Научная статья на тему 'К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка курсантов высших военных учебных заведений'

К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка курсантов высших военных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / КУРСАНТЫ / ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕСНЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ / EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / PROC FOREIGN LANGUAGE LEARNING / MOTIVATION / MOTIVES / CADETS / HIGHER MILITARY SCHOOL / ROLE PLAYING / USING SONGS AS AN EFFECTIVE TOOL TO MOTIVATE CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амитрова Мария Вячеславовна, Ковалёва Светлана Сергеевна

Несмотря на сложную политическую и международную обстановку, трудности внешнего характера стало возможным взаимное сотрудничество военных специалистов разных стран, разностороннее и систематическое общение на международном уровне. Знание иностранных языков даёт возможность устанавливать образовательные, культурные и профессиональные контакты. Для этого требуются военные специалисты, владеющие иностранными языками. В настоящее время в научно-методической литературе представлены различные работы по вопросам повышения мотивации обучающихся. Необходимо отметить, что данные исследования в недостаточной степени раскрывают более узконаправленные методы, приёмы формирования положительной мотивации в процессе обучения иностранному языку курсантов высших военных учебных заведений. Авторами статьи было проведен опрос, который показал, что курсанты заинтересованы в изучении иностранного языка. Преобладающим мотивом у курсантов является достижение успешного карьерного роста, что невозможно осуществить без знания иностранного языка. Анализ педагогических, методических научных работ показал, что наиболее распространенными для повышения и сохранения мотивации курсантов к изучению иностранного языка выступают информационные, коммуникативные и профессионально-ориентированные подходы. Особое вниманиепри этом уделяется культурному наполнению содержания обучения. Безусловно, использование игровых методов и приёмов занимает лидирующую позицию в практике обучения иностранному языку. Однако, было установлено, что применение песни, а именно военной песни в процессе обучения, служит наиболее эффективным средством повышении мотивации курсантов высших военных заведений к изучению иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амитрова Мария Вячеславовна, Ковалёва Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO MOTIVATE CADETS FOR FOREIGN LANGUAGE LEARNING IN A HIGHER MILITARY SCHOOL

There is a great amount of scientific papers that study the motivation of cadets to learn English, although very little is known about the most specific methods and approaches. Using survey data obtained from cadets in a higher military school, this study attempts to answer the questions: what’s the main motive to learn English; what are the factors that motivate cadets to know English, and how can teachers motivate cadets to learn English? The results indicate that cadets are really interested in the process of foreign language learning. Job benefits, the opportunity to serve in the Army, and parental influences are important factors that motivate cadets at this institution to learn English. The analysis of current scientific literature reveals that the most efficient way of learning foreign language involves applying communicative, interactive and professionally oriented approaches. At this point, one of the successful methods is to use the role play activity to help the less motivated cadets to take part in the process of foreign language learning. The technique of using songs, especially battle songs, is considered to be an important tool in teaching grammar, vocabulary, pronunciation and this tool facilitates the process of foreign language learning and makes it interesting for cadets.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка курсантов высших военных учебных заведений»

УДК 378

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0048

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

© 2019

Амитрова Мария Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Ковалёва Светлана Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры иностранные языков Московское высшее общевойсковое командное училище (109380, Россия, Москва, улица Головачёва, 2, e-mail:klarisa2008@mail.ru)

Аннотация. Несмотря на сложную политическую и международную обстановку, трудности внешнего характера стало возможным взаимное сотрудничество военных специалистов разных стран, разностороннее и систематическое общение на международном уровне. Знание иностранных языков даёт возможность устанавливать образовательные, культурные и профессиональные контакты. Для этого требуются военные специалисты, владеющие иностранными языками. В настоящее время в научно-методической литературе представлены различные работы по вопросам повышения мотивации обучающихся. Необходимо отметить, что данные исследования в недостаточной степени раскрывают более узконаправленные методы, приёмы формирования положительной мотивации в процессе обучения иностранному языку курсантов высших военных учебных заведений. Авторами статьи было проведен опрос, который показал, что курсанты заинтересованы в изучении иностранного языка. Преобладающим мотивом у курсантов является достижение успешного карьерного роста, что невозможно осуществить без знания иностранного языка. Анализ педагогических, методических научных работ показал, что наиболее распространенными для повышения и сохранения мотивации курсантов к изучению иностранного языка выступают информационные, коммуникативные и профессионально-ориентированные подходы. Особое вниманиепри этом уделяется культурному наполнению содержания обучения. Безусловно, использование игровых методов и приёмов занимает лидирующую позицию в практике обучения иностранному языку. Однако, было установлено, что применение песни, а именно военной песни в процессе обучения, служит наиболее эффективным средством повышении мотивации курсантов высших военных заведений к изучению иностранного языка.

