Научная статья на тему 'Самостоятельная работа аспирантов по иностранному языку в условиях уровневого высшего образования'

Самостоятельная работа аспирантов по иностранному языку в условиях уровневого высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / АСПИРАНТУРА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / УРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INDEPENDENT WORK / CONTINUITY / POSTGRADUATE STUDY / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / MULTILEVEL HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

Статья посвящена описанию самостоятельной работы аспирантов в процессе обучения иностранному языку в условиях уровневого высшего образования. В статье отмечена необходимость самостоятельной работы как одного из важнейших компонентов структуры планирования образовательного процесса. Показано, что организация самостоятельной работы в контексте непрерывного уровневого высшего образования предполагает преемственность между всеми уровнями высшего образования (бакалавриат магистратура аспирантура) с последовательным увеличением доли самостоятельного приобретения студентами конкретных знаний и совершенствования необходимых умений и навыков для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Отмечено, что для успешного прохождения этапов формирования навыков самостоятельной работы необходимым является соответствующее методическое обеспечение, выполнение студентами различных типов и форм самостоятельных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSTGRDUATE STUDENTS’ INDPENDENT WORK IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE CONTEXT OF MULTILEVEL HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the description of independent work in the postgraduate students’ foreign language training within the context of multilevel higher education. The necessity of independent work as one of the crucial components of the educational process planning is pointed out. It is shown that the organization of independent work within the context of multilevel higher education implies the continuity between all three educational levels (undergraduate study, MA course, postgraduate study) with gradual increase in the amount of self-acquired specific knowledge by the students and the improvement of required skills for the formation of foreign language competence. The successful passing of the levels of formation of the independent work skills is noted to require the corresponding methodical support as well as the completion of various formats of independent activities performed by the students.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа аспирантов по иностранному языку в условиях уровневого высшего образования»

Khlybova Marina Anatolyevna POSTGRDUATE STUDENTS .

pedagogical sciences

УДК 378.016:811

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА АСПИРАНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Хлыбова Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (61400, Россия, Пермь, улица Краснофлотская 29а, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена описанию самостоятельной работы аспирантов в процессе обучения иностранному языку в условиях уровневого высшего образования. В статье отмечена необходимость самостоятельной работы как одного из важнейших компонентов структуры планирования образовательного процесса. Показано, что организация самостоятельной работы в контексте непрерывного уровневого высшего образования предполагает преемственность между всеми уровнями высшего образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура) с последовательным увеличением доли самостоятельного приобретения студентами конкретных знаний и совершенствования необходимых умений и навыков для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Отмечено, что для успешного прохождения этапов формирования навыков самостоятельной работы необходимым является соответствующее методическое обеспечение, выполнение студентами различных типов и форм самостоятельных работ.

Ключевые слова: самостоятельная работа, преемственность, аспирантура, обучение иностранному языку, уровневое высшее образование.

POSTGRDUATE STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE CONTEXT OF MULTILEVEL HIGHER EDUCATION

© 2018

Khlybova Marina Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of foreign languages Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (614000, Russia, Perm, st. Krasnoflotskaya 29a, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the description of independent work in the postgraduate students' foreign language training within the context of multilevel higher education. The necessity of independent work as one of the crucial components of the educational process planning is pointed out. It is shown that the organization of independent work within the context of multilevel higher education implies the continuity between all three educational levels (undergraduate study, MA course, postgraduate study) with gradual increase in the amount of self-acquired specific knowledge by the students and the improvement of required skills for the formation of foreign language competence. The successful passing of the levels of formation of the independent work skills is noted to require the corresponding methodical support as well as the completion of various formats of independent activities performed by the students.

Keywords: independent work, continuity, postgraduate study, foreign language teaching, multilevel higher education.

Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся является одной из главных целей на всех уровнях обучения иностранному языку, т.к. она способствует совершенствованию навыков самообразования в контексте будущей профессиональной деятельности и созданию непрерывности процесса развития иноязычной коммуникативной компетенции. Самостоятельная работа аспирантов является в большей степени внеаудиторной индивидуальной работой, выполняемой по заданию и при методическом руководстве и контроле преподавателя, без непосредственного его участия.

