<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма1>#2126)),2(0]9 / PEDAGOGICAL SGQIMGIS
4. Помазан Н.Г., Суворова Л.С. Иностранный язык в системе подготовки специалиста в неязыковом вузе: Монография. - Серпухов: ФВА РВСН им. Петра Великого, 2017. - 134 с
5. Слесаренко И.В. Целеполагание при обучении иностранному языку в техническом вузе: междисциплинарный подход // Вестник Томского государственного университета, 2017. - № 296. - С. 5961.
47_
6. Суворова Л.С., Помазан Н.Г., Бирюкова М. В. Мультимедиа при обучении иностранным языкам: Монография. - Серпухов: ФВА РВСН им. Петра Великого, 2016. - 143 с.
7. Аствацатуров Г.О. Три уровня интерактивности мультимедийной разработки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.didaktor.ru/tri-urovnya-interaktivnostimuШmedijnoj-razrabotki/
УДК: 378.178
Розин А.А.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ
КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Rozin A.A.
PHD in Education sciences, associate professor of Yaroslavl Higher Military School of Air Defense
BASICS OF ORGANIZING INDEPENDENT ACTIVITIES OF MILITARY HIGHER EDUCATION
INSTITUTION CADETS
Аннотация
В данной работе проводится анализ теоретических основ понятия самостоятельной деятельности, на основе интеграции теоретических аспектов приводится описание её структуры. Автор поэтапно описывает технологию организации самостоятельной деятельности курсантов, рассматривает основные её принципы и задачи преподавательского состава и учебного отдела.
Abstract
This paper analyzes the theoretical basics of independent work concept, describes its structure based on the integration of theoretical aspects. The author describes the process of cadets independent activities organization, its basic principles and the role of tutors and study office in it.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, курсанты военных вузов, самостоятельная работа.
Keywords: independent activity, cadets of military higher education institutions, independent work.
Проблема самостоятельной деятельности в образовательном процессе является предметом исследований целого ряда гуманитарных наук, в том числе психологии и педагогики, в которых определены сущность самостоятельной деятельности, выделены её виды, формы и условия организации.
В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной разработаны методологические основы самостоятельной деятельности обучающихся, психологически обоснован её феномен с позиций деятельностного и субъектного подходов к обучению. Учёными также теоретически обоснована психолого-педагогическая сущность самостоятельной деятельности обучающихся; выделены её ведущие мотивы, группы условий развития (формирование адекватной мотивации обучающегося, обеспечение правильного выполнения действия, воспитание желаемых свойств действия, превращение последнего в умственное действие, цели и развивающий характер самостоятельной деятельности) [3].
Главный признак самостоятельной деятельности проявляется в том, что деятельность личности одновременно несет в себе функцию управления этой деятельностью. Цель в структуре этой деятельности выполняет по отношению к овладению
ее предметным содержанием регулятивную функцию и способствует дальнейшему самостоятельному продвижению субъекта в ней. Действия самостоятельной деятельности побуждаются ценностной значимостью этих действий, содержание каждого предпринимаемого действия актуально сознается личностью и придает его деятельности личностный смысл.
Теоретические основы самостоятельной деятельности представлены в работах таких педагогов, как С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.Я. Го-лант, В.В. Дрозина, Б.П. Есипов, Л.В. Жарова, М.И. Зайкин, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, Н.С. Пурышева.
Наиболее системное обоснование категория самостоятельная деятельность получила в теоретических трудах П.И. Пидкасистого. Самостоятельная деятельность, по мнению учёного, это вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по её выполнению: от постановки проблемы до подбора, определения и применения адекватных способов действий, ведущих к решению задачи и выполнению операций контроля, самоконтроля и коррекции [1].
48_
Таким образом, под самостоятельной деятельностью мы будем понимать целенаправленную деятельность, внутренне мотивированную и структурированную самим субъектом в процессе выполнения действий приводящая к искомому результату. Интегрируя теоретические подходы к процессу организации самостоятельной деятельности отметим, что в структуре самостоятельной деятельности можно выделить следующие компоненты: целепо-лагание, мотивацию, предметные действия, рефлексию, результат. Следовательно, сущностным в самостоятельной деятельности является совпадение содержания цели деятельности (целеполага-ния) с целью управления этой деятельностью (целе-осуществлением), что выражается в саморегуляции, самоуправлении и самоконтроле деятельности.