Ключевые слова: образование, обучение иностранному языку, изучение иностранного языка, мотивация, мотив, курсанты, высшее военное учебное заведение, игровые методы обучения, песня как эффективное средство повышения мотивации.

HOW TO MOTIVATE CADETS FOR FOREIGN LANGUAGE LEARNING IN A HIGHER MILITARY SCHOOL

© 2019

Amitrova Maria Vyatcheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages Kovaleva Svetlana Sergeevna, candidate of social sciences, associate professor of the Department of Foreign Languages Moscow Higher Combined Arms Command School (109380, Russia, Moscow, street Golovatcheva, 2, e-mail:klarisa2008@mail.ru)

Abstract. There is a great amount of scientific papers that study the motivation of cadets to learn English, although very little is known about the most specific methods and approaches. Using survey data obtained from cadets in a higher military school, this study attempts to answer the questions: what's the main motive to learn English; what are the factors that motivate cadets to know English, and how can teachers motivate cadets to learn English? The results indicate that cadets are really interested in the process of foreign language learning. Job benefits, the opportunity to serve in the Army, and parental influences are important factors that motivate cadets at this institution to learn English. The analysis of current scientific literature reveals that the most efficient way of learning foreign language involves applying communicative, interactive and professionally oriented approaches. At this point, one of the successful methods is to use the role play activity to help the less motivated cadets to take part in the process of foreign language learning. The technique of using songs, especially battle songs, is considered to be an important tool in teaching grammar, vocabulary, pronunciation and this tool facilitates the process of foreign language learning and makes it interesting for cadets.

Keywords: education, foreign language teaching, proc foreign language learning, motivation, motives, cadets, higher military school, role playing, using songs as an effective tool to motivate cadets.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях обострения межгосударственных отношений, наращивания воинских контингентов иностранных государств на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, возникновения очагов международных вооруженных конфликтов возрастает актуальность в подготовке военных специалистов, владеющих иностранными языками как средством общения, сбора, передачи, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды для принятия решений, умеющих использовать иностранный язык для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, конфликтных ситуаций.

Проблема формирования положительной мотивации курсантов к изучению иностранного языка в высших военных учебных заведениях рассматривается в научных статьях по психологии, педагогике, методике преподавания иностранных языков как одна из самых важных 188

при планировании и осуществлении учебной деятельности.

Различные исследователи (М.А. Акопова, В.В. Дежнева, М.М. Васильева, Т.В. Трутнева, В.В. Тюрина, Р.Н. Тюрин, А.С. Старовойтова, Л.Н. Лебедева, Е.В. Зимина и др.) отмечают, что мотивация к изучению иностранного языка в высших военных учебных заведений обусловлена потребностями, интересами личности, условиями его деятельности, уровнем знаний, умений, способностей[1, 4, 5, 7, 12-20].

Они выделяют как положительные, так и отрицательные факторы, способствующие формированию у курсантов высших военных учебных заведений мотивов к изучению английского языка.

К положительным факторам относятся:

- повышение значимости владения иностранными языками в плане профессионального и карьерного роста;

- осознание важности изучения иностранного языка в связи с активным участием нашего государства в меж-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Амитрова Мария Вячеславовна, Ковалёва Светлана Сергеевна К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ...

дународнои политической жизни, проведение массовых международных военных мероприятий

- использование английского языка как средства общения со сверстниками и будущими коллегами, как средства получения и обмена информацией, пользования компьютером и сетью Интернет для получения знаний в разных областях науки и техники, для выполнения учебных заданий и поставленных военных задач.

Среди отрицательных факторов можно отметить следующие:

- долг, обязанность, принуждение к изучению предмета;

- загруженность курсантов на занятиях по профильным дисциплинам;

- недостаточное количество учебных часов на изучение иностранного языка;

- низкий уровень заинтересованности (особенно первых курсов), связанный с отсутствием, на их взгляд, возможности применения иностранного языка в будущей профессии и другие;

- недостаточное использование аудио-визуальных средств и мультимедийных технологий, позволяющих рационально организовать учебный процесс;

- осознание сложности процесса изучения иностранного языка и необходимости постоянной и рутинной работы для достижения положительного результата.

По мнению данных исследователей, влияние отрицательных факторов на формирование положительной мотивации курсантов к изучению иностранного в высших военных учебных заведениях можно нивелировать за счёт правильно организованной учебной деятельности, применения разнообразных методов и форм ведения занятий, методических приёмов, а также за счёт объективной оценки знаний и способностей курсантов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Проблеме повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка в научно методической литературе уделяется большое внимание.

