Научная статья на тему 'Социально-организационные условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку'

Социально-организационные условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВОЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGH MILITARY SCHOOL / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / САМОПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / PEDAGOGICAL CONDITION / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / AUTONOMY / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / FOREIGN LANGUAGE TRAINING / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZING / АКТИВНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / SELF-PREPARING / SELF-LEARNING / STATE OF BEING DYNAMIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебединская Оксана Валентиновна

В ряде методических исследований и научных работ последних лет уделяется особое внимание вопросам организации самостоятельной деятельности студента в системе профессионального образования в целом и при обучении иностранному языку, в частности. При этом основное внимание уделяется созданию условий, необходимых для того, чтобы изучающие иностранный язык смогли самостоятельно максимально приблизиться к целям обучения, которые ставят программа и преподаватель. Однако специфика военных вузов состоит в ограниченном количестве времени, выделяемом на самоподготовку. В связи с этим, необходимо создать условия при которых самостоятельная работа будет эффективной. Выделение совокупности условий предполагает, в первую очередь, учет объективных возможностей, заложенных в образовательном процессе военного вуза, специфики профессионально-ориентированной подготовки по иностранному языку и требований, предъявляемых современным обществом к будущему военному специалисту. В соответствии с этим проблема научно-педагогического обоснования условий организации самостоятельной работы обучающихся в военном вузе является весьма актуальной. Именно в повышении эффективности учебной деятельности, которая носит самостоятельный, автономный характер, кроется сегодня один из резервов интенсификации процесса обучения иностранному языку в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебединская Оксана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF EFFECTIVE ORGANIZATION OF STUDENTS’ AUTHOMY WORK

Many recent research and scientific works study problem of organizing students' independent activity in professional education system within foreign languages teaching. The main attention is paid to creation specific conditions required for students to achieve the aim of studies without supervision of the teacher. However, the specifics of military school is limited amount of time allocated for the self-study. Selecting the set of conditions involves, first of all, taking into account the objective possibilities inherent in the educational process of high school foreign language training and the modern requirements for military engineer. As a result, the problem of scientific and pedagogical justification conditions of autonomous students work in a military high school has become urgent. One of the ways of foreign language teaching process intensification in a military high school is to increase of the efficiency nomous educational activity.

Текст научной работы на тему «Социально-организационные условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку»

Лебединская Оксана Валентиновна СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ...

УДК 378

СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© 2016

Лебединская Оксана Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Аннотация. В ряде методических исследований и научных работ последних лет уделяется особое внимание вопросам организации самостоятельной деятельности студента в системе профессионального образования в целом и при обучении иностранному языку, в частности. При этом основное внимание уделяется созданию условий, необходимых для того, чтобы изучающие иностранный язык смогли самостоятельно максимально приблизиться к целям обучения, которые ставят программа и преподаватель. Однако специфика военных вузов состоит в ограниченном количестве времени, выделяемом на самоподготовку. В связи с этим, необходимо создать условия при которых самостоятельная работа будет эффективной. Выделение совокупности условий предполагает, в первую очередь, учет объективных возможностей, заложенных в образовательном процессе военного вуза, специфики профессионально-ориентированной подготовки по иностранному языку и требований, предъявляемых современным обществом к будущему военному специалисту. В соответствии с этим проблема научно-педагогического обоснования условий организации самостоятельной работы обучающихся в военном вузе является весьма актуальной. Именно в повышении эффективности учебной деятельности, которая носит самостоятельный, автономный характер, кроется сегодня один из резервов интенсификации процесса обучения иностранному языку в военном вузе.

Ключевые слова: образование, военное высшее учебное заведение, самостоятельная работа, самоподготовка, педагогическое условие, самостоятельность, иноязычная подготовка, самоорганизация, активность, иностранный язык, эффективность.