Самостоятельную деятельность обобщенно можно представить, как систему, включающую в себя следующие основные компоненты:
1. содержательную сторону (знания, выраженные в понятиях или образах восприятий и представлений);
2. оперативную (разнообразные действия, оперирование умениями, приёмами, как во внешнем, так и во внутреннем плане действий);
3. результативную сторону (новые знания, способы решений, социальный опыт, идеи, взгляды, способности и качества личности) [2].
На основании анализа результатов проверок самостоятельной подготовки за каждую неделю, проведенных в соответствии с графиком учебного отдела и дежурными по кафедрам, начальником учебного отдела каждую пятницу представляется заместителю начальника училища по учебной работе.
Естественная взаимосвязь этапов обучения в образовательной организации позволяет выстроить технологию организации самостоятельной деятельности, основанную на развитии умений организации самостоятельного обучения.
Первый этап представленной технологии может быть назван практико-ориентационным. На нём происходит введение в обучение и практическое освоение приёмов работы по предмету. Данный этап по своей сути является подготовительным, так как основные его задачи - подготовка к действиям и операциям следующих уровней. Основными задачами первого этапа являются: научение распределению учебного времени и отдыха; приобретение умения работать со словарём, текстом; приобретение навыков построения коммуникации; решение упражнений и сравнительных коммуникативно-познавательных задач.
Следующий этап организации процесса самостоятельной деятельности в процессе обучения -операциональный. Главной целью этапа является приобретение общих умений, способов работы. Освоение данных умений предполагает организацию работы над материалом, который содержит общую информацию по содержанию предмета, работу с научными литературными источниками в рамках теоретического курса.
Основными задачами организационно-дея-тельностного этапа технологии организации процесса самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения являются: во-первых, создание условий самостоятельной деятельности и, во-
вторых, нахождение способа решения на основе преемственности в накоплении знаний и апробировании их действенности в ситуациях социальной и профессиональной практики.
Решение первой задачи рассматриваемого этапа предполагает такую организацию самостоятельной деятельности студентов, которая строится на предпочтении в выборе заданий продуктивного характера в ходе выполнения самостоятельных работ, а также нацеливает обучающегося на получение возможности самостоятельного моделирования образовательных ситуаций.
Характер и цели организационно-деятельност-ного этапа рассматриваемой технологии определяют использование на данном уровне творческих познавательных задач, направленных на нахождение способа приобретения знаний, где за накоплением знаний следует апробирование их действенности, опосредованно связанное с будущей профессиональной деятельностью.
Таким образом, в настоящее время самостоятельная деятельность студентов вуза в процессе обучения становится элементом несущей конструкции процесса обучения, поскольку основной задачей современного образования, в конечном счёте, является обучение навыкам самообразования, развитие самостоятельного критического мышления, культуры умственного труда.
Самостоятельная работа в военном вузе, являясь одной из важнейших составных частей учебного процесса, представляет собой целенаправленную деятельность обучаемых по обеспечению прочности получаемых знаний, умений и навыков.
Как требует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», самостоятельная работа обучающихся (в том числе курсантов военных вузов) должна носить систематический и непрерывный характер.
Курсанты самостоятельно занимаются в дни и часы, определенные расписанием занятий, и в часы самостоятельной подготовки, установленные распорядком дня.
Самостоятельная работа курсантов проводится как для закрепления, расширения и углубления ранее пройденного учебного материала, так и для приобретения новых знаний, умений и навыков.
В процессе самостоятельной работы курсанты выполняют различного рода обязательные задания, готовятся к семинарам, групповым, лабораторным и практическим занятиям, зачетам и экзаменам, выполняют курсовые работы, готовятся к сдаче внеаудиторного чтения и т.д.
Самостоятельная работа планируется самими курсантами и складывается из многих элементов, которые можно сгруппировать в шесть основных видов работ:
- восприятие информации на лекции, ее осмысление и изложение ее содержания в конспекте лекции.
- изучение учебной литературы, первоисточников, их конспектирование и доработка лекционных конспектов.
- обобщение и переработка воспринятой информации в знания.
- решение задач, выполнение расчетов, оформление документов и т.д.
- курсовые работы.
- самостоятельная работа на ПК, тренажерах
<<Ш11ШетиМ-^©и©МА1>#2126)),2(0]9 / РШАШШ&Ак ЮИМСИ®
и др.