В рамках решения проблемы формирования положительных мотивов к изучению иностранного языка преподавателями «реализуются технологические подходы коммуникативного обучения (Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов), интенсивного обучения (Г.А. Китайгородская), технологии педагогического общения (A.C. Карпов), лингвострановедческий подход (A.B. Са-ланович). Широкое применение получают новые информационные технологии (М.Ю. Бухаркина, Е.С. По-лат)»[3, с. 4].

Это объясняется тем, что «В условиях информационного общества возникает заказ на специалистов со знанием языка международной коммуникации. Иностранный язык для будущих специалистов это и орудие производства, и часть культуры, и средство адаптации к инновационным процессам, происходящим в современном информационном обществе. В целом, многие обучающиеся российской высшей школы выражают свою уверенность в том, что английский язык необходим для прогресса, и в ближайшие годы обеспечит доступ к информации, высокотехнологичным средствам коммуникации и межнациональному общению в глобальном масштабе» [6, с. 114].

Формирование мотивации курсантов военных вузов к изучению иностранного языка предлагается осуществлять за счёт применения личностно-ориентированного подхода. В.В. Дежнёва, С.С. Соловей считают, что «... в процессе обучения при обсуждении различных проблем обязательно необходимо учитывать опыт обучающихся, их мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства, эмоции. Курсанты должны обсуждать собственные дела и поступки, текущие события из жизни группы, академии, города, страны, учиться

высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение»[5, 11, с. 146147].

При рассмотрении мотивационной основы формирования коммуникативной компетенции у курсантов специализированного высшего учебного заведения Т.В. Трутнева определяет пути повышения мотивации к изучению иностранного языка, а именно: имитирование реальных ситуаций общения, применение элементов соревнования, создание ситуации успеха. Она подчёркивает, что «На занятии по иностранному языку у курсантов появляется возможность принятия на себя роли другого человека, и в этом случае естественный мотив говорения побуждает обучаемого использовать новое средство коммуникации в качестве орудия установления контакта с другими членами подгруппы для выражения своих мыслей и чувств. Обсуждение все более сложных вопросов, приближение тематики общения к особенностям профессионально направленной коммуникации, подбор содержания обучения, соответствующего будущей профессиональной деятельности обучаемых, решение проблемных задач мотивирует работу курсантов на занятии. Наконец, осознание своего прогресса в овладении языком также является действенным мотивирующим фактором концентрации усилий для достижения ещё более значимых результатов»[19].

В.В. Тюрина, Р.Н. Тюрин используют различные словесные, наглядные и практические методы организации и осуществления учебной деятельности для повышения мотивации студентов[20, с. 574].

Подчёркивая значимость содержательных аспектов обучения иностранному языку обучающихся в неязыковом вузе, А.С. Старовойтова акцентирует внимание на «использовании разнообразных методов обучения, подборе материала соответствующего уровня сложности, апелляции к опыту, знаниям и чувствам курсантов, создании доброжелательной атмосферы на занятиях, хорошо организованной внеаудиторной работе, пополнению культурного опыта, знакомству с историей, традициями учебного заведения и национальными особенностями стран изучаемого языка». Данный исследователь подчёркивает, что «Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий и Интернет-ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей, склонностей и интересов учащихся. Применение игровых методов обучения целесообразно, чтобы избежать монотонности в работе как над грамматическим, так и лексическим материалом и сделать однообразную работу более интересной и увле-кательной»[11, с. 68-69].

Несмотря на достаточно многочисленные психологические, научно-педагогические, методические исследования, проблема изучения эффективных путей и способов повышения мотивации курсантов высших военных учебных заведений остаётся актуальной.

По нашему мнению, в вышеперечисленных исследованиях не в полной мере раскрыт потенциал применения культурного компонента содержания обучения иностранным языкам для развития интереса, положительной мотивации курсантов к изучению иностранного языка.

Формирование целей статьи (постановка задания).

На основе изучения вышеперечисленных научных психологических, педагогических работ были поставлены следующие задачи: выявить уровень мотивации к изучению иностранного языка у курсантов высшего военного учебного заведения, определить факторы, влияющие на формирование положительного отношения к изучаемой дисциплине, обосновать основные методы и приёмы, способствующие формированию положительного отношения курсантов к предмету и сохранению

достаточно высокого уровня мотивации в процессе обучения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

С целью выявления уровня мотивации и факторов, влияющих на формирование у курсантов высшего военного учебного заведения мотивов к изучению английского языка нами был проведен письменный и устный опрос в группах обучающихся младших курсов (всего было опрошено около 75 человек), были проанализированы мотивы, которыми руководствуются курсанты при изучении английского языка.

