанное из результата эксперимента(«видно окрашивание сосудов корня, следовательно, он может поглощать вещества из воды»).

К.А. Тимирязев отмечал «...Люди, научивши-еся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал»

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 327 с.

2. Бинас А.В. Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

3. Васильева Е.М., Горбунова Т.В. и др. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. - М.: Просвещение, 1978. -135 с.

Расев Дмитрий Владимирович

Преподаватель военной кафедры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический

университет» Плотников Максим Анатольевич Преподаватель военной кафедры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический

университет»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ВОЕННОГО ПЕРЕВОДА В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ

Rasev Dmitriy Vladimirovich,

Teacher of military Department Federal state budgetary educational institution higher education "Moscow state linguistic University

University» Plotnikov Maxim Anatolyevich Teacher of military Department Federal state budgetary educational institution higher education "Moscow state linguistic University

University»

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF INNOVATIVE TECHNIQUES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AND THE MILITARY TRANSLATION IN A CIVIL HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTION

Аннотация

В данный момент современное общество нуждается в высококвалифицированных, конкурентоспособных военных специалистах, что делает необходимым использование интегративного подхода при обучении авиационному английскому языку в гражданских вузах страны. Реализация интегративного подхода позволит оптимизировать процесс обучения, интегрируя общенаучную и общевойсковую подготовку будущих военных специалистов. Такая интеграция создаст оптимальные условия становления летчика-профессионала [1, с. 34].

44 PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#М2&)),2(0]9

Достижение заданного уровня развития компетенций в области иностранного языка достигается путем последовательного формирования необходимых знаний, навыков и умений, и их дальнейшего развития и совершенствования в сферах общения, установленных основной профессиональной образовательной программой. В настоящее время в рамках компетентностного подхода к образовательной деятельности ведется работа по созданию образовательных стандартов нового поколения, предусматривающих включение ряда универсальных компетенций, характеризующих способности обучающихся в области профессиональной деятельности. В то же время в современной методике преподавания иностранного языка существует сложившаяся система описания речеязыковых знаний, навыков и умений, которую по сути можно разделить на две условные группы или компетенции - языковую и коммуникативную.

Abstract

Nowadays, modern society needs highly qualified, competitive military experts, making it necessary to use an integrative approach to teaching aeronautical English, the country's civilian higher education establishments. The implementation of the integrated approach will optimize the training process by integrating the general military and general training of future military specialists. Such integration will create optimal conditions for the formation of a pilot-professional [ 1, p. 34].

To achieve a given level of development of competences in the field of a foreign language by the consistent formation of the necessary knowledge, skills and abilities, and their further development and improvement in the areas of communication established by the main professional educational program. Currently, within the framework of the competence-based approach to educational activities, work is underway to create educational standards of the new generation, which include the inclusion of a number of universal competencies that characterize the abilities of students in the field ofprofessional activity. At the same time, in the modern methodology of teaching a foreign language, there is an established system for describing speech-language knowledge, skills and abilities, which in fact can be divided into two conventional groups or competences - language and communication.

Ключевые слова: компетенция, обучение, военный перевод, инновационная методика, иностранный язык.

Keywords: competence, training, military translation, innovative method, foreign language.

Армия - это оплот любого государства, а еще это его лицо. То, как профессионально подготовлены российские военнослужащие, какими обладают профессиональными знаниями и какие проявляют профессионально значимые качества и свойства личности, а также как умеют действовать в ситуации, профессиональной, бытовой или межличностной, это вызывает гордость и заслуживает уважения представителей других государств.

Офицеры - вот та категория военнослужащих, которые должны вести за собой, одухотворять и своим примером должны заражать стремлением к самосовершенствованию, самообразованию и профессиональному росту. А для того, чтобы офицеры могли быть эталоном военного мастерства, они должны быть профессионально компетентными, чему их, в свою очередь, необходимо научить в военном вузе. Профессиональная компетентность будущего офицера представляет собой такой уровень знания, который позволяет адекватно выполнять военно-профессиональные задачи и способствовать актуальному выполнению военно-профессиональной деятельности, т.е. комплекс профессиональных знаний, умений и навыков и профессионально значимых личностных качеств.

В связи с нестабильной ситуацией в отдельных странах мира и наличием вооруженных конфликтов, знание иностранных языков значительно повышает уровень профессиональной компетентности современного военнослужащего. Но знание иностранных языков - это не только узкая область знаний, это и профессионально направленная образованность. Курсанты военного вуза в процессе профессионально направленного обучения иностранному языку постигают не только знания иностранного языка, но и также учатся посредством одних знаний получать еще более обширные

знания и овладевать способами профессиональной деятельности.