SOCIAL-ORGANIZATIONAL CONDITIONS OF EFFECTIVE ORGANIZATION OF STUDENTS' AUTHOMY WORK

© 2016

Lebedinskaya Oksana Valentinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department "Theory and Methods of Teaching of Foreign Language and Culture"

Togliatti State University

(445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: [email protected]) Abstract. Many recent research and scientific works study problem of organizing students' independent activity in professional education system within foreign languages teaching. The main attention is paid to creation specific conditions required for students to achieve the aim of studies without supervision of the teacher. However, the specifics of military school is limited amount of time allocated for the self-study. Selecting the set of conditions involves, first of all, taking into account the objective possibilities inherent in the educational process of high school foreign language training and the modern requirements for military engineer. As a result, the problem of scientific and pedagogical justification conditions of autonomous students work in a military high school has become urgent. One of the ways of foreign language teaching process intensification in a military high school is to increase of the efficiency nomous educational activity

Keywords: education, a high military school, independent work, self-preparing, pedagogical condition, autonomy, self-learning, foreign language training, self-organizing, state of being dynamic, foreign language, efficiency.

Современная ориентация учебного процесса на передачу 50-70% учебного времени для самостоятельной работы студентов позволяет утверждать, что эта форма деятельности обучающихся становится основой образовательного процесса. Понимание самостоятельной работы «как высшей формы учебной деятельности» подчеркивает её актуальность как для массовой, так и для высшей школы, особенно при изучении иностранного языка, где цели и содержание учебного процесса предопределяют более высокий удельный вес данной формы учебной работы.

В теории обучения иностранным языкам интересующую нас проблему исследовали такие методисты и педагоги как, Г.В. Рогова [1], Н.Д. Гальскова [2], И.А.Зимняя [3], Л.И.Корнилова [4], И.Л. Бим[5], Е.И. Голант [6], И.Д. Людмирская [7], М.Н. Скаткин [8] и другие, которые внесли свой вклад в её разработку в плане методической организации самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку [9-21].

Отдельно необходимо остановиться на проблеме организации и самоорганизации самостоятельной работы курсантов в высших военных учебных заведениях. Значительный вклад в разработку научно-педагогических основ самостоятельной работы курсантов в военном вузе внесли известные военные педагоги, психологи, ученые: А.В.Барабанщиков [22], Г.И. Гмызина [23], Н.И. Мирза [24], М.Б. Притугина [25], А.Н. Протасов [26], Г.И. Бабко [27] и другие. Основными принципами успешности организации самостоятельной работы в военном вузе с точки зрения А.В. Барабанщикова, явля-

ются: целенаправленность и целеустремленность; учет данных психологии и гигиены умственного труда; сочетание высокой требовательности к обучающимся с заботой о них, повседневной помощи им; индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся. Вместе с тем, базируясь на многочисленных исследованиях ученых, нельзя не согласиться с А.А.Дорофеевым, который считает, что если в методологическом и теоретическом плане педагогические взгляды на сущность и содержание процесса самостоятельной работы в военной и гражданской школы не отличается, то в методическом и управленческих аспектах организации самостоятельной работы в процессе обучения военных специалистов существуют определенные различия, возникающие в силу вертикальных уставных отношений и одновременно совмещения обучающимися в вузе военной службы и профессионального обучения. Самостоятельная работа здесь определяется как самостоятельная подготовка курсантов, которая повременно включена в жестко регламентированный распорядок дня вуза, твердо зафиксирована расписанием учебных занятий, заранее учтена и увязана с графиками служебных нарядов [28].

Анализ литературы показал, что в настоящее время существуют различные точки зрения на определение понятия «условие». Так, в философии оно трактуется как категория, выражающая отношение к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается [29]. Опираясь на работы А.В.Запорожца, Л.П. Стрелковой,

Лебединская Оксана Валентиновна СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ..

С.Г. Якобсона, О.А. Деминой, В.И. Слободчикова мы выделили три блока необходимых условий, способствующих эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов, формированию и развитию их самостоятельности:

- социально-организационные;

- психолого-педагогические;

- дидактические условия.

В представленной статье мы ставим перед собой задачу рассмотреть социально-организационные условия с содержательной стороны.

Эти условия мы трактуем, прежде всего, с позиции социально-профессиональной адаптации курсантов военного вуза к новым для них особенностям учебы, самостоятельной деятельности, различным требованиям военно-образовательной среды, осознанию своего призвания к военной профессии, т.е. в целом адаптации вчерашнего школьника к вузовской жизни и одновременно к несению военной службы (первое условие).