В целом анализ результатов опроса показал высокий уровень мотивации курсантов младших курсов к изучению иностранного языка (70 %). Необходимо подчеркнуть, что если в 2016 году лидирующим мотивом было просто получить положительную оценку по дисциплине «Английский язык в сфере военного общения», то в 2018 году структура мотивов существенно меняется, ведущими становятся: «с хорошим знанием иностранного языка

- сделать успешную военную карьеру - 65%;

- быть высокообразованным человеком - 15%;

- иметь определенный социальный статус - 10%;

- получить положительную оценку - 10%».

В качестве наиболее значимых пожеланий при изучении иностранного языка курсантами отмечались: использование видеофильмов при изучении иностранного языка; применение преподавателями аутентичных учебно-методических материалов; устная практика с носителями языка на основе создания профессионального сообщества в сети Интернет.

Отмеченные обстоятельства (на фоне развития сотрудничества военных специалистов из разных стран) обусловливают необходимость планирования и организации учебной деятельности с использованием информационных, коммуникативных, профессионально-ориентированных подходов к обучению иностранному языку в высшем военном учебном заведении.

Разделяя мнение Л.Н. Лебедевой, Е.В. Зиминой о «необходимости обогащения профессионального иноязычного обучения языковым содержанием национально-культурной и общегуманитарной тематики с целью формирования у курсантов военных вузов более полной и объективной картины мира, обеспечивающей личностные потребности специалистов», считаем, что осознание курсантами межкультурных различий родной и зарубежной культуры, овладение социально профессиональными основами общения можно развивать через включение интерактивных технологий (ролевой игры, casestudy и т.д.), через применение методических приемов и средств (видеофильм, песня и т.д.) [6].

Опираясь на мнение А.С. Старовойтовой, также считаем, что «Проведение деловой игры на занятиях в высших учебных заведениях «обеспечивает естественный перевод обучаемого с одного ведущего типа деятельности (учебной) на другой (профессиональный) с соответствующей трансформацией предмета, мотивов, целей, средств, способов и результатов деятельности. Данный приём способствует формированию языковой и профессиональной компетентности учащихся, позволяет овладеть языком как средством профессионального общения» [12, с. 70-71].

Как показывает практика, игровые технологии, применение ролевой игры, casestudy делают учебный процесс увлекательным и разнообразным, способствуют формированию положительного отношения курсантов к учебному предмету, активизируют умственную деятельность, развивают способность планировать, анализировать и организовывать деятельность.

В рамках данной статьи остановимся подробнее на применении песни как средства повышении мотивации курсантов высших военных заведений к изучению иностранного языка.

Выступая в качестве полифункционального методи-190

ческого средства, песня реализует обучающую, образовательную и развивающую функции.

Как полагают Е.С. Осипова, И.С. Попова, И.Ю. Пашкевич, в процессе обучения иностранному языку, к жанру песни можно обратиться для отработки звуковой, грамматической, лексической сторон речи[8, 9, 10].

И.С. Попова подчёркивает, что «Использование песен на занятиях по английскому языку позволяет также развивать и личностные качества студентов, а именно креативность, критическое мышление, активность, умение вести конструктивный диалог, уважение мнения других людей» [9].

Многократное повторение небольших лексических блоков в музыкальном сопровождении оказывает благоприятное влияние на формирование долгосрочной памяти, на увеличение словарного запаса, который можно потом использовать в подходящих речевых ситуациях.

По мнению И.Ю. Пашкевич, «Студенты, во время работы с текстом песни и, особенно, забывают о напряжении и страхе, становятся увереннее в себе и переключаются на более позитивное отношение к своим товарищам и предмету. Песни на занятии помогают гармонизировать, выровнять группу и сделать обучение более интересным, творческим, радостным и плодотворным. Студенты лучше запоминают новые слова и усваивают учебный материал, легче воспринимают иноязычную речь на слух, делают меньше ошибок в произношении» [10].

В современных условиях обучения курсантов иностранному языку в военном вузе преимущества использования достаточно очевидны. Рассмотрим данные преимущества. Во время прослушивания песни, курсанты забывают о негативных факторах, влияющих на их мотивацию к изучению иностранного языка, а именно: долг, обязанность, принуждение к изучению предмета. Поскольку курсанты загружены на занятиях по профильным дисциплинам, применение данного методического средства позволяет преподавателю ненавязчиво отрабатывать новые лексические и грамматические конструкции, повторять ранее изученный лексический и грамматический материал, не превращая занятия в рутину. Также, выбор текста песни в соответствии с интересами и предпочтениями курсантов направлен на повышение уровня заинтересованности (особенно первых курсов), предоставления возможности показать, как можно применять знание иностранного языка. Использование видео клипа наряду с исполнением песни снимает в некоторой степени сложность восприятия текста песни и развивает языковую догадку. Благодаря анализу текста песен и информации об истории их создания, авторах и исполнителях, курсанты расширяют свой кругозор, развивают музыкальный вкус.