Заслуживает внимания расширительная трактовка отмеченных типов интерактивности, изложенная отечественным исследователем информационно-образовательных технологий Г.О. Астваца-туровым. В ней дается четкое представление о характере взаимодействия как обучающего, так и обучаемого с мультимедийной информационной средой [7].

В условиях функционирования мультимедиа системы учебно-познавательная деятельность курсантов становится управляемой, контролируемой и адаптированной к индивидуальным особенностям обучаемого.

Неотъемлемым компонентом автоматизированного управления процессом обучения является организация обратной связи. Внутренняя обратная связь обеспечивается с помощью ориентировочной основы деятельности, которая задается курсантам, а также с помощью различных типов ключей аудиовизуального характера. Внешнюю обратную связь представляет ответствующий набор контрольных вопросов, заданий, тестов, предъявляемых курсантам информационно-обучающей средой для проверки сформированности долженствующих профессионально-ориентированных знаний, умений и навыков.

Среди других параметров характера обратной связи как способа управления познавательной деятельностью обучаемых в мультимедийной и интерактивной среде следует выделить: жесткую, гибкую, подкрепляющую, корректирующую, немедленную и отсроченную обратную связь.

С помощью обратной связи выявляются: характер включения курсанта в учебно-поисковое действие; формат исполнения; соблюдение темпового режима и др.

<<Ш11ШетиМ-^©и©МА1>#2126)),2(0]9 / РШАШШ&Ак ЮИМСИ®

Функционально-техническое решение мультимедиа системы обеспечивает обратную связь в различных организационных формах обучения:

-индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.

Важным звеном в процессе управления учебно-познавательной деятельностью курсантов с помощью средств мультимедиа является контроль, предполагающий разнообразные формы и способы развивающего, обогащающего и стимулирующего характера.

Компьютер способен осуществить сбор и анализ широкого спектра статистической информации, раскрывающей в обобщенном и обработанном виде объективный характер динамики обучения, без нарушения естественного протекания последнего. Благодаря подобному статистическому анализу курсант может внести коррективы в тактику самообучения, а преподаватель - выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и группе в целом.

Сеть визуального и дистанционного контроля мультимедиа системы предоставляет курсантам широкие возможности для организации само- и взаимоконтроля. Наряду с формированием общих умений само- и взаимоконтроля здесь осуществляется:

- овладение мультимедийными средствами само- и взаимоконтроля; овладение умениями само- и взаимоконтроля в опоре на средства мультимедиа;

- овладение различными формами само- и взаимоконтроля с использованием ИКТ [6].

Интегрированная информационная среда, создаваемая аудио, видео, графической, текстовой информацией, а также их сочетанием на компактных носителях в различных физических и цифровых форматах, предоставляет курсантам качественно новые возможности для удовлетворения познавательных потребностей и развития мыслительных способностей.

Предложен субъектно-деятельностный подход к профессионально направленному обучению иностранному языку в формировании профессиональной компетентности курсантов, которое строится с позиций субъекта как источника активности, познания и деятельности, сознательно ставящего цели, исходя из тех задач, которые он решает в ходе своей учебной, внеурочной или профессиональной деятельности.

Доказано наличие зависимости между профессионально направленным характером обучения иностранному языку и процессом формирования профессиональной компетентности курсантов, которая выражается в выявлении творческого потенциала курсантов, создании у них целостной картины мира, в котором сам иностранный язык служит средством познания и общения; расширении содержательного плана обучения иностранному языку, развитии широких интересов курсантов, их склонностей и способностей к различным видам военно-профессиональной деятельности; создании условий для мотивированного практического применения иноязычных знаний, навыков и умений, возможности курсантам увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение.

45_

Разработка модели организации профессионально направленного процесса обучения курсантов иностранному языку в формировании профессиональной компетентности выпускника военного вуза актуализирована понятием «профессиональная компетентность будущего офицера» как важным свойством личности, характеризующимся мо-тивационно подкрепленным управлением префе-рентной сферой профессиональной

самореализации личности, свободным оперированием профессиональными знаниями в типичных и нестандартных ситуациях, умением быстро мобилизоваться и перестроиться, проявить гибкость в реакции на новую ситуацию в профессиональной деятельности.

Создана система диагностических методик, основу которых составил комплекс ситуаций, позволяющих диагностировать уровень сформированно-сти профессиональной компетентности у курсантов. Представлены практические рекомендации по реализации комплекса научно-методического обеспечения профессионально направленного обучения иностранному языку по формированию профессиональной компетентности будущих офицеров. Можно сказать, что современные выпускники военного вуза со сформированной профессиональной компетентностью должны владеть системой обобщенных профессиональных приемов и уметь эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в собственной военнопрофессиональ-ной деятельности и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой. Они также должны иметь высокий уровень обобщенных профессиональных знаний и быть готовыми к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии.