В настоящее время значение самостоятельной работы аспирантов возросло в связи с сокращением количества аудиторных часов контактной работы и одновременным сохранением требования к уровню владения иностранным языком [1-4]. Организация самостоятельной работы при обучении аспирантов иностранному языку приобретает особое значение так же и в силу того, что языковые группы, как правило, неоднородны по своему составу с точки зрения специальности и уровня подготовки. Самостоятельная работа позволяет до определенной степени выровнять уровень подготовки обучающихся.

С учетом вышеперечисленных аспектов самостоятельная работа аспирантов по иностранному языку становится одним из важных компонентов структуры планирования образовательного процесса [5].

Планируемый объем трудоемкости внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку в Пермском государственном аграрно-технологическом университете имени академика Д.Н. Прянишникова в соответствии с Рабочей программой составляет 2 зачетные единицы или 73 часа из 144 часов общей трудоемкости дисциплины.

Самостоятельная работа, организованная в учебной деятельности, способствует достижению такого уровня развития ее субъекта, когда он «оказывается в силах

самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для ее реализации знания и способы деятельности; когда он может планировать свои действия, корректировать их, соотносить полученный результат с поставленной целью» [6, с. 94]. Иными словами, речь идет о формировании самостоятельности как качества личности, что является необходимым условием организации и ведения научно-исследовательской деятельности.

Необходимо отметить следующие формы самостоятельной работы, которые используются при обучении аспирантов [7]:

- проработка материалов аудиторных занятий,

- работа с аутентичными источниками,

- составление терминологического словаря,

- подготовка письменных работ (статей, аннотаций, тезисов),

- аннотирование и реферирование специальных текстов,

- подготовка доклада на иностранном языке и выступление на конференции.

Анализ проблемы планирования и организации самостоятельной работы аспирантов позволяет выявить педагогические условия, способствующие повышению эффективности осуществления самостоятельной работы в контексте непрерывного уровневого высшего образования.

Организация самостоятельной работы в контексте уровневого высшего образования предполагает преемственность между всеми уровнями высшего образования (бакалавриат - магистратура - аспирантура) с последовательным увеличением доли самостоятельного приобретения студентами конкретных знаний и совершенствования необходимых умений и навыков для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Помимо этого преемственность самостоятельной ра-

педагогические науки

Хлыбова Марина Анатольевна САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ...

боты обучающихся находит отражение также в выполнении ими различных типов и форм самостоятельных работ при переходе на следующий уровень обучения и в овладении опытом самостоятельной деятельности в процессе совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции.

В процессе овладения опытом самостоятельной деятельности у студентов можно выделить основные логические этапы, выступающие в качестве ориентиров, которые помогают обеспечивать продвижение студентов [8]:

- этап подражания;

- этап частичной самостоятельности;

- этап более полной самостоятельности.

Для успешного прохождения этапов формирования навыков самостоятельной работы необходимым является соответствующее методическое обеспечение, выполнение студентами различных типов и форм самостоятельных работ. Следует считать, что наиболее отвечающей современным задачам высшего образования является классификация, данная П.И. Пидкасистым, включающая следующие типы самостоятельной работы:

- задания по образцу, позволяющие сформировать у студентов умение выполнять заданный алгоритм действий;

- реконструктивно-вариативные задания, способствующие формированию умений воспроизведения усвоенной информации по памяти и частично самостоятельного решения типовых учебно-познавательных задач;

- эвристические (частично-поисковые) задания, ориентированные на обучение студентов решению нетиповых поисковых задач на основе ранее накопленного опыта;

- творческие (исследовательские) задания, направленные на творческую деятельность по формированию способности устанавливать новые факты [9].

Использование первых двух типов самостоятельной работы характерно, прежде всего, для первых курсов бакалавриата, на которых закладываются ключевые компетенции самостоятельной деятельности в ходе аудиторной групповой работы. Как показывает практика, студенты младших курсов испытывают сложности с организацией самостоятельной работы, что определяет ведущую роль преподавателя в педагогическом взаимодействии.

Магистры и аспиранты по сравнению со студентами бакалавриата имеют более высокий уровень сознательности, сформированности компетенций, деловой активности, что позволяет широко использовать более эффективные формы и методы как группового аудиторного обучения (метод кейсов, метод проектов, дискуссионные формы работы, дистанционное обучение и др.), так и внеаудиторной самостоятельной работы, которая будет включать в себя задания последних двух пунктов приведенной выше классификации.