В то же время, как мы отмечали в своём предыдущем исследовании, военная песня выступает символом и обогащает профессионально иноязычное обучение языковым содержанием национально-культурной тематики. Тексты военных песен передают знания о событиях военных лет через призму национальных и духовных ценностей, через особенности национального понимания и интерпретации мира, способствуют формированию нравственных, волевых качеств курсантов высших военных заведений [2, с.19-20].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, установлено, что курсанты младших курсов высших военных заведений в основном заинтересованы в изучении иностранного языка с целью построения успешной карьеры. Однако, трудности, возникающие в процессе изучения иностранного языка (загруженность по профильным предметам, выполнение однотипных упражнений, осознание сложности в изучении дисциплины и т.д.) препятствуют сохранению положительного отношения и достаточно высокого уровня мотивации к изучению иностранного языка.

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Выявлены и обоснованы основные методы и приёмы, способствующие формированию положительного отношения курсантов к предмету и сохранению достаточно высокого уровня мотивации: применение песни как методического средства и интерактивных методов обучения иностранному языку (ролевая игра, casestudy) в высших военных заведениях. Обоснована ведущая роль военной песни в формировании не только лексических, грамматических навыков, но и нравственных, волевых качеств курсантов. Применение военной песни как методического средства может быть использовано в процессе обучения курсантов иностранному языку, системе повышения квалификации преподавателей, работающих в высших военных учебных заведениях. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акопова М. А. Теория и методология реализации личностно ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ: дис. ... д-ра пед. наук. СПб.2004.

2. Амитрова М.В., Ковалёва С.С. Роль военной песни в военной символике //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №9. С.18-21.

3. Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Английский язык: Дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2002. С.3-55.

4. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. М.: Педагогика 1988. С. 131.

5. Дежнева В.В. Развитие мотивации к изучению иностранного языка и ее взаимосвязь с успешностью профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. №2.

6. Ковалева С.С. Билингвизм как социально-коммуникативный процесс: Дис. ... канд.соц.наук. Москва. 2006. С. 114.

7. Лебедева Л.Н., Зимина Е.В. Роль мотивации при обучении иностранному языку в военно-морских вузах //Журнал евразийский союз ученых. 2015. №11(20).

8. Осипова Е. С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку //Молодой ученый. 2015. №10.1. С. 28-30.

9. Попова И.С. Из опыта работы с песнями на уроках английского языка в вузе //Концепт. 2016. №S12.

10. Пашкеева И.Ю. Использование песен в обучении иностранному языку // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №5.

11. Соловей С. С. О методической системе работы по иностранному языку в аудитории неязыкового вуза МВД СССР //Вопросы преподавания иностранных языков в вузах МВД СССР: межвуз. сб. науч. тр. Омск, 1990. С. 146-147.

12. Старовойтова А.С. К вопросу о повышении мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе // Современные тенденции в преподавании иностранных языков в неязыковом вузе. 2013. № 7. С. 67-73.

13. Николаева М.В., Сусленникова Е.Э. Приемы обучения чтению научно-технической литературы авиационной тематике на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 141-144.

14. АмитроваМ.В., ГусароваЮ.В., Нелюбина Е.А., Садчикова Я.В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.

15. Шилова С.А. К вопросу о применении личностно-ориентиро-ванного контроля при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 319-322.

16.Минеева О.А., Колдина М.И. Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 17-20.

17. Гордиенко Т.П., Мезенцева А.И. Модель формирования конкурентоспособного специалиста техничнского профиля средствами иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 157-160.

18. Амитрова М.В., Нелюбина Е.А., Комарова Е.Ю. Содержание обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности у студентов технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 32-35.

19. Трутнева Т.В. Мотивационные предпосылки изучения иностранного языка курсантами специализированного вуза // СИСП. 2018. №1-1.

20. Тюрина В. В., Тюрин Р. Н. Проблема мотивации в процессе изучения английского языка студентами морских специальностей // Молодой ученый. 2016. №14. С. 574-576.

Статья поступила в редакцию 26.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

Дмитрова Мария Вячеславовна, Ковалёва Светлана Сергеевна К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.