Исследования показали, что курсанты-первокурсники слабо успевают не только потому, что получили недостаточную подготовку в средней школе, но и потому, что у многих из них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, правильно планировать и распределять свое рабочее время в процессе самостоятельной подготовки. Наряду с этим, были отмечены трудности, связанные с адаптацией курсантов к военной системе обучения, их состояние готовности или неготовности к деятельности профессионального военного. Эти трудности связаны прежде всего с тем, что для военного вуза характерно беспрекословное подчинение приказам, инструкциям, наставлениям. Поэтому для курсантов, особенно младших курсов, важно не нарушить воинский устав, с одной стороны, а с другой - не потерять своей самостоятельности, независимости. Отрицательные переживания при этом объективно неизбежны: произошел «разрыв» с родителями и друзьями, уход вчерашних школьников из ученического коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой. Кроме того, курсанты еще боятся брать на себя ответственность за те или иные действия, а, как известно, развитие социальной зрелости личности является ключевой характеристикой студенческого возраста, по многочисленным данным она напрямую связана с ответственностью.

Процесс, связанный с недостаточной подготовкой курсантов к военной профессии, неопределенностью мотивации ее выбора, т.е. процесс самоопределения, проходит у курсантов длительно и сложно. Причина тому - медленная адаптация к жестко регламентированной военной системе жизнедеятельности. В этой связи необходимо особо подчеркнуть прямую зависимость решения данного вопроса от организационно-управляю-щей деятельности преподавателя (военного и гражданского). Здесь мы исходим из того, что управлять вовсе не означает подавлять обучающегося, ибо последний - «не объект деятельности преподавателя, а субъект познавательного процесса, в котором никого нельзя вынудить что-то выучить, нельзя дать знания - можно лишь увлечь, создать условия, рационально организовать работу» [30].

Мы полностью согласны с утверждением В.Ф. Колобкова, который считает, что социально-профессиональная адаптация - это не только приспособление личности к условиям вуза как к временной специфической среде, но и «вхождение» в специальность и социум, т.е. овладение нормами и функциями будущей профессиональной деятельности [31].

Для эффективной организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку немаловажным представляется второе социально-организационное условие - учет совокупности факторов, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на развитие тех качеств обучающегося, которые

должны в военном вузе укрепляться и воспитываться. Доминирующими из них являются следующие: сочетание учебной и профессиональной деятельности (несение службы в наряде, выполнение воинских ритуалов, уставные взаимоотношения обучающего и обучающегося, дисциплинарная практика); строго иерархические, жесткие подсистемы управления, принципы функционирования которых обусловлены нормативными документами: уставами, наставлениями, директивами; строгий общий распорядок дня, частью которого является обязательная самостоятельная внеаудиторная подготовка; совместное управление организацией образовательного процесса военными, гражданскими педагогами и командирами [32]. Разумеется, ни у кого не вызывает сомнения, что «вхождение» в ритм работы военного вуза требует от обучающихся перестройки, значительных волевых усилий, большого психического напряжения. К сожалению, в условиях непривычной после школы системы обучения в военном вузе многие курсанты чувствуют неуверенность и даже беспомощность, что непременно накладывает отпечаток на несформировавшийся характер курсанта, влечет за собой резкое снижение самооценки, а значит уверенность в себе, самостоятельность и активность.

Немаловажен и тот факт, что большая часть курсантов происходит из социально незащищенных слоев, в том числе из неполных и малоимущих семей. Зачастую данная категория курсантов имеет слабую подготовку по всем школьным учебным предметам; их уровень общего интеллектуального развития, в частности, восприятия, памяти, мышления, внимания настолько низок, что даже значительные затраты времени на учебную деятельность не дают положительного результата. Эти курсанты учатся без особого желания, при столкновении с трудностями отчисляются из института. Те их них, которые продолжают учиться в военном вузе, могут добиться успеха за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости и добросовестности в учебе. Но таких курсантов немного, тем более важно, что в будущем они становятся хорошими командирами сначала курсантских подразделений, позднее высокопрофессиональными военными специалистами.

