УДК 378 © А. Е. Веретенникова, 2019 DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13014
13.00.08 Теория и методика профессионального образования
Освоение страноведческих и социокультурных знаний курсантами образовательных организаций МВД России как мотивация к изучению иностранного языка
Веретенникова Анна Евгеньевна \
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков.
Е-mail: [email protected]
1 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия
Аннотация
Введение. Анализ научно-методических публикаций показывает, что освоение страноведческих и социокультурных знаний курсантами как вида мотивации еще не нашло освещения в научных трудах. В связи с этим рассмотрение данного аспекта является значимой и актуальной проблемой.
Материалы и методы. Исследование построено на основе деятельностного подхода с применением методов анкетирования и опроса, проведенного в группе курсантов Ома МВД России (350 человек), принимавших участие в охране правопорядка во время проведения международного спортивного мероприятия.
Результаты и обсуждение. Выявлена мотивация к учебной деятельности, основанная на получении страноведческих и социокультурных знаний. Потребность участия в межнациональной коммуникации с использованием знаний страноведческого и социокультурного характера в целях выполнения профессиональной деятельности определила мотивацию курсантов образовательной организации МВД России к дальнейшей учебной деятельности по изучению иностранного языка.
Выводы. В учебных материалах для профессионального обучения курсантов английскому языку должна содержаться достаточная для формирования общекультурных компетенций информация страноведческого и социокультурного характера, поскольку она является одним из направлений мотивации к освоению иностранного языка. В свою очередь, это приведет не только к расширению словарного запаса, но и к повышению общекультурного уровня, необходимого для эффективного выполнения профессиональных обязанностей в ситуациях межнациональной коммуникации.
Ключевые слова: мотивация; структура учебной деятельности; страноведческие учебные материалы; курсанты образовательной организации МВД России; иностранный язык.
Для цитирования: Веретенникова А. Е. Освоение страноведческих и социокультурных знаний курсантами образовательных организаций МВД России как мотивация к изучению иностранного языка // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 3(78). С. 332-335. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13014
Основные положения
1. Страноведческий и социокультурный материал об англоязычных странах представлен в учебниках недостаточно, а количество часов, предполагаемое для его изучения, — незначительное.
2. Изучение материалов страноведческого и социокультурного характера в образовательных организациях МВД России является одним из мотивов освоения иностранного языка.
Введение
Актуальность и значимость. Общеизвестно, что вопрос мотивации является одним из основных как в психологии, так и в педагогике. Страноведческий и социокультурный материал об англоязычных странах представлен в учебниках недостаточно, а объем времени, отводимого на его изучение, ограничен. Закономерно, что при поверхностном охвате незначительного материала умения, составляющие основу компетенции, не могут быть сформированы. В связи с этим рассмотрение аспекта получения страноведческих и социокультурных знаний как мотива изучения иностранного языка курсантами образовательных организаций МВД России является значимой и актуальной проблемой. Целью исследования послужило повышение мотивации к изучению иностранного языка на основе страноведческих и социокультурных знаний.
Теоретические предпосылки. В отечественной науке экспериментальные исследования мотивов были начаты в середине XX в. и проводились А. Н. Леонтьевым и такими его учениками, как Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Е. И. Савонько, М. С. Неймарк и др. [1, с. 43]. Ученые трактовали мотив как объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека [2], и сделали выводы о том, что учебная деятельность побуждается системой мотивов, где одни выступают ведущими, а другие второстепенными. Причем, учитывая возрастные особенности в мотивационной сфере личности, авторы отметили, что у взрослого человека мотивы профессиональной деятельности ведущие. Было дано не только определение этому феномену, но и выявлены присущие ему функции: побуждения и направления деятельности, а также придания деятельности личностного смысла. Исследованиями отечественных (Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) и зарубежных психологов (Р. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу и др.) было доказано, что мотивация личности объясняет причины ее активности [3-7].
Таким образом, учеными была представлена структура деятельности «потребность — мотив — цель — действия», которая принимается за основу при изучении учебной деятельности. Например, А. А. Вербицкий в своей концепции контекстного обучения выстроил структуру учебной
деятельности как «потребность — мотив — цель — действия — средства — предмет — результат» [8].