Первый этап обучение собственно военному переводу мы считаем целесообразным начать с общетеоретических вопросов, таких как: особенности военного перевода; лексические и стилистические особенности перевода военных материалов; способы перевода военной и военно-технической терминологии (в частности, обязательно уделить внимание переводу сокращений). Базовый этап обучения военному переводу именно в БГТУ «Военмех», как в одном из ведущих вузов оборонно-промышленного комплекса страны, мы считаем необходимым посвятить переводу военно-технических материалов в соответствие с направлениями, по которым ведется подготовка на основных факультетах и ведущих выпускающих кафедрах БГТУ, таких как проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетнокосмических комплексов (факультет А «Ракетно-космической техники»), технологии и производство артиллерийского вооружения, средства поражения и боеприпасы (факультет Е «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»).

В целях эффективного межличностного взаимодействия, так и профессионально-ориентированных, связанных с профессиональной деятельностью. В качестве сопутствующих целей, позволяющих обучающимся приобретать знания и развивать умения, ответственные за развитие профессио-

PEDÄGOGIgAL SOlEMgES /

46.

нально-ориентированной компетенции, важно учитывать стратегические, социоаффективные и процессуальные [5, с. 60-61].

Так, стратегические предусматривают развитие умений творчески использовать полученные профессиональные и социокультурные знания на практике; социоаффективные позволяют обучающимся изменять собственные модели поведения в процессе интеракции; процессуальные предусматривают задания и деятельность познавательного характера, направленную на развитие, в том числе и компенсаторных умений обучаемых [5, с. 60-61].

При организации обучения профильному иностранному языку необходимо учитывать, что формирование профессионально-ориентированной языковой компетенции возможно на базе знаний, навыков и умений, полученных обучающимися по дисциплине «Иностранный язык» в рамках программы средней общеобразовательной школы или в дополнении к основному курсу английского языка. Последнее относится к курсантам, начинающим изучать иностранный язык и обучающимся по программе для начинающих [3, с. 79-80].

Будучи важным звеном дидактического цикла обучения, лекция по дисциплине «Иностранный язык» в высшем военном учебном заведении представляет собой систему основных положений, рекомендаций и заданий научно-практического характера, направленных на формирование межкультурной компетентности для решения социально-коммуникативных задач в сфере военно-профессиональной деятельности. Наиболее актуальной и предпочтительной формой представления учебного материала в условиях поликультурной информационно-обучающей среды является мультимедиа лекция, сочетающая в себе традиционную лекцию и мультимедийную презентацию.

Бинарная мультимедиа лекция предполагает разработку, подготовку и чтение лекции двумя преподавателями. Она характеризуется проблемным изложением учебного материала в живом диалоге преподавателей между собой при одновременном комплексном использовании отдельных средств современных ИКТ. Подобное диалогическое общение призвано:

- моделировать реальные профессиональные ситуации с последующим обсуждением с разных позиций;

- демонстрировать культуру дискуссии, совместного поиска и решения проблемы;

- побуждать курсантов к активному включению в познавательную деятельность и высказыванию своей точки зрения;

- демонстрировать мыслительный и поведенческий отклик на происходящее в аудитории [4, 12].

В тренингах, характерных как для лекционного курса, так и для практических занятий, весьма эффективен игровой метод: деловая и ролевая игра. Специализированная мультимедийная лаборатория и информационно-образовательный контент нового поколения позволяют осуществлять имитацию различных аспектов военно-профессиональной деятельности и социального взаимодействия коммуникантов. Исполнение курсантами определенных ролей направлено на решение или проработку определенной ситуации в соответствии со сценарием и

целевой установкой лекции или практического занятия. Мультимедийная интерактивность обеспечивается достаточно эффективно методом кейса, основная задача которого - научить курсантов анализировать предъявляемую аудиовизуальную информацию, выявлять основные проблемы и возможные пути их решения. Проблемные ситуации требуют при этом ответа и нахождения решения как со стороны отдельного курсанта, так и определенной группы обучаемых.

Групповая дискуссия, поддерживаемая мультимедийной аудиовизуализацией, получает дополнительный импульс, стимулирующий эффективность совместного обсуждения и анализа проблемной ситуации, вопроса или задачи. Структурированная дискуссия управляется с помощью вопросов или тем для обсуждения. Ход неструктурированной дискуссии зависит от характера поведения участников группового обсуждения проблемы. Мозговой штурм в условиях мультимедийной обучающей среды представляет собой один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности обучаемых. Участникам предоставляется право высказывать множество вариантов решения проблемы. Затем осуществляется отбор наиболее приемлемых и реальных идей и способов решения заявленной проблемы в текстовой, графической, звуковой и визуальной формах.