В контексте рассматриваемого вопроса большое значение имеет и система отбора в военный вуз. Не секрет, что поступление в военно-учебное заведение многие подростки объясняют стремлением получить бесплатно высшее образование (38 %), а также возможностью приобрести специальность, пользующуюся спросом на рынке труда в гражданской сфере (35 %) [33]. Эти данные подтверждаются и результатами нами проведенного анкетирования: более 60 % курсантов не обнаружили мотивации, связанной с профессией военного, только каждый четвертый относительно позитивно воспринимал эту деятельность, в то время как военная служба предполагает высокую ответственность, самостоятельность, независимость, инициативу курсантов как будущих защитников Отечества.

К сожалению, и фактическое положение дел в этом плане в военном вузе вынуждает считать ситуацию неутешительной, так как подавляющее большинство курсантов проявляет пассивность при выполнении самостоятельной работы по любому учебному предмету. Значительную помощь в решении данного вопроса должны оказывать преподаватели - военные и гражданские педагоги, работая с каждым индивидуально и целенаправленно. Поэтому третье по важности условие успешной организации внеаудиторной самостоятельной работы - это взаимоотношения обучающих и обучающихся (обучающихся между собой).

Вопрос общения преподавателя с обучающимися в научной литературе освещен слабо, так как долгие годы воспринимался как вопрос второстепенный (особенно в военном вузе). А между тем в организации учебного процесса стиль общения играет решающую роль. В ос-

Лебединская Оксана Валентиновна СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ...

новном выделяются три стиля: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный (разрешительный). В идеале любому вузу как учебному заведению свойственен больше всего демократический стиль, а в обращении преподавателя с курсантом - демократизм, умный, тонкий, когда наставники относятся к обучающимся с теплотой, уважают их личность, тем самым воспитывают социально-адаптированных, активных, творческих людей, способных к сотрудничеству с другими. Однако зачастую наблюдается обращение с курсантами, как говорят, с «позиции силы», «без сантиментов», при этом мотивируется это ссылками на требования беспрекословного послушания, соблюдения правил, порядка, подчинения военным традициям и др. Если авторитарность преподавателя сочетается с равнодушием, холодностью, то это вызывает у курсантов стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Но в военной системе это противоречит существующему порядку, поэтому накапливающаяся агрессия направлена внутрь личности курсанта. Эта ситуация во многом замедляет процесс развития самостоятельности, а значит и эффективной самоподготовки по иностранному языку.

Требовательность преподавателя должна быть основана на соблюдении требований общевоинских уставов, нормах педагогической этики и такта, предъявляться в зависимости от обстановки в разнообразных формах: приказа, распоряжения, просьбы, совета, оценки работы и т.п. Также требовательность должна быть последовательной, систематичной, распространяться на всех курсантов. Она должна быть посильна для курсантов. Преподавателям следует учитывать объективные возможности выполнения предъявляемых курсантам требований: наличие времени для внеаудиторной самостоятельной работы, обеспеченность учебно-методической литературой и др. Необходимо добиваться согласованности в требовательности различных категорий обучающих. Она, как правило, неодинакова.

Ясно, что высокую требовательность к курсантам имеют право предъявлять только те преподаватели, которые столь же требовательны и к себе, поскольку курсанты внимательно следят за действиями педагога, перенимают у него приемы работы, зачастую и манеру поведения. Уважение к педагогу, как показывают беседы с курсантами, во многом зависит от методического мастерства, характера повседневных отношений с курсантами, а также четкой организации учебного процесса (в особенности самостоятельной работы).

Есть виды учебной деятельности, которые строятся на базе непосредственного или опосредованного общения преподавателя с курсантами. К числу такой деятельности относится и самостоятельная работа курсантов по иностранному языку. Здесь преподавателю иностранного языка необходимо сфокусироваться на том, чтобы помочь курсантам приобрести навыки учения, связанные с формированием готовности к межкультурной коммуникации, т.е. иноязычному общению с носителями изучаемого языка. Преподаватель этого предмета - посредник между культурами. Он должен представлять себе возможности межличностного и межкультурного общения в контексте самостоятельной внеаудиторной деятельности и управлять этой деятельностью соответствующим образом на паритетных началах, обеспечивающих участие обучающихся как субъектов самоуправления. В зависимости от ситуации (коммуникативной задачи, которую курсант выполняет на самоподготовке, готовясь к очередному аудиторному занятию) преподаватель (опосредованно) может выступать в роли речевого партнера (диалог), инициатора общения (ролевая ситуация), помощника (ключи, образцы выполнения и др.).