В основу организации самостоятельной работы курсантов должны быть положены следующие принципы:
- четкое управление самостоятельной работой курсантов;
- регламентация всех видов заданий на самостоятельную работу по объему и срокам их выполнения;
- обеспечение условий самостоятельной работы курсантов.
Самостоятельная работа курсантов над учебным материалом является его служебной обязанностью. Неподготовленность к занятиям должна рассматриваться как невыполнение служебного долга.
С другой стороны, планомерная и целенаправленная самостоятельная подготовка курсантов должна организовываться командирами подразделений, обеспечиваться кафедрами и контролироваться учебным отделом.
Обеспечение самостоятельной подготовки заключается в методическом руководстве самостоятельной работой курсантов со стороны преподавателей.
Важная роль в процессе организации самостоятельной работы курсантов отводится профессорско-преподавательскому составу вуза. Преподаватели обязаны:
1. На младших курсах перед началом изучения дисциплины проводить с курсантами вводные беседы по разъяснению методики самостоятельной работы (методика конспектирования, работа с конспектом и рекомендованной литературой, планирование своей работы).
2. Довести до курсантов, командиров подразделений перечень рекомендуемой, обязательной и дополнительной литературы по дисциплинам кафедры, методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплин кафедры. Совместно с командирами организовать их изучение.
3. В начале семестра на совместном совещании с командирами подразделений обсудить совместно решаемые практические мероприятия по обучению курсантов по дисциплинам кафедры.
4. Выполняя обязанности дежурного по кафедре, а также в соответствии с графиком учебного отдела осуществлять контроль за организацией и посещаемостью самостоятельной подготовки курсантов, о результатах которого докладывать по команде.
5. Четко формировать задание на самоподготовку с указанием сроков его выполнения и списка рекомендованной литературы.
6. Оказывать помощь курсантам в составлении индивидуального плана работы.
7. По мере необходимости организовывать и проводить дополнительные занятия со слабоуспевающими курсантами, а также с курсантами, пропустившими плановые занятия.
8. Оказывать методическую помощь командирам в организации самостоятельной работы курсантов.
9. Проводить групповую и индивидуальную консультативную работу, вызывать через командиров взводов курсантов на обязательную консультацию.
49
10. Не менее двух раз в семестр на расширенных заседаниях кафедр обсуждать вопросы самостоятельной подготовки курсантов и принимать конкретные решения по ее улучшению.
11. Перед изучением нового материала давать задание курсантам на повторение пройденного материала своей или смежной дисциплины, знание которого потребуется для усвоения нового.
12. Периодически, а при проведении зачетов -в обязательном порядке, проверять ведение конспектов, качество конспектирования и работу курсантов над конспектом.
13. Особое внимание вопросам организации самостоятельной подготовки курсантов должно уделяться членами советов наставников по отношению к подшефным взводам.
Кафедры должны постоянно совершенствовать методическое руководство самостоятельной подготовкой курсантов, ее методическое и материально-техническое обеспечение, а также контроль с целью разработки наиболее эффективных методов и средств, обеспечивающих систематическую самостоятельной работу курсантов на протяжении всего периода обучения.
Планирует и организует контроль самостоятельной подготовки курсантов учебный отдел. Этот контроль осуществляется по нескольким направлениям:
во-первых, учебным отделом ежемесячно разрабатывается график контроля самостоятельной подготовки офицерами кафедр и учебного отдела, выписки из которого доводятся до всех начальников кафедр. В соответствии с этим планом ежедневно осуществляется проверка самоподготовки в одной-двух ротах. Начальники соответствующих кафедр назначают офицеров из числа подчиненного преподавательского состава и инструктируют их. На следующий рабочий день после проверки проводивший ее офицер представляет начальнику учебного отдела подробный рапорт о результатах проверки;
во-вторых, дежурные по кафедре преподаватели ежедневно во время своего дежурства контролируют посещаемость, организацию самостоятельной подготовки и порядок в учебных аудиториях, закрепленных за соответствующей кафедрой. Результаты этих проверок дежурные по кафедрам ежедневно отражают в кафедральных журналах и докладывают по команде. Начальники кафедр еженедельно за период с прошлого четверга по текущую среду включительно анализируют журналы контроля самоподготовки, обобщают отраженные в них недостатки и нарушения и о результатах проверок до 10 часов каждый четверг представляют начальнику учебного отдела подробный обобщенный рапорт;
в-третьих, командиры курсантских подразделений ежедневно, помимо плановых учебных занятий, проверяют порядок и наличие курсантов на самоподготовке в подчиненных взводах. О результатах таких проверок командиры всех степеней делают отметку в соответствующем разделе классных журналов и принимают меры по устранению выявленных нарушений и недостатков. Командиры батальонов по записям в классных журналах в конце рабочей недели анализируют результаты проверок и утром в понедельник докладывают за-
PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш11ШетУМ~^©УГМА1>>#2126)),2(0]9
50
местителю начальника училища по учебной и научной работе письменный рапорт о количестве таких проверок, проведенных каждым офицером батальона, и о их результатах.