Следуя традиции деятельностного подхода, педагоги рассматривают аспекты мотивации в учебной деятельности при изучении иностранного языка. Так, мотивацией освоения данной учебной дисциплины выступает «профессиональная потребность» [9, с. 219], целью — «способность и желание участвовать в общении и коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствовать свои речевые навыки» [10, с. 174]. Подчеркивается, что формирование и развитие положительной учебной мотивации в процессе учебной деятельности осуществляется при условии активности и инициативности обучающегося, а также успешного результата данной деятельности [11, с. 151].
Как частный случай развитие мотивации в учебной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка в образовательных учреждениях МВД России было рассмотрено В. В. Дежневой. Опираясь на предыдущие исследования, в соответствии с которыми мотивы делятся на познавательные и социальные, автором подчеркнута необходимость параллельного развития как тех, так и других, поскольку именно сочетание учебной и служебной деятельности является особенностью процесса профессиональной подготовки сотрудников ОВД в образовательных учреждениях МВД России [12, с. 134]. Исследователь выявил, что «владение иностранным языком позволяет курсантам увеличить объем знаний по профильным дисциплинам, увидеть мировой опыт правоохранительной деятельности» [13, с. 77].
Наряду с углублением знаний по профильным дисциплинам для обучающихся в образовательных организациях МВД России среди прочих мотивами освоения иностранного языка могут выступать следующие:
— научная деятельность — участие в научных исследованиях в рамках НИРС, проведение самостоятельного исследования в адъюнктуре, сдача кандидатского экзамена по иностранному языку;
— участие в международной правоохранительной деятельности полицейских — работа в региональных отделениях Интерпола, служба в подразделениях миссий ООН;
— служба в туристической полиции;
— коммуникация в быту — владение разговорным языком для общения с иностранными гражданами.
Вместе с упомянутыми одним из мотивов успешной учебной деятельности по освоению иностранного языка мы считаем получение знаний страноведческого и социокультурного характера — чтение, прослушивание, просмотр аутентичных материалов об англоязычных странах, участие в ситуативных ролевых играх, решение коммуникативных задач по страноведческим и социокультурным темам.
Таким образом, анализ научно-методических публикаций показывает, что данный вид мотивации еще не нашел освещения в научных трудах. Наблюдается недостаточное представление материалов страноведческого и социокультурного характера в учебной литературе.
Материалы и методы. Следуя структуре деятельности, мы рассмотрели потребность обучающихся в данных знаниях. Для этого было опрошено 350 курсантов старших курсов Ома МВД России из числа тех, кто осуществлял охрану правопорядка на чемпионате мира по футболу FIFA-2018. Нас интересовало, насколько полными были знания английского языка для общения с иностранными гражданами; а также частота и темы общения; самооценка достаточности знаний и умений, позволяющих поддерживать процесс коммуникации.
Результаты и обсуждение. Из ответов респондентов следовало, что подавляющему большинству курсантов (96%) знание английского языка позволило общаться с иностранными гражданами как при выполнении профессиональных обязанностей по поддержанию правопорядка, так и при неформальных беседах, причем ежедневно общались 53% курсантов, редко — 40%, вообще не общались 7%. Несмотря на то что коммуникация имела место, не все курсанты считают свои знания достаточными для этого. Две трети опрошенных уверены, что их знаний вполне достаточно для такого общения, а одна треть придерживается противоположного мнения.
Наряду с профессиональными (досмотр личных вещей, помощь иностранцу и т. п.), темы общения включали такие, как спорт и спортивные мероприятия, футбол в частности; путешествия и туризм; городское устройство, ориентация в городе, достопримечательности, история некоторых городов; русские обычаи и традиции; история России и других стран; история полиции РФ; личные данные; современный быт. Оценивая свои знания и умения для поддержания успешной коммуникации, лишь 5% опрошенных отметили, что не испытывали их недостаток. Остальные респонденты подчеркивали недостаточность знаний лексики для разговора на упомянутые темы (63%), фонетики (15%), грамматики (46%), фактического материала об англоязычных странах (37%).
Объективно рассматривая свои компетенции в области английского языка, участники опроса предлагали пути их усовершенствования. Показательно, что 78% всех курсантов, участвовавших в поддержании правопорядка во время проведения международных спортивных мероприятий, высказались за увеличение часов изучения дисциплины «Иностранный язык (английский)», причем целенаправленно для изучения тем повседневного общения с акцентом на актуальную общеупотребительную лексику и особенности фонетики, а также для получения современных знаний о ведущих англоязычных странах. 49% респондентов сожалели, что не сформировали эти компетенции в процессе изучения базового курса иностранного (английского) языка, и сообщили, что в настоящее время занимаются на различных лингвистических курсах, с репетиторами или самостоятельно, включая интернет-ресурсы.
