УДК 37.013
Лебедева Наталья Алексеевна
аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков, преподаватель иностранного языка кафедры гуманитарных и социально-
экономических наук
ФГБОУ «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет» 614990, Пермь, Сибирская, 24 ФКОУ ВО Пермский институт ФСИНРоссии, лейтенант внутренней службы
Пермь, Россия, 614012, г. Пермь, ул. Карпинского д.125, (342) 228-65-04, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ-КИНОЛОГОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ
И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Natalya A. Lebedeva
Postgraduate Student of the Department of Methods of Teaching Foreign languages Teacher of English Language of the Department of Humanitarian, Social and
Economic Disciplines
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»
Federal state educational institution Perm institute of the Federal penal service, lieutenant 125, Karpinskiy st., 614012, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF APPLICATION OF DIFFERENT APPROACHES TO THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS -CYNOLOGISTS IN THE PROCESS OF TEACHING OF NATURAL
AND HUMANITARIAN SCIENCES
Аннотация. Рассматривается вопрос взаимодействия курсантов и преподавателя на занятиях по иностранному языку в ведомственном вузе, а
© Лебедева Н.А., 2019
также различные подходы к формированию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции у курсантов-кинологов. Указывается, что при отборе подходов формирования коммуникативной компетенции у курсантов учитывается соответствие форм и методов учебной работы поставленным целям формирования компетентного специалиста. Говорится о том, что знание иностранного языка на сегодняшний день является важнейшим элементом формирования компетентного специалиста как гражданских специальностей, так и военных.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, курсанты, компетенция, особенности, подходы: к формированию, методы, технологии, образовательная среда.
Abstract. The article discusses the issue of interaction between the students and the teacher at the foreign language lessons in the departmental University, as well as different approaches to the formation of foreign language professional communicative competence of cadets - cynologists. It is indicated that the selection of approaches to the formation of communicative competence of cadets takes into account the correspondence of forms and methods of educational work to the goals of formation of a competent specialist. It is said that knowledge of a foreign languages is the most important element of formation of the competent expert of civil and military specialties today.
Key words: teaching of foreign languages, cadets, competence, features, approaches to formation, methods, technologies, educational environment.
В последнее время возрос спрос на изучение иностранного языка в сфере профессиональной деятельности. В условиях широких международных связей с другими странами важно общаться с иностранными специалистами, развивать профессионально-деловые и личные контакты с зарубежными партнерами, коллегами, читать различные издания на иностранном языке. В последнее время возрос спрос на изучение иностранного языка по специальности не только в гражданских высших учебных заведениях.
Спрос будет расти и дальше. Объясняется это расширением международных контактов в профессиональной сфере, расширением многоязычного и межкультурного взаимодействия и взаимопонимания на основе глобального взаимодействия и всеобщей глобализации в мире. Целью обучения иностранному языку в ведомственном вузе является овладение иностранным языком как средством коммуникации в профессиональной сфере (юридической, зоотехнической и т.д.), так и приобретение профессионально направленной иноязычной компетентности для успешного выполнения дальнейшей профессиональной деятельности.
В общей стратегии обучения иностранным языкам будущих юристов, кинологов и зоотехников предусмотрено требование по развитию иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере общения, что соответствует международным требованиям в области овладения иностранным языком для специальных целей и предполагает достижение курсантами уровня не ниже В2 международной шкалы уровня владения английским языком.
Описанное выше определяет необходимость для обучающихся умения самостоятельно разбираться во множестве иноязычной информации, извлекать нужную и адекватно ее оценивать, определять области применения, теоретическую и практическую значимость для решения профессиональных задач. Постоянное обращение к различным иноязычным источникам информации позволяет получать, накапливать, обновлять знания.
Чертой, свойственной современному этапу развития образования и науки, является расширение сотрудничества и международных связей. В наши дни знание иностранных языков становится необходимым современному специалисту как гражданских, так и военных специальностей.