Ситуативно-ролевые задания - это определенные модели речевого поведения. Поэтому так важно включать их в самостоятельную работу, чтобы помочь курсантам

принимать на занятии активное участие в деловых, ролевых играх, обеспечить им при этом больше свободы для творческой реализации своих потенциальных возможностей. Таким образом, самостоятельная работа планируется с учетом ее опережающего характера, тем самым содействует развитию умений иноязычного общения.

Следует отметить и особенности взаимодействия курсантов друг с другом на самоподготовке по иностранному языку. Речь идет о различных формах самостоятельного выполнения коммуникативных заданий в диадах (курсант - курсант), триадах (2 курсанта - курсант) и даже малых группах. Здесь при общении курсанта с сокурсниками решаются не только непосредственно учебные задачи, но и выполняются задания на взаимоконтроль, совместное составление плана самоподготовки и др. Кроме того, в сотрудничестве с «равными» приходит умение убеждать и находить истину. Это максимально соответствует коммуникативной направленности обучения иностранным языкам, цель которого состоит в подготовке обучающегося к речевому взаимодействию партнеров по общению, т.е. к взаимосвязанной, взаимозависимой речевой деятельности по меньшей мере двух действующих лиц.

В совокупности все указанные выше обстоятельства составляют достаточно надежное сочетание признаков, обеспечивающее плодотворное сотрудничество и партнерство курсантов на самоподготовке по иностранному языку, которые должны слаженно взаимодействовать, учитывая реакции друг друга, и друг другу помогать.

Такое взаимодействие (речевая деятельность, взаимоотношения) оказывает положительное влияние и на степень социализации курсантов, под которой имеется в виду освоение социального опыта, норм и ценностей, определяющих внутреннюю готовность человека занять место в существующем в данный момент социальном порядке [34]. От нее зависит, как показывает опыт, более быстрая адаптация курсантов к учебе и службе в военном вузе: формирование у них таких качеств, как умение руководить и подчиняться руководству, слушать собеседника, не перебивая, делать выводы и давать оценку; формирование взаимопомощи, товарищества, дисциплинированности и ответственности, в целом, формирование интереса к военной профессии и военным знаниям, столь важным для будущего офицера.

И наконец, нельзя не затронуть вопрос взаимоотношения курсантов с их командирами, в том числе их проявление в процессе самостоятельной работы по иностранному языку. Начнем с того, что большинство командиров курсантских подразделений недооценивают такой предмет, как иностранный язык, тем самым оказывают отрицательное влияние на, зачастую, и без того очень низкий уровень мотивации курсантов к овладению им. Кроме того, взаимодействие командира с курсантами часто строится далеко не на приоритете субъект-субъектных отношений. Как следствие, наблюдается отсутствие взаимоуважения, взаимодоверия, открытости. И все же, согласно опросам курсантов 65 % из них оценивают взаимоотношения в курсантском коллективе (в том числе и с командирами) в целом положительно. А каждый второй из опрошенных отмечает, что дисциплинированность курсантов, соблюдение ими субординации, даже определенной дистанции между курсантами и командиром возможна, если командир характеризуется ровным, душевным отношением к курсантам, заботой о них, помощью при затруднениях. Это влияет, в свою очередь, на положительные свойства и качества личности курсанта, ее индивидуально-творческую направленность, саморазвитие.

Мы обозначили, безусловно, не все, а лишь некоторые социально-организационные условия, выполнение которых может позитивно повлиять на эффективность организации самостоятельной работы курсантов, развитие их самостоятельности.

Всестороннее исследование особенностей возраст-

Лебединская Оксана Валентиновна педагогические

СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ... науки

ного проявления, взаимодействие этих особенностей с другими личностными качествами обучающихся военного вуза, а также учет уровней развития их самостоятельности представляется весьма перспективным, так как позволяет конкретизировать приемы педагогического воздействия, выявить дидактические условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку, а также определить педагогические условия самостоятельного овладения иноязычным языковым и речевым материалом, коммуникативными умениями во всех видах речевой иноязычной деятельности, которые будут рассмотрены в следующей публикации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 1995. - 460 с.