Результаты анкетного опроса свидетельствовали о потребности обучающихся в таких знаниях и умениях,
в том числе страноведческих и социокультурных, которые дают возможность поддерживать межнациональную коммуникацию (адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам) [14, с. 36] с зарубежными гражданами, находящимися на территории РФ. Как следствие данной потребности, часть обучающихся осознала недостаточность имеющихся знаний и продолжила изучение английского языка более углубленно по сравнению с базовым вузовским курсом. Иными словами, мотив получения знаний страноведческого и социокультурного характера также способствовал обращению к учебной деятельности, структура которой при изучении иностранного языка (с учетом страноведческих и социокультурных материалов) курсантами образовательных организаций МВД России может быть представлена следующим образом.
Потребность — социальная потребность жить в обществе и взаимодействовать с другими людьми.
Мотивы — ведущий — профессиональный — получение востребованной высокооплачиваемой профессии; второстепенный — выучить английский язык с учетом страноведческих и социокультурных сведений.
Цель — научиться общению.
Действия — составляющие учебной деятельности по формированию коммуникативной компетентности в сфере владения английским языком: освоение фонетики, грамматики, лексики, а также фактического материала, включая страноведческий и социокультурный.
Таким образом, как ведущий, так и второстепенный мотивы порождают действия по освоению учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)» через приоритетную на сегодняшний день для большинства обучающихся цель изучения английского языка — научиться говорению.
Выводы. Изучение материалов страноведческого и социокультурного характера необходимо для курсантов образовательных организаций МВД России, поскольку этот аспект учебной программы станет одним из мотивов освоения иностранного языка, отвечая потребности обучающихся применять эти знания в профессиональной деятельности, например в работе туристической полиции [15], при взаимодействии с зарубежными гражданами, а также стремлению жить в современном многонациональном мире и принимать участие в межнациональной коммуникации. В связи с этим представляется недопустимым сокращение страноведческого материала в учебных пособиях.
Список литературы
1. Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972. 352 с.
2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. URL: www.1-source.ru/istochniki/leontiev-potrebnosti-motivy-emocii.html (дата обращения: 10.11.2018).
3. Неймарк М. С. Изучение подростков с разной направленностью личности // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972. С. 147-249.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004. 512 с.
5. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 127 с.
6. Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию : учебник / под ред. В. П. Зинченко. М., 2007. 816 с.
7. Maslow А. H. A theory of Human Motivation. Psychological Review, 50(4). 1943. Pp. 370-396.
8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие. М., 1991. 207 с.
9. Хайрулин Р. Д. Использование метода «кейс-стади» в обучении иностранному языку студентов третьего курса коммерческого факультета Нижегородского коммерческого института // Иностранный язык — XXI век: актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков в вузе. Н. Новгород, 2000. С. 218-222.
10. Карпова Ю. Н. Синергетический аспект интегрирования религиоведения в лингвообразовательный процесс подготовки госслужащего // Иностранный язык — XXI век: актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков в вузе. Н. Новгород, 2000. С. 174-178.
11. Акопова М. А. Теория и методология реализации личностно ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004. 365 с.
12. Дежнева В. В. Особенности учета мотивов учебной деятельности в вузах МВД России // Психология и педагогика современного образования в России : сб. статей. Пенза, 2008. С. 133-136.
13. Дежнева В. В. Развитие мотивации к изучению иностранного языка и ее взаимосвязь с успешностью профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2(33). С. 76-77.
14. Верещагина Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1990. 246 c.
15. Веретенникова А. Е. Социокультурный и страноведческий аспект в подготовке сотрудников ОВД // Профессионально ориентированная языковая подготовка: теория и практика : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 73-77.
Поступила 23.12.2018
UDC 378 © А. Е. Veretennikova, 2019
DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13014
13.00.08 ^eory and Methods of Professional Education
Mastering of Socio-Cultural Knowledge and Knowledge about the Country by Cadets of the Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs as the Motivation to Study a Foreign Language
Anna E. Veretennikova \
Candidate of Sciences (Pedagogy), associate-professor, associate-professor of the department of Foreign Languages.
Е-mail: [email protected]
1 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 644092, Omsk, Komarov av., 7, Russia
Abstract
Introduction. The analysis of scientific and methodical publications shows that the cadets' mastering of socio-cultural and country-specific knowledge has not been covered yet by scientific literature. Therefore, consideration of this aspect is a significant and relevant problem.