Взаимодействие с зарубежными партнерами, расширение профессионального международного общения, возможность производственной стажировки за границей, работа с технической документацией на иностранном языке, командировки различного характера, а также участие в международных кинологических выставках обусловливают необходимость более полного употребления возможностей иностранного языка в профессиональной подготовке кинологов ведомственных вузов и предполагают формирование иноязычной компетенции. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является актуальной задачей научно-практического значения.
Обучение иностранному языку в ведомственном вузе предусматривает совершенствование и закрепление базового общеобразовательного уровня владения языком в сочетании с глубокой профильной языковой подготовкой, ориентированной на употребление полученных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности [4, с. 57-60].
Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущего кинолога в ведомственном вузе должен учитывать специфику обучения иностранному языку в соответствующем вузе и основывается на следующих педагогических условиях:
- определение состава содержания коммуникативной компетенции на анализе соответственной профессиональной деятельности;
- поэтапности формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
- интенсификации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
- погружения в иноязычную среду посредством деловых и ролевых игр, проведения конференций, чтения оригинальной литературы [5, с. 49].
Сегодня высшая школа ставит задачу не только значительно обновить содержание обучения иностранным языкам, но и ввести новые способы формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов.
При отборе подходов формирования коммуникативной компетенции у курсантов учитывается соответствие форм и методов учебной работы поставленным целям формирования компетентного специалиста. Для этого необходимо отобрать такие подходы, которые, будучи направленными на вырабатывание компетенций, могут быть названы компетентностными.
Компетентностными являются те формы и методы работы, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование, при этом формирование компетенций у курсантов зависит от их активности [3, с. 52].
В процессе обучения иностранному языку у курсантов можно применять, например, следующие компетентностные технологии:
- метод проектов;
- развитие критического мышления через письмо и чтение;
- метод дебатов;
- игровые технологии (драматизация, ролевые игры, языковые игры);
- проблемные дискуссии;
- технологии интерактивного обучения (в малых группах, парах);
- технологии модульного обучения;
- сценарно-контекстные технологии.
Компетентностный подход на первое место выдвигает не информированность студента, а умение разрешать проблемы, поэтому технологии для формирования профессиональной компетентности должны носить практико-ориентированный характер и в результате сформировать способность обучаемого к действию, решению профессиональных задач.
Обобщая вышесказанное, отметим, что учет данных аспектов увеличит эффективность учебного процесса и будет содействовать удачному формированию иноязычной коммуникативной компетенции в ведомственном вузе.
Проблема формирования иноязычной профессионально -коммуникативной компетенции в процессе обучения может быть решена благодаря технологическим преобразованиям образовательной среды.
Технологический аспект работы преподавателя заключается в выявлении им всех существующих методов и технологий, которые важны и необходимы для достижения высокого оптимального результата в процессе приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций. Имеющиеся технологии должны быть использованы более рационально и последовательно.
Проблема формирования иноязычной профессионально -коммуникативной компетенции в процессе обучения в ведомственном вузе может быть решена благодаря технологическим преобразованиям образовательной среды. Грамотное сочетание аудиторных занятий с активным использованием интернет-технологий и электронных образовательных ресурсов неизменно ведет к становлению зрелого мышления и формированию иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции конкурентоспособных специалистов-кинологов.
Список литературы
1. Бибикова Э.В. Формирование основ иноязычной коммуникативной компетентности. - М.: Мир, 2006.
2. Изория Н.М. Формирования иноязычной компетентности будущих специалистов сферы туризма в вузах культуры и искусств // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, - М. 2008.
3. Павленко А.А. Формирование коммуникативной компетенции специалистов таможенной службы в системе непрерывного образования. - Киев: КНУ, 2005.
4. Татаренко И. А. Компетентность - требование современности // Свет: научно-методический информационный познавательно-образовательный журнал - 1996. - №1.
5. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции. - М.: Наука, 2008.