2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - 2-е изд., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

4. Корнилова, Л.И. Пособие по внеаудиторному чтению для курсантов 1-3 курсов / Л.И. Корнилова. -Тольятти: ТВВКИСУ, 1997. - 128 с

5. Бим, И.Л. Что означает личностная ориентация образования применительно к деятельности учителей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 3. - С. 2-9.

6. Голант, Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Ч.1. / Е.Я. Голант. - Казань: КГУ, 1969.

- С. 120-145.

7. Людмирская, И.Д. Обучение чтению в режиме самостоятельной работы на втором этапе подготовки в неязыковом вузе / И.Д. Людмирская // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам. Вып. 461. - М.: МГЛУ, 2001. - С. 108-115.

8. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики.

- 2-е изд. / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1984. - 95 с.

9. Гиренок Г.А. Понятие и выбор методов обучения иностранному языку курсантов ведомственного вуза // Поволжский педагогический вестник. 2014. №2 3 (4). С. 22.

10. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 29-33.

11. Смирнова Е.В. Перспективы преподавания иностранного языка в условиях информационного поликультурного и мультилингвального общества России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 105-109.

12. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

13. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.

14. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.

15. Куликова И.В. Развитие речемыслительных способностей студентов при работе с учебным гипертекстом на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 74-77.

16. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71._

17. Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49-51.

18. Артамонова Г.В. Чтение как важнейшее звено при изучении иностранных языков // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 7-12.

19. Беляева Е.Н. Типы оценки уровня владения иностранным языком // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 10-11.

20. Абаева Ф.Б. Современные методы обучения студентов говорению на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 7-9.

21. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

22. Барабанщиков, А.В. Методика исследования проблем военной педагогики / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, А.И. Конюхов, Н.Ф. Феденко. - М.: ВПА, 1987. - 135 с

23. Гмызина, Г. Использование рейтинговой системы оценки знаний с целью привития курсантам военных вузов навыков культуры самоорганизации учебно-познавательной деятельности / Г. Гмызина // Профессиональная направленность обучения иностранному языку в военном вузе: Сборник материалов. - Сызрань: СВАИ, 2002.

- С. 11-12

24. Мирза, Н.И. Педагогические условия развития самостоятельности курсантов военно-морского вуза (на примере изучения культурологии): дисс. ... канд. пед. наук / Н.И. Мирза. - Красноярск, 2005. - 168 с.

25. Притугина, М.Б. Организация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов (на примере курса математики): дисс. ... канд. пед. наук / М.Б. Притугина.

- Пенза, 2007. - 165 с.

26. Протасов, А.Н. Управление формированием профессиональной компетентности будущих офицеров: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.Н. Протасов. -Саратов, 2007. - 23 с.

27. Бабко, Г.И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования: Методические рекомендации для преподавателей вузов / Г.И. Бабко. - Минск, 2003. - 27 с.

28. Дорофеев, А.А. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов (на опыте изучения общевойсковых дисциплин): дисс. ... канд. пед. наук / А.А. Дорофеев. - Орел,

1998. - 194 с.

29. Краткая философская энциклопедия - М.: Прогресс, 1994. - 575 с.

30. Реан, А.А. Социализация личности / А.А. Реан // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - С. 360-365.

31. Шатуновский, В.Л. О самостоятельной работе студентов / В.Л. Шатуновский // Вестник высшей школы. - 1990. - № 3. - С. 3532. Колобков, В.Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов колледжа: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Ф. Колобков. - М., 2007. - 23 с.

33. Жуковский, В.П. Преемственность учебной деятельности в системе «Школа - военный вуз»: автореф. дисс. ... докт. пед. наук / В.П. Жуковский. - Тольятти,

1999. - 41 с.

34. О долге и чести воинской в Российской Армии. Сборник материалов, документов, статей / Под ред. В.Н. Попова. - М.: Воениздат, 1991. - 368с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.