Деятельность преподавателя в магистратуре по организации самостоятельной работы направлена на создание оптимальных условий управления и самоуправления процессом личностно-профессионального развития при взаимодействии обучающихся с информационным пространством, что является необходимым для самостоятельного получения, интерпретации и дальнейшего применения нового знания. В этом случае функция преподавателя меняется, он выступает в роли консультанта.

Основным видом деятельности в аспирантуре является научно-исследовательская деятельность. При формировании иноязычной компетенции аспиранты приобретают знания, умения и способы деятельности, позволяющие им «занимать позицию исследователя, способного как проводить, так и излагать результаты проведенного исследования на языке международного общения, что способствует полной реализации их интеллектуального потенциала в будущей профессиональ-

ной деятельности» [10, с.249].

В работе с будущими специалистами научного профиля должны применяться соответствующие их уровню образовательные технологии, которые будут решать задачи формирования научного стиля мышления, развития исследовательских умений и творческой активности обучающихся, привлечения их к решению актуальных задач современной науки. Самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса в аспирантуре.

Следует подчеркнуть, что разработка заданий различной степени трудности в соответствии с уровнями развития иноязычной коммуникативной компетенции аспирантов и применение их в практике обучения чтению оригинальной научной и технической литературы на иностранном языке позволяют осуществить индивидуализацию обучения чтению и повысить как самостоятельную активную работу аспирантов на групповых занятиях, так и индивидуальную работу отдельных аспирантов. Индивидуализация самостоятельной работы является важнейшим условием, которое способно обеспечить преемственность ее организации в условиях непрерывного уровневого высшего образования [11].

Таким образом, самостоятельная работа становится одним из важных компонентов структуры планирования образовательного процесса [12-18]. Организация самостоятельной работы в контексте непрерывного уровне-вого высшего образования предполагает преемственность между всеми уровнями высшего образования с последовательным увеличением доли самостоятельного приобретения студентами конкретных знаний и совершенствования необходимых умений и навыков для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Для успешного прохождения этапов формирования навыков самостоятельной работы необходимым является соответствующее методическое обеспечение, выполнение студентами различных типов и форм самостоятельных работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 41-44.

2. Байрашева Р.Р., Коток С.А. Внеурочная деятельность как один их способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2016. Т.

5. № 2 (15). С. 30-33.

3. Драницына Е.Г. Условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов системы спо средствами модульной технологии обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 219222.

4. Малявина А.Н. Самостоятельная работа как обязательная составляющая формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций лингвиста-переводчика // Карельский научный журнал. 2017. Т.

6. № 4 (21). С. 52-56.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 12.08.2018).

6. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. — 544 с., с. 94.

7. Программа-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык»: под общ. ред. И.И. Халеевой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ru/db/pke/Sb-2.htm (дата обращения: 14.07.2018).

8. Новиков А.М. Профессиональное образование -России. М., 1997. 254 с.

9. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2004. 112с._

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3(24)

249

Khlybova Marina Anatolyevna POSTGRDUATE STUDENTS .

pedagogical sciences

10. Лопатина О.В., Сайфуллин Р.С. К разработке научно-методического обеспечения формирования исследовательской компетенции студентов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Казанского технологического университета, 2015. № 5 (15). С. 248-251.

11. Капкаева Л. С. Преемственность в организации самостоятельной работы студентов в условиях бакалавриата и магистратуры // Интеграция образования. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2012. С. 42-47

12. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 111-113.

13. Дементьев Д.А. Возможности формирования профессиональных компетенций у студентов вузов при выполнении отдельных видов самостоятельной работы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 79-83.

14. Лебединская О.В. Социально-организационные условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 29-32.

15. Морозова И.М. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического модуля «профессиональная педагогика» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 209-215.

16. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 122-124.

17. Стрекалова Н.Б. Средства управления качеством самостоятельной работы студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 228-232.

18. Татарницева С.Н., Лебединская О.В. Поэтапное формирование организационных умений лингвиста-преподавателя посредством учебно-дидактических материалов для самостоятельной работы по иностранным языкам // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.

Статья поступила в редакцию 21.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.