Кроме того, внеплановые проверки самостоятельной подготовки осуществляются старшими офицерами из числа руководящего состава военной образовательной организации.
Таким образом, в современной системе высшего образования в целом и высшего военного образования в частности, самостоятельная деятельность рассматривается как специфический вид высшей формы учебной деятельности, имеющий
УДК:378.091.33:81;243:656.6
индивидуальный результат, связана с процессом самоорганизации и самоконтроля обучающегося, актуализирующая его способности, психические свойства и личностные качества.
Список литературы:
1. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: уч. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 112 с.
2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М.: Педагогика, 1972. -182 с.
3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 509 с.
Смелжова В. Б.
кандидат педагоггчних наук, доцент кафедри англтсько1 мови в судноводшю Херсонська державна морська академ1я
ВИКОРИСТАННЯ МЕТОДУ ВИЛУЧЕННЯ ЗНАНЬ У ВИКЛАДАНН1 АНГЛ1ЙСЬКО1 МОВИ ПРОФЕС1ЙНОГО СПРЯМУВАННЯ МАЙБУТН1М СУДНОВОД1ЯМ
Smelikova V. B.
THE USE OF ELICITING TECHNIQUE IN TEACHING ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES TO
FUTURE DECK OFFICERS
Смеликова В. Б.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗНАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ БУДУЩИМ СУДОВОДИТЕЛЯМ
Анотацiя
Розглядаеться питання використання методу вилучення знань у викладанн 1ноземно1 мови, зокрема англшсько'1, майбуттм судновод1ям. Наголошуеться на доцшьностг впровадження цього методу, що сприятиме полегшенню сприйняття студентами граматичного або лексичного матергалу, оптимгзацИ навчального процесу, ттересу в подальшому вивченнг 1ноземно1 мови. Метод вилучення знань застосову-ються при вивченш лексико-граматичного матергалу на ргзних етапах - вгд уведення ново'1 теми до ii повторення i узагальнення, у груповш, 1ндив1дуальнш i самостштй роботi студентгв.
Аннотация
Рассматривается вопрос использования метода извлечения знаний в преподавании иностранных языков, в частности английского, будущим судоводителям. Акцентируется на целесообразности внедрения этого метода, что будет способствовать облегчению восприятия студентами грамматического либо лексического материала, оптимизации учебного процесса, интересу в последующем изучении иностранного языка. Метод извлечения знаний следует использовать при изучении лексико-грамматического материала на разных этапах - от введения новой темы до ее повторения и обобщения, в групповой и самостоятельной работе.
Abstract
The article discusses the use of eliciting technique in teaching foreign languages, particularly English, to future deck officers. The expediency of introduction of this technology that will help to relief students' perception of grammatical or lexical material as well as to optimize the educational process and interest in further study of English is noted. Eliciting technique is useful in the study of lexical and grammatical material in different stages - from the introduction ofnew themes to its repetition and generalization, group, individual and independent work of students.
Ключовi слова: метод вилучення знань, викладання англтсько'1' мови, лексика, граматика, читання, письмо.
Key words: eliciting technique, teaching English, vocabulary, grammar, reading, writing.
Ключевые слова: метод извлечения знаний, преподавание английского языка, лексика, грамматика, чтение, письмо.
Сьогодш загальновизнано, що професшне Ввдповщно до вимог М1жнародно! морсько! органь спрямування навчання англшсько! мови фахiвцiв зацп викладених у Модельному Kypci 3.17 головна немовних вишiв е складовою освгги на вах етапах. мета предмета «Англшська мова (за професшним