Программное (компьютерное) обучение характеризуется высокой степенью структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценкой качества его усвоения. Информация содержится на бумажном и/или электронном носителе в виде блоков. Качество выполнения заданий к каждому блоку свидетельствует об уровне компетентности обучаемого. Преимущество программного (компьютерного) обучения заключается в предоставлении обучаемым возможности заниматься в индивидуальном режиме.

В заключении хотелось бы отметить, что кафедра «Теоретическая и прикладная лингвистика» находится в процессе разработки учебной программы курса «Военный перевод» и готова к конструктивному диалогу и сотрудничеству с другими вузами ВПК и вузами МО РФ, осуществляющими подготовку студентов/курсантов по военному переводу.

Список использованных источников

1. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности студента с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Автореф. дисс. ...докт. пед. наук. - М.: МГПУ, 2014 - 35 с.

2. Вербицкий А.А., Григоренко О.А. Контекстное обучение иностранному языку: Монография. - Серпухов: ФВА РВСН им. Петра Великого, 2017. - 206 с

3. Кужелева А.В. К вопросу об освоении второго иностранного языка в военно-морском учебном заведении // Методические и лингвистические проблемы в обучении иностранному языку: всероссийский сборник научно-методических трудов. -Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2015. - № 16. - С. 7882.

<<Ш11ШетиМ-^©и©МА1>#2126)),2(0]9 / PEDAGOGICAL SCIENCES

4. Помазан Н.Г., Суворова Л.С. Иностранный язык в системе подготовки специалиста в неязыковом вузе: Монография. - Серпухов: ФВА РВСН им. Петра Великого, 2017. - 134 с

5. Слесаренко И.В. Целеполагание при обучении иностранному языку в техническом вузе: междисциплинарный подход // Вестник Томского государственного университета, 2017. - № 296. - С. 5961.

47_

6. Суворова Л.С., Помазан Н.Г., Бирюкова М. В. Мультимедиа при обучении иностранным языкам: Монография. - Серпухов: ФВА РВСН им. Петра Великого, 2016. - 143 с.

7. Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивности мультимедийной разработки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.didaktor.ru/tri-urovnya-interaktivnostimuШmedijnoj-razrabotki/

УДК: 378.178

Розин А.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ

КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Rozin A.A.

PHD in Education sciences, associate professor of Yaroslavl Higher Military School of Air Defense

BASICS OF ORGANIZING INDEPENDENT ACTIVITIES OF MILITARY HIGHER EDUCATION

INSTITUTION CADETS

Аннотация

В данной работе проводится анализ теоретических основ понятия самостоятельной деятельности, на основе интеграции теоретических аспектов приводится описание её структуры. Автор поэтапно описывает технологию организации самостоятельной деятельности курсантов, рассматривает основные её принципы и задачи преподавательского состава и учебного отдела.

Abstract

This paper analyzes the theoretical basics of independent work concept, describes its structure based on the integration of theoretical aspects. The author describes the process of cadets independent activities organization, its basic principles and the role of tutors and study office in it.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, курсанты военных вузов, самостоятельная работа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: independent activity, cadets of military higher education institutions, independent work.

Проблема самостоятельной деятельности в образовательном процессе является предметом исследований целого ряда гуманитарных наук, в том числе психологии и педагогики, в которых определены сущность самостоятельной деятельности, выделены её виды, формы и условия организации.

В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной разработаны методологические основы самостоятельной деятельности обучающихся, психологически обоснован её феномен с позиций деятельностного и субъектного подходов к обучению. Учёными также теоретически обоснована психолого-педагогическая сущность самостоятельной деятельности обучающихся; выделены её ведущие мотивы, группы условий развития (формирование адекватной мотивации обучающегося, обеспечение правильного выполнения действия, воспитание желаемых свойств действия, превращение последнего в умственное действие, цели и развивающий характер самостоятельной деятельности) [3].

Главный признак самостоятельной деятельности проявляется в том, что деятельность личности одновременно несет в себе функцию управления этой деятельностью. Цель в структуре этой деятельности выполняет по отношению к овладению

ее предметным содержанием регулятивную функцию и способствует дальнейшему самостоятельному продвижению субъекта в ней. Действия самостоятельной деятельности побуждаются ценностной значимостью этих действий, содержание каждого предпринимаемого действия актуально сознается личностью и придает его деятельности личностный смысл.

Теоретические основы самостоятельной деятельности представлены в работах таких педагогов, как С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.Я. Го-лант, В.В. Дрозина, Б.П. Есипов, Л.В. Жарова, М.И. Зайкин, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, Н.С. Пурышева.

Наиболее системное обоснование категория самостоятельная деятельность получила в теоретических трудах П.И. Пидкасистого. Самостоятельная деятельность, по мнению учёного, это вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по её выполнению: от постановки проблемы до подбора, определения и применения адекватных способов действий, ведущих к решению задачи и выполнению операций контроля, самоконтроля и коррекции [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.