Мaterials and Methods. The research attempted is based on the competency-based approach via method of questionnaire and interviewing conducted with 350 cadets of the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs who took part in maintaining law and order during the International sport event.
Results and Discussion. The author reveals the motivation to study based on acquiring country-specific and socio-cultural knowledge. The need to participate in cross-national communication applying the country-specific and socio-cultural knowledge with the aim to perform professional duties determines the motivation of cadets at the educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs for further study of the foreign language.
Conclusions. The learning materials for professional teaching English to the cadets must include socio-cultural and country-specific information sufficient for forming general cultural competencies, as this information is one of the areas of motivation to learn a foreign language. In its turn, it will lead not only to the enhancement of the lexicon but also to the increased general cultural level necessary for effective professional performance in situations of cross-national communication.
Keywords: motivation; structure of learning; learning materials about the country specifics; cadets of an educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs;
foreign language.
Citation: Veretennikova А. Е. Mastering of Socio-Cultural Knowledge and Knowledge about the Country by Cadets of the Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs as the Motivation to Study a Foreign Language. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2019. Vol. 24, No 3(78). Pp. 332-335. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-13014
References
1. Studying Motivation of Child and Juvenile Behaviour. Ed. by L. I. Bozhovich, L. V Blagonadezhina. Moscow, 1972. 352 p. (In Russ.)
2. Leontyev A. N. Needs, Motives and Emotions. URL: www.1-source.ru/istochniki/leontiev-potrebnosti-motivy-emocii. html
3. Neymark M. S. Studying Juveniles of Various Personal Profiles. Studying Motivation of Child and Juvenile Behaviour. Ed. by L. I. Bozhovich, L. V. Blagonadezhina. Moscow, 1972. Pp. 147-249. (In Russ.)
4. Ilyin E. P. Motivation and Motives. St. Petersburg, 2004. 512 p. (In Russ.)
5. Lomov B. F. Communication as the problem of General Psychology. Methodological Problems of Social Psychology. Moscow, 1975. 127 p. (In Russ.)
6. Atkinson R. L., Atkinson R. S., Smith A. E. et al. Introduction to Psychology. Ed. by V. P. Zinchenko. Moscow, 2007. 816 p. (In Russ.)
7. Maslow A. H. A Theory of Human Motivation. Psychological Review, 50(4). 1943. Pp. 370-396.
8. Verbitsky A. A. Active Learning in Higher School: Contextual Approach. Moscow, 1991. 207 p. (In Russ.)
9. Khairulin R. D. Using the Case-study method in Teaching a Foreign Language to third-year Students of the Commercial Faculty of Nizhny Novgorod Institute of Commerce. Foreign Language — 21st century: Urgent Problems of Methods of Teaching Foreign Languages at Higher Educational Institutions. Nizhny Novgorod, 2000. Pp. 218-222. (In Russ.)
10. Karpova Yu. N. Synergetic Aspect of Integrating Religious Studies into the Language Education of the Government Employee. Foreign Language — 21st century: Urgent Problems of Methods of Teaching Foreign Languages at Higher Educational Institutions. Nizhny Novgorod, 2000. Pp. 174-178. (In Russ.)
11. Akopova M. A. Theory and Methodology of Realization of Personal-based Approach in regard to Chosen Additional Educational Curricula. Doctor of Sciences dissertation on Pedagogy. St. Petersburg, 2004. 365 p. (In Russ.)
12. Dezhneva V. V. Peculiarities of Regarding Motives to Learning at the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychology and Pedagogy of Modern Education in Russia. Collected articles. Penza, 2008. Pp. 133-136. (In Russ.)
13. Dezhneva V. V. Developing Motivation to Study a Foreign Language and its Interconnection with Successful Professional Training of Cadets at the Higher Educational Institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2008. No 2(33). Pp. 76-77. (In Russ.)
14. Vereschagina E. M., Kostomarov V. G. Language and Culture. Moscow, 1990. 246 p. (In Russ.)
15. Veretennikova A. E. Socio-Cultural and Country-Specifics Aspect in Law Enforcement Officers' Training. Teaching Language for Professional Purposes: Theory and Practice. All-Russian Science-to-Practice Conference. St. Petersburg, 2019. Pp. 73-77. (In Russ.)
Submitted 